СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графическая грамота в школе (от греч. γραφιχος- нарисованный, изображённый) - одно из средств развития конструктивно-технического мышления учащихся, связанного с чтением и изображением на плоскости пространственных форм материального мира.

 Основой графической грамоты является развитие пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, а также обучение их различным методам реалистических, упрощённых и условных изображений, применяемых в различных областях науки, техники и в производстве. Это даёт возможность переходить в обучении от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений - к объектам и процессам.

Просмотр содержимого документа
«Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников»

 Любушкина О.А.

Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников


 В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, то есть, относятся к разряду вариативных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование". Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладевать учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое. Таким образом художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.  

Сущность понятия графической грамоты, возможности ее развития у младших школьников.

В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.

 Графическая грамота в школе (от греч. γραφιχος- нарисованный, изображённый) - одно из средств развития конструктивно-технического мышления учащихся, связанного с чтением и изображением на плоскости пространственных форм материального мира.

 Основой графической грамоты является развитие пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, а также обучение их различным методам реалистических, упрощённых и условных изображений, применяемых в различных областях науки, техники и в производстве. Это даёт возможность переходить в обучении от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений - к объектам и процессам. Воспитательно-образовательное значение графической грамоты состоит в развитии умения выражать различные характеристики и отношения объектов теми графическими изображениями, которые наиболее полно определяют необходимое содержание, например форму и цвет предметов (рисунок), их форму и размеры (технический рисунок), пространственное расположение предметов на местности и их относительные размеры (карты и планы), конструкцию предметов и данные, необходимые для их изготовления (чертежи деталей), конструкцию и взаимодействие узлов и деталей изделия (сборочный чертёж), соотношение величин (диаграммы), взаимосвязь элементов и их функциональную зависимость (схемы и графики).

   Основы графической грамоты в школе создаются двумя учебными предметами - рисованием и черчением. Занимаясь рисованием и черчением, учащиеся развивают умение анализировать форму предметов, их пропорции, что уточняет представления о предметах, способствует более полному их восприятию, формирует графически-пространственные представления. Графические познания учащихся расширяются при изучении географии (выполнение и чтение планов, карт, картограмм), математики (построение геометрических чертежей, графиков функций, графические способы решения задач), физики, химии, истории и других предметов (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики). Графическая грамота подготавливает учащихся к будущей практической деятельности, способствует приобретению технических знаний.

  Художественно-графические умения учащиеся приобретают на уроках изобразительного искусства, черчения, геометрии, географии. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как "Интерьер", "Элементы машиноведения", "Рукоделие", "Проектирование и изготовление рабочей одежды".

   Чертежно-графической грамотой принято называть умение читать и выполнять техническую документацию, выраженную в наглядно-графической форме, и использовать ее в практической работе при конструировании и изготовлении изделий.

Особенности работы с технической документацией в начальных классах:

- чертеж

- эскиз

- технический рисунок

- схема

- учебно-инструкционная карта

  Определенные условные обозначения соответствующие государственным стандартам по Единой системе конструкторской документации:

- линия видимого сгиба

- линия сгиба

- осевая, центровая линия

- выносная и размерная линия

- места нанесения клея

 

Техническая документация в учебном процессе используется в решении определенных задач. Учитель должен понимать, что формирование чертежно-графической грамоты у школьников является главным, а что второстепенным.

  С понятием "чертеж", "линия чертежа" ученики уже сталкиваются в 1 классе при выполнении работ в техники оригами. Они уже знают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознать. Во втором классе школьникам предстоит выполнить свои первые графические работы. Важно, чтобы они усвоили, что каждая линия имеет свою толщину и начертание. Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.

Одной из важных задач графической подготовки младших школьников на уроках технологии является их обучение чтению чертежей. Читать чертеж - значит научиться давать точную словесную характеристику предмета, изображенного на чертеже. Конечно же, развитие умения чтения чертежей - это процесс сложный и многоступенчатый. В начальной школе он только начинается, продолжаясь на уроках черчения и технологии среднего и старшего школьных звеньев. В начальных классах школьники ещё не получают достаточных знаний, необходимых для точного изготовления и контроля изделия, изображенного на чертеже, да и сами чертежи очень просты. Поэтому в начальной школе происходит только подготовка к чтению чертежа.

Необходимым условием обучения чтению чертежей является использование образцов изделий и деталей, наглядных изображений предметов, динамических пособий. Их сравнение с чертежами позволит сопоставить изображения предмета или его частей с реально существующими. Это не только облегчит формирование представлений о пространственных характеристиках изображаемого предмета, но и будет способствовать лучшему усвоению всей информации, заложенной в чертеже.

Основная задача - сформировать последовательность мыслительных действий при чтении чертежа.  

Чтение чертежей осуществляется вначале фронтально, с опорой на плакаты, слайды или видеофильмы.

Понятия, которые дети должны знать в 1 классе:

Технико-технологические: изделия, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, клеевое соединение деталей, отделка, стежок, строчка.

Понятия, изучаемые во 2 классе:

Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа, длина, ширина, лекало, выкройка.

Понятия, изучаемые во 3 классе:

Технико-технологические: эскиз, развертки, развертка, линии чертежа.

Понятия, изучаемые во 4 классе:

Технологический процесс и операции.

Таким образом, особую роль на уроках технологии выполняют современные средства обучения. Они позволяют задействовать все механизмы восприятия информации и сформировать долговременную, устойчивую память, пространственное воображение и логическое мышление.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!