Развитие познавательной активности учащихся на уроках
– одно из условий повышения качества знаний.
Учиться надо весело,
чтоб хорошо учиться.
Л.В.Занков
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Развитие познавательных интересов способствует повышению качества знаний учащихся.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать в своей работе различные методически е и дидактические приемы.
Тесты с выбором ответа – один из приемов развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если не вносить разнообразия в ее организацию.
Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. С заданиями такого рода я познакомилась впервые в журнале «Начальная школа». Они мня очень заинтересовали и, опираясь на них, я стала составлять свои задания.
Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты.
Во всех заданиях даются словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.
На уроках учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность учащихся.
«При соответствующей подготовке учителя, дополнительные сведения на уроке не затрудняет детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет создания интереса к учению и повышению познавательной активности», так утверждает профессор С.П.Баранов и с этим нельзя не согласиться. Дети обычно с большим интересом и желанием выполняют эти задания. Вот некоторые из них:
Задание 1.
Какая птица может ходить по дну водоема?
Воробей – 3
Оляпка - 4
Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйся цепочкой примеров.
Результат последнего действия число 4, соответствует слову Оляпка.
Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, Оляпка ныряет в воду.
Задание 2.
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клест – 8
Аист – 6
- Как называются геометрические фигуры,
используемые в записи данного задания?
- Какая фигура здесь лишняя? Лишняя фигура –
круг, остальные фигуры – многоугольники.
Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Клесте легко обнаружить по отрывочному, но очень звучному с металлическим оттенком крику, который он почти всегда издает, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек, елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.
Задание 3.
Скажите, дети, скорей: какой инструмент столяру важней.
Ножницы – 7
Пила – 4
Лопата – 8
Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров
2. Что означает слово столяр. Какие профессии вы еще знаете?
Создание на уроке проблемных ситуаций способствует развитию познавательной деятельности учащегося на уроке. Я считаю, что если знания усваиваются путем поиска и открытия, то этот путь состоит из нескольких этапов, составляющих логику процесса продуктивного усвоения. «Открытия» Может не быть даже в условиях проблемной ситуации. Ведь в создавшейся ситуации ученик не обязательно сам ставит и решает проблему. Это делает и сам учитель, показывая логику движения мысли исследователя. Поэтому, я думаю наилучшее усвоение новых знаний наблюдается в условиях проблемной ситуации. Учитывая это, стараюсь, по возможности, с первого класса привлекать учащихся к решению учебных проблем. Так при знакомстве с единицами длины после сравнения длины двух отрезков разными мерками, сначала одной, а потом другой, я говорю: Теперь я попробую сравнить длины этих отрезков, пользуясь мерками, а вы следите за тем, как я буду это делать.
Укладываю в меньший отрезок меньшую мерку и записываю на доске число, которое показывает сколько раз эта мерка уложилась в отрезке. Затем беру большую мерку, укладываю ее в большем отрезке и записываю на доске соответствующие числа.
Как же так, говорит учитель, У меня получается совсем другой ответ, чем у вас.
Ребята обычно быстро обнаруживают причину расхождения результатов и утверждают, что так действовать нельзя при сравнении длин отрезков. Нужно в одном и другом отрезке укладывать какую-то одну мерку. Только в этом случае можно правильно определить, какой отрезок длиннее или короче. Так учащиеся сами пришли к выводу о необходимости ввода единиц измерения длины.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элементы занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Недаром говориться: «Шутка – минутка, а заряжает на час».
Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Кроссворды можно использовать и в работе с учащимися начальных классов. Как правило, такие игры не велики и состоят из нескольких слов (от 4 до 10). Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учеников младших классов вызывают игры, зашифрованные необычно, а с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки.
Работу с кроссвордами стараюсь использовать на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала орфограмм начального курса русского языка. Отгадывание кроссвордов можно вводить с первого класса.
СОЧЕТАНИЕ ЖИ _ ШИ, ЧА _ ЩА, ЧУ _ ЩУ
По горизонтали:
1. Не сердятся, а усами ворочают, не молчат,
а слова не скажут, идут, а с места не сдвинуться. (ЧАСЫ)
2. Нахмурится, насупится,
в слёзы ударится – ничего не останется. (ТУЧА)
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)
4. Таскал у меня зверь, а попал на людей. (ШУБА)
Если вы все ответили правильно, то в обведенных клеточках прочтете слово на тоже правило.
Одним из важных этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Для того, чтобы ее как-то разнообразить, сделать интересной, усилить обучающий эффект, способствовать интеллектуальному развитию школьников, я использую упражнения, которые впервые увидела в журнале «Начальная школа» в 2000 году №3, которые помогают мне на уроке зажечь огонек в глазах у учащихся. Эти упражнения помогают одновременно развивать внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д.
Все упражнения объединены в несколько групп, которым присущи обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно развивающий характер предлагаемых заданий.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Например, я говорю детям: - Вы сможете определить новое слово из «словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. (Искомое слово МЕДВЕДЬ)
Е : Д: : : Д :
М
В :: Е : : Ь : : :
Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих ученикам определить искомое слово, уменьшается. Так я сообщаю – Вы сможете назвать слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили (слово УЧИТЕЛЬ).
По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний я ввожу в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, я предлагаю ученикам: Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова, которые здесь спрятаны.
О З А Б В Т Е Р А Д К
Какие это слова? Как вы их нашли?
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление. Здесь также используется тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова.
Например, назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8
Каждому числу соответствует определенная буква
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Какие это слова (капуста, картофель)
Пример задания с частичными указаниями учителя: внимательно посмотрите на данный шифр.
4 5 6 7 8 9 10
1 а м н о р к в у
2 с г д я л ч ц т
И ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3.
Разгадав ключ данного шифра вы узнаете слово (солома)
В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Пример задания, предусматривающий закрепление знаний по фонетике: Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы будем работать на уроке.
п ф б к х т е ш с р ч ё щ з ц а
При изучении темы «Местоимения» можно предложить такое задание: Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д).
Вы сможете назвать слово, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках (искомое слово – БЕСЕДА).
В результате проделанной мною работы у учащихся не угасает интерес к обучению, развивается логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Дети становятся коммуникабельнее, учатся с увлечением и интересом. Процесс обучения становится для них желанным и радостным, что в свою очередь отражается и на качестве знаний.