СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках ИЗО на этапе первичного закрепления новых знаний

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития учебной мотивации.

На  этапе первичного закрепления новых знаний важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятий возникла позитивная установка на дальнейший процесс обучения, т.е. положительная мотивация перспективы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках ИЗО на этапе первичного закрепления новых знаний»

2


Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках ИЗО на этапе первичного закрепления новых знаний

Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития учебной мотивации.

На этапе первичного закрепления новых знаний важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятий возникла позитивная установка на дальнейший процесс обучения, т.е. положительная мотивация перспективы.

Педагогические средства развития учебной мотивации

- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;

- организация проектной деятельности;

- организация художественно дидактических игр;
- проведение коллективного обсуждения итогов работы;
- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
- общественная оценка действий учащихся.

Коллективную и групповую формы работа применяю с целью предоставить детям возможность воплотить в совместной продукте свою фантазию, используя имеющиеся знания о цветовой гамме, умение пользоваться разными материалами и техниками изобразительного искусства. Такая форма работы создает условия, содействующие не только эстетическому и художественному развитию, но и формированию у них умений работать в коллективе.

Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Хочу вам представить один из проектов который выполнили учащиеся 2 класса. Это проект в котором еще можно говорить об интеграции знаний из разных областей.

Детям было предложено подготовить сообщения по следующим темам:

  • История кошек в Египте, средние века, на Руси

  • Кошки -творение природы

  • Пословицы и поговорки о кошках

  • Кошки-герои литературных произведений

  • Коты-герои мультфильмов

  • Памятники кошкам.

  • Породы кошек

Учитывая то, что это только 2 класс я подготовила презентацию в рамках которой дети представляли сообщения работы.

Я же показала, как можно выполнить рисунок кошки в 12 различных узнаваемых стилях Это и кошка нарисованная под вдохновением от Ван Гога, Марка Шагала, от японской живописи, вдохновляясь картинами Густава Климта и Жоаном Миро, кот в стиле живописи Древнего Египта и в стиле Пабло Пикассо, под вдохновением от стиля художников-натуралистов, совершенно потрясающе выглядит футуристичная кошечка, кот импрессиониста и кот навеянный творчеством Василия Кандинского и в стиле поп-арт. В презентации представлены рисунки моих воспитанников.

Возможные продукты проектной деятельности учащихся 5 классов: журнал «Журнал мод Василисы Прекрасной».

В начальных классах на уроках - сказках о художниках положительный настрой на работу создают подобранные мной пословицы и поговорки, цитаты и афоризмы. Дети с ними знакомятся в начале урока («Живопись спорит и соревнуется с природой» Леонардо да Винчи – «Сказка о волне и художнике»; «Послушайте – и Вы не забудете, посмотрите и Вы запомните, сделайте –и Вы поймете» Конфуций – «Сказка о сказочнике»; «Портрет должен быть картиной и характеристикой лица» Илья Репин – «Сказка о правдивом художнике»), а потом, на этапе первичного закрепления новых знаний, после выполнения рисунка анализируют это же высказывание

Метод «Дидактические игры»  стимулирует познавательный процесс.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения, навыки.

Игра «нарисуй музыку» (предлагается после темы «Влияние цвета на человека»). «Звонкие» звуки – «яркие», «тихие» – приглушенные цветные пятна, «певучие» – острые, скачущие линии и т.п. Данная работа способствует развитию воображения, творческой активности, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Ребята во втором классе должны были на две группы разделить изображения и проанализировать схожесть и различие между декоративно обобщенными и реалистичными формами.

Так же на этапе первичного закрепления новых знаний провожу работу по развитие умения сопоставить произведение искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи. Для этой работы я подбираю отрывки из литературных, музыкальных произведений и картины художников.

С переходом школьников из начального звена в пятый класс наблюдается снижение уровня мотивации к учебной деятельности. Увеличение учебной нагрузки приводит к тому, что у некоторых ребят пропадает интерес к таким предметам как изобразительное искусство, технология и музыка. Для того, чтобы повысить уровень мотивации на уроках изобразительного искусства, я использую дифференцированный подход .

Так, например, в 5 классе на уроке по теме «Декоративное панно» я предлагаю использовать различные приемы работы над заданием. Несмотря на то, что задание заключаться в изготовлении панно на картоне, учащиеся знакомятся с разнообразными материалами, которые можно использовать при изготовлении панно. С одними видами панно ребята знакомятся в процессе просмотра презентации; другие виды панно они могут потрогать руками, самостоятельно определить какой материал потребовался для их изготовления. Большой восторг вызывают у школьников те панно, которые изготовлены из нетрадиционных материалов.

В 6 классе большая часть детей боится рисовать фигуру человека в движении и считают, что у них ничего не получится. Очень выручает применение метода моделирования. Изготовление модели – фигуры человека. Модель выполняется из картона или плотной бумаги. Все пропорции соблюдаются. Модель движется за счет изменений в сгибах суставов.

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Очень эффективным я считаю прием устного рисования. Ребенок описывает свой будущий рисунок, ребята дополняют подсказывают, как его можно усложнить.

Когда ребенок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Я старюсь ненавязчиво осуществлять помощь– «я нарисую так, а ты как?», «я начну, а ты продолжи», «я нарисую только деталь, а ты все остальное», «я изображу предмет в одном направлении, а ты в другом» и т.п.

Вся представленная мной работа не возможна без применение информационно-коммуникационных технологий.

Управление развитием мотивации позволяет учителю:

  1. Повышать эффективность учебно-воспитательной работы:

    • Развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;

    • Формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.).

  2. Правильно оценивать результативность учебно-воспитательной работы.

  3. Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.

  4. Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

    • Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;

    • Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!