СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зарисовки фигуры человека

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ  КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская художественная школа имени Марии Тенишевой»

(МАУ ДО «ЧХШ им.М.Тенишевой»)

 

 

 

 

 

«Зарисовки фигуры человека»

Методическая разработка открытого урока

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании _________       Разработчик:

________________________________      Мария Александровна Соловей

Протокол№___от_____________2022      преподователь дополнительного

Председатель________Ф.И.О._______     образования первой                                                                                               квалификафионной категории

 

 

 

 

 

 

Черняховск

2024

 

Оглавление

Паспорт урока................................................................................................................. 3

Пояснительная записка................................................................................................... 5

План-конспект урока....................................................................................................... 6

Технологическая карта урока №1.................................................................................... 7

Самоанализ урока.......................................................................................................... 15

Список использованной литературы............................................................................. 16

Приложение.................................................................................................................. 17

 

 

Паспорт урока

 

Вид ДОП

Дополнительная предпрофесиональная программа

Название ДОП

Живопись

Учебный предмет

Рисунок

Срок обучения

5 (8) лет

Год обучения

1

Возраст учащихся

  1. 11 лет

Место темы в структуре учебной программы

II полугодие, Раздел 3. Линейный рисунок

Тип урока

Комбинированный урок

Вид урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Продолжительность

6 академических часов

Тема урока

Зарисовки фигуры человека

Цели

Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка)

Задачи

Развивающие:

  1. Развивать умение вести работу над зарисовками;
  2. Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;
  3. Развивать умение видеть и передавать основные пропорции фигуры человека;
  4. Развивать умение изображать силуэты фигуры человека, пространство.

Обучающие:

  1. Познакомить со строением фигуры человека;
  2. Сформировать опыт ведения работы над кратковременными зарисовками;
  3. Формировать навыки последовательной работы с кратковременными зарисовками.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к окружающему миру;
  2. Воспитывать эстетический вкус;
  3. Воспитывать восприятие красоты человеческой фигуры во всем ее разнообразии.

 

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы работы

индивидуальная, групповая

Основные термины и понятия

«композиция», «силуэт», «пропорции»,«светотень», «объем», «компоновка», «штриховка».

Средства обучения

инструментальные: бумага белого цвета формата А3,  карандаши разной мягкости, ластик, зажим или бумажный скотч.

наглядные: презентация «Зарисовки фигуры человека», фотографии, репродукции.

технические: телевизор, компьютер, мольберт, планшет, стул, модель человека (деревянная)

Межпредметные связи

История искусства, живопись, композиция станковая.

Дата проведения

30.01.2024

Место проведения

Кабинет 3

 

Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Рисунок» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Содержание учебного предмета «Рисунок» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Композиция станковая». Данный урок  каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

 

План-конспект урока

План урока: выполнение задания рассчитано на 2 занятия (6 академических часа)

1 урок.

  1. Организационный момент (3-5 мин)
  2. Актуализация знаний и умений. (5 минут)
  3. Мотивация. Целеполагание (7 минут)
  4. Организация восприятия. (3 минуты)
  5. Организация осмысления. (10 минут)
  6. Первичная проверка понимания. (35 минут)
  7. Организация первичного закрепления. (50 минут)
  8. Анализ. Саморефлексия (10 минут)
  9. Домашнее задание. Инструктаж (5 минут)

2 урок.

  1. Организационный момент (3-5 мин)
  2. Актуализация знаний и умений. (5 минут)
  3. Мотивация. Целеполагание (7 минут)
  4. Организация восприятия. (3 минуты)
  5. Организация осмысления. (10 минут)
  6. Первичная проверка понимания. (35 минут)
  7. Организация первичного закрепления. (50 минут)
  8. Анализ. Саморефлексия (10 минут)
  9. Домашнее задание. Инструктаж (5 минут)

 

 

 

 

Технологическая карта урока №1

Разд.

Этапы урока

Название этапа

Задача этапа (результат)

Методы, формы, средства обуч.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

  1.  

Подготовительный

Настроить на активную работы

Словесный мотивационный

Преподаватель приветствует учащихся.

 

Приветствуют учителя.

5

  1.  

Организационный

Организовать рабочие места

Напоминание

Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочие места, инструменты)

 

 Готовят свое рабочее место, ставят мольберты и планшеты, подготавливают индивидуальные материалы.

5

  1.  

Проверочный

Проверить готовность к уроку

Беседа, опрос.

1)Задает индивидуальные вопросы:

-С помощью каких инструментов мы рисуем на предмете «Рисунок»?

-Что могут нарисовать художники, используя только карандаш и бумагу?

-На каких поверхностях художник может рисовать с помощью карандаша?

-Какая бывает бумага по фактуре?

-Какими инструментами можно заточить карандаш?

-Какие бывают графитные карандаши по мягкости-твердости?

-Как определить твердость или мягкость карандаша?

 Озвучивают ответы на вопросы.

 

10

 

 

  1. 11)Побуждает к высказыванию своего мнения о важности навыка в изображении человеческих фигур.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

2)Подводит обучающихся к выводу о том, что  навык рисования человеческой фигуры необходим.

Формулируют выводы.

 

3.

Подготовительный

Подготовить к проблемной ситуации (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительный процесс)

Создание проблемной ситуации

1)Выдвигает проблему : нехватка умений и знаний в рисовании человеческой фигуры.

Устно отвечают на вопросы учителя.

 

10

 

 

2)Отвечает на вопросы учащихся.

Стимулирует познавательный интерес вопрос:

-Чему бы вам хотелось научиться?

-Чего вам не хватает для рисования человеческой фигуры?

-Что вы знаете о строении человека? (перечислить основные крупные части тела)

Высказывают свою точку зрения.

 

 

 

3)Вместе с учащимися формулирует тему и цель урока. Показывает слайд.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока.

 

 

4)Уточняет понимание цели.

Предлагает вместе наметить пути ее достижения (задачи урока). Показывает слайд.

Внимательно слушают, предлагают варианты

II.

Основной

Организовать процесс осознанного, активного освоения навыка рисования человеческой фигуры

Словесные, наглядные, практические

Действия преподавателя обобщаются в соответствии с выбранными формами работы на разных этапах основного раздела урока

Действия учащихся обобщаются в соответствии с выбранными формами работы на разных этапах основного раздела урока

85

 4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Показ презентации

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание пропорций человеческой фигуры.

Показ презентации

Излагает содержание, демонстрирует слайды презентации.

Основные тезисы:

-Наскальные рисунки человека

-Каноны рисования человека в Древнем Египте

-Пропорции человека Древней Греции

-Основные пропорции человека

Внимательно слушают, задают вопросы.

5.

Физкультминутка

Подготовить двигательный аппарат к продолжению обучения

Физическая релаксация

Предлагает провести разминку. Показывает упражнения, объясняет их назначение и алгоритм выполнения:

-Для снятия напряжения с глаз: быстро поморгать, затем закрыть ладошками глаза и подержать минуту (1р аз)

-На устранение мышечных зажимов: вытянуть руку вперед и следить за движением большого пальца, повторить на обе руки с разным наклоном головы (1 раз на одну сторону)

- Для укрепления пальцев рук: переставлять пальцы по карандашу (на каждую руку по 1 разу)

Подводит итог физкультминутки, настраивает на продолжение урока

Выполняют упражнения.

Оценивают свое физическое состояние и готовность к продолжению урока.

6.

Первичная проверка понимания нового материала

Установить правильность и осознанность усвоения нового навыка в схематическом изображении человека в статичной позе

Создание обучающей схемы.

 

Рисует вместе с учащимися обучающую схему пропорций фигуры человека.

-Этап размещения фигуры в заданных размерах.

-Деление фигуры пополам.

-Деление фигуры на четверти

-Нахождение пропорций головы

-Определение ширины плеч

-Нахождение области талии

-Определение ширины таза

-Определение длины рук

-Нахождение локтя

-Нахождение длины кисти рук

-Нахождение стопы

 

Повторяют педагогический рисунок педагога на подготовленных схемах.

7.

Физкультминутка

Подготовить двигательный аппарат к продолжению обучения

Физическая релаксация

Предлагает провести разминку. Показывает упражнения, объясняет их назначение и алгоритм выполнения:

-На снятие общего напряжения с мышц рук: вращение кистями, встряхивания кистей рук (1 раз по 20 секунд)

-Для снятия напряжения с глаз:

Посмотреть в даль через окно (1 минута, 1 раз)

Подводит итог физкультминутки, настраивает на продолжение урока

Выполняют упражнения.

Оценивают свое физическое состояние и готовность к продолжению урока.

8.

Первичное закрепление знаний и способов действий

Обеспечить первичное закрепление навыка изображения фигуры человека с натуры в статичной позе

Тренировочные упражнения по рисованию человеческой фигуры с натуры.

Работа в парах.

 

Объяснение последовательности выполнения практического задания.

-Компоновка в листе.

 

  1. Предлагает выполнить самостоятельные зарисовки фигуры человека в статичной позе с натуры.

-этап компоновки в листе

-нахождение основных пропорций

-определение индивидуальных особенностей человека

-штриховка и выявление объема на фигуре человека

Выполняют задания. Осуществляют самопроверку, исправляют ошибки.

 

  1. Организует взаимопроверку под своим контролем в парах. Выявляет затруднения, оказывает индивидуальную помощь. Регулирует обсуждения.

Осуществляют анализ и взаимопроверку, обсуждают, исправляют ошибки.

9.

Контрольный

Убедить в правильном, точном полном, осознанном освоении новых знаний учащимися

Задание на узнавание и повторение статичных поз человека с комментированием основных пропорций.

На примере наглядного материала предлагает повторить статичные позы с наглядных картинок. Проводит индивидуальный опрос учащихся:

-Что является примерной серединой фигуры человека?

-Где находится середина локтя?

-Какое положение в пространстве занимает голова?

-Как меняется направление линии плеч при сгибании одного колена?

 

10.

Итогово-рефлексивный

Провести анализ и оценку успешности достижния цели, саморефлексию, наметить перспективы в дальнейшем усовершенствовании навыка рисования фигуры человека

Итоговая беседа.

Проводит просмотр самостоятельных работ.

Анализирует вместе с учащимися основные ошибки и достижений.

Оценка результатов усвоенных знаний.

Выставление оценок.

Анализируют собственную работу, осмысляют свои достижения, рассматривают работы других учащихся. Резюмируют свою работу над самостоятельной частью.

10

III.

11.

Информационно-интруктивный.

Домашнее задание.

Обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения д/з

Инструктаж

Формулирует домашнее задание. -Выполнить самостоятельную зарисовку человека в статичной позе с натуры.

Записывают домашнее задание.

5

12.

Завершающий

Завершить урок

Окончание урока

Организует уборку кабинета и рабочих мест учащихся.

Убирают кабинет, собирают свои вещи.

 

 

 

Самоанализ урока

Структура урока изучения и первичного закрепления знаний была выбрана оптимально. Материал урока преподнесен ярко, точно, эмоционально выразительно. Обучающиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельноть - задавали и отвечали на вопросы, самостоятельно находили решения. Были сфомированы правильные выводы о необходимости навыка рисования человеческой фигуры. Вместе с учащимися сформулирована тема и цель урока. Показ презентации обеспечил живой интерес и зрительное восприятие материала. Ребята с большим энтузиазмом повторили педагогический рисунок и собственноручно создали обучающую схему пропорция фигуры человека. На тренировочном упражнении ребята разбились на пары и выполнили зарисовки фигуры своего соседа с натуры в статичной позе. Этот этап работы, по отзывам учащихся, понравился им больше всего. Ученики осуществили самопроверку, взаимопроверку, выставили работы к просмотру и проанализировали ошибки и достижения. Все задачи урока были реализованы. Достижению цели помогла доброжелательная обстановка, позитивный настрой, методически правильный подбор форм, методов, видов работы.

Список использованной литературы

  1. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.
  2. Могилевцев В. А.. М 74 Наброски и учебный рисунок. Учеб. пособие. – СПб.: 4арт, 2011. – 168 с., ил.

 

 

 

Приложение

Презентация к уроку «Зарисовки фигуры человека»

 Слайд 1

 Слайд 2

 Слайд 3

 Слайд 4

 Слайд 5

 Слайд 6

 Слайд 7

 Слайд 8

 Слайд 9

Просмотр содержимого документа
«Зарисовки фигуры человека»

«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть»    Конфуций (китайский философ-мыслитель)

«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть» Конфуций (китайский философ-мыслитель)

Тема урока: «Зарисовки фигуры человека» -Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка) Цель урока:

Тема урока:

«Зарисовки фигуры человека»

-Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка)

Цель урока:

Задачи урока: -Научиться вести работу над зарисовками; -Развить глазомер; -Передавать основные пропорции человеческой фигуры; -Научиться передавать силуэты фигуры человека; -Познакомиться со строением основных частей тела; -Воспитывать эстетический вкус; -Развить восприятие красоты человеческой фигуры во всем ее разнообразии.

Задачи урока:

-Научиться вести работу над зарисовками;

-Развить глазомер;

-Передавать основные пропорции человеческой фигуры;

-Научиться передавать силуэты фигуры человека;

-Познакомиться со строением основных частей тела;

-Воспитывать эстетический вкус;

-Развить восприятие красоты человеческой фигуры во всем ее разнообразии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!