СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлено планирование  развития  интеллектуальных способностей учащихся. Составлен план работы на год. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа

Демидовского района Смоленской области

Принято

на заседании педсовета

Протокол № ___

от «____» _____________ 2015 г.


Утверждаю

директор _________ / Л.Г.Лосева/

Приказ № ____

от «___»_____________2015 г.












Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся









Составила учитель географии

Дмитриева Л.Н.





2015-2016 учебный год







Цель:

Систематическая работа по развитию интеллектуальных, творческих способностей одаренных детей через разные формы урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Ориентация на развитие способностей одаренного ребенка, основанная на его природных данных.

2. Создание благоприятных условий для развития способностей учащегося через организацию системы факультативных занятий, участие в олимпиадах и конкурсах.

3. Изучение и применение на практике новых технологий, направленных на развитие творческих способностей учеников.



Цели и задачи работы учителя с одаренными детьми:

Основными целями работы учителей с одаренными детьми являются:

– выявление одаренных детей;

– создание условий, способствующих их оптимальному развитию.



Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

  • научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

– выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

– периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

– длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;

– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.



Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

– соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

– минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:

– обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;

– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:

– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации дисбаланса в личностном развитии;

– предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;

– инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;

б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

– не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

– может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);

– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

– ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;

– ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.









Мероприятие

Форма проведения

Срок

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Планирование и подготовка проведения школьного тура предметных олимпиад Организация школьного тура олимпиад. Формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах.

Олимпиады.

Сентябрь, октябрь


Дмитриева Л.Н. – учитель географии.


Выполнено

2

Подготовка к участию в районных олимпиадах. Участие в районных олимпиадах.

Олимпиада. Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад.


Ноябрь-декабрь

Дмитриева Л.Н. – учитель географии.


Выполнено

3

Проведение недели географии

Предметные недели.

В течение года

Дмитриева Л.Н.

Выполнено

4

Проведение индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия.

В течение года

Дмитриева Л.Н.

Выполнено

5

Интеллектуальные соревнования.


В течение года

Дмитриева Л.Н.

Выполнено

6

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.


В течение года

Дмитриева Л.Н.

Выполнено

7

Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах.

Всероссийская сверхпредметная олимпиада

В течение года

Дмитриева Л.Н.

Выполнено

9

Создание в кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.


В течение года.

Дмитриева Л.Н.

Выполнено















Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках изучаемого предмет на основе:

— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;

— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;

— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся.



ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью.

  2. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!