СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных способностей и творческих возможностей на уроке и во внеурочное время

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из первостепенных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Для решения этой задачи предлагаю материал,который активизирует интерес к предмету,способствует развитию интеллектуальных способностей и творческих возможностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей и творческих возможностей на уроке и во внеурочное время»

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

на уроке и во внеурочное время.


Учитель химии Исмагилова А.Р.

У каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умело рукой, они красиво зазвучат

(В.А.Сухомлинский)


За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь о завтрашнем уроке, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить.

Для решения данной проблемы, на первый план выносится основная цель: развивать в личности заложенные природой задатки, формировать способы умственной деятельности и навыки творческого мышления.

Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированной интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Очевидным является поиск путей решения проблемы интеллектуального развития школьников.

Линия развития интеллектуальных способностей учащегося включает в себя:

Развитие- устной и письменной речи, наблюдательность

Формирование умений - сравнивать, противопоставлять, анализировать

выделять главное, проводить обобщение, проводить классификацию, проводить анализ, проводить синтез


Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя познания из разных областей, коммуникативные умения.

Здесь нужно рассматривать основные направления деятельности: ИКТ на уроках химии, работа с книгой, проблемно- поисковая деятельность обучающихся, использование новых технологий обучения.

Ещё одной из первостепенных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Для решения этой задачи использую следующие виды учебной деятельности, способствующие формированию творческих навыков обучающихся:

1. Использование нетрадиционных форм уроков и занятий внеурочной деятельности (урок-игра, викторины, лабораторно-практический урок, защита мини-проектов).

2. При подготовке урока, учебного занятия обязательным считаю использование принципа успешности каждого ученика (ребенок может сам выбирать не только уровень сложности задания, но например и его форму).  Для того чтобы повысить познавательный интерес,  учащимся на уроках предлагаются  карточки для индивидуальной работы, выполненные на бумаге разных цветов.

Эти элементарные предпочтения помогают ученику положительно настроиться на предлагаемую работу.

3. Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к химии, возможны следующие направления:

Творческие работы;

Проектно-исследовательская деятельность;

Ролевые и интеллектуальные игры;

Решение творческих химических задач;

Дидактические игры.

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.

Творческие работы учеников состоят в создании:

- компьютерных презентаций к урокам;

- кроссвордов, ребусов, шарад;

- карточек с заданиями, тестов;

- викторин.

Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах занятия: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления можно использовать презентации, мультимедийные электронные учебники и CD-диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Ученики используют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники и учебники, Интернет.

Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика.

Склонность к исследованию свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одаренности.

Структура учебного исследования:

Выделение и постановка проблемы - выдвижение гипотез - поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материала - обобщение полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.)-защита проекта.

Для успешного решения задач можно использовать элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих “отсекать” неэффективные решения и прийти к верному ответу. (Приложение №1-4)

  Можно  использовать такие приемы, как:

Прием “Наоборот”.

Вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные.

Например, при закреплении правил техники безопасности в 8 классе использовать текст, выделяя в нем ошибочные действия главного героя. (Приложение №5-6)

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.

Третий лишний”.

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо веществ. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним. Исключить «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует. (Приложение №7)

 “Узнай явление”.

Приведены отрывки известных литературных произведений, надо определить о каком явлении, физическом или химическом, идёт речь. (Приложение №8)

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу,  выставка работ, награждение грамотами, дипломами. И главным подведением итогов является пополнение портфолио каждым учеником. Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить:

-Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ –дело очень деликатное.

-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»

-и самое главное- творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.



























ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Распределите следующие вещества по соответствующим классам, выпишите полученные буквы и ответьте на вопрос:

Формулы

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

1.

K2O

Б

М

Л

К

2.

H2CO3

А

Е

О

Р

3.

P2O5

Р

Н

М

В

4.

CuSO4

У

О

Д

Ц

5.

Ca(OH)2

Н

З

Е

А

6.

Fe(NO3)3

Н

Ь

О

Л

7.

SO2

И

С

Е

Ш

8.

H3PO4

О

У

Е

Ц

9.

Na3PO4

К

О

В

С







Выпишите полученные буквы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.














Его вклад в науку:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Соотнесите формулы веществ с их названиями,

выпишите полученные буквы и ответьте на вопрос:

Формулы

Оксид

Силицид

Сульфид

Карбид

Фосфид

Гидрид

1.

Mg2Si

Б

Л

А

К

М

Э

2.

Al4C3

В

Й

Е

А

Р

Я

3.

P2O5

В

О

Б

Д

Н

Р

4.

CuS

Л

Е

У

Ш

Т

Г

5.

CaH2

Х

Т

Н

О

У

А

6.

SiO2

З

Е

И

К

Д

Л

7.

Mg3P2

Р

Л

И

Й

Ь

У

8.

Na2S

Ш

В

Е

С

О

Н





Выпишите полученные буквы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.













Его вклад в науку:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







ПРИЛОЖЕНИЕ №3

«Письмо-загадка»

В названиях элементов нужно выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе.

Ti2/S/Hg2/O2/Na/Ne/As2/K5 _____________________________

Cr/Li2/Cu/In/K _______________________________________

Cu3/H2/Cl2/Fe/Ne2/Na _________________________________

Br/As2/F2/Cu4 ________________________________________

N4/Be2/Sn/Ag3/Fe2/Tc/Zn2/Cd/I2/Mg _____________________



O2 _________________________________________________

Pt/Rb/Ar/K/Ti3/K4/Si/Os/Mo ____________________________

___________________________________________________





(М.В. Ломоносов)















ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте её солевой состав:

1.Сделайте заголовок – название воды;

2.Найдите химический состав, запишите отдельно катионы (ионы+) и анионы (ионы-);

3.Составьте из ионов формулы солей,

например: 2Na + SO42- ↔ Na2SO4

4.Подчеркните формулы кислых солей, назовите их;

5.Подсчитайте общее число получившихся формул солей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Необходимо определить название практической работы, которую выполнял Мурад, а также нарушения правил безопасности допущенные им.

Налив воду в колбу с загрязнённой солью, Мурад очень интенсивно перемешал содержимое стеклянной палочкой. Затем, он поставил колбу на край стола, приготовил фильтр и вставил его в воронку так, что фильтр оказался на 1 см выше края воронки. Отфильтровал жидкость и весь образовавшийся прозрачный раствор вылил в чашку для выпаривания. Затем он зажёг спиртовку от соседней спиртовки и долго нагревал жидкость в нижней части пламени. Как только появились первые кристаллики соли, он отставил зажжённую спиртовку на край стола и взял чашку для выпаривания руками.

Название практической работы:____________________________________

_________________________________________________________________

Допущенные ошибки:

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________











ПРИЛОЖЕНИЕ №6

«Лови ошибку»

БАРОН МЮНХГАУЗЕН. Какая клевета! Я никогда не допускаю ошибок! Во всех моих рассказах нет ни слова лжи! Ложь мне отвратительна, и я счастлив, что все мои близкие считают меня самым правдивым человеком. Кроме того, я, несомненно, самый великий и выдающийся химик. Для того, что бы хорошенько изучить строение веществ (а все вещества состоят из молекул, не так ли?), я решил провести свои собственные исследования. Для этого я наполнил колбы самым легким газом кислородом, ароматным газом азотом, ярко-рыжим газом водородом. Однако по рассеянности я забыл закрыть колбы пробками, и все газы улетучились. Поэтому, чтобы получить водород, я принялся прилежно нагревать оксид ртути, а для получения кислорода поместил кусочек цинка в раствор соляной кислоты. Затем я перемешал оба полученных мною газа в одной колбе, пропустил эту смесь через раствор известковой воды, которая тут же помутнела, а затем поджег смесь, а полученный твердый оксид оставил для моих секретных опытов, ибо я научился получать даже философский камень.

Каждое слово в моем рассказе есть чистейшая истина, а если вы не верите мне и смеетесь, то отправляетесь сами в химическую лабораторию и повторите мои опыты. Там вы увидите, что я не выдумываю и рассказываю вам одну только правду.

Допущенные ошибки:

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Игра «Третий лишний»


Простые вещества

Сложные вещества

1

Кислород, серебро, оксид серы

Йодид калия, медь, оксид серебра

2

Алюминий, кислород, оксид железа

Сероводород, хлороводород, азот

3

Сульфид железа, водород, хлор

Сера, хлорид натрия, вода

4

Оксид кремния, углерод, цинк

Оксид серы, фтор, сульфид алюминия

5

Хром, кальций, хлорид алюминия

Сероуглерод, сульфид железа, кремний























ПРИЛОЖЕНИЕ №8 «Узнай явление»

п

Литературное произведение

физическое/химическое



1.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (Е. Благинина)




2.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело смотреть. (А. Ахматова)




3.

Когда металл в крутые формы льём,

Мне верится, что оживут в металле

Горячие полдневные поля.

Кипит металл,и ждут его поля (А.Кравцов)




4.

Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.(
Учащийся школы № 50 г. Калининграда)




5.

 А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите - так взвесьте…
(Е. Ефимовский)




6.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса - 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
(А.С. Пушкин)




7.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко!
(И. Суриков)




8.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке, 
За ночь вымостил мороз…
(С.Я. Маршак)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!