СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие функциональной математической грамотности на уроке математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей

  • как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы. Необходимо, чтобы ученик не только получал предметные знания, но и после окончания школы успешно применял в реальной жизни. Поэтому, перед учителем ставится задача формировать на уроках математическую грамотность. Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, метод дебатов, исследовательское обучение.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие функциональной математической грамотности на уроке математики"»

Формирование математической грамотности на уроках математики.

Из опыта учителя: конспект урока-игры по математике.


Жилякова Лариса Павловна учитель математики

МКОУ Нижне-Иленская СОШ


Формирование функциональной грамотности – это одна из приоритетных задач современной школы. Всем нам хорошо известны её направления. Одно из пяти «Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в жизни».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей

  • как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы. Необходимо, чтобы ученик не только получал предметные знания, но и после окончания школы успешно применял в реальной жизни. Поэтому, перед учителем ставится задача формировать на уроках математическую грамотность. Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, метод дебатов, исследовательское обучение.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

    • Как игровой момент на уроке;

    • Как проблемный элемент в начале урока;

    • Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

    • Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;

    • Как задание, устанавливающее меж предметные связи в процессе обучения;

    • Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

    • Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

    • Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

    • Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия

Представляю вашему вниманию урок-игру в 9 классе с включением заданий на формирование математической грамотности.



Технологическая карта учебного занятия
  1. блок. Общая характеристика занятия.

Тема занятия Решение практико-ориентированных задач в рамках подготовки к ОГЭ по математике.

Тип занятия Урок - игра

Цель урока Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения учебно-практических (жизненных) задач Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

Формирование  положительной адекватной самооценки; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игро­вых экономических ситуациях; учебно-познавательный интерес к способам решения элементарных финансовых задач; овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений. Осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений В классе есть ученики с ОВЗ. Им предусмотрена роль продавцов (два человека в классе с ЗПР), Один ученик с УО будет выполнять роль кассира. Профориентационная работа на уроке прослеживается невидимой нитью.

Метапредметные результаты:

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; владеть элементарными способами решения проблем твор­ческого и поискового характера; оценивать свою деятельность по освоению математической грамотности.

Регулятивные: составление простых планов своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; корректировка действий после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах.













  1. блок. Технологическая карта урока в 9 классе



Этапы занятия


Дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности обучающихся


Деятельность учителя

Время, мин.


Цель - создать благоприятный

Приветствие,

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а начать мне его хочется с народной мудрости: «Лучшая школа — это жизнь, лучший учитель — это ошибка, а лучшее образование — это опыт». Так вот сегодня мы с вами смоделируем жизненную ситуацию и будем получать первый жизненный опыт. Итак, представим, что вы взрослые! У нас одна большая семья и нам необходимо благоустроить дом. Перед нами макет картонного дома (приложение №1). Необходимо: покрыть крышу, обшить фасад дома листами из самоклеящейся бумаги и выслать дорожку, ведущую к дому плиткой из бумаги. Для дружной работы разделимся на три группы. Кроме этого у нас будут продавцы в двух магазинах, где будем покупать стройматериалы. И кассир в кассе, который выдаст вам необходимую сумму денег.

1 мин


психологический настрой на работу,

проверка



включить обучающихся в учебную

подготовленности к


1.Организаци

деятельность, определить

содержательные рамки урока,

учебному занятию,

организация внимания


онный

создать условия для возникновения




у ученика внутренней потребности




включения в учебную деятельность.



2.

Актуализация знаний

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия опорных знаний и способов действий.

Повторение основных формул, для вычисления плоских фигур и алгоритма решения подобных задач. Самостоятельная работа.

Правильность выполнения индивидуальной работы проверяет ученик, выполняющий роль кассира. Правильность выполнения работы даёт возможность получить деньги из кассы.

- Запишите в тетради тему урока «Решение практико-ориентированных задач». (на доске открывается тема урока)

Что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи?

Предлагаю вам самостоятельную работу на знание формул и умение их применять. Если вы справитесь без ошибок вас ждёт приятный бонус: в кассе вы можете взять необходимую вам сумму денег безвозмездно! (деньги напечатаны на бумаге и не являются подделкой)

Самостоятельная работа №1 (приложение №2)

Индивидуальная работа в группе (приложение №3)

5

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель - обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивация учащихся, вместе с ними

определяется цель урока; акцентируется внимание учащихся на значимость темы.

Дети знакомятся с программой, выбирают цвет фасада и крыши.

Принимаемся за дело! Чтобы покрыть крышу и обшить фасад дома необходимо подобрать цвет. В этом нам поможет программа в интернете. https://skyprofil.by/service/konstruktor-eksterera/

Конструктор экстерьера «СКАЙпрофи» Дети знакомятся с работой программы, подбирают цвет с фасада и крыши наглядно.


Ваша задача: высчитать нужное количество строительного материала, купить его по выгодной цене, а на сэкономленные деньги можно будет купить себе отметки за проделанную работу. (отметки напечатаны «5», «4» и лежат в конверте по количеству учеников)

3


4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель – организовать усвоение детьми решения заданий с их проговариванием во внешней речи. Показать разнообразие задач, решаемых в жизни.

Работа в группах над поставленными задачами


Учащиеся в группах выполняют решение предложенных задач. Дети вычисляют площадь крыши, фасада и дорожки на картонном макете. Вычисляют площадь строительной единицы, а затем высчитывают количество необходимого материала и необходимую сумму денег, для приобретения товара. Высчитывают экономию средств.

По окончании работы над каждой задачей, делают выводы.

Оговаривают план действий.

Я предлагаю вам разделиться на группы.

В магазин нужны продавцы. В магазине имеется прайс-лист (приложение № 4)

Которые должны отпустить товар (Листы для покрытия фасада и крыши заданного размера) и выдать чеки.

(приложение № 5)

В кассу – требуется кассир. У кассира имеются деньги (бутафорские)

Одна группа ребят займётся крышей. Нужно вычислить сколько необходимо листов самоклейки (металлопрофиля), чтобы закрыть поверхность крыши. Размер листов 14 на 4 см. Размер крыши указан на макете, при необходимости можно пользоваться линейкой.

Вторая группа будет работать с фасадом дома. Вам нужно сосчитать сколько надо купить листов самоклейки (сайдинга) для покрытия стен дома. Размер листов 13 на 4 см

Третья группа займутся дорожкой, ведущей к дому. Ваша задача покрыть дорожку плиткой размером (4см на 5см)

Каждая из трёх групп выбирают себе прораба, бухгалтера, строителей.

15

5.

Смена деятельности.

Дети идут в кассу за деньгами. Затем в магазин. Передвигаются по классу.

Ребята сейчас вы будете общаться друг с другом в разных социальных ролях, постарайтесь соблюдать культуру. Я буду наблюдать за процессом общения.

2

Физкультмину




тка
















6. Контроль

Цель – организовать

Индивидуальная

Ребята, если вам удастся всё верно высчитать, то вы полностью закроете крышу, фасад и дорожку листами. Лишнего материала не должно остаться.

15

усвоения,

самостоятельное выполнение

работа.

При отличном счёте, аккуратной работе, экономической выгоде дети получают конверт с отметками.


обсуждение

учащимися заданий.

Осуществляют



допущенных

Дать качественную оценку работы

самопроверку.



ошибок и их

класса и отдельных обучаемых.

Проверяют свои



коррекция.

Самостоятельная работа в группах предлагается в разных уровнях сложности. Облегчённое задание с плиткой и дорожкой к дому, предусмотрено для более слабых детей.

Решения практическим путём. Если всё сосчитано верно, то вся внешняя поверхность крыши и стен макета дома будет полностью покрыт листами. Лишнего материала не должно остаться








7. Рефлексия

Цель – организовать

оценивание

Учащиеся оценивают

Оцените себя, пожалуйста ДВУМЯ СЛОВАМИ: как вы работали на

5

(подведение

учащимися

собственной

себя, заполняют и

уроке? Достигли ли вы цели урока? Что нового


итогов урока)

деятельности на уроке.


сдают листы.

узнали? Из этих слов мы создадим онлайн облако ТЭГОВ, https://wordscloud.pythonanywhere.com/

которое увидим на экране.





Из конверта достают отметки «4» и «5» взаимооценивают друг друга. Дети также ставят отметку учителю за урок, положив Цифру с отметкой в конверт.

А пока создаётся облако важных слов, давайте оценим работу на уроке каждого из нас.











Приложение №1 Макет крыши дома выполнен из картона, а стены из коробки от торта (детали дома разборные для удобной работы в группах)









Приложение №2



Приложение №3 Карточки для индивидуальной работы

1.  

Н а клетчатой бумаге с размером клетки 1x1 изображен треугольник ABC. Найдите длину его высоты, опущенной на сторону AC.







2.  

Н а клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображен треугольник. Найдите его площадь









3.

Н а клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 изображена трапеция. Найдите длину ее средней линии.











4.  

На клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 изображена трапеция. Найдите ее площадь.

5.  

На клетчатой бумаге с размером клетки 1см × 1см изображен параллелограмм. Найдите длину его большей высоты. Ответ дайте в сантиметрах.

6.  

На клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 изображен параллелограмм. Найдите его площадь

.

Приложение №4


Название товара

Размер

Цена за штуку

Условие продажи

Акция

«Самоделкин»


Листы для покрытия крыши

14х4 см

160 р.

Продаётся в упаковках по 7 штук

Нет


Листы для покрытия фасада

13х4 см

80 р.

Продаётся поштучно


Нет


Плитка для покрытия дорожки

5х4 см

19 р.

Продаётся поштучно


Нет

Клей

-

19 р.

Продаётся поштучно

Нет


«Домовёнок»

Листы для покрытия крыши

14х4 см

150 р

Продаётся в упаковках по 10 штук

Нет


Листы для покрытия фасада

13х4 см

90 р.

Продаётся поштучно


10 % скидка


Плитка для покрытия дорожки

5х4 см

18,5 р.

Продаётся поштучно


Нет

Клей

-

10 р.

Продаётся поштучно

Нет




Прайс-лист







































Приложение № 5


ООО "Самоделкин"

Добро пожаловать

ККМ 00075411 #3969

ИНН 1087746942040

ЭКЛЗ 3851495566

29.11.23 10:30 СИС.


наименование товара

1 _______

наименование товара 1

1 _______


ИТОГ

____________

НАЛИЧНЫМИ =________


************************

00003751# 059705














Приложение № 6

Получилось «Облако тэгов»



















Приложение № 7 Моменты урока



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!