СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования математической грамотности учащихся на различных этапах урока в основной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Функциональная математическая грамотность  - это способность учащегося применять математику в различных жизненных ситуациях. Данная работа содержит некоторые приемы из опыта работы учителя по формированию и развитию функциональной математической грамотности школьников  на уроке. А так же ссылки на электронные образовательные ресурсы для формирования функциональной математической грамотности школьников

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования математической грамотности учащихся на различных этапах урока в основной школе»

Приёмы формирования математической грамотности учащихся на различных этапах урока в основной школе. Из опыта работы. Учитель математики МБОУ «СОШ №16 имени Д. М. Карбышева» Сербина Татьяна Геннадьевна

Приёмы формирования математической грамотности учащихся на различных этапах урока в основной школе. Из опыта работы.

Учитель математики

МБОУ «СОШ №16

имени Д. М. Карбышева»

Сербина Татьяна Геннадьевна

«Изучение математики без должной связи с жизнью, без наглядности мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки…» Маркушевич Алексей Иванович (советский математик, профессор)

«Изучение математики без должной связи с жизнью, без наглядности мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки…»

Маркушевич

Алексей Иванович

(советский математик, профессор)

В соответствии с обновлённым ФГОС ООО формирование функциональной математической грамотности является приоритетной целью обучения в 5-9 классах.

В соответствии с обновлённым ФГОС ООО формирование функциональной математической грамотности является приоритетной целью обучения в 5-9 классах.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Функциональная математическая грамотность - это способность учащегося применять математику в различных жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Функциональная математическая грамотность - это способность учащегося применять математику в различных жизненных ситуациях.

  Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности

  Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности

Правила, которые помогут в развитии функциональной грамотности школьников:  Равномерное распределение заданий: Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня необходимо равномерно внедрять в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям и соответствовать возрасту учеников.  Близость к практике: Для школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Например, задача, составленная вместе с детьми на уроке, упоминание имени детей из класса, использование героев из мультфильмов и популярных игр может сделать задачи более увлекательными.

Правила, которые помогут в развитии функциональной грамотности школьников:

  • Равномерное распределение заданий:

Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня необходимо равномерно внедрять в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям и соответствовать возрасту учеников.

  • Близость к практике:

Для школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Например, задача, составленная вместе с детьми на уроке, упоминание имени детей из класса, использование героев из мультфильмов и популярных игр может сделать задачи более увлекательными.

Интегрированные уроки: Это творчество нескольких педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся и вызывает высокую мотивацию к обучению. Целью интегрированного урока становится создание условий для практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результат своего труда и получить от него радость.  Постепенное усложнение заданий: В средних и старших классах необходимо увеличивать объём знаний и сложность анализа информации. Учеников можно ознакомить с серьезными глобальными проблемами и причинами различных явлений, такими как мировые конфликты и социальное неравенство.
  • Интегрированные уроки:

Это творчество нескольких педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся и вызывает высокую мотивацию к обучению. Целью интегрированного урока становится создание условий для практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результат своего труда и получить от него радость.

  • Постепенное усложнение заданий:

В средних и старших классах необходимо увеличивать объём знаний и сложность анализа информации. Учеников можно ознакомить с серьезными глобальными проблемами и причинами различных явлений, такими как мировые конфликты и социальное неравенство.

  Мы должны учить: 1. Решать задач разными способами. 2. Представлять ситуацию, описанную в задаче  с помощью отрезков, чертежа, таблицы. 3. Решать задачи с недостающими или лишними данными. 4.Самостоятельное составление задач учениками. 5. Изменить вопросы задачи. 6. Закончить решение задачи. 7. Составить аналогичные задачи с измененными данными. 8. Составить и решать обратные задачи. Учащиеся должны принимать активное участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.

Мы должны учить:

1. Решать задач разными способами.

2. Представлять ситуацию, описанную в задаче

с помощью отрезков, чертежа, таблицы.

3. Решать задачи с недостающими или лишними данными.

4.Самостоятельное составление задач учениками.

5. Изменить вопросы задачи.

6. Закончить решение задачи.

7. Составить аналогичные задачи с измененными данными.

8. Составить и решать обратные задачи.

Учащиеся должны принимать активное участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.

0;   2)12 - 18= – 6;   3) – (– 5) = 5;  4) – 8 – 12+8= – 12; Физкультминутка: верно – сидите, неверно – встаете Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в стороны, хлопать в ладоши и топать ногами, " width="640"

Актуализация знаний.

  • Приём   «Верные и неверные утверждения»  дает возможность быстро включить детей в работу.  Формируется  умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение выражать свое мнение.

Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета , если нет – то красного

5 класс:

а) Две точки можно соединить двумя отрезками.

б) В одном сантиметре 10 дециметров.

в) Прямая не имеет концов.

г) Точка разбивает прямую на два луча.

Главное – приобщить к учёбе  пассивных учащихся.

6 класс: верны ли утверждения

  • – 2  0;   2)12 - 18= – 6;   3) – (– 5) = 5;  4) – 8 – 12+8= – 12;
  • Физкультминутка: верно – сидите, неверно – встаете
  • Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в стороны, хлопать в ладоши и топать ногами,
В своей работе применяю творчество. В процессе творчества у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается стремление к знаниям. Увлеченные, дети не осознают процесса обучения: они узнают, запоминают, ориентируются, расширяют запас знаний и развивают воображени е. Открытки известные женщины-математики

В своей работе применяю творчество. В процессе творчества у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается стремление к знаниям. Увлеченные, дети не осознают процесса обучения: они узнают, запоминают, ориентируются, расширяют запас знаний и развивают воображени е.

Открытки известные женщины-математики

Кроссенс  - ассоциативная головоломка нового поколения. Что такое кроссенс на уроке? Кроссенс – это  интерактивный метод обучения, построенного на взаимодействии учеников и педагога . Кроссенс как приём помогает создать такие условия в учебном процессе, когда ученики сами добывают знания, то есть происходит непринуждённое вовлечение их в исследовательскую деятельность. В основе кроссенса - деятельностный подход, который способствует формированию сотрудничества, креативности, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс  - ассоциативная головоломка нового поколения.

Что такое кроссенс на уроке?

Кроссенс – это  интерактивный метод обучения, построенного на взаимодействии учеников и педагога .

Кроссенс как приём помогает создать такие условия в учебном процессе, когда ученики сами добывают знания, то есть происходит непринуждённое вовлечение их в исследовательскую деятельность.

В основе кроссенса - деятельностный подход, который способствует формированию сотрудничества, креативности, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Применение знаний и умений в новой ситуации Контроль освоения Игра «Магазин» Учитель пишет на доске объявление: Ученики выбирают «директора» магазина, который раздаёт желтые карточки-ценники.             В них зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники. Ученики считают, записывают новую цену. Сдают карточки «директору» магазина и его помощнику на проверку.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль освоения

Игра «Магазин»

Учитель пишет на доске объявление:

Ученики выбирают «директора» магазина, который раздаёт желтые карточки-ценники.

           

В них зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

Ученики считают, записывают новую цену. Сдают карточки «директору» магазина и его помощнику на проверку.

Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности: Поэт Сеф в шутливой форме писал: “ Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,   Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”. А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа» Работа по готовым чертежам и схемам:

Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности:

Поэт Сеф в шутливой форме писал:

“ Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,

  Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.

А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа»

Работа по готовым чертежам и схемам:

Необходимо опираться на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников.

Необходимо опираться на межпредметные связи с целью их

использования для формирования у учащихся целостного представления о

системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников.

Автор: Шарапова Ольга Михайловна Работа с математическими текстами не теряет своей актуальности и в 9 классе Приемы решения практико- ориентированных задач нового типа включены в ОГЭ в 9 классе. Для моих учеников они довольно сложные!

Автор: Шарапова Ольга Михайловна

Работа с математическими текстами не теряет своей актуальности и в 9 классе

Приемы решения практико- ориентированных задач нового типа включены в ОГЭ в 9 классе.

Для моих учеников они довольно сложные!

Рефлексия: Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова «Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

Рефлексия: Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на

уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и

т.д.

Электронные образовательные ресурсы для формирования функциональной математической грамотности школьников: Дистанционное образование для школьников - Учи.ру Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности от Российской электронной школы

Электронные образовательные ресурсы для формирования функциональной математической грамотности школьников:

Дистанционное образование для школьников - Учи.ру

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности от Российской электронной школы

Цифровые учебные материалы библиотеки «Моя школа» Обучающая онлайн-платформа «Якласс» Межпредметные подборки от Яндекс Учебника

Цифровые учебные материалы библиотеки «Моя школа»

Обучающая онлайн-платформа «Якласс»

Межпредметные подборки от Яндекс Учебника

Литература: Формирование математической грамотности обучающихся.  Нарыжная Л. Н., г. Санкт -Петербург. Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО Автор Мартынова У. Н. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru) Формирование метапредметных навыков на уроках математики в 5-6 классе О. В. Шевчукова Математика. Внеурочные занятия. Т. Б. Анфимова М.: ИЛЕКСА 2017

Литература:

  • Формирование математической грамотности обучающихся.

Нарыжная Л. Н., г. Санкт -Петербург.

  • Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО Автор Мартынова У. Н. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)
  • Формирование метапредметных навыков на уроках математики в 5-6 классе О. В. Шевчукова
  • Математика. Внеурочные занятия. Т. Б. Анфимова М.: ИЛЕКСА 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!