СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия «Математический бой «Готовность № 1»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия «Математический бой «Готовность № 1", проведённого в форме игры - соревнования в рамках декады математики, информатики, физики и технологии для учащихся 9 классов.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия «Математический бой «Готовность № 1»»



Разработка внеклассного мероприятия «Математический бой «Готовность № 1»

Предмет: математика

Форма проведения: познавательная игра - соревнование

Цель: показать несколько интересных приёмов, которые можно использовать при выполнении заданий ОГЭ, закрепить их освоение через практическую деятельность.

Задачи мероприятия:

  • Повышать познавательную активность и интерес учащихся к математике.

  • Развивать умения решать задания различными способами.

  • Научить использовать применение Пифагоровых троек, формулы Пика и способов извлечения квадратных корней, не имея под рукой калькулятора.

  • Формировать интерес к приобретению новых знаний.

Оборудование: реквизит для конкурсов.

Ход мероприятия: 
1. Организационный момент. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на мероприятии «Математический бой «Готовность № 1». И я думаю, что Вы догадываетесь о том, что «Готовность № 1» это проверка уровня нашей готовности к важному событию в нашей школьной жизни – это сдаче экзамена по математике. Но, я не буду сейчас снова проверять Вас в решении заданий экзаменационной работы, тем более, что на этой неделе Вы все приняли участи в тренировочной работе в форме ОГЭ, и все присутствующие прошли его успешно. Я поставила себе другую цель, а именно, чтобы с нашей сегодняшней встречи Вы унесли новые знания, которые помогут Вам не только при сдаче ОГЭ, но и в будущем - ЕГЭ. Гостями и одновременно членами жюри нашего мероприятия будут учащиеся 10 «А» класса, которым тоже будет интересно вспомнить, а может и познакомиться с теми фишками, которые мы с Вами разберём. Ну, а сейчас небольшая разминка

Разминка

Учитель: А начну я нашу разминку со слова ЛАЙФХАК. Кто знаком с этим словом?

Заслушиваются ответы команд.

Учитель: Слово «Лайфхак» образовано от двух английский слов и означает в буквальном смысле «взлом окружающей жизни», а грубо говоря, lifehack — это полезные и простые советы, которые способны облегчить нам жизнь. Есть такие полезные советы и при сдаче экзаменов по предметам. Например, в задании

Найдите значение выражения

я могу сказать ответ практически мгновенно. (Ответ: ¼ =0,25)

В чём здесь секрет? В небольшой хитрости: Если, в такого рода заданиях, для переменных не заданы значения, то все входящие в выражение переменные заменяют на единицы и все остальные действия выполняются с оставшимися числами. А теперь попробуйте, воспользовавшись этим лайфхаком, сказать мне ответ следующего задания, посчитав его устно.

Найдите значение выражения

(Учащиеся решают устно и дают ответ 2).

Но, этот лайфхак пока Вам не пригодится, т. к. задание №12 ОГЭ представленное буквенными выражениями, в котором для переменных заданы числовые значения, поэтому будем выполнять его, применяя ранее полученные способы.

А вот то, что Вам пригодится и поможет сэкономить время на экзамене, так это пифагоровы тройки.

Конкурс № 1: «Пифагоровы тройки»

Учитель: Весь прошлый учебный год на информационной части нашей доски висел плакат «Пифагоровы тройки» и я всё время обращала ваше внимание на него, особенно, когда мы решали задачи на теорему Пифагора. Теперь плаката нет, и мы попытаемся их вспомнить, а поможет нам в этом корабль «Пифагоровы тройки», который привёз нам несколько чисел, но они перепутаны.

1 задание: С помощью набора чисел составьте первые четыре пифагоровы тройки

Учащиеся выполняют задание и сдают членам жюри, которые проверяют их по прошлогоднему плакату

А теперь, когда вы составили первую четвёрку таких троек, Вы можете приступить к следующей части этого задания.

2 задание: Напишите на каждую тройку ещё пару вариантов, которые являются производными от уже имеющихся у Вас троек, заполнив таблицу.

ПИФАГОРОВЫ ТРОЙКИ

a

b

c

a1

b1

c1

a2

b2

c2

3

4

5







5

12

13







8

15

17







7

24

25









Один из вариантов ответа. Но могут быть и другие варианты.

a

b

c

a1

b1

c1

a2

b2

с2

3

4

5

6

8

10

9

12

15

5

12

13

10

24

26

15

36

39

8

15

17

16

30

34

24

45

51

7

24

25

14

48

50

21

72

75



3 задание: А теперь закрепим, полученные знания при решении задач. Заполните таблицу ответов.

1

2

3

4

5

Ответ






Ответ:

1

2

3

4

5

Ответ

3

12

17

24

41



Учитель: Переходим к следующему лайфхаку. Найдите площадь данной фигуры.

(Ответ 18 кв.ед)

Как Вы её посчитали? (Применили формулу для нахождения площади трапеции, посчитав длины оснований и высоты по клеточкам и подставив их значения в формулу ).

А попробуйте в течение двух минут посчитать площадь этого многоугольника? И каким способом Вы можете это сделать?

(Предполагаемый ответ: Посчитать площадь этого многоугольника можно, разбив его на отдельные части, таким образом, чтобы они представляли из себя известные нам многоугольники (треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции и т. д.), площади которых мы умеем вычислять по формулам, но это займёт достаточно много времени).

Учитель: Верно, а хотите узнать способ, который позволит Вам сделать это достаточно быстро? Тогда встречайте второй корабль, который привез нам универсальную формулу для вычисления площади любого многоугольника на клетчатой бумаге. А вывел её австрийский математик Георг Пик, которая так и называется

Конкурс № 2: Формула Пика

Историческая справка

Георг Александр Пик (10 августа, 1859 - 26 июля 1942) – известный австрийский математик. Родился Георг Пик в еврейской семье. Он был одарённым ребёнком и до одиннадцати лет получал образование дома, где  обучался отцом, возглавлявшим частный институт. В 16 лет Георг окончил школу и поступил в Венский университет. В 20 лет получил право преподавать физику и математику, в 1880 году защитил докторскую диссертацию, а с 1881 года стал преподавателем в Шерльско - Фердинандском университете города Праги, где оставался до своей отставки в 1927 году. После ухода на пенсию он вернулся в Вену, город своего детства. Пик был членом Чешской академии наук и искусств, но был исключен после захвата нацистами Праги. Пика отправили в концентрационный лагерь Терезин 13 июля 1942 г., где он умер две недели спустя в возрасте 82 лет.

.

  Сегодня он нам известен, как учёный, который вывел формулу для определения площади многоугольников с вершинами в узлах целочисленной решетки, опубликовав её в 1899 году. Изучение этой формулы включено в немецкие учебники математики.

Сейчас Вы в команде изучаете данную формулу, рассматриваете приведённый пример и выполняете задания по нахождению площадей предложенных фигур.

(Командам выдаются инструктивные карточки и наборы карточек с фигурами на клетчатой бумаге, площади которых они должны посчитать).

Инструктивная карточка

Формула Пика

Условия применения

Алгоритм

Пример

S= В+ Г/2 – 1

В – количество внутренних узлов,

Г – количество граничных узлов.


У многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге (решётке), должны быть только целочисленные вершины, то есть они обязательно должны находиться в узлах решётки.

1. Посчитать количество внутренних узлов (В).

2. Посчитать количество граничных узлов (Г).

3. Посчитать площадь фигуры по формуле Пика.

4. Записать ответ.


В = 26

Г = 12

S= 26+ 12/2 – 1 = 31 кв.ед.



Набор фигур, площади которых надо посчитать с помощью формулы Пика

Многоугольник

Рыбка

Буратино

Свинка







Решение

В =

Г =

S =

Решение

В =

Г =

S =

Решение

В =

Г =

S =

Решение

В =

Г =

S =

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:



Учащиеся выполнят задания и сдают членам жюри. Дополнительный балл за скорость выполнения добавляется только в том случае, если задание выполнено без ошибок.

Таблица ответов

Фигура

B

Г

S

Многоугольник

24

8

27

Рыбка

17

8

20

Буратино

26

22

36

Свинка

36

21

45,5



Учитель: Для того, чтобы успешно выполнять задания второй части, надо хорошо знать критерии оценивания этих заданий. И хочу сказать, что критерии достаточно жёсткие. И я Вам предлагаю попробовать себя в роли эксперта.

Конкурс № 3: «Я – эксперт»

Задание: Оценить, согласно критериям, задание № 21, выполненное двумя учащимися.

Командам выдаются критерии задания № 21 и примеры выполнения этого задания двумя учащимися, которые они должны оценить, поставив количество баллов, согласно критериям. Команды должны обосновать поставленное количество баллов.

Критерии оценки выполнения задания 21.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Правильно выполнены преобразования, получен верный ответ

1

Решение доведено до конца, но допущена ошибка вычислительного характера или описка, с её учётом дальнейшие шаги выполнены верно

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям

2

Максимальный балл


Небольшое уточнение «ошибка или описка» подчеркивает тот факт, что 1 балл допускается ставить в тех случаях, когда единственная вычислительная ошибка (описка) стала причиной того, что неверен ответ.

К вычислительным ошибкам не относятся ошибки в формулах при решении квадратного уравнения, действиях с числами с разными знаками, упрощении выражений со степенями и корнями и т.д.

Пример.

Решите уравнение .

Ответ: , .


Количество баллов_________



Количество баллов_________


(Ответ: 1) Количество баллов 2; 2) Количество баллов 1).


Учитель: Ещё одна тема, которая требует дополнительных знаний – это извлечение квадратного корня, если под рукой нет таблицы квадратов (что актуально на ЕГЭ) или получилось пятизначное или шестизначное число (что актуально уже и на ОГЭ, например, в текстовой задаче). Есть несколько интересных способов, и Вы сейчас с ними познакомитесь.



Конкурс № 4: «Способы извлечения квадратного корня из числа»

1. Способ: С помощью таблицы квадратов. Мы с ним знакомы.

Задание 1: Найдите приближённое значение квадратного корня из числа 74

2. Способ: С помощью разложения числа на простые множители.

Для извлечения квадратного корня можно разложить число на простые множители и извлечь квадратный корень из произведения. Таким способом принято пользоваться при решении заданий с корнями в школе.

3136│2

1568│2

784│2

392│2

196│2

98│2

49│7

7│7

√3136 = √2²∙2²∙2²∙7² = 2∙2∙2∙7 = 56

Используя этот образец, найдите значение квадратного корня из числа 7076.

(Ответ = √2²∙2²∙3²∙7² = 2∙2∙3∙7 = 84)

3. Вавилонский метод. Изучив алгоритм и разобрав примеры, необходимо вычислить приближённое значение квадратного корня из числа 1080.

Инструктивная карточка

Вавилонский метод

Алгоритм

Пример

Еще 4000 лет назад вавилонские ученые составляли наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин (при помощи которых деление чисел сводилось к умножению) таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.

1.Представить число х в виде суммы a2 + b, где a2 ближайший к числу х точный квадрат натурального числа (a2) и пользовались формулой (1)



.

Извлечем с помощью формулы (1) корень квадратный, например, из числа 28:

(Результат извлечения корня из 28 с помощью МК составляет приблизительно 5,2915026).



4. Способ извлечения квадратного корня уголком.

Командам выдаётся листок с пошаговым разбором примера, который они должны изучить, а затем сделать такой же разбор для числа 212521.

Образец с примером разбора способа извлечения квадратного корня уголком.

Шаги алгоритма

Пример

Комментарии

1

Разбить число на группы по 2 цифры в каждой справа налево

86’ 49

Общее число образовавшихся групп определяет количество цифр в ответе

2

Для первой группы цифр подобрать цифру, квадрат которой будет наибольшим, но не превосходящим числа первой группы

1 группа – 86

92 = 81

81

цифра - 9

Найденная цифра записывается в ответе на первом месте

3

Из первой группы цифр вычесть найденный на шаге 2 квадрат первой цифры ответа

_86’ 49

81

5


4

К остатку, найденному на шаге 3, приписать справа (снести) вторую группу цифр

_86’ 49

81

549


5

К удвоенной первой цифре ответа приписать справа такую цифру, чтобы произведение полученного в результате числа на эту цифру было наибольшим, но не превосходила числа, найденного на шаге 4

9*2 = 18

цифра – 3

183*3=549

549 = 549

Найденная цифра записывается в ответе на втором месте

6

Записать ответ

= 93




Задание: Извлечь .

Ответ:

Шаги алгоритма

Пример

Комментарии

1

Разбить число на группы по 2 цифры в каждой справа налево

21’ 25’ 21

Общее число образовавшихся групп определяет количество цифр в ответе

2

Для первой группы цифр подобрать цифру, квадрат которой будет наибольшим, но не превосходящим числа первой группы

1 группа – 21

42=16

16

цифра - 4

Найденная цифра записывается в ответе на первом месте

3

Из первой группы цифр вычесть найденный на шаге 2 квадрат первой цифры ответа

_21’ 25’ 21

16

5


4

К остатку, найденному на шаге 3, приписать справа (снести) вторую группу цифр

_21’ 25’ 21

16__

525


5

К удвоенной первой цифре ответа приписать справа такую цифру, чтобы произведение полученного в результате числа на эту цифру было наибольшим, но не превосходила числа, найденного на шаге 4

4*2=8

цифра – 6

86*6=516

516

Найденная цифра записывается в ответе на втором месте

6

Из числа, полученного на шаге 4 вычесть число, полученное на шаге 5. Снести к остатку третью группу

_21’ 25’ 21

16

_525

516

921


7

К удвоенному числу, состоящему из первых двух цифр ответа, приписать справа такую цифру, чтобы произведение полученного в результате числа на эту цифру был наибольшим, но не превосходило числа, полученного на шаге 6

46*2=92

цифра 1

921*1=921

Найденная цифра записывается в ответе на третьем месте

8

Записать ответ

√212521=461


Учители: Вот и подошло к концу наше мероприятие и пока жюри проверит последнее задание и подведёт итоги, я предлагаю Вам прокатиться на кораблике «Веселушки», но прежде ответьте на вопрос: Какая теорема на 100 % встретится в ОГЭ по математике? (Теорема Пифагора) .

У меня есть альтернатива для запоминания этой теоремы. Если Вы не хотите выучить её математическую формулировку, то запомните стихотворение:

Теореме Пифагора:
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.

Задание № 5: Кораблик «Веселушки»

Задание : Переложить данное стихотворение на музыку, то есть спеть. А вот какой жанр Вы выберите рэп, романс, арию, частушку или ещё что – то другое, это уже дело вашей фантазии.

(Одна команда выходит в коридор, другая готовит музыкальный номер в кабинете. Время на подготовку 3 минуты).

Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Дорогие, ребята, пусть полученные новые знания и умения помогут Вам в успешной сдаче экзамена по математике. Спасибо и удачи всем!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!