СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка уроков по теме "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков по теме "Наречие"

Просмотр содержимого документа
«разработка уроков по теме "Наречие"»





Разработка уроков по теме «Наречие».

Система РО Л.В.Занкова.

4 класс.



1урок. Общее понятие о наречии.

2урок. Разряды наречий по значению.

3урок. Зачёт по теме «Наречие».







Негодина Татьяна Фёдоровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №25»

г.Нижнекамск

Республика Татарстан

Пояснительная записка


Начальный курс русского языка выполняет специфические задачи (обучает чтению, письму, обогащает речь учащегося, дает знания о языке) и является ступенью к изучению этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики должен включать изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и т.д.

Третий и четвертый годы, по сути, являются началом дальнейшего многолетнего изучения структурных и тематических единиц русского языка. Дети, наблюдавшие в течение двух предыдущих лет «жизнь» слова внутри каждого раздела, осмысливали их единство и взаимодействие. Теперь эта общая картина поделена на отдельные тематические части, и ученики будут подробно изучать каждую из них. Но при этом они смогут осознать место и роль каждой части речи в общей системе языка. В системе РО Л.В.Занкова школьники на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии.

Я посчитала необходимым дать более глубокое понятие о наречии, его разрядах и значении в устной и письменной речи..

Наречие сначала рассматривается как часть речи. Ученики замечают, что наречие, в сравнении с другими частями речи, по грамматическим признакам отличается от них своей неизменяемостью. На следующем уроке ребята знакомятся с разрядами наречий по значению, учатся задавать вопрос к наречию и относить его к нужному разряду. Одновременно с этим они наблюдают, какова синтаксическая роль наречия. В этом цикле уроков есть место уроку - зачёту, в результате которого выявляется прочность усвоения изученного материала каждым учеником.


Урок 1.


Тема: Общее понятие о наречии.

Цель: Дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие наречия от других частей речи; развивать зоркость детей, мыслительную деятельность, речь, эрудицию.

Оборудование: Сказка «Кто важнее?», историческая справка о наречии, стихотворение Эли Куклиной, учебник русского языка А.В.Полякова.

Ход урока. I.Организационный момент.

У: Ребята, как сегодня на улице?

Д: Тепло, солнечно, хорошо и т.д.

У: А хорошая погода подняла вам настроение? Посмотрите друг на

друга еще раз, улыбнитесь и вперед! У нас с вами впереди много

интересной работы.

П. Введение в тему.

1. Орфографическое чтение хором.

солнце блестеть красиво зима расстелить ковер

2.3адание: разделите слова на две группы.

Д: Невозможно.

У: В чем дело?

Д: Есть лишнее слово.

У: Что за слово? Почему лишнее?

Д: Отвечает на вопрос КАК?

У: Попробуйте подобрать еще слова отвечающие на этот вопрос.

Д: Радостно, весело, интересно, спокойно.

У: Ребята, а однажды я вам говорила, как называются эти слова.

Кто запомнил?

Д: Наречие.

3.Историческая справка.

У: Да, это наречие. Название наречия идет из старины и указывает

на связь с глаголами. Раньше глагол назывался «речь» ( наречие -

слово, связанное с речью, т.е. с глаголами, «приглаголие» ).

4. Работа по учебнику стр. 71
Чтение вопроса.

У: Какую работу в языке выполняет наречие?

Д: Делают нашу речь красивее, выразительнее.

5. Чтение сказки учителем «Кто важнее?» В. Волина. Веселая
грамматика, стр.256.

У: Какие наречия вы услышали? Какой части речи они помогают?

Д: Наречие украшает глагол, дополняет его другими действиями.




III. Закрепление понятия «Наречие».

1. У: Сейчас я вам прочитаю стихотворение Эли Куклиной, а вы запишите в тетрадь наречия, которые здесь встречаются. Кто больше услышит?

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело!»-

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!

Д: Это слово высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело.

2.У: Что объединяет эти слова?

Д: Вопросы. Мы их задаем при разборе предложения - обстоятельству.

У: Попробуем изменить эти слова, например, по падежам, лицам и числам.

Дети предпринимают попытки.

У: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Они не изменяемы.

У: Что указывает на неизменяемость?

Д: Суффиксы, которыми они заканчиваются.

3. Работа по учебнику.
Упражнение 158, стр.71.

Задание: Списать словосочетания: наречие с вопросом и слово, от которого задан вопрос.

Проверка: С какими частями речи связаны выделенные слова?

  1. У: А теперь расскажите мне все, что вы узнали о наречии?

  2. Чтение правила, стр.72.

IV. Расширение словарного запаса детей.

У: Мы с вами говорили о том, что делает нашу речь более точной,

выразительной.





1. Задание. Замените фразеологические сочетания наречиями, запишите.

Идти черепашьим шагом (медленно).

Кот наплакал (мало).

Встать чуть свет (рано).

Рукой подать (близко).

Яблоку негде упасть (тесно).

2.Проверка. Разбор наречий по составу.

Y.Итог урока.

У: Ребята, вспомните какой вам был задан вопрос в начале урока?

Д: Как?

У: Какие слова вы использовали при ответе?

Д: Тепло, солнечно, хорошо.

У: Какая это часть речи?

Д: Наречие.

У: Что вы о ней узнали?

Д: Наречие помогает глаголу. Делает нашу речь более выразительной.

У: Подберите еще слова к сегодняшней погоде.

YI.Домашнее задание.

У.Подобрать как можно больше наречий для описания зимнего дня.

























Урок 2.


Тема: Разряды наречий по значению.

Цель: Ознакомить с разрядами наречий по значению; развивать умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи; развивать творческое мышление.

Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Полякова, отрывок стихотворения А.С Пушкина, загадка- шутка, карточки с текстом «Друзья подвели».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

На доске слова:

Сегодня

Справа

Счастливо

Слишком

У: Что объединяет эти слова?

Д: Начинаются с одной буквы. Все наречия.

У: А что такое наречие?

Д: Самостоятельная часть речи. Отвечает на вопрос как?

У: В каком разделе языкознания изучается наречие, выберите

нужный раздел и запишете.

  1. Минутка красиво письма.

  2. Работа над новым материалом.

У: Вновь обратимся к нашим словам. Задайте вопрос к каждому

наречию. Что они обозначают?

На доске запись:

Сегодня - когда? - время

Справа - где? - место

Счастливо - как? - образ действия

Слишком - в какой степени? - степень качественная

V. Закрепление.

Работа по учебнику стр. 74

  1. Чтение правила.

  2. Упражнение 167. Задание:

1)Указать разряды наречий.

2)Составить предложения

I ряд - 1 слово

II ряд - 2 слово

III ряд - 3 слово




3. Проверка.

4. Запись предложения под диктовку.

На синем небе робко выступают первые звездочки.

Задание: Обозначить все орфограммы. Взаимопроверка.

Задание: Сделать синтаксический разбор предложения.

На синем небе робко выступают первые звездочки.

(повествовательное, невосклицательное, простое,

распространенное)

У: Какое это наречие? Каким членом предложения является

наречие?

5.Задание: на столах у детей текст.

Друзья подвели. Утром во всю светило майское солнце. Половина класса отсутствовала. Другая половина спросонья зевала. Кто-то, словно назло остальным, громко жевал яблоко. Учитель безразличным голосом проводил перекличку. На каждое имя кто-то выкрикивал: «Здесь». Дошла очередь до Смита. Ненадолго воцарилось молчание. Преподаватель очень удивился: «Что, разве у Смита здесь друзей нет?» В подчеркнутых наречиях обозначить цифрами разряды.

  1. место действия

  2. время действия

  3. образ действия

  4. степень качества

Проверка учителем (листы сдают)

VI. Работа по развитию речи.
Учитель читает отрывок А.С Пушкина.

У: Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!

Я знаю край: там на брега

Уединенно море плещет;

Безоблачно там солнце блещет

На опаленные луга…

У: Какие наречия вы услышали?

Д: Уединённо, безоблачно.

У: Для чего они нужны здесь? Послушайте, я прочитаю, убирая наречия. Д: Делает описание природы более точным, выразительным.

У: В том краю нет зимы. А у нас это удивительное время года. Вот вы сейчас и попробуйте описать своими словами зиму в сочинении - миниатюре, используя слова - наречия, которые вы подобрали дома.

Проверка: Чтение сочинений по желанию.

VII. Итог урока.

У: Какая работа на уроке вам больше всего запомнилась?

Д: Сочинения – миниатюры.




Загадка – шутка

У: Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, послезавтра)

VIII. Домашнее задание

Вот вам это и будет домашним заданием.







































Урок 3.

Тема: Урок- зачет по теме «Наречие».

Цель: Уточнить представление детей о наречии и их употреблении в речи; проверить правописание наречий; развивать логическое мышление речь учащихся; учить аккуратности и четкости в работе.

Оборудование: грамматическое лото, игра «Кто больше», блиц - вопросы, тесты, «кодирование», буриме , зачетные книжки, перфокарты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Блиц - вопрос

  1. ряд - авось - какая часть речи? (наречие)

  2. ряд - назови синонимы к наречию иногда (редко)

  3. ряд - наречие, которое употребляется в качестве команды (вольно)

У: О какой части речи мы будем сегодня говорить?

Д: Наречие.

У: Обратимся к нашему «Грамматическому лото».

Прочитайте 15 вопрос.

(У каждого на столе карточка с номером).



15 Что такое наречие?

Глаголы - исключения: смотреть,


видеть, ненавидеть, терпеть,


обидеть, вертеть, зависеть,


дышать, слышать, держать и


гнать.

Дети находят ответ.

У: Что свидетельствует об их неизменяемости?

Д: Отсутствие окончаний.

У: Прочитайте 21 вопрос.

21. Какие орфограммы на конце наречий?

Ответы детей.

1.У: А сейчас проверим, как вы умеете писать такие наречия.

Я диктую слова, а вы в «окошко» вставляете нужную букву.


Работа с перфокартами Проверка на доске

неуклюже свежо е о

горячо блестяще о е

певуче предостерегающе е е





Дети сами проверяют и ставят себе оценку в зачетную карточку.


Нет ошибок - 5

  1. ошибка - 4

  2. ошибки - 3

  3. ошибки - 2



Иванов


1 задание

5

2 задание

4

3 задание

4

4 задание

4

Итог:

4

2. У: Прочитайте 25 вопрос

25. Когда на конце наречий с приставками пишется а, а когда - о?

Д: В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

У: Игра «Кодирование»

Я вам закодировала два числа, вы их угадаете, если верно вставите

буквы на конце наречий. Буквы пишите в тетрадях в три столбика и

соединяйте безотрывной линией наибольшее количество букв.



1 вариант




2

вариант



снов


начерн

допоздн

наглух

занов

влев

изредк


влев

досух

накрепк

слев

изредк

докрасн


справ

добел

зажив

дотемн

набел

занов


запрост

дотемн

издалек

влев

настрог

направ


надолг

дочист

надолго

запрост

задолг

а о

а



0

о

0


а о

а



0

а

а


а а

а



0

0

0


о о

а



а

а

0


о о

а



о

0

о


После проверки с доски, выставляют себе оценку.

З.У: Прочитайте 17 вопрос.

17.Что обозначают наречия?

Задание: На доске даны слова: смешно, летом, быстро, вмиг, сказочно,

сегодня.



У: Что объединяет эти слова?

Д: Это наречия.

У: На какие группы можно поделить эти наречия?

Д: По разрядам.

У: Назовите 1 группу.

Д: Образ действия.

У: Какие еще разряды здесь отсутствуют?

Д: Времени, место действия.

Практическая работа. Тест.

На столах у детей задание по вариантам.

1в. Отметьте предложения с наречиями образа действия.

II в.Отметьте предложения с наречиями времени.

  1. Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой.

  2. Он давно заметил, что при дедушке лес преображался.

  3. Ласково звал в гости.

  4. Дубы добродушно улыбались, широко раскинув руки - сучья.

5. Справа от лесной дороги росла колючая ежевика.

  1. Она по-дружески угощала всех спелыми ягодами.

  2. Из лесу возвращались поздно.


  1. Раньше я жил у бабушки.

  2. У нее над столом была полка.

  3. А на полке пароходик.

  4. Пароходик был очень красивый.

  5. Однажды я видел такой на картинке.

6.У него были две мачты и

наверху желтая труба.

7. Он мне сразу понравился.

Взаимопроверка. Дети выставляют оценки в зачетную книжку соседу.

На доске проверка.

1 в.-3,4, 9. 2 в.-1,6, 9.


4. У: Иногда бывает вам желательно

Действие или предмет пояснить

Это значит: нужно обязательно

Вам меня на помощь пригласить.

(П.Чесноков)

Ребята, кто напрашивается на помощь?

Д: Наречие.

У: Какова же роль наречия?

Д: Она делает нашу речь более яркой, образной, точной.


Практическое задание. Игра «Кто больше».

У: Я вам называю наречия , а вы записываете синонимичные им

фразеологизмы.

Близко (рукой подать, в двух шагах, не за горами)

Далеко (за тридевять земель, у черта на куличках, на краю света)

Очень мало (кот наплакал, капля в море, раз-два и обчелся, с гулькин

нос)

Проверка. Это задание оценивает сам учитель и выставляет итоговую

оценку.

Ш.Творческая работа. Буриме.

На доске:

... далеко ... глубоко

... весело ... высоко

Проверка. Зачитываются четверостишия составленные детьми.

Д:1) Высоко сидишь 2) Замёрзла река,

Далеко глядишь И покрылась вся льдом,

Весело играешь Играть там опасно!

Глубоко ныряешь Если ты вдруг уйдёшь далеко

То можешь под лёд уйти глубоко.

IV. Итог урока.

У: Какие представления о наречии вам сегодня удалось уточнить?

Д: Наречие делает нашу речь более яркой, выразительной.

У: Более глубоко вы будете изучать эту часть речи в средней школе.

V. Домашнее задание.

У: Дома вы продолжите работу над четверостишием.

Результаты работы.

В классе - 25 учеников.

«5»-10

«4»-13

«3» - 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!