СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку «Не с деепричастиями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку «Не с деепричастиями». Урок с применением ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку «Не с деепричастиями»»

Разработка урока для 7 класса по теме:

«Не с деепричастиями».

(урок с применением ИКТ).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; доска.

Образовательные технологии: личностно - ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, групповая, компьютерная.

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями.

3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы.

5. Продолжить работу над формированием навыка выделения главного.


Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

1.Этап актуализации

знаний, целеполагание. Совместное

определение

цели и задач

урока, этапов

и форм работы




коллективная работа

регулятивные

совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия и вида контроля

познавательные

выдвижение гипотезы (при постановке цели урока)

коммуникативные

планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли

личностные

личностное осознание поставленных целей и задач урока

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, тетрадь, пенал и дневник. Проверили? Садитесь.

Каждый урок-это путешествие в страну Знаний. Вот и сегодня мы отправимся в увлекательную поездку. Мы вновь навестим частицу не и поможем ей правильно себя вести с деепричастием. Это и есть основная задача нашего путешествия.

Маршрут нашей поездки на доске.

1. Проверка домашнего задания. Домик.

2. Станция «Повторение».

3. Не и деепричастие.

4. Игра «Четвёртый лишний».

5. Попробуй сочини.

6. Д.з. Домик.

7. Итоги путешествия.

8.Отгадай загадку.

1. Прежде чем отправиться в путь, проверим домашний багаж знаний.

У Вас 2 минуты на самопроверку.

(На экране выведен код цифр слитного написания).

2, 4, 6, 9, 11, 13, 15. Поставьте себе отметку.

Домашнее задание. Повтори правила правописания частицы не с изученными частями речи.


Упражнение 1: определи часть речи и написание данных словосочетаний.

Обведи в кружок цифру слитного написания слова с не.

1).(Не)глубокая речка, а мелкая. 2). (Не)выполненное задание.

3). (Не)серебряное кольцо. 4). (Не)брежная запись.

5). (Не)хотел уезжать. 6). ( Не)греющее солнце.

7). (Не)лисий след. 8). (Не)тронутый загаром

9).Сказал (не)правду. 10). Вовсе (не)интересная книга.

11). (Не)здоровый вид. 12). В гости (не)пришёл.

13). (Не)приятель атаковал. 14). Задача (не)решена.

15). (Не)нависть к врагу. 16). (Не)умытый утром малыш.

17). (Не)лёгкая, а трудная работа. 18). Отнюдь (не)воспитанный человек.

Упражнение 2*: напиши пословицы (2-3), имеющие в своём составе глаголы с частицей не.

Задание под №2 мы проверим позже.

Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

2. Организационно - деятельностный этап


коллективная работа

регулятивные

умение структурировать информацию

познавательные

умение преобразовывать информацию

коммуникативные

развитие монологической речи, умения полно и ясно выражать свои мысли, отработка навыков создания научной формулировки

личностные

освоение одного из способов выведения правила

2. Итак, станция «Повторение». Остановка длится 2 минуты.

На этой станции нам понадобятся наши знания о правописании частицы не с изученными частями речи.

Играем в «Светофор».

Задание выполняется стоя; в руках у детей - сигнальные карточки: красная сторона (раздельно) в левой руке; зелёная (слитно) - в правой.

Я читаю словосочетания с частицей не, а вы – сигналите своей карточкой, определяя написание.

Не чувствовал усталости; бушует непогода; мне нездоровится; нераспустившееся растение; не лёгкая, а трудная задача; вовсе не исследованная местность; не знавшие страха; сказал неправду; незаконченная работа; не зелёный цвет; не заячий хвост; пример не закончен.

Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).








Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

2. Организационно - деятельностный этап


индивидуальная

парная

групповая









регулятивные

понимание цели этого этапа работы; упорядочение и структурирование информации

познавательные

умение преобразовывать информацию, анализ полученных результатов

коммуникативные

развитие навыков групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

личностные

осознание личной значимости темы урока, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

3. Не и деепричастие.

Пора отправляться в дорогу и выполнить обещание, данное вчера частице не. Кто мне напомнит об этом?

Мы обещали познакомить частицу не с родственником глагола - деепричастием.

Давайте вспомним, чем закончилась встреча частицы не с глаголами?

Закрыли двери на замок и не впустили на порог.

Давайте на минутку вернёмся ко второму заданию в домашней работе.

Кто подобрал пословицы не с глаголами? Как Вы написали эти глаголы? Правильно – раздельно.

А теперь - внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не и деепричастие. Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены?

(Глаголы и деепричастия).

не пренебрегать не пренебрегая

не интересоваться не интересуясь

не поверитьовересоваться не поверив

Кто сформулирует правило правописания не с деепричастиями?

Не с деепричастиями пишется раздельно.

Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями.

Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.

Списать пословицы, раскрыть скобки. У Вас-1 минута.

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2.(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

3.(Не) поглядев на пирог, (не) говори, что сыт.

Как написали? Проверяем: один - у доски, остальные - самопроверка.

А кто мне скажет о знаках препинания в этих предложениях? А в 3-ем?

Кто написал на 5, 4, 3? Встаньте.

Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно.

Но посмотрите на доску, какие деепричастия здесь написаны?

Слова, которые без НЕ не употребляются. Назовём эти слова.

Невзлюбив, ненавидя, недоумевая, негодуя.

Запишите зелёной ручкой в тетрадь. На полях поставьте восклицательный знак.

4. Игра «Третий лишний» (3 мин).

На доске:

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.

4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.

Взаимопроверка на местах, один - у доски. Кто написал на «5», «4», есть другие оценки?

Ф./м. для глаз.

Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

2. Организационно - деятельностный этап.

Работа по закреплению изученного материала


групповая









регулятивные

понимание цели этого этапа работы, правильной речевое оформление задания

познавательные

умение преобразовывать информацию, анализ полученных результатов

коммуникативные

умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы

личностные

умение сотрудничать в процессе выполнения работы, распределять обязанности; умение применять полученные знания в практической деятельности

5.Попробуй сочини.

А сейчас экскурсия по памятным местам. Организовали группы. Консультанты возьмут задание для своей группы.

Задание для всех одно: составить памятки, используя в них изученную орфограмму «Не с разными частями речи», а вот темы будут разными.

1-я группа. Памятка на тему «Бережное отношение к книге».

Консультант _______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

2-я группа. Памятка на тему «Поведение в школе».

Консультант ______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

3-я группа. «Взрослые и дети».

Консультант _______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

4-я группа. «Природа и человек».

Консультант _________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

5-я группа. «Мы в театре».

Консультант __________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

6-я группа. « Внимание: дорога!».

Консультант __________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

На составление памятки у Вас 5-7 минут. Работает вся группа: кто словом, кто словосочетанием – получается предложение.

Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

2. Организационно- деятельностный этап.

Проверка, корректировка, дополнение

групповая









регулятивные

посткоммуникативная рефлексия

познавательные

внесение дополнений в работы, их корректировка

коммуникативные

умение сотрудничать; владение монологической и диалогической речью, обогащение речи

личностные

формирование критического мышления

Проверка: прочитать слова с не таким образом, чтобы всем было ясно, как написано это слово.

Вывод: от чего зависит написание слов с частицей не? От части речи и условий написания.

Этапы урока

Формы работы

УУД

Конкретные виды деятельности

3. Рефлексия: подведение итогов урока: что нового узнали? чему научились? Что было самым для вас интересным на уроке?


Коллективная работа








регулятивные

оценка проделанной работы

познавательные

анализ проделанной работы, полученных знаний и умений

коммуникативные

развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

личностные

осознание личной значимости темы урока, применение полученных знаний и умений в практической деятельности (при создании устного и письменного высказывания)

Сегодня вы все прекрасно работали.

6. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы (спроектированы на экране):

    • Какую цель (цели) я поставил перед собой на уроке и насколько я ее реализовал?

    • С какими трудностями я столкнулся при изучении темы и как я их преодолел?

    • Что лучше всего получилось у меня на уроке?

    • Над чем я должен еще работать?

    • Опишите динамику Вашего настроения во время урока.

6. Д/З.

Мы завершили своё путешествие по стране Знаний. Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з. (& …., упр.…. или …..*)

7. Итоги путешествия.

Урок подошёл к концу. Кто сможет подвести итог нашему путешествию?

_______________________________________________________________________

Дополнительное задание:

8*.Отгадай загадку. Загадки непростые.

Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед).

Упадёт - поскачет, ударишь-не плачет (мяч).

Видна глазами, да не взять руками (тень).

Виден край, да не дойдёшь (горизонт).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!