Разработка открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие и деепричастие как особые формы глагола»
Цель:
-формировать общее представление о причастии и деепричастии.
Задачи:
-учить видеть причастия и деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи;
-рассмотреть роль причастий и деепричастий в речи;
-развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас;
-воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку.
Оборудование:
«Русский язык 6 класс» С. И. Львова, В. В. Львов, тетради, ручки, экран, таблицы, презентация «Похвала синквейну», тестовые задания по теме «Глагол».
Ход урока.
Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мария Юрьевна.
Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу.
(Звучит веселая музыка)
Повторение пройденного материала по теме «Глагол».
-Что можно делать под эту музыку?
(Танцевать, веселиться, петь…)
-Какие части речи вы назвали?
(Глаголы)
-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. Мы сейчас проведем тестирование по теме «Глагол». Поможет нам компьютер. Кто желает проверить свои знания по теме «Глагол»?
(Вызывается к доске один желающий)
-Мы внимательно слушаем, вспоминаем пройденное, делаем пометки на черновиках и после окончания теста прокомментируем его.
(Проводится тестирование на компьютере, которое проецируется на экран, подводятся итоги)
-Вы хорошо знаете тему «Глагол» и со следующим заданием справитесь без труда.
Чтобы выполнить задание, которое я сейчас дам, разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с четырьмя словами. Задание: найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
1 карточка: притворился, бежал, слушал, улыбнувшись;
2 карточка: кричит, хранит, белеет, читающий;
3 карточка: смотрит, чистит, подглядывает, крикнув.
(Дети находят лишние слова: улыбнувшись, читающий, крикнув. Объясняют свой выбор.)
-Итак, мы нашли две необычные части речи. Они похожи на глагол, но это не глаголы. А что?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: причастие и деепричастие как особые формы глагола. Сегодня мы познакомимся с причастиями и деепричастиями, научимся их узнавать и решим, зачем они нам нужны.
IV. Работа над новой темой.
Как вы уже догадались, наши лишние слова из задания «Найди четвертое лишнее» и есть причастия и деепричастия. Возникает вопрос: как узнать, где причастия, а где деепричастия? Вы сейчас сами научитесь их узнавать. Откройте учебник на странице 35. Ваша задача: прочитать теоретический материал на странице 35 и выяснить, на какую часть речи кроме глагола похожи причастия, а на какую деепричастия.
(Самостоятельная работа детей.)
Во время самостоятельной работы детей учитель записывает на доске слова:
причесавшись играющий
читая умывающийся
сверкая бегущий
-Итак, на какую часть речи кроме глагола похоже деепричастие?
(На наречие, отвечает на вопросы наречия.) Учитель вешает на доску таблицу с вопросами наречия.
-На какую часть речи кроме глагола похоже причастие?
( На прилагательное, отвечает на вопросы прилагательного.) Учитель вешает на доску вопросы прилагательного.
-Пропустите строчку вниз и запишите слова, которые вы видите на доске в свои тетради. Определите, задавая вопросы к словам, в каком столбике деепричастия, а в каком причастия. Озаглавьте столбики.
(Дети определяют, доказывают, записывают.)
- Итак, мы узнали, что причастия и деепричастия образовались от глагола и поэтому называются особыми формами глагола. Мы научились узнавать причастия и деепричастия. А вот зачем же нужны причастия и деепричастия? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав текст.
Писатель Д. И. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк « Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место в главе «Публика шарманщика» последнему не понравилось. “У меня,— пишет Григорович,— было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то,— раздраженно заговорил вдруг Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...”
- Итак, ребята, зачем же нам нужны причасти и деепричастия?
(Они делают нашу речь живописнее.)
-Мы выяснили все, что собирались выяснить на сегодняшнем уроке. И чтобы подвести итог урока, мы сейчас придумаем синквейн.
(Проводится словарная работа с использованием презентации «Похвала синквейну» и составляется синквейн на тему «Деепричастие»)
Синквейн
1.Деепричастие
2.Особая, неизменяемая.
3.Обозначает, образуется, совмещает.
4.Делает речь образной, выразительной.
5.Форма.
V. Итоги урока. Д/з.
Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание: придумать синквейн на тему «Причастие».