СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка фрагмента урока чтения. Знакомство со звуками [г] и [г']. Знакомство с буквой Г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка фрагмента урока чтения. Знакомство со звуками [г] и [г']. Знакомство с буквой Г»

14.12.23

Разработка фрагмента урока чтения

«Выделение звуков и знакомство с буквой»

I. Разворот страниц «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа

стр. 119 – стр. 121

II. Тема урока

Тема «Знакомство со звуками [г], [г’]. Знакомство с буквой Г»

III. План урока

Этап

Описание

I

Организационный момент

Развитие речевого аппарата – артикуляционная разминка.


Артикуляционная гимнастика выполняется сидя: спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.


Упражнение с использованием стихотворения «Лягушка». Необходимо удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы видны.


«Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали. И нисколько не устали!»

II

Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания;

  2. Упражнения в чтении слогов;

  3. Игра «Звуковое лото»

III

Постановка познавательной задачи урока

  1. Создание проблемной ситуации (загадки);

  2. Постановка учебной задачи;

  3. Сообщение темы и цели урока

VI

Знакомство с новыми звуками

  1. Рассматривание предметной картинки. Работа со значение опорных слов;

  2. Звуко-слоговой анализ слов «грибы» и «круги»;

  3. Выделение нового звука [г], его характеристика

V

Работа по развитию речи

  1. Чистоговорки:

Га-га-га – зеленеют луга.

Га-га-га – тают белые снега.

Гу-гу-гу – в лес по ягоды бегу.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу – хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги – за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

  1. Физминутка «Бабочка»:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево),

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад),

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться),

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружиться.).

VI

Знакомство с новой буквой.

Продолжение работы по новой теме

  1. Выделение второго звука [г’], его характеристика;

  2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий;

  3. Распознавание новых звуков в других словах;

  4. Знакомство с новой буквой

VII

Закрепление изученного на уроке.

Упражнения в чтении

  1. Чтение слогов: ги – гу – га – ге – го (ка – ку – ко – ки – ке) и слов в столбиках (Галя, Гена, гриб, грибы, корзина, корзинка);

  2. Чтение рассказа о Гале и Гене по предложениям;

  3. Чтение стихотворения Е. Трутневой про гриб-боровик;

  4. Чтение стихотворения А. Барто «Гром»

VIII

Подведение итогов

Фронтальный опрос:

  • С какой буквой мы сегодня познакомились?

  • Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

  • Охарактеризуйте этот звук

IX

Задание на дом

Объяснение домашнего задания

«Выучить наизусть скороговорку на странице 121»

X

Рефлексия

  1. Зона общения: беседа в формате вопрос-ответ;

  2. Помощь ученикам



VI. Анализ разворота страниц и выбор фрагмента страницы, предназначенный для знакомства со звуками и буквой

Страница 119 (поля)

V. Методика проведения этапа урока «Знакомство с новыми звуками и буквой»

1. Выделение звуков

У:

На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?

Д:

Грибы и круги.

У:

Произнесем слова хором. Три – четыре:

Д:

«Грибы», «круги» (*произнесение слов вслух хором*).

У:

Разделим слова на слоги. Произнесем их по слогам, прихлопывая.

Д:

«Гри – бы», «кру – ги».

У:

Сколько слогов в словах «грибы» и «круги»?

Д:

В словах «грибы» и «круги» по два слога.

У:

Произнесем хором первый слог. Три – четыре:

Д:

«Гри» в слове «грибы» и «кру» в слове «круги».

У:

Из чего состоит первый слог?

Д:

В слове «грибы» первый слог «гри» состоит из трех букв и трех звуков: «г» – [г], «р» – [р’], «и» – [и]. В слове «круги» первый слог «кру» состоит из трех букв и трех звуков: «к» – [к], «р» – [р], «у» – [у].

У:

Из чего состоит второй слог?

Д:

В слове «грибы» второй звук «бы» состоит из двух букв и двух звуков: «б» – [б], «ы» – [ы]. в слове «круги» второй слог «ги» состоит из двух букв и двух звуков: «г» – [г’], «и» – [и].

У:

Рассмотрите схему слова «грибы» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д:

В слове «грибы» звук [г] первый (находится в первом слоге).

У:

Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он звучит (произносится).

Д:

[г] (*произнесение звука*).

У:

Этот звук гласный или согласный?

Д:

Согласный.

У:

Как вы это определили?

Д:

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У:

Закройте уши руками и произнесите звук [г].

Д:

[г] (*произнесение звука*).

У:

Какой это звук – глухой или звонкий?

Д:

Этот звук звонкий.

У:

Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д:

На схеме слова «грибы» звук [г] обозначен синим цветом.

У:

Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д:

Звук [г] твердый.

У:

Что вы можете сказать о звуке [г]?

Д:

Этот звук согласный, звонкий и твердый.

У:

Рассмотрите схему слова «круги» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д:

В слове «круги» звук [г’] четвертый (находится во втором слоге).

У:

Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он звучит (произносится).

Д:

[г’] (*произнесение звука*).

У:

Этот звук гласный или согласный?

Д:

Согласный.

У:

Как вы это определили?

Д:

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У:

Закройте уши руками и произнесите звук [г’].

Д:

[г’] (*произнесение звука*).

У:

Какой это звук – глухой или звонкий?

Д:

Этот звук звонкий.

У:

Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д:

На схеме слова «круги» звук [г’] обозначен зеленым цветом.

У:

Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д:

Звук [г’] мягкий.

У:

Что вы можете сказать о звуке [г’]?

Д:

Этот звук согласный, звонкий и мягкий.

У:

Как вы думаете, почему мы с вами прочитали еще слова «корзина» и «корзинка»? Ведь в них не встречаются звуки [г] и [г’].

Д:

В этих словах встречается звук [к]. Он является парным согласным звуков к звуку [г].

У:

Перейдем к следующей странице и прочитаем вслух пары слогов со звуками [г] и [к], [г’] и [к’].

Д:

Ка – га; ку – гу; ко – го; ки – ги; ке – ге (*чтение слогов вслух хором*).



2. Знакомство с буквой

У:

Звуки [г] и [г’] обозначаются буквой «г». Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква «Г»?

Д:

Из двух прямых линий: одна из них вертикальная, другая горизонтальная и меньшего размера (расположена перпендикулярно вертикальной).

У:

А строчная?

Д:

Из двух прямых линий только меньшего размера.

У:

Похожи ли заглавная и строчная буквы «Г» и «г»?

Д:

Да, похожи. Разница только в размере.

У:

Почему букв две – заглавная и строчная?

Д:

С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей (Гена, Галя), клички животных, названия исторических событий и некоторых праздников. Названия предметов и явлений пишутся со строчной буквы.

У:

На что похожа буква «г»?

Д:

Буква «г» похожа на трость, подъемный кран, косу (которой косят траву), кочергу и шею гуся.

У:

Назовите соседей буквы «г».

Д:

Соседями буквы «г» являются буквы «в» и «д».

У:

Научимся печатать букву «г». Сначала заглавную. Посмотрите, как это делаю я.

Г

Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю две клетки вправо. Заглавная буква «Г» состоит из двух элементов – из двух прямых линий. Вертикальную линию начинаем писать от нижней линии рабочей строки. Ведем линию вверх до вспомогательной линии. Затем начинаем писать второй элемент. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем короткую горизонтальную линию вправо по вспомогательной линии.


Теперь научимся печатать строчную букву «г».

г

Отступаю от заглавной буквы «Г» одну клетку вправо. Строчная буква «г» состоит из таких же элементов – двух прямых линий. Вертикальную линию начинаем писать от нижней линии рабочей строки и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем короткую горизонтальную линию вправо по верхней линии рабочей строки.


Научимся писать прописные буквы «Г» и «г».

Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю две клетки вправо. Заглавная буква «Г» состоит из двух элементов – наклонной вертикальной закругленной влево линии и прямой, более короткой, горизонтальной закругленной вниз линии. Наклонную вертикальную линию начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии, доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Затем начинаем писать второй элемент. Чуть ниже вспомогательной линии и левее вертикальной наклонной линии начинаем писать закругленную вниз горизонтальную короткую линию (горизонтальный элемент будет «лежать» на вспомогательной линии). Заканчиваем немного правее первого элемента. Между двумя элементами должно оказаться небольшое расстояние. Не забывайте про наклон!


Строчная буква «г» состоит из одного элемента – наклонной линии, закругленной с двух сторон. Отступаю от заглавной буквы «Г» одну клетку вправо. Начинаем писать выше середины рабочей строки снизу-вверх. Дойдя до верхней линии, заворачиваем вправо и пишем вниз наклонную линию. Дойдя до нижней линии, заворачиваем вправо и пишем закругление, которое заканчивается, не доходя до середины рабочей строки. Не забывайте про наклон!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!