Практическое задание Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой
Методические рекомендации:
Выберите разворот страниц «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа
Стр. 85-86
Сформулируйте тему урока
Тема: Знакомство со звуками [м], [м'], буквой М, м.
Составьте план урока
Организационный момент
1. Проверка готовности учащихся и введение в урок
Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Блиц-вопросы по предыдущим урокам и разворотам «Азбуки»
Постановка познавательной задачи
1. Создание проблемной задачи с целью активизации знаний
2. Сообщение темы и цели урока
Знакомство с новыми звуками
1. Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов
2. Звуко-слоговой анализ слов «Дом», «Семь»
3. Выделение новых звуков [м], [м']. Их характеристика, анализ, сравнение
Упражнения на развитие речи и речевых навыков
1. Формирование слогов из предложенных букв
2. Создание слов из слогов и их произношение
3. Физминутка (артикуляционная, гимнастка)
Знакомство с новой буквой
1. Элементы буквы М.
2. Сравнение заглавной и строчной буквы М
3. Правописание новой буквы в двух вариантах: строчная и заглавная
Игра «Составь слово»
1. Ученики составляют слова из предложенных букв, включая букву М
Подведение итогов
1. Повторение ключевых моментов урока
2. Обсуждение впечатлений и усвоенного материала
Задание на дом
Проанализируйте разворот страниц и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуком(ами) и буквой
Раскройте методику проведения этапа урока «Знакомство с новым звуком(ами) и буквой» - выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся
Выделение звука(ов)
У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?
Д: Дом и семь
У: Произнесем слово хором. 3—4:
Д: Дом, семь
У: Разделим слово на слоги. Произнесем его по слогам, прохлопывая
Д: Дом, семь
У: Сколько слогов в слове Дом?
Д: Один
У: Произнесем слог. 3 – 4:
Д: Дом
У: Из чего состоит этот слог?
Д: Три буквы д, о, м, три звука [д], [о], [м].
У: Рассмотрим схему слова Дом под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?
Д: В конце слога
У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится
Д: [м]
У: Этот звук гласный или согласный?
Д: Согласный
У: Как вы определили?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык)
У: Закройте уши руками и произнесите звук [м]
Д: Произнесение звуков [м], [м']
У: Какой это звук – глухой или звонкий? / звонкий или глухой?
Д: Звонкий
У: Посмотрите на схему, каким цветом обозначен этот звук на схеме?
Д: Синий – слово «дом», зеленый – слово «семь»
У: Давайте произнесем его хором и понаблюдаем – он твердый или мягкий? / мягкий или твердый?
Д: [м]. Этот звук твердый, [м'] - мягкий
У: Кто может рассказать о звуке [м']?
Д: Звук [м'] также звонкий, но мягкий, поэтому на схеме он будет обозначаться зеленым цветом
Знакомство с буквой
У: Звук [м] обозначается буквой М. Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква?
Д: Состоит из трех элементов:
-плавно наклонной линии,
- линии с закруглением вправо переходящей в плавно наклонную линию,
- линии с закруглением вправо.
У: А строчная?
Д: Так же.
У: Похожи ли заглавная и строчная буквы М?
Д: Да, строчная буква м отличается от заглавной только по размеру.
У: Почему букв 2 – заглавная и строчная?
Д: Строчные буквы используются по умолчанию для написания текстов во всех случаях, за исключением тех, где по правилам требуется использование заглавных букв. Заглавные буквы используются в начале первого слова предложения, в начале собственных имён существительных, таких как Ф.И.О., названия городов, деревень, рек, улиц, кличкек животных, кроме этого зачастую заглавная буква пишется в начале каждой строки стихотворного текста.
У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква М.
(Картинки: дом, семь)
Д: Качели, два человека, которые взялись за руки.
У: Кто может назвать соседей буквы М?
Д: Л и Н
У: Научимся печатать букву М. Сначала заглавную. Посмотрите, как это сделаю я
Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку
с закруглением вправо.
Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо.
Теперь научимся писать строчную букву м.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, закончили писать первый элемент, начинаем писать второй элемент – палочку с закруглением внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался угол. Пишем третий элемент – короткую палочку с закруглением вправо.