СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышляя о Воспитании

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Проблема воспитания учащихся в системе  школьного образования часто уходит на второй план, уступая место образовательным и обучающим задачам. Но нельзя забывать о том, что процесс воспитания является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Сложность в осмыслении научно-теоретической картины воспитания как социально-психологического, социально-культурологического и педагогического явления постоянно ставит перед учителем всё новые и новые вопросы. Ответить на некоторые из них я попыталась в педагогическом эссе, представленном мною на конкурсе "Учитель года".

Просмотр содержимого документа
«Размышляя о Воспитании»



Размышляя о воспитании.


"Два человеческих изобретения

можно считать самыми трудными:

искусство управлять и искусство

воспитывать"

И. Кант.

Чаще всего понятие "педагогика" трактуется как "наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения в соответствии с целями и задачами, выдвигаемыми конкретно–историческими условиями общественной жизни людей". Но с таким определением я не согласна.

Во–первых, разве воспитывать надо только подрастающее поколение? Человек сколько живет, столько он и является объектом воспитания. Идея уважения к человеку появилась в V в. до н. э., идея уважения к маленькому человеку, к ребёнку, родилась лишь в конце ХVIII в. в произведениях Жан–Жака Руссо, впервые сказавшего, что детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Двадцать три века разделяют эти идеи! В системе педагог-ребёнок, как и в системе родитель-ребёнок обе стороны являются и субъектом и объектом воспитательного процесса, не говоря уже о воздействии окружающего социума, который может и воспитывать, и разрушать личность.

Во- вторых, а что такое воспитание? Мне ближе всего понятие о нём, как о совместном движении к единой цели – она является объектом процесса воспитания, и нет в этой системе воспитателя и воспитуемого, обе стороны взаимодействуют в равной степени.

И, наконец, в–третьих, это кощунственное: "… в соответствии с конкретно-историческими условиями". К сожалению, так и было – в каждом государстве систему воспитания вечно меняли в соответствии с законом правящей верхушки; воспитывались удобные "пешки", "шестёрки" в механизме государственной машины.

Я вслушиваюсь в это величественное слово – "Воспитатель". И нет здесь места шаблонам типа "конкретно–исторические условия общественной жизни людей". А "педагог" означает в переводе "веду дитя". Разве можно вести чистую детскую душу к плохому, даже если это в соответствии с заказом общества?! Нет, это уже будет не воспитание, а преступление. Педагогика не может быть негуманной. Мы, люди Земли, уже перешагнули порог III тысячелетия. И давно стало насущной необходимостью воспитывать детей наших и самих себя в духе гуманности, любви, чтобы творить вокруг только Доброе, Чистое, Светлое – воспитывать Граждан планеты Земля.

Но опустимся с небес на землю. Становится страшно от той картины деградации нашего общества, которую мы наблюдаем. Это тем более опасно, что на формирование мировоззрений и нравственности личности решающее воздействие оказывает окружающая социальная среда. А.С. Макаренко писал: "…всё воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей" С падением прежней системы многие нравственные ценности обесценились, а на смену им пришло безверие. Читаю у Сухомлинского: "Пустота души, то что в человеке нет веры ни во что, самый страшный порок… Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддается влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками".

В течение тысячелетий жизнь человека определялось мышечной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как свирепость, жестокость, животный страх. И чем меньше у человека культуры, тем чаще просыпаются эти инстинкты и дают о себе знать. Этим и объясняется резкое возрастание уровня преступности в настоящее время. Но я считаю, что человек в нечеловеческих обстоятельствах не полностью человек, на него нельзя ссылаться, как нельзя по больному судить о здоровом.

Правда в том, что человек велик и свят. Через всю историю человечества проходят непреложные качества – Вера в истину, справедливость, добро, Надежда на лучшее и Любовь – чувство, реализующее тенденцию единства во Вселенной. Цивилизация, отрицающая чувство любви к людям, преклонение перед величием человеческого духа – гибнет. Спасти нашу Цивилизацию может только возвращение к культуре, причём на более высоком уровне, чем был прежний. И принцип гуманизации образовании я считаю ключевым в решении этой проблемы.

Я считаю, что главная причина неблагополучия заключена в самом человеке, ибо для того, чтобы изменить мир, должны измениться мы сами. Спасение заключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознан того, насколько каждый из нас ответственен за судьбу людей и всей планеты. И ещё – чтобы изменить мир, воздействовать на него, его надо понимать, ибо понимание мира – это начало его изменения. Итак, вот они – "три кита" на которых держится любое общество: Воспитание. Обучение. Образование. От их цельности и совершенства, от правильности зависит прочность и жизнеспособность любой общественной системы.

Каждый урок должен нести в себе большой воспитательный заряд, иначе просто сумма знаний не будет усвоена большинством детей. Как воспитывать, чему? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из определённого оптимума, нормы. В воспитательной деятельности, на мой взгляд, такой нормы не существует, если подходить к воспитанию как к творческому процессу, ведь творчество индивидуально и беспредельно, оно не знает границ. Но, прежде всего я полностью отказываюсь от таких методов как "искоренение", "исправление" и т. п. Мне очень близка мысль Сухомлинского: "Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребёнка и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств".

В человеческой душе заложен огромный диапазон добрых, человеческих чувств, но каждое, как струну в музыкальном инструменте, нужно настроить – чтобы то, что идёт из души, встретилось и слилось со встречным движением из внешнего мира. И часть этого внешнего мира мы – учителя. Я убеждена, что процесс воспитания возможен только при наличии параллельно идущей самокоррекции. Анализ особенностей своей собственной личности необходим, с него надо начинать планирование любой педагогической деятельности.

В чем состоит наиболее важная и основная задача воспитания? Конечно, это выявление всех задатков и особенностей ребёнка и создания благоприятной атмосферы для их наиболее полного развития. Только живя полноценной, насыщенной жизнью, где исчезает разделение между трудом и радостью, можно создать атмосферу полноты бытия. И как нельзя к стати писал В.А. Сухомлинский: "Мы должны быть для детей примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать".

Каждый человек – это Вселенная. И надо прежде всего познать и понять самого себя, постичь, что тебе самому нравиться, а что – нет, что для тебя хорошо, а что плохо, что в тебе сильно, а что является слабостью, несовершенством; что открывает тебя миру, а что ставит барьер на пути к познанию и совершенствованию. Тогда начинаешь так же пристально вглядываться в окружающих, понимать их, и, следовательно, воспитывать. Тогда в общении с ребёнком легко и непринужденно воплощаются слова Я. Корчака: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает; не ломает, а формирует; не подавляет, а возносит; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает, переживает с ребёнком много вдохновенных минут".

В каждом из нас заложена педагогическая жилка. Она дана нам как голос, как слух, как способность мыслить. Она основа человеческого контакта, контакта универсального передающего знание, опыт, мудрость, доброту. В воспитание детей есть естественность протянутой на помощь руки, это побуждение шагать вперёд без страха, потому что вы рядом. Идти вперёд – к раскрытию своих способностей, талантов, к умению их применять. И не надо ничего в себе ломать и искать на помощь костыли-инструкции, надо просто прислушаться к своему сердцу, к душе и просто следовать самому себе, увлекая за собой.

Что же касается конкретно моего предмета – биологии, то, по моему убеждению, это тот самый предмет, изучая который дети учатся понимать и окружающий мир, и духовный, учатся великой способности любить. Мы стремимся воспитывать гармоничную личность, а ведь именно в природе все взаимосвязано, подчинено единым законам. Через эмоционально–образное восприятие природы дети приобщаются к вечным истинам, ибо природа - самый мудрый учитель.

"Имеющий в руках цветы плохое совершить не может", - это строки В. Солоухина. Цветы здесь – символ красоты. Красота воспитывает тонкость натуры, а чем тоньше душа, тем острее человек воспринимает окружающий мир и тем больше может дать миру. Если правильно преподносить свой предмет, то для ребёнка каждый урок будет праздником общения с природой, каждый раз это взлёт над обыденностью, открытие нового, удивление. Праздновать – это высвечивать тени, стирать вопросительные знаки, открывать неведомое. И не важно, запомнит ли ребёнок формулы цветков по семействам. А вот если он не потеряет способности любоваться цветами всю жизнь – это уже моя победа. Открыть глаза детям на прекрасный мир, научить его беречь, возрождать – вот моя задача.

В детях наших, в каждом, дремлют задатки талантливых математиков и физиков, биологов и инженеров, литераторов и артистов. Эти таланты раскрываются лишь тогда, когда каждый ребёнок встретит в учителе "живую воду", без которой задатки засыхают и хиреют. Тогда обучение не будет самоцелью, а станет средством воспитания и не нужна будет "борьба за высокую успеваемость" - по принципу А. Франса: " Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом".

Мы сотрудничаем - я и дети, и сам этот процесс приносит мне такой заряд оптимизма, что он помогает преодолеть те огорчения и неудачи, которые неизбежны. Ведь я ещё только учусь и буду учиться всю жизнь у лучших учителей – детей. У меня прекрасные дети и я счастлива в своей работе. Если, когда они вырастут, не исчезнет и у них эта потребность – вечно учиться, значит, я достигну главного результата в моей работе: в мире буду жить и творить Красивые Люди.






3


Шаруда Надежда Константиновна, учитель биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №6" города Бузулука



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!