СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Реализация  духовно-нравственного  воспитания    на уроках русского языка и литературы  в соответствии с ФГОС.

Манякина А.И.,

учитель русского языка и литературы

 

                                        Мы все умрем, людей бессмертных нет,

                                                                                                         И это все известно и не ново.

                                   Но мы живем, чтобы оставить след:

                                       Дом иль тропинку, дерево иль слово.

 

    К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

     Именно поэтому мы все вместе должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

       Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

         Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

         По словарю С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; а также правила поведения, определяемые этими качествами.

 Духовный – 1) относящийся к религии, к церкви.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

         Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

     Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

     Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!  Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.

     Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

     Но не все при этом бывает легко и просто. Хочется поделиться одним примером из опыта работы. Нынешние мои восьмиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить. В 7 классе они сопереживали вместе с автором, когда читали рассказ Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», им было искренне жаль собачку из произведения Л.Андреева «Кусака».

     А в 8 классе совсем недавно мы читали с ними рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Мы все помним это произведение, которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Меня поразил тот факт, что при анализе образа полковника во второй части  ученики говорят, что в этом эпизоде главный герой показан хорошим военным, добросовестно исполняющим свой долг. Я пытаюсь навести их на правильное понимание текста, говорю, что это жестоко избивать человека. А они отвечают, что это армия, там так положено, если заслужил - получи серьезное наказание. Думаю, куда делась жалостливость детей, их сопереживание, почему они так рассуждают. Я долго потом размышляла над такими ответами, пытаясь понять причину. А причина, видимо, в том, что эти дети родились и выросли уже в постперестроечное время. Это новое поколение, которое воспитывалось не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,  агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. А нынешние подростки постоянно слышат о беспределе в армии, их родители часто говорят о том, как бы освободить своего сына от нее, а то там будут бить его, издеваться над ним. А дети воспринимают эту жестокость как норму для армии. Поэтому они говорят, что полковник всего лишь добросовестно выполняет долг военного начальника, он же не просто бьет человека, а наказывает его.

      Конечно, я постаралась подвести учеников все же к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия. Но что же получается – я учу одному, а общество учит другому.   Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

     На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.

     Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. 

      Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

 

           Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

           Не худшая все - таки участь.

           Мне кажется, я их чему-то учу,

            А может, они меня учат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!