СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.»


Разговоры о важном

Сценарий занятия

РОЖДЕСТВО

10-11 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традициям народов России и традиционным конфессиям России, прививать любовь к семье и близким, воспитывать отзывчивость, щедрость, желание доставлять радость другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание, преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1516/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-1011-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/1011/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-1011-2/index.html?back_url=/topic/31/grade/1011/

Содержательные разделы занятия:

Часть 1. Мотивационная.

Беседа о празднике. Просмотр видеообращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Часть 2. Основная.

Демонстрация видеоролика. Беседа о сути праздника. Выполнение интерактивного задания, работа с рождественскими благотворительными проектами.

Часть 3. Заключительная.

Выбор собственного рождественского проекта ребят. Подведение итогов, заключительная рефлексия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Вступительная беседа со школьниками.

Педагог. Ребята, закончились зимние каникулы, на календаре сегодня 9 января, и вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор? О Рождестве, которое многие люди в нашей стране отметили совсем недавно - 7 января. Неделя, которая сейчас идет, считается Рождественской неделей. Так что это за праздник, какова его роль в жизни нашей страны, и какие ценности он в себе несет? Именно об этом наш сегодняшний разговор.

Рождество - это прекрасный повод поговорить о ценностях, которые значимы для людей всех религий, для атеистов и агностиков (то есть тех, кто считает существование Бога неизвестным или непостижимым). А что вы знаете о таких ценностях, которые несет в себе праздник Рождества?

Ответы школьников. Педагогу важно подчеркнуть в этих ответах те, в которых будет содержаться упоминание о таких ценностях, как любовь, надежда на лучшее, семейное тепло, бескорыстие, добрые дела и т.п. - то есть о приоритете духовных ценностей человека над материальными.

Педагог. Вы заметили, что в последнее время на наши «Разговоры о важном» приходят очень известные люди. Думаю, никто в нашей стране не сможет вам рассказать о Рождестве лучше, чем тот человек, который сегодня обратится к вам. Это патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Видеообращение Патриарха.

Педагог. Ребята, как вы думаете, почему праздник Рождества имеет для России особое значение?

Ответы обучающихся.

Педагог (в дополнение к ответам детей). Исторически возникновение российской государственности тесно связано с христианством, православные традиции оказали большое влияние на формирование российской культуры. Христианство объединило Русь, сделало ее сплочённее и сильнее.

По мере вхождения в состав российского государства разных народов российская культура обогащалась и их религиозными традициями.

Тем не менее, для всех жителей нашей страны праздник Рождества олицетворяет собой образ любви, света, добра, милосердия, сострадания к ближнему, отчего и особенно близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований.

Это важно для нашей многонациональной страны, народы которой разделяют одинаковые ценности, берегут свою историю, языки и культуру.

Ребята, а какой факт, по-вашему, подчеркивает значимость Рождества для людей всего мира?

Ответы обучающихся.

Педагог. Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время «до», а есть время «после» Рождества Христова.

Как вы знаете, в Россию летоисчисление «от Рождества Христова» пришло позже. Кто и когда его ввел?

Ответы обучающихся.

Педагог (подводя итоги). Это был Петр Великий, чье 350-летие мы праздновали совсем недавно, в 2022 году. В 1700 году он заменил действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летосчисление от Рождества Христова и перенес начало года с 1 сентября на 1 января. До революции 1917 г. употреблялись выражения «от Р.Х.» и «до Р.Х.», затем установилось религиозно-нейтральное «н. э. (наша эра)» и «до н. э.».

Часть 2. Основная.

Мировоззренческая беседа

«В поисках смысла, или „Рождественские истории"»

(с использованием цифровой интерактивной анимации)

Педагог. Для миллионов людей события, связанные с Рождеством Христовым, несут особенный смысл. Мы, люди, вообще стараемся найти смысл во всем, что нас окружает - в том, что происходит сейчас, в том, что происходило раньше. Мы пытаемся найти смысл в музыке, в кино, в событиях и даже в наших случайных встречах с людьми. Без понимания смысла происходящего наша жизнь становится серой и унылой - бессмысленной. Я хочу предложить вам сейчас поговорить как раз о смыслах. Давайте попробуем понять, какие смыслы люди видят в событиях, связанных с Рождеством, и самое главное - какой смысл вы видите для себя? Итак, 2 события, 2 рождественские истории...

Педагог вместе со школьниками может организовать беседу, опираясь на интерактивный ресурс, или провести ее в традиционном формате.

История 1. «Последнее Рождество».

Удивительна история русской императрицы Александры Федоровны - супруги Николая II. Последнее в своей жизни Рождество она провела в ссылке, в городе Тобольске. Через несколько месяцев всю царскую семью расстреляют. Но даже находясь в заключении, императрица делала своими руками подарки всем, кому могла: родным, слугам и даже. охранникам, державшим ее семью под арестом.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, в чем смысл такого поступка императрицы, почему она это делала, что двигало ею?

Ответы школьников. Слушая ответы, педагогу важно подчеркнуть в них мысль о том, что это может быть проявлением ценностей Рождества, того самого рождественского духа, о котором школьники и педагог говорили в самом начале занятия, что это могло быть проявлением ее истинных духовных ценностей, на которых она была воспитана – делать добро несмотря ни на какие преграды, верить, что только добром можно победить зло вокруг.


Педагог. Какие добрые поступки, по вашему мнению, можно совершить, чтобы человек, будучи не добрым к вам, стал добрее?

Ответы обучающихся. Здесь педагогу важно не манипулировать детьми, подводя их к тому или иному ответу, а дать возможность высказаться всем желающим. И лишь в конце он может дополнить ответы ребят, высказав свое мнение.


История 2. «Пещера».

Согласно Библейской истории, Иисус родился в самой простой и скромной обстановке. Не во дворце и не в хоромах, а.… в пещере, куда в ненастную погоду с пастбища загоняли скот.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, какой смысл люди видят в этих простых обстоятельствах рождения Иисуса Христа?

Ответы обучающихся. Педагогу важно здесь акцентировать внимание на ответах, в которых прозвучит мысль о том, что это обстоятельство (как и вся последующая жизнь Христа) могло стать своеобразным призывом к соответствующему поведению его последователей - человеколюбию, нестяжательству, заботе не о материальных удовольствиях, а о своих духовных качествах, скромности.

2. Как вы думаете, почему такие качества, как человеколюбие, бескорыстие, забота о ближнем не устаревают и остаются актуальными в современном мире?

Ответы обучающихся.

Групповая работа «От слов к делам».

Педагог. В России существует давняя традиция рождественской благотворительности.

Помните, в декабре темой одного из Разговоров о важном было волонтёрство. Так вот - волонтёрство тесно связано с Рождеством и просто пронизано его духом. Каждую зиму в нашей стране проводится множество рождественских волонтёрских акций, благотворительных концертов, выставок, ярмарок, спортивных мероприятий. Люди стараются помочь другим людям, принести им радость, сделать их жизнь чуточку лучше.

На экран выводится слайд с qr-кодами и названиями рождественских акций. Наведя свой смартфон на qr-код, ребята смогут попасть на сайт акции, познакомиться с нею, и при желании - в одной из них можно принять участие в качестве волонтёра.

Перед просмотром сайта Добро.ру учителю рекомендуется предварительно найти региональные проекты своего региона и рассказать о нем ребятам на занятии.

Комментарий учителя: вы уже знакомы с сайтом Добро.ру. Если ввести название нашего региона, а в строчке «Название проекта» написать слово «Рождество», то откроются все проекты, связанные с благотворительной деятельностью в Рождественские дни и в преддверии Рождества.

Комментарий учителя: акция „Добрый подарок“. Этой акции уже 7 лет. Она направлена на социальную реабилитацию детей-сирот и детей с особенностями развития. Для 16000 таких детей за счет собранных средств были организованы специальные реабилитационные занятия.

Комментарий учителя: а вот в зимней благотворительной акции „Каникулы мечты“ вы можете принять участие и сами. Эту акцию для детей с заболеваниями иммунитета организует благотворительный фонд „Подсолнух“. В ходе акции каждый может записать видеоэкскурсию по своему городу. Вашу запись увидят дети, которые не могут из-за проблем со здоровьем выходить на улицу из больничной палаты или собственной квартиры. Это может стать вашим личным вкладом в создание духа Рождества.



А можем ли это сделать мы?

Затем педагог, ведущий занятие, может попытаться перейти от разговоров о важном к конкретным делам - и предложить школьникам подумать о том, могли ли они сами сделать что-нибудь полезное для других людей.

Для этого можно организовать работу школьников в группах, предложив каждой группе придумать одну или две рождественские акции, которые класс мог бы провести в своей школе, микрорайоне, городе, селе.

По окончании работы в группах можно всем вместе обсудить и (если такое желание будет у школьников) выбрать одно дело, которое класс мог бы организовать в ближайшее время.

Затем школьники могут сформировать из желающих ребят Совет дела, который в ближайшие дни попробует самостоятельно заняться организацией и реализацией задуманного дела. Это станет своеобразным последействием сегодняшнего разговора о духе Рождества, позволяющим классному руководителю перевести работу со своим классом из плоскости разговоров в плоскость реальных добрых дел, реальной заботы о других людях.

Часть 3. Заключение.

Интерактивное задание «Это Рождество!»

Интерактив направлен на расширение знаний обучающихся о традициях празднования Рождества в разных регионах России, о символах Рождества.

Может проводиться как фронтально, так и с делением на команды.

После ответов на часть вопросов рекомендуется дать обучающимся пояснения или задать вопросы.

Педагог. Праздник Рождества особенный. В это время все люди смотрят с надеждой в будущее, дарят тепло своих сердец близким людям, загадывают заветные желания и верят в то, что они сбудутся. Предлагаю вам принять участие в игре и вспомнить о традициях празднования Рождества в России, его основных символах и обычаях.


Вопрос 1.

Это украшение - один из главных символов Рождества. Им украшают подарочные упаковки, им украшены витрины магазинов и улицы наших городов. Его можно встретить на празднично украшенных площадях. А появление этого украшения связано с историей о том, как волхвы нашли место рождения Христа. О каком украшении идёт речь?

Ответ: звезда.


Вопрос 2.

Этот праздничный круглый хлеб принято выпекать на Рождество. На гербе города Мурома их целых три. Считается, что этот хлеб - символ яслей, в которых родился Иисус. Про этот рождественский хлеб придумано много пословиц. Например, такая: «На Москве …, как огонь, горячи». О каком традиционном рождественском угощении идет речь?

Ответ: о рождественском калаче.

Пояснения учителя и продолжение беседы: это особый праздничный хлеб-плетенка. В дни Рождества по традиции он кладется в доме на белую скатерть, на пучок сена как знак присутствия рожденного Бога. В центр калача ставится зажженная свеча или лампада. С темой хлеба связано ещё одно библейское выражение - «Не хлебом единым жив человек». Как вы понимаете его смысл?

Ответы школьников. Учителю важно дать школьникам возможность высказать разные мнения. Выслушивая ответы, он должен выделить из них те, в которых прозвучит мысль о том, что у человека есть не только материальные потребности, но и духовные.


Вопрос 3.

Время между Сочельником (6января) и Крещением (19 января) - особенное. В эти дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. Важно, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни. Как эти дни называются?

Ответ: Святки.

Пояснения учителя: в эти дни было принято колядовать и устраивать гадания. Самые популярные гадания на Руси - о будущей семейной жизни. Например, гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный». Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...»


Вопрос 4.

Волхвы принесли в дар младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), смирну, как человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной). В знак чего они принесли ему золото?

Ответ: золото они принесли Иисусу, как Царю (в виде дани или подати). В соответствии с пророчеством Иисусэто потомок царского рода Давида.

Пояснения учителя и продолжение беседы: волхвы пришли поклониться только что родившемуся Христу. А как вы думаете, почему именно ему? Чего люди ожидали от родившегося младенца?

Ответы школьников. Педагогу важно дать школьникам возможность высказать разные мнения. Выслушивая ответы, он должен выделить из них те, в которых прозвучит мысль о том, что люди ждали исполнения пророчеств Библии - рождения посланника Бога, который спасет человечество от грехов.


Вопрос 5.

На Рождество в Архангельской и Мурманской областях пекут козулипряники в форме животных (козочек, баранов, коров), считающиеся оберегом от зла и напастей. По народному поверью, если на праздничном столе есть козули, то весь следующий год пройдет благополучно. Что символизируют эти пряники в форме животных?

Ответ: козули символизируют всех животных, стоящих вокруг Младенца Иисуса в рождественских яслях.


Вопрос 6.

В XVII веке в России появилась традиция во время рождественских ярмарок устраивать для детей красочные кукольные представления, рассказывающие о событиях рождения Христа.

В каком виде существует эта традиция сейчас?

Ответ: в виде украшения храмов и домов рождественским вертепом.


Вопрос 7.

На Руси издревле существовала традиция возводить храмы в честь побед над врагом. Например, в 1612 году был заложен Казанский собор на Красной площади в Москве в ознаменование изгнания поляков Народным ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина.

В 1812 году русская армия и народ одержали победу над Наполеоном.

Александр I подписал в один из зимних дней Манифест об окончании войны и распорядился построить храм Христа Спасителя в Москве.

Каким образом Храм Христа Спасителя связан с Рождеством?

Ответ: война была окончена в день празднования Рождества.

Пояснения педагога:

История этого храма трагична. В 1931 году по решению властей Советского Союза храм был взорван, а на его месте был построен... бассейн. Как известно, борьба властей с религией закончилась провалом, и храм Христа Спасителя был восстановлен в 1999 году. Его строительство стало возможным благодаря пожертвованиям от сотен тысяч российских граждан.

Педагог. Как вы думаете, почему столько много людей пожертвовали свои деньги на восстановление храма?

Ответы школьников.

Необходимо подчеркнуть в ответах детей (или добавить к ответам детей) мысль о том, что людям было важно возвращение традиционных российских ценностей, связанных с верой, состраданием, милосердием. Идея возрождения храма объединила людей благодаря своим ценностным основам, которые близки всем россиянам, независимо от их вероисповедания

Также важно, чтобы в ответах детей или комментариях педагога был сделан акцент и на значимости Храма как памятника великой победы России.


Вопрос 8

Появление какой традиции в современной России связано именно с Рождеством, а точнее - с дарами волхвов?

Ответ: традиции рождественской благотворительности.

Педагог. Завершая наше занятие хочу подвести итоги нашего сегодняшнего разговора о важном. В России все религии существуют в мире и согласии. У нас есть Межрелигиозный совет России (МСР), который образован 23 декабря 1998 года на совместном заседании глав православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны. Почетным председателем Межрелигиозного совета России является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл http://interreligious.ru/.

- Как вы думаете, ребята, для чего создан такой совет?

Ответы ребят

Педагог (подводя итоги обсуждения). Все верно. В нашей стране все религии существуют в мире и согласии, одним из принципов конституционного строя России является равенство всех религий.

Несмотря на то, что только Рождество имеет статус общегосударственного праздника, в ряде российских регионов отмечаются, например, мусульманский праздник Ураза Байрам, буддистский - Весак и другие. Все они несут в себе единые ценности: человеколюбие, милосердие, сострадание к ближнему.

Впереди у нас Рождественская неделя. Я хочу пожелать вам в эту неделю проникнуться тем самым особым духом Рождества, о котором мы с вами сегодня говорили. То есть тем особенным настроением, верой в чудо, надеждой на лучшее и желанием дарить радость другим людям - вашим родителям, одноклассникам, друзьям.

Найдите время подумать о смысле этого праздника, поговорить о нем с родными. Хороших вам дней и вечеров со своими близкими!





































Разговоры о важном

Методические рекомендации

РОЖДЕСТВО

10-11 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традициям народов России и традиционным конфессиям России, прививать любовь к семье и близким, воспитывать отзывчивость, щедрость, желание доставлять радость другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, добрые дела, милосердие, преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1516/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-1011-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/1011/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-1011-2/index.html?back_url=/topic/31/grade/1011/

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Педагогу следует начать занятие с ремарки о том, что Рождество - это прекрасный повод поговорить о ценностях, которые значимы для людей, независимо от их отношения к религии. Дальнейшая беседа разворачивается вокруг мотивирующего вопроса о том, какие, по мнению школьников, ценности несет в себе праздник Рождества? Задача педагога - подчеркнуть в ответах детей те, в которых будет содержаться упоминание о таких ценностях как любовь, надежда на лучшее, семейное тепло, бескорыстие, добрые дела и т. п.

Развивая тему духовных ценностей Рождества, педагог приглашает школьников послушать видеообращение человека, обладающего самыми обширными представлениями о Рождестве - Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Часть 2. Основная.

Вся основная часть занятия организуется как мировоззренческая беседа. Канвой, вокруг которой эта беседа разворачивается, являются две интерактивные рождественские мини истории. Представленные в них сюжеты и сопровождающие их вопросы для обсуждения дают возможность педагогу вести с ребятами серьезный разговор о силе человеческого духа, скромности, милосердии, надежде и иных важных духовных ценностях российского общества.

Начиная беседу, педагогу рекомендуется обратить внимание школьников на актуальный для юношеского возраста вопрос поиска смысла жизни; указать на то, что люди стараются увидеть смысл во всем, что их окружает - в том, что происходит сейчас, в том, что происходило раньше. Для миллионов людей события, связанные с Рождеством Христовым, несут особенный смысл. Поэтому педагогу необходимо постараться вместе с детьми разобраться в том, какие смыслы люди видят в событиях, связанных с Рождеством, и самое главное - какой-то смысл вкладывают в них сами старшеклассники?

Задача педагога - организуя беседу, не стремиться манипулировать детьми, подводя их к тому или иному ответу, а дать возможность высказаться всем желающим. Лишь после ответов школьников педагогу важно дополнить их и при необходимости - высказать свое мнение по тем или иным обсуждаемым вопросам.

На следующем этапе занятия педагог предлагает обучающимся вспомнить тему одного из уже прошедших разговоров о важном - тему волонтерства, акцентируя внимание школьников на смысловой связи между ценностями волонтерства и ценностями Рождества. Это должно стать своеобразным мостом для трансформации разговора о Рождестве в конкретные дела, которые могут стать воплощением ценностей Рождества.

Задача педагога - познакомить школьников с рождественскими благотворительными акциями, которые проходят в стране и в их регионе. А после этого - предложить старшеклассникам в процессе групповой работы придумать 1 или 2 рождественские акции, которые класс мог бы провести в своей школе, микрорайоне, городе, селе. Сформировав из желающих Совет дела, школьники смогут самостоятельно заняться организацией и реализацией задуманного дела. Это станет последействием прошедшего «Разговора о важном», позволяющим классному руководителю перевести работу со своим классом из плоскости разговоров в плоскость реальной деятельности.

Часть 3. Заключение.

Как вариант, в заключение занятия предлагается еще одно интерактивное задание «Это Рождество!», которое можно провести как фронтально, так и разделившись на команды.

Главный вывод занятия: Рождество - один из главных христианских праздников, олицетворяющий образ чуда, любви, света и добра, от чего и особо близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований. Приоритет духовного над материальным является отличительной особенностью народов России, позволяющий ему на протяжении многовековой истории оставаться единым целым, относиться с уважением и способностью разделить радость праздников с ближним.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!