СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 10-11 класс 9 октября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 10-11 класс 9 октября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 10-11 класс 9 октября 2023 г.»









Сценарий занятия


О взаимоотношениях в коллективе

(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)


10-11 классы

9 октября 2023 г















жизнь

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» (ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ,

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА)


Цели занятия:
  • осознание ценности коллектива в жизни человека;

  • понимание важности вклада каждого в позитивные, доброжелательные отношения в коллективе;

  • понимание различий между понятиями «травля/буллинг» и «конфликт», знакомство со способами преодоления травли/буллинга.


Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение.


Основные смыслы: обучаясь в школе, важно научиться выстраивать отношения с одноклассниками, что в значительной степени способствует сохранению дружного коллектива. Взаимопомощь и взаимопонимание, уважение к каждому его участнику - основа крепкого коллектива. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как не стать жертвой «травли/буллинга», и самому не опуститься до «травли» других, необходимы всем.


Продолжительность занятия: 30 минут


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.


Комплект материалов:
  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • комплект видеоматериалов;

  • интерактивное задание.


Партнер занятия: Московский государственный психолого- педагогический университет.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная. Учитель.

Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме, которая касается всех нас – взаимоотношениям в коллективе.

Слово «коллектив» у всех на слуху, мы часто им пользуемся. А хорошо ли мы понимаем, что это? Попробуйте подобрать синонимы к слову коллектив и дать определение этому понятию.

Ответы обучающихся.


Учитель. Вы правильно отметили, что главная отличительная черта коллектива – это сплоченность людей, их желание достичь общей цели. Поэтому и синонимами коллектива являются команда, товарищество, объединение, братство, сообщество.


Учитель. Когда мы говорим или слышим «Мы настоящая команда!», то о каких особенностях, характеристиках коллектива идет речь?

Давайте вместе попробуем перечислить то, что делает из людей команду.

Ответы обучающихся, обсуждение.

Методический комментарий. При обсуждении учитель обращает внимание на то, что 1) общее дело, 2) общая цель, 3) ясный результат, которого должны достичь все участники коллектива, 4) плюс понимание того, что результат зависит от ответственности каждого – вот основа возникновения командного духа, атмосферы взаимной поддержки на основе взаимного доверия.


Учитель. Ребята, как вы думаете, почему все же важно, чтобы класс был дружным? Почему надо помогать друг другу?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте послушаем, что скажет об этом Лариса Михайловна Суркова, психолог, которая многое знает о взаимоотношениях людей.

Демонстрация выступления федерального спикера.

Учитель. Что бы вы теперь добавили к своим ответам?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная.


Учитель. Как вы думаете, в чем заключается ценность общения в коллективе, в команде?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Соглашусь с вами: опора, поддержка, дружеские отношения, желание прийти на помощь, чтобы достичь общего результата, – это черты, присущие командному духу.

Учитель. Давайте вспомним спорт. Вот где формируются настоящие во всех смыслах команды. В таких фильмах, как «Легенда №17» или «Движение вверх» очень хорошо показано командное взаимодействие между спортсменами. В то же время мы видим, что не все игроки (хоккеисты или баскетболисты) обладают одинаковыми способностями. Почему бы тогда не играть каждому за себя? Ведь тогда проявятся лучшие качества сильнейших?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Как вы думаете, ребята, где, кроме спорта, существуют команды? Или, может быть, хорошие сплоченные коллективы?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Поясните, в чем ценность существования коллектива и роль коллективной деятельности для науки, производства, в сфере искусства?

Ответы обучающихся., обсуждение. Учитель, подводя итоги, обращает внимание на то, что многие исследовательские задачи, производственные и даже художественные, могут быть решены только в коллективе.

В научном коллективе необходимы многочисленные и разнообразные исследования, которые проводит группа людей, чтобы подтвердить или опровергнуть научное открытие. На производстве целый коллектив поэтапно производит продукцию. Коллектив актеров воплощает замысел режиссера на сцене, но и роль других работников театра также велика, об этом подробно говорилось в прошлом году, на занятии, посвященному Дню театра.

Учитель. Мы говорили об общих, крупных задачах, которые может решить коллектив. А как он помогает отдельному человеку?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Развиваться, расти в профессиональном плане человек может только тогда, когда он сравнивает результаты своей деятельности и других

людей. Поэтому очень важно, чтобы все участники коллектива это понимали и помогали друг другу.

Скоро вы выйдете во взрослую жизнь. Поделитесь мнениями, в каком коллективе вы бы хотели оказаться? Что бы вы ценили, что считали главным?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Бывают примеры, когда человек не уходит с работы, даже если ему обещают удобное место работы, график или зарплату. Как вы думаете, что его может удерживать на прежнем месте работы?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Правильно, ребята! Это преданность коллективу, единомышленникам, людям, с которыми сложились очень хорошие профессиональные отношения. В команде быстрее и проще обсудить какие-то креативные, творческие методы решения поставленной задачи. Ведь когда мы вместе обсуждаем, как, например, провести то или иное мероприятие, легче найти самое интересное решение.

Какие же условия должны существовать и поддерживаться в команде для продуктивной работы?

Ответы обучающихся, обсуждение.


Учитель. Да, прежде всего члены команды понимают необходимость выстраивать хорошие отношения в своем коллективе. Именно поддержание дружеской, комфортной атмосферы помогает людям общаться, высказывать свои идеи не боясь получить резкий отрицательный отклик, а общее обсуждение помогает найти выход из какой-либо ситуации.


Учитель. Как вы считаете, могут ли возникать конфликты в дружных, сплоченных коллективах?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, ссоры и конфликты случаются в любом коллективе, и это вполне естественно. Но вот интересный факт, результаты исследований показывают, что в дружных, сплоченных коллективах конфликтные ситуации решаются иначе, чем в коллективах, в которых доминирует неприязнь, враждебность, непонимание.

Как вы думает, в чем проявляется эта разница?

Ответы обучающихся.

Учитель (резюмируя ответы обучающихс.). Действительно, в дружных, сплоченных коллективах, как правило, быстро находится выход из конфликта

– ссорящиеся пытаются поговорить друг с другом, найти компромиссы и т.д. Если коллектив не дружный, а враждебно к друг другу настроенный, то конфликты в нем не решаются, а накапливаются, усугубляются по принципу

«снежного кома».

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и охарактеризовать взаимоотношения в коллективе, который мы сейчас увидим.

Демонстрация видеоролика «Травли нет»

Обсуждение ролика.

Учитель. Ребята, каким одним словом можно назвать то, что мы увидели в ролике?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, это буллинг, травля. Давайте попробуем дать определение этому явлению через ключевые слова, которые найдем в филворде.

Интерактивное задание «Филворд. Буллинг»

Слова: унижение, запугивание, издевательство, жертва, преднамеренность, систематичность, насилие, страх.


Учитель. Итак, что представляет собой буллинг? По каким признакам его можно отличить? Чем он отличается от конфликта?

Ответы обучающихся.

Учитель (подводя итоги обсуждения). Буллинг – это систематическое и намеренное психологическое или физическое насилие, сопровождающееся оскорблениями, унижениями, запугиванием специально выбранной «жертвы». В ситуации буллинга инициаторы травли и ее свидетели не предпринимают действий по ее прекращению.

Конфликты же, как правило, возникают неожиданно, спонтанно, конфликтующие отстаивают свои интересы, принципы и т.д. При это в любом конфликте люди стремятся из него выйти, им в нем не комфортно.

Учитель. Травля – это плохое правило, которое установилось в коллективе.

И это плохо не только для того, кого обижают. Это плохо для всех. Как вы думаете почему?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Если в группе людей принято над кем-то издеваться, то это меняет жизнь всего класса. Потому что травить могут кого угодно и за что угодно. На месте того, кого буллят, может оказаться ЛЮБОЙ. Поэтому никто не может чувствовать себя безопасно.

Что может сделать класс, коллектив, чтобы остановить травлю?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Методический комментарий: учитель акцентирует внимание и фиксирует на доске ответы, в которых предлагается не поддерживать инициаторов травли, открыто заявить отказ от участия в травле и свое неодобрение этой ситуацией, оказать поддержку жертве и т.д.


Часть 3. Заключение.


Учитель. Иногда травля переходит все границы и превращается в насилие. Что нужно делать в этом случае?

Ответы обучающихся, обмен мнениями

Учитель. Действительно, детям самим, без помощи взрослых, остановить насилие невозможно. Результаты же исследований показывают, что большинство свидетелей насилия скрывают эту ситуацию от взрослых, не желая быть «ябедами». Как вы считаете ябедничество это или нет?

Ответы обучающихся.

Учитель. Бывает так, что рядом нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью, в этом случае выходом из ситуации может стать звонок на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122, здесь работают только высокопрофессиональные психологи, которые могут дать нужный совет, помочь найти выход из любой ситуации.

Демонстрация ролика «Детский телефон доверия»

Учитель. Мы сегодня говорим о взаимоотношениях неслучайно. 10 октября объявлен Днем психического здоровья. Как вы понимаете словосочетание «психическое здоровье»? Какой можно подобрать синоним?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это состояние душевного благополучия и адекватного отношения к окружающему миру, которое является необходимой частью жизни человека и его полноценного развития. Безусловно, такое состояние зависит и от отношений в коллективе, поэтому сегодняшний день еще раз

позволит нам подумать о поддержке своих друзей, одноклассников, сказать добрые слова друг другу, задуматься о том, что чувствуют другие люди.

В вашей жизни будет еще много разных коллективов и очень важно уметь отстаивать конструктивные правила взаимодействия, и тогда каждому в таком коллективе будет комфортно жить, учиться, работать и развиваться.

И сейчас очень важное объявление, ребята! Если у вас остались вопросы по сегодняшней теме занятия, вы можете обратиться к сегодняшнему спикеру Ларисе Михайловне Сурковой здесь: https://vk.com/wall-217619090_459


ПОСТРАЗГОВОР
  • Тренинги на командообразование.

  • Коллективные мероприятия (совместные поездки и походы в кино, театр, на экскурсии, мастер-классы).

  • Знакомство со службами психологической поддержки детей (Общероссийский телефон доверия; центр экстренной психологической помощи МЧС России, сайт «Твоя территория»).

  • Посещение открытых лекций, проводимых во Всемирный день психического здоровья.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература: понимание важности чтения не только как способа познания мира, но и как источника эмоциональных впечатлений.

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с ценностью и защитой человеческой жизни.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рекомендации Российского психологического общества «Внимание – буллинг» http://psyrus.ru/doc/rec_bullying.pdf.

Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon- doveria.ru.

Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/.

Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/.

«Твоя территория. Онлайн»: https://www.xn--b1agja1acmacmce7nj.xn-- 80asehdb/.

«Травли NET»: травлинет.рф.

Видеофильмы «Не трус и не предатель» (2016 г.), «Друг в беде не бросит» (2017 г.), «Волшебники» (2023 г.) (реж. Е. Дубровская, производство АНО ЦРИС «ИНТЕЛРОСТ»).

РОДИТЕЛЯМ

Информирование родителей через цифровые площадки школы о центрах, горячих линиях, где можно получить консультации специалистов:

  • Всероссийская горячая линия психологической помощи для родителей: 8 (800) 600-31-14;

  • Центр психолого-педагогической, методической и консультативной помощи МГППУ: телефон 8-499-256-60-52, электронная почта [email protected], [email protected];

  • сайт «Я-родитель» https://www.ya-roditel.ru/;

  • и другие региональные центры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Смысловая регуляция жизнедеятельности; семейные отношения; эмпатия; толерантность.


БЛАГОДАРНОСТЬ
  • Благодарность педагогам за помощь в выстраивании взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями.

  • Благодарность родителям за поддержку, оказываемую в семье.

  • Благодарность одноклассникам за понимание, принятие и помощь в трудных ситуациях.




























Методические рекомендации

О взаимоотношениях в коллективе

(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)




10-11 классы

9 октября 2023 г






















жизнь

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов по теме

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» (ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ,

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА)


Цели занятия:
  • осознание ценности коллектива в жизни человека;

  • понимание важности вклада каждого в позитивные, доброжелательные отношения в коллективе;

  • понимание различий между понятиями «травля/буллинг» и «конфликт», знакомство со способами преодоления травли/буллинга.


Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).


Основные смыслы: обучаясь в школе, важно научиться выстраивать отношения с одноклассниками, что в значительной степени способствует сохранению дружного коллектива. Взаимопомощь и взаимопонимание, уважение к каждому его участнику - основа крепкого коллектива. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как не стать жертвой «травли/буллинга», и самому не опуститься до

«травли» других, необходимы всем.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.


Комплект материалов:
  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • комплект видеоматериалов;

  • интерактивное задание.

Партнер занятия: Московский государственный психолого- педагогический университет.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


К обсуждению взаимоотношений обучающихся в школьном коллективе учителю следует подходить с особым вниманием: это процесс, требующий внимания к эмоциональному и психологическому состоянию детей, поэтому важно, чтобы оно проходило в спокойной, доброжелательной, дружеской атмосфере. Учителю необходимо избегать моментов, которые могли бы вызвать конфликт между обучающимися на занятии.

Занятие начинается с обсуждения понятия «коллектив», «команда», их связи и различия, важности доброжелательной атмосферы в коллективе.


Часть 2. Основная.


Основная часть занятия посвящена обсуждению ценности общения в коллективе, команде. В различных коллективах необходима сплоченная деятельность участников для достижения общей цели. Но отдельному человеку участие в совместной, командной работе также приносит пользу: профессиональное развитие, формирование коммуникационных компетенций возможны только в коллективе.

В любом коллективе могут встретиться разные виды отношений, в том числе негативные – конфликты. Для обучающихся важным является умение отличать конфликт, для которого возможно скорое и эффективное разрешение, от травли (буллинга), которая требует применения комплексных мер для искоренения в коллективе класса.

Обсуждение и ответы на вопросы учителя помогают обучающимся глубже проанализировать варианты правильного поведения, ощутить эмоциональное состояние участников ситуаций конфликта или травли, создать собственное представление и понимание линии поведения в непростых ситуациях общения.

Занятие продолжается выполнением интерактивного задания «Филворд.

Буллинг».

Часть 3. Заключение.


В заключение занятия педагог обращает внимание обучающихся на номер телефона доверия для детей.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 8-800-2000-122

В службе телефона доверия работают психологи-консультанты. Называть имя, фамилию, адрес никто не потребует, звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный. Главное – не стесняться, не бояться и поделиться своей проблемой, и каждому обязательно помогут!


ПОСТРАЗГОВОР
    • Тренинги на командообразование.

    • Коллективные мероприятия (совместные поездки и походы в кино, театр, на экскурсии, мастер-классы).

    • Знакомство со службами психологической поддержки детей (Общероссийский телефон доверия; центр экстренной психологической помощи МЧС России, сайт «Твоя территория»).

    • Посещение открытых лекций, проводимых во Всемирный день психического здоровья.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература: понимание важности чтения не только как способа познания мира, но и как источника эмоциональных впечатлений.

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с ценностью и защитой человеческой жизни.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Рекомендации Российского психологического общества «Внимание – буллинг» http://psyrus.ru/doc/rec_bullying.pdf.

Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon- doveria.ru.

Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/.

Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/.

«Твоя территория. Онлайн»: https://www.xn--b1agja1acmacmce7nj.xn-- 80asehdb/.

«Травли NET»: травлинет.рф.

Видеофильмы «Не трус и не предатель» (2016 г.), «Друг в беде не бросит» (2017 г.), «Волшебники» (2023 г.) (реж. Е. Дубровская, производство АНО ЦРИС «ИНТЕЛРОСТ»).


РОДИТЕЛЯМ

Информирование родителей через цифровые площадки школы о центрах, горячих линиях, где можно получить консультации специалистов:

    • Всероссийская горячая линия психологической помощи для родителей: 8 (800) 600-31-14;

    • Центр психолого-педагогической, методической и консультативной помощи МГППУ: телефон 8-499-256-60-52, электронная почта [email protected], [email protected]

    • сайт «Я-родитель» https://www.ya-roditel.ru/;

    • и другие региональные центры


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Смысловая регуляция жизнедеятельности; семейные отношения; эмпатия; толерантность.


БЛАГОДАРНОСТЬ
      • Благодарность педагогам за помощь в выстраивании взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями.

      • Благодарность родителям за поддержку, оказываемую в семье.

      • Благодарность одноклассникам за понимание, принятие и помощь в трудных ситуациях.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!