СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 1-2 класс 9 октября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 1-2 класс 9 октября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ» 1-2 класс 9 октября 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия

О взаимоотношениях в коллективе

(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)

1-2 классы

9 октября 2023 г


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме:

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ»

Цель занятия: формирование у обучающихся ценностных установок о взаимоотношениях между одноклассниками на основе взаимоуважения и взаимопомощи, развитие навыков позитивного эффективного общения, информирование о возможности получения помощи в сложных ситуациях (детский телефон доверия), воспитание добрых отношений между одноклассниками.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение.

Основные смыслы: у младшего школьника добрые отношения и соперничество переплетены друг с другом: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», с другой — «быть лучше всех». В этих условиях крайне важно совершенствовать навыки межличностной коммуникации, формировать способность к пониманию себя и других, к самоорганизации и саморегуляции. Осознание ценности гармоничного существования в коллективе, понимание, что для позитивных взаимоотношений с самыми разными людьми необходимо осознавать ценность и уникальность каждого человека, что для создания здоровой и дружеской атмосферы в классе необходимо проявлять взаимоуважение, сочувствие и эмпатию, оказывать помощь в трудных ситуациях формируется уже в этом возрасте.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния;

  • проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • осознавать, что дружеские отношения между одноклассниками являются основой душевного благополучия, интересных совместных дел, игр и успешной учёбы.

Метапредметные:

  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.


Партнёр занятия: Московский государственный психолого­педагогический университет.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/relationship-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/relationship-12-method_recom.pdf

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/relationship-12-presentation.pdf

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Просмотр фрагмента мультфильма и организованная беседа позволяют «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: ценность позитивного общения. Игровое задание в продолжение разговора ориентировано на актуализацию качеств героев из сказки.

Часть 2. Основная.

Основная часть занятия строится на основе анализа ситуаций-кейсов. В беседе-моделировании «Как поступить?» рассматриваются соответствующие возрасту непростые ситуации во взаимоотношениях - смысловой акцент делается на категорическом неприятии способов поведения, унижающих достоинство других.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия, при выполнении игрового задания «Разноцветные лучики дружбы» обучающиеся повторяют качества, которые важны для дружбы, составляют наглядную модель дружного класса.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нас, какие мы, как относимся друг к другу. Но сначала посмотрите фрагмент мультфильма и подумайте, можно ли героев назвать друзьями.

Демонстрация видеоролика.

Учитель.

Что вы можете сказать о поросёнке? Умеет ли он дружить? А слонёнок?

(Ответы обучающихся).

Учитель.

Хотите узнать, чем закончился мультфильм? Посмотрим.

Демонстрация видеоролика.

Учитель.

Что понял поросёнок? Какие чувства испытали герои? Кто такой настоящий друг?

Ответы обучающихся.

Учитель.

В народе говорят: друга ищи, а найдёшь - береги. Подходит ли она к мультфильму, который мы сейчас посмотрели? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Очень важно быть жизнерадостными, открытыми, добрыми к людям. Хорошо, когда вокруг тебя твои друзья. Но с вами в один класс ходят самые разные ученики. Почему так важно интересоваться и узнавать новое о ребятах в своем классе, в школе?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте послушаем, что скажет об этом Лариса Михайловна Суркова, психолог, многодетная мама, которая очень многое знает о взаимоотношениях людей.

Демонстрация выступления федерального спикера.

Учитель. Что бы вы теперь добавили к своим ответам, почему важно знакомиться с теми, кто будет учиться вместе с вами в школе столько лет?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, хорошо, когда вокруг много друзей! Вместе всегда интереснее играть, заниматься спортом, учиться! Пусть ссоры, обиды и злые шутки не станут преградой для дружбы.

Часть 2. Основная.

Учитель.

Какие же правила надо выполнять, как относиться друг к другу, чтобы сохранить дружбу?

(Ответы обучающихся).

Исходя из особенностей своего класса, учитель самостоятельно определяет формулировки правил, на которые необходимо сделать акцент.

Например, на доске появляется карточка: ПОМОГАТЬ

Учитель.

Что означает «помогать»? Приведите примеры ситуаций, когда вам помогли. Нужно ли нам в классе помогать друг другу? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, забираем это правило? Будем его выполнять?

На доске появляется карточка: ПОДДЕРЖИВАТЬ

Учитель.

Что означает «поддерживать»? Приведите примеры ситуаций, когда вас поддержали. Нужно ли нам в классе поддерживать друг друга? Почему?

(Ответы обучающихся).

На доске появляется карточка: ПОНИМАТЬ

Учитель. Что означает «понимать»? Приведите примеры ситуаций, когда вы чувствовали, что вас понимают. Нужно ли нам в классе понимать друг друга? Почему?

(Ответы обучающихся).

Учитель. Понимать, это значит принимать, что все мы разные, поэтому думаем и чувствуем по-разному, но при этом готовы поддерживать того, кому нужна помощь в сложной ситуации, или радоваться успехам друг друга.

Послушайте краткие истории, которые произошли с вашими ровесниками. И обсудим, как бы вы поступили на их месте.

Выбор количества обсуждаемых ситуаций - от одной до трёх - определяется педагогом самостоятельно в зависимости от уровня класса, степени подготовленности детей к обсуждению нравственных проблем.


Ситуация 1.


Трое ребят отняли у мальчика обувь и бросают её друг другу. Мальчик мечется, пытается забрать её, но ребята только смеются и радуются его растерянности. Костя и Слава заметил это.

  • Костя прошёл мимо, решил, что посмеются и сами отдадут.

  • Слава подошёл к обидчикам, попытался забрать обувь и отдать мальчику.

Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, у которого отобрали обувь?

Ответы обучающихся, обмен мнениями

Ситуация 2.

Вася предложил своим друзьям Косте и Славе для смеха спрятать пенал их одноклассника.

  • Слава отказался прятать пенал и попытался остановить друга.

  • Костя согласился поучаствовать в розыгрыше: другу в любом случае нельзя отказывать.

Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытал бы мальчик, чей пенал Вася бы спрятал?

Ответы обучающихся, обмен мнениями

Ситуация 3.


Две девочки сделали обидную подпись к фотографии одноклассницы и выложили в чате, где есть большинство одноклассников.

• Слава предложил удалить из чата обидную фотографию.

• Костя предложил оставить эту ситуацию без внимания, так как со временем она сама разрешится, всё скоро забудется.

Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытала девочка, к фотографии которой одноклассницы сделали обидную подпись?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Мы с вами обсудили непростые ситуации. Не всегда легко найти ответ на вопрос «Как же мне поступить?». Но есть удивительное правильно: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

А есть ещё одно важное правило - если грустно, обидно или страшно, то не нужно оставаться с этими чувствами один на один, нужно обязательно поговорить об этом с теми, кто вас любит, и кому вы доверяете.

Ребята, к кому в сложных ситуациях можно обратиться?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, в подобных случаях вы всегда можете обратиться за помощью к родителям, бабушкам или дедушкам, учителям, старшему брату или сестре.

Но если вдруг рядом таких людей просто не оказалось, то вы всегда можете позвонить на детский телефон доверия. Давайте посмотрим небольшой сюжет о нём.

Демонстрация ролика Детского телефона доверия «Пункт приема детских страхов»

Учитель. На детском телефоне доверия работают профессиональные психологи. Называть имя, фамилию адрес никто не попросит, звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный. Главное не стесняться, не бояться и поделиться своей проблемой, и каждому обязательно помогут!

Запомнили номер телефона? 8-800-2000-122 (см. дополнительные материалы)

Часть 3. Заключение.

Учитель.

Ребята, сегодня мы убедились в том, как важно, когда рядом с нами друзья. И как важно быть дружными и поддерживать друг друга.

В завершение нашего занятия предлагаю подумать о том, какие качества (правила) являются для дружбы наиболее важными.

У вас на партах лежат бумажные ладошки (шаблон размещен в дополнительных материалах), напишите, пожалуйста, на них одно качество (или правило), которое вы считаете самым важным для дружбы.

Получившиеся ладошки учитель размещает на доске (или на листе ватмана) по кругу и получается солнышко дружбы.

Учитель. Ребята. Спасибо вам за отличную работу! Смотрите. Что у нас получилось - по отдельности вы все - лучики, а вместе - солнышко дружбы, которое дарит нам радость и тепло. И пусть оно никогда не заходит за тучки!

ПОСТРАЗГОВОР

  • Беседы о взаимоотношениях в классе «Дружба и ссоры: как решать конфликты?», «Как избежать опасных ситуаций», «Твоё настроение», «Как научиться преодолевать трудности вместе», «Как помириться после ссоры».

  • Просмотр фильмов в рамках проекта «Киноуроки в школе».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: актуализация речевых ситуаций с использованием этикетных слов.

Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и

прозаических произведений, посвящённых дружбе, взаимоотношениям между сверстниками и взрослыми: А. Л. Барто «Мой друг», Я. Л. Аким «Слово „Друг“», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. П. Крапивин «Брат, которому семь», Л. Пантелеев «Честное слово», Р. П. Погодин «Книжка про Гришку».

Окружающий мир: изучение тем раздела «Правила безопасной

жизнедеятельности».

Музыка: прослушивание и исполнение песен «От улыбки», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Дружба крепкая не сломается» и других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. - М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. - 31 с. - URL:

https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 2510063.pdf.

Антибуллинговая программа «Каждый важен» (Федеральный научно­методический центр в области психологии и педагогики толерантности), https://xn--80aafhhcdvf2b2k.xn--p1ai/.

Для школьной администрации, учителей и психологов: Руководство по противодействию и профилактике буллинга / Реан А. А., Новикова М. А.,

Коновалов И. А., Молчанова Д. В., под ред. академика РАО А. А. Реана. - Москва, 2019. - 64 с.

Всероссийский проект Детский телефон доверия, https://www.fond- detvam.ru/detskiv-telefon-doveriva/.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Навыки XXI века и личная эффективность: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, эмпатия.



















Методические рекомендации


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме:

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ»


Цель занятия: формирование у обучающихся ценностных установок о взаимоотношениях между одноклассниками на основе взаимоуважения и взаимопомощи, развитие навыков позитивного эффективного общения, информирование о возможности получения помощи в сложных ситуациях (детский телефон доверия), воспитание добрых отношений между одноклассниками.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Основные смыслы: у младшего школьника добрые отношения и соперничество переплетены друг с другом: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», с другой — «быть лучше всех». В этих условиях крайне важно совершенствовать навыки межличностной коммуникации, формировать способность к пониманию себя и других, к самоорганизации и саморегуляции. Осознание ценности гармоничного существования в коллективе, понимание, что для позитивных взаимоотношений с самыми разными людьми необходимо осознавать ценность и уникальность каждого человека, что для создания здоровой и дружеской атмосферы в классе необходимо проявлять взаимоуважение, сочувствие и эмпатию, оказывать помощь в трудных ситуациях, формируется уже в этом возрасте.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния;

  • проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • осознавать, что дружеские отношения между одноклассниками являются основой душевного благополучия, интересных совместных дел, игр и успешной учёбы.

Метапредметные:

  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.

Партнёр занятия: Московский государственный психолого­педагогический университет.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и включает комплекс игровых технологий.

Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • презентация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

К обсуждению взаимоотношений детей в школьном коллективе учителю следует подходить с особым вниманием: это процесс, требующий внимания к эмоциональному и психологическому состоянию детей, поэтому важно, чтобы оно проходило в спокойной, доброжелательной, дружеской атмосфере. Учителю необходимо избегать моментов, которые могли бы вызвать конфликт между обучающимися на занятии.

Начинается разговор с просмотра фрагмента хорошо известного детям мультфильма «Мой друг зонтик», в котором рассказывается о дружеских поступках зверят по отношению друг к другу. Учитель проводит небольшую беседу по предлагаемым в сценарии вопросам. При организации беседы важно создать доброжелательную атмосферу: выслушивайте ответы детей, вызывайте у них позитивные эмоции.

Выступление федерального спикера позволяет подтвердить важность обсуждаемой темы занятия, объяснить детям, как важно общаться с одноклассниками, узнавать новое о тех, кто будет учиться в одном классе много лет.

Часть 2. Основная.

В основной части детям предлагается (при необходимости с помощью учителя) обсудить и выработать правила поведения в классе.

Учитель вместе с детьми формулирует правила позитивного общения. Как отмечено в сценарии, правила — это список общих договорённостей класса. В течение года можно возвращаться к их обсуждению, дополняя или корректируя. Правила класса могут стать хорошим инструментом для педагога в разрешении конфликтов и других сложных ситуаций в классе. Можно обращаться к ним при обсуждении будущих или прошедших событий. Чем чаще дети смогут соотносить своё поведение с принятыми общими правилами взаимодействия в классе, тем легче им будет выстраивать конструктивные отношения в коллективе.

Исходя из особенностей своего класса, учитель самостоятельно определяет формулировки правил, на которые необходимо сделать акцент. Например, понимать, поддерживать, помогать. Правила визуально закрепляются в виде карточек на доске.

Обсуждение ситуаций и ответы на вопросы учителя помогают обучающимся глубже проанализировать варианты правильного поведения, ощутить эмоциональное состояние участников ситуаций, создать собственное представление и понимание линии поведения в непростых ситуациях общения.

При обсуждении ситуаций учителю важно вызывать обучающихся на откровенные высказывания, выслушивать, поддерживать.

В завершение основной части педагог обращает внимание обучающихся на номер телефона доверия для детей.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 8-800-2000-122

В службе телефона доверия работают психологи-консультанты. Называть имя, фамилию, адрес никто не потребует, звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный. Главное - не стесняться, не бояться и поделиться своей проблемой, и каждому обязательно помогут!

Рекомендуется сделать карточку с информацией о телефоне доверия.

Часть 3. Заключение.

Подводятся итоги занятия с помощью творческого задания. На бумажных ладошках (шаблон размещён в дополнительных материалах), учитель просит обучающихся написать одно качество (или правило), которое они считают самым важным для дружбы.

Получившиеся ладошки учитель размещает на доске (или на листе ватмана) по кругу и получается солнышко дружбы.

ПОСТРАЗГОВОР

  • Беседы о взаимоотношениях в классе «Дружба и ссоры: как решать конфликты?», «Как избежать опасных ситуаций», «Твоё настроение», «Как научиться преодолевать трудности вместе», «Как помириться после ссоры».

  • Просмотр фильмов в рамках проекта «Киноуроки в школе».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: актуализация речевых ситуаций с использованием этикетных слов.

Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых дружбе, взаимоотношениям между сверстниками и взрослыми: А. Л. Барто «Мой друг», Я. Л. Аким «Слово „Друг“», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. П. Крапивин «Брат, которому семь», Л. Пантелеев «Честное слово», Р. П. Погодин «Книжка про Гришку».

Окружающий мир: изучение тем раздела «Правила безопасной жизнедеятельности».

Музыка: прослушивание и исполнение песен «От улыбки», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Дружба крепкая не сломается» и других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. - М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. - 31 с. - URL:

https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 2510063.pdf

Антибуллинговая программа «Каждый важен» (Федеральный научно­методический центр в области психологии и педагогики толерантности), https://xn--80aafhhcdvf2b2k.xn--p1ai/

Для школьной администрации, учителей и психологов: руководство по противодействию и профилактике буллинга / Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В., под ред. академика РАО А. А. Реана. - Москва, 2019. - 64 с.

Всероссийский проект Детский телефон доверия, https://www.fond- detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya/

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Навыки XXI века и личная эффективность: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, эмпатия.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
















ЛАДОШКИ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!