СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ» 5-7 класс 2 октября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ» 5-7 класс 2 октября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ» 5-7 класс 2 октября 2023 г.»

социальное служение









Сценарий занятия


День учителя

(советники по воспитанию)




5-7 классы

















2 октября 2023 г ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ (СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ)»


Цели занятия:

  • формирование представления о важной роли учителя для становления личности каждого человека;

  • осознание того, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества;

  • знакомство школьников с новыми возможностями для самореализации в связи с появлением в школе советника директора школы по воспитанию.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение, саморазвитие, самореализация.

Основные смыслы: труд учителя – это труд на благо Родины, это пример служения своим соотечественникам, защита общенациональных ценностей, ответственность за будущее нашей страны. На протяжении всей истории учитель играл особую роль в формировании будущего поколения, процветания нашей страны. Сегодня учителя создают условия для развития обучающихся, их успешной самореализации, показывая мир возможностей, которые перед ребятами открывают знания.

Появление ещё одного педагога, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, позволяет создать условия для развития социального потенциала личности, помочь развить социальную одарённость ребёнка через активную воспитательную работу.

Партнер занятия: Росдетцентр (ФГБУ «Российский детско- юношеский центр»).

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:

- сценарий,

  • методические рекомендации,

  • комплект видеоматериалов.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная часть.


Учитель. Вы знаете, какой праздник приближается? Верно, День учителя. Он празднуется в начале октября. В прошлом году мы с вами вели разговор об учителях дважды: в октябре, в канун Дня учителя, и в марте, когда говорили о Годе учителя и наставника.

Учитель. Скажите, а что вам запомнилось при обсуждении этих тем? Поделитесь своими впечатлениями и мыслями относительно прошедших занятий.

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, профессия учитель появилась очень давно, уже в Древнем Египте существовали преподаватели, которые обучали детей чтению, письму и другим навыкам. И несмотря на то что общество за это время колоссально изменилось, 1 сентября дети идут в школу, где их, как много столетий назад, встречает учитель.

За этот период исчезло большое количество профессий, на смену которым пришли другие. Как вы думаете, почему профессия учителя остаётся неизменной?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, а как бы вы проложили фразу «Если бы не было учителя…»

Ответы обучающихся.

Учитель. А если бы не было школ? Что произошло бы? Или не произошло? Поделитесь своими мыслями.

Ответы обучающихся.

Учитель акцентирует внимание на тех ответах, в которых дети говорят о том, что школа/учителя играют ключевую роль в формировании будущего поколения, передают знания, ценности и навыки, необходимые для успешной самореализации детей, тем самым от них во многом зависит будущее страны, её процветание.

Часть 2. Основная часть.


Игра «Это мой учитель…?!»

Учитель. Ребята, вы встречаетесь с учителями почти каждый день и проводите вместе много часов. Вам, наверное, кажется, что вы всё про нас, учителей, знаете? Хотите проверить? В игре, которую я вам сейчас предложу, это и можно будет сделать.

Для проведения игры используются интересные факты об учителях школы, которые заранее собираются (если в школе есть советник директора по воспитанию, то эту функцию он может взять на себя).

В ходе игры школьники по представленной учителем информации догадываются, о каком учителе / педагоге школы идёт речь.

Учитель называет какой-то факт (например, такие: «бегал в юности стометровку за 12 секунд», «умеет с закрытыми глазами приготовить яичницу», «каждый год путешествует с семьёй на байдарке» и т. д.), а школьники по ним догадываются, о ком из учителей идёт речь. После правильного ответа на слайде демонстрируется фото педагога в неформальной обстановке (или просто называются его имя и отчество).

Учитель. Ребята, удивлены были каким-то фактами о ваших учителях? Открылись они для вас с другой стороны? Какой факт вас больше всего удивил?

Ответы обучающихся.

Дискуссия «Учитель или искусственный интеллект».

Учитель. Искусственный интеллект уверенно входит в нашу жизнь, и есть мнение, что в будущем в школах вместо педагогов будут работать роботы. Предлагаю подискутировать на эту тему.

Вопросы для дискуссии:

  • Как вы думаете, ваших будущих детей будут учить учителя или роботы?

  • Сможет ли искусственный интеллект заменить учителя? Почему?

  • Какие навыки и качества учителя сложно или невозможно передать искусственному интеллекту? А какие вполне реально?

  • Какие плюсы и минусы могут быть для учеников, если большая часть обучения будет зависеть от искусственного интеллекта?

  • Какие можно предсказать изменения в школе в будущем с учётом развития искусственного интеллекта?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, большинство школьных предметов остаются неизменными во все времена. Вы изучаете математику, русский язык, литературу, физику, географию, химию, биологию и т. п., и эти же предметы изучали в школе ваши родители, бабушки и дедушки.

А какие предметы, на ваш взгляд, необходимо добавить в современное школьное расписание? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. А когда ваши внуки пойдут в школу, будут у них какие-то предметы и учителя, которых сейчас нет у вас?

Ответы обучающихся.

Учитель. А сейчас небольшая загадка. Такой педагог совсем недавно появился в большинстве российских школ (а со временем появится абсолютно во всех), его ещё называют «навигатор» и отличить его можно по эмблеме бумажного самолётика.

Кто знает, как называется этот педагог?

Ответы обучающихся.


СЦЕНАРНЫЙ ХОД №1 – обучающиеся не смогли ответить на вопрос.

Учитель. Педагог, который совсем недавно появился во многих школах страны (а со временем появиться абсолютно во всех), называется советником директора по воспитанию. А ещё его называют «навигатор детства», потому что помогает найти свой путь, найти себя, помогает в сложных ситуациях, сориентирует в большом количестве возможностей, которые есть у каждого ребёнка для развития, станет наставником для каждого и поможет чувствовать себя частью дружной школьной команды.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД №2 – дети смогли ответить на вопрос.


Учитель. Ребята, вы молодцы!!! Действительно, это советник директора по воспитанию. Кто знает, какую роль советники по воспитанию выполняют в школе? Почему их называют «навигаторами детства»? По каким вопросам к ним можно обратиться?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, действительно, школа — это не только место, где вы получаете знания. Школа – это ещё и территория возможностей – возможность поучаствовать в интересных проектах, попробовать себя в роли волонтёра, фотографа, артиста, возможность лучше узнать свой край, отправившись в поход, возможность найти друзей по интересам и много другое.

Согласны, что всё это делает вашу школьную жизнь намного ярче и интереснее?

Советники по воспитанию как раз и занимаются тем, чтобы сделать жизнь в школе увлекательной и насыщенной, они помогают ребятам найти дело по душе. А как вы думаете, почему символом советников по воспитанию является бумажный самолётик?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы детей). Самолётик символизирует рост и развитие детей, их взлёт в мире знаний и возможностей. А все педагоги в школе, и в том числе советники по воспитанию, в этом им помогают.

Методический комментарий: в зависимости от того, есть ли советник по воспитанию в школе и как долго он работает – учитель либо знакомит учеников с ним, называет его Ф.И.О., номер его кабинета, приглашает ребят к знакомству, либо напоминает, какие мероприятия проводили с советником в прошлом году, что смогли реализовать вместе.

Часть 3. Заключительная часть.


Учитель. На жизненном пути каждого человека встречается много разных учителей, и каждый из них вносит свой вклад в его будущее, но у каждого взрослого есть учитель, имя, которого ему особо дорого. Это либо первый учитель, либо учитель, который значимо повлиял на выбор будущей профессии, стал настоящим другом и наставником.

Помню такого человека и я… (учитель может рассказать о своём учителе, наставнике, сыгравшем важную роль в его жизни).

Учитель. А знаете, а ведь и учителя помнят своих учеников спустя годы, потому что невозможно забыть человечка, в которого ты вложил свою душу. И все учителя мечтают, чтобы их ученики, когда вырастут, стали счастливыми и успешными. И это самая большая награда профессии учителя.

Демонстрация ролика «Говорите учителям „Спасибо“»

Учитель. Ребята, какие эмоции вызвал у вас этот ролик?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как вы думаете, какие чувства испытала учительница Михаила Галустяна?

Ответы обучающихся.

Учитель. А с каким чувством Михаил Галустян зашёл в класс к своей любимой учительнице? Какие эмоции он испытывал в этот момент?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, он был переполнен чувством благодарности своему учителю. И прекрасно, что он нашёл возможность прийти и сказать спасибо. Поверьте, для Людмилы Петровны, как и для любого учителя, это был лучший подарок.

В день учителя обязательно зайдите и поблагодарите вашего первого учителя, любимого тренера или любого другого педагога, которому вам хочется сказать спасибо.

А ещё вы можете вместе с родителями навестить их учителей и сказать им спасибо за их труд, доброту и знания, которые они дарили вашим папам и мамам, когда они были такими же маленькими как вы.

ПОСТРАЗГОВОР


  • Участие во всероссийской акции Всероссийская акция СКАЖИ

«СПАСИБО» УЧИТЕЛЮ https://спасибоучителю.рф/.

  • Шефство над неуспевающими школьниками младших и средних классов.

  • Составление учителями школы перечня (списка, ссылок, QR-кодов)

«Нельзя не знать», в котором собраны названия книг, фильмов, спектаклей, статей, интересных мест региона и т. п., которые учителя рекомендуют школьникам, и которые являются важными для самих педагогов.

  • Запуск проекта «Они были учителями» об известных писателях, учёных, художниках и т. д., которые преподавали в школе или в вузе (например, Павел Бажов работал учителем русского языка в школе, Константин Циолковский преподавал в школе, Николай Гоголь преподавал на кафедре истории в Петербургском университете, Иван Гончаров был домашним учителем и т. д.).

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ


  • Обществознание: тема «Выбор профессии».

  • История: темы «реформы Петра I», «Александр II, предпосылки реформ в России», «Наука и образование в СССР».

  • Литература: темы «Л. Н. Толстой „Детство“», «Д. И. Фонвизин

„Недоросль“», другие темы, связанные с учительством и выбором этой профессии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  1. Сайт Образовательного центра «Сириус» https://sochisirius.ru/.

  2. Сайты педагогических вузов и колледжей региона и страны.

  3. Профориентационные ресурсы, например https://proektoria.online/.

  4. Региональные и всероссийские олимпиады и конкурсы по педагогике, психологии, социальной работе (например, региональная олимпиада РГУ им. С. Есенина https://www.rsu.edu.ru/students/student- science/stud-olympiads/regionalnaya-olimpiada-ppsr/, Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех» https://herzen.spb.ru/abiturients/olimpiady/olimpiady-shkolnikov-iz-perechnya- rsosh/mezhdvuzovskaya-olimpiada-shkolnikov-pervyy-uspekh-pedagogicheskie- nauki-i-obrazovanie/) и т. д.

  5. Видеофильм «Призвание», посвященный подвигу учителя (2023 г., реж. Е. Дубровская, производство АНО ЦРИС «ИНТЕЛРОСТ»)








ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ


  • Благодарность школьным учителям за самоотверженный труд.

  • Благодарность родителям за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.

  • Благодарность школьным тренерам, руководителям клубов, советникам по воспитанию за расширение мировоззрения и за поддержку саморазвития.


























Методические рекомендации

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ (СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ)»


Цели занятия:

  • формирование представления о важной роли учителя для становления личности каждого человека;

  • осознание того, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества;

  • знакомство школьников с новыми возможностями для самореализации в связи с появлением в школе советника директора школы по воспитанию.

Формирующие ценности: служение Отечеству, социальное служение, саморазвитие, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range Size=1).

Основные смыслы: труд учителя – это труд на благо Родины, это пример служения своим соотечественникам, защита общенациональных ценностей, ответственность за будущее нашей страны. На протяжении всей истории учитель играл особую роль в формировании будущего поколения, процветания нашей страны. Сегодня учителя создают условия для развития обучающихся, их успешной самореализации, показывая мир возможностей, которые перед ребятами открывают знания.

Появление ещё одного педагога, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, позволяет создать условия для развития социального потенциала личности, помочь развить социальную одарённость ребёнка через активную воспитательную работу.

Партнёр занятия: Росдетцентр (ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»).

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:

- сценарий;

  • методические рекомендации;

  • комплект видеоматериалов.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная


Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися о прошедших в прошлом году занятиях, посвящённых педагогам и наставникам.

Основной акцент при обсуждении наиболее запомнившихся моментов учитель делает на те ответы, где подчёркивается, что учитель, работая с детьми, формирует новые поколения граждан нашей страны, которые определяют её будущее. Труд учителя уважаем и почётен, и важно, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям.

Дальнейшее обсуждение должно привести ребят к пониманию того, что школа / учителя играют ключевую роль в передаче знаний, ценностей и навыков, необходимых для успешной самореализации детей, тем самым от них во многом зависит будущее страны, её процветание.

Часть 2. Основная.


Основная часть начинается с игры «Это мой учитель...?!», цель которой – познакомить школьников с увлечениями педагогов, помочь им увидеть своих учителей с новой стороны.

Проведение дискуссии «Учитель или искусственный интеллект» призвано заставить обучающихся задуматься о тех качествах, которые свойственны учителям и которые не могут быть переданы искусственному интеллекту. Искусственный интеллект – лишь очень хороший инструмент, который облегчит обучение, но не заменит живого диалога между педагогом и учеником.

Обсуждение изменений в современной школе помогает обучающимся ближе познакомиться с новой профессией школьных педагогов – советник директора по воспитанию и узнать, какие мероприятия можно организовать в школе с его помощью.

Если советник директора по воспитанию уже работает в школе, полезно будет вспомнить, какие мероприятия уже были проведены им в прошлые годы.

Часть 3. Заключительная.


В заключение занятия учитель может рассказать школьникам о своём учителе, наставнике, сыгравшем важную роль в его жизни.

Просмотр видеоролика и обсуждение вызванного им эмоционального отклика у обучающихся способствует формированию их эмоционального интеллекта, учит распознавать и понимать чувства других людей.

ПОСТРАЗГОВОР


  • Участие во всероссийской акции Всероссийская акция СКАЖИ

«СПАСИБО» УЧИТЕЛЮ https://спасибоучителю.рф/.

  • Шефство над неуспевающими школьниками младших и средних классов.

  • Составление учителями школы перечня (списка, ссылок, QR-кодов)

«Нельзя не знать», в котором собраны названия книг, фильмов, спектаклей, статей, интересных мест региона и т. п., которые учителя рекомендуют школьникам, и которые являются важными для самих педагогов.

  • Запуск проекта «Они были учителями» об известных писателях, учёных, художниках и т. д., которые преподавали в школе или в вузе (например, Павел Бажов работал учителем русского языка в школе, Константин Циолковский преподавал в школе, Николай Гоголь преподавал на кафедре истории в Петербургском университете, Иван Гончаров был домашним учителем и т. д.).

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ


  • Обществознание: тема «Выбор профессии».

  • История: темы «реформы Петра I», «Александр II, предпосылки реформ в России», «Наука и образование в СССР».

  • Литература: темы «Л. Н. Толстой „Детство“», «Д. И. Фонвизин

„Недоросль“», другие темы, связанные с учительством и выбором этой профессии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


  1. Сайт Образовательного центра «Сириус» https://sochisirius.ru/.

  2. Сайты педагогических вузов и колледжей региона и страны.

  3. Профориентационные ресурсы, например https://proektoria.online/.

  4. Региональные и всероссийские олимпиады и конкурсы по педагогике, психологии, социальной работе (например, региональная олимпиада РГУ им. С. Есенина https://www.rsu.edu.ru/students/student-science/stud- olympiads/regionalnaya-olimpiada-ppsr/, Межвузовская олимпиада школьников

«Первый успех» https://herzen.spb.ru/abiturients/olimpiady/olimpiady-shkolnikov- iz-perechnya-rsosh/mezhdvuzovskaya-olimpiada-shkolnikov-pervyy-uspekh- pedagogicheskie-nauki-i-obrazovanie/) и т. д.

  1. Видеофильм «Призвание», посвященный подвигу учителя (2023 г., реж. Е. Дубровская, производство АНО ЦРИС «ИНТЕЛРОСТ»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:


  • Благодарность школьным учителям за самоотверженный труд.

  • Благодарность родителям за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.

  • Благодарность школьным тренерам, руководителям клубов, советникам по воспитанию за расширение мировоззрения и за поддержку саморазвития.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.


Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!