СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 5-7 класс 25 сентября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 5-7 класс 25 сентября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 5-7 класс 25 сентября 2023 г.»




Сценарий занятия

Избирательная система России

(30 лет ЦИК)

5–7 классы








1

25 сентября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»


Цели занятия: изучение специфики избирательной системы Российской Федерации; формирование уважения к конституционным правам граждан Российской Федерации; формирование ответственного отношения к избирательному праву, воспитание гордости за совершенствование избирательной системы Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: гражданственность.


Основные выводы: Выборы – это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.


Партнер занятия: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, http://www.cikrf.ru/.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: деловая игра, беседа, демонстрация видеороликов.


Комплект материалов:

−сценарий,

−методические рекомендации,

−видеоролик,

−презентационные материалы.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний обучающихся о едином дне голосования. Обсуждение понятий «выбор» и «выборы». Видеообращение Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э. А. Памфиловой.

Часть 2. Основная

Деловая игра «Выборы». Основные принципы избирательной системы Российской Федерации. Роль ЦИК России в избирательном процессе.


Часть 3. Заключение

Обсуждение «Почему важно участвовать в выборах?».



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, совсем недавно, 10 сентября, состоялось важное событие для жителей нашей страны. Кто может его назвать?

Ответы детей

Учитель. Верно! В единый день голосования прошли выборы глав регионов и депутатов. Несмотря на то что в нашей стране принимать участие в выборах могут только те, кому исполнилось 18 лет, в большинстве российских семей существует традиция ходить на выборы всем вместе.

Демонстрация видеоролика «Выборы как традиция»

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ходить на выборы всей семьей стало доброй традицией? Кто из вас ходил вместе с родителями или бабушками/дедушками на выборы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Каждый день вы делаете выбор: что надеть, с кем и куда пойти гулять, что съесть на завтрак и т. п. А чем ваш ежедневный выбор отличается от выборов, которые проходят в единый день голосования. А в чем сходство?

Ответы обучающихся.

Учитель акцентирует внимание на ответах детей, связанных с ответственностью за выбор, последствиями как повседневного выбора, так и государственных выборов.

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю послушать видеообращение Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллы Александровны Памфиловой, которое сделано специально для нашего занятия.

Выступление федерального спикера. Э. А. Памфиловой.

Часть 2. Основная.

Проведение деловой игры «Выборы».

Материалы для проведения игры: избирательные бюллетени, протокол об итогах голосования, карточка наблюдателя (см. дополнительные материалы).

Учитель. Ребята, принять участие в реальных выборах вы сможете только через несколько лет, а сейчас я предлагаю поиграть в выборы и попробовать себя в роли избирателей. Представим ситуацию, что вам нужно выбрать, что будет построено в нашей школе в следующем году1:

  • библиотека (еще одна библиотека);

  • баскетбольная площадка (волейбольная, футбольная площадка);

  • бассейн (еще один бассейн);

  • шахматный клуб.

  1. этап игры «Выборы»

Учитель выводит на экран название объектов школьной инфраструктуры и предлагает ученикам хором назвать тот, который они хотели бы, чтобы появился в школе.

Учитель сообщает детям, что ему кажется, что большинство проголосовали за (название объекта).

Обсуждение после 1 этапа игры.

Учитель. Ребята, как вы считаете, итоги нашего голосования объективны?

Почему?

Если дети считают, что учитель верно определил мнение большинства – а если бы нас было не 20–30 человек, а 20–30 тыс. человек, смогла бы я на слух понять каково мнение большинства?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, провести верный подсчет голосов при таком способе голосования практически невозможно. Интересно, что он применялся в древности, в результате выборы выигрывал кандидат, имевший самых голосистых сторонников.

Учитель. А кто может рассказать, как сейчас проходят выборы в нашей стране?

Как осуществляется подсчет голосов?

Ответы обучающихся.

Учитель (подводя итог). Верно, российская избирательная система устроена так, чтобы мнение каждого голосующего было учтено и итоговые результаты были абсолютно точными и объективными.



1 Учитель может подобрать свои варианты в зависимости от имеющейся инфраструктуры школы.


  1. этап игры «Выборы».

Учитель. Сейчас мы будем голосовать еще раз, но уже с помощью избирательных бюллетеней и счетной комиссии. На выборах еще всегда есть наблюдатели, которые будут следить, чтобы голосование прошло в соответствии с требованиями к избирательному процессу, установленными законодательством Российской Федерации.

Учитель выбирает двух человек наблюдателей и выдает им карточку, в которой зафиксированы следующие принципы демократических выборов2:

  • равенство – все люди равны, каждый избиратель имеет право на один голос;

  • альтернативность – выборы должны быть конкурентными, минимум два кандидата;

  • тайное голосование – исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан;

  • свобода волеизъявления – каждый самостоятельно делает свой выбор;

  • всеобщность – голосовать имеют право все граждане страны старше 18 лет.


Учитель раздает обучающимся избирательные бюллетени, предлагает проголосовать, поставив любую отметку в одном из квадратов, соответствующих выбранному объекту школьной инфраструктуры.

После того как все обучающиеся определились с выбором, учитель выбирает счетную комиссию из 3 учеников, просит собрать по рядам бюллетени, провести подсчет голосов, внести их в протокол и объявить результаты голосования.


Обсуждение после 2 этапа игры.

Учитель. Ребята, как вы считаете, сейчас итоги нашего голосования отражают мнение большинства?

Ответы обучающихся.

Учитель. А сейчас мы предоставим слово наблюдателям, которые сопоставляли ход наших выборов с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Уважаемые наблюдатели, все ли принципы, обозначенные в ваших карточках, были нами соблюдены?

Учитель выводит на экран карточку наблюдателя.






2 Методический комментарий: 2 этап игры возможен без наблюдателей, их функцию может выполнить учитель.

Наблюдатели озвучивают каждый пункт, дают оценку соответствия/несоответствия, учитель в случае необходимости обращается к классу с просьбой дополнить или уточнить позицию наблюдателей. Если дети не обозначили, что на выборах тайна голосования обеспечивается кабинками и ящиками для голосования, то учитель сам сообщает эту информацию учащимся.

Учитель (при обсуждении принципа всеобщности). Ребята, в нашей стране не просто дается право каждому участвовать в выборах, но и создаются для этого все условия.

Например, если человек по состоянию здоровья не может прийти на выборы, то по его просьбе избирательная комиссия приедет к нему домой, и он проголосует, не выходя из дома.

Если человек уезжает в командировку или на отдых, то у него тоже есть возможность проголосовать. Существует механизм «Мобильный избиратель»: если избиратель не сможет проголосовать по месту своей прописки, он имеет право выбрать для этого любой избирательный участок по месту своего фактического нахождения. А еще полезно знать, что выборы проходят в течение нескольких дней.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, как обеспечивается право проголосовать морякам, находящимся в плавании, геологам и ученым на полярных станциях?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы детей). Для того чтобы избиратели, которые находятся в труднодоступных или отдаленных местностях, могли проголосовать, члены избирательных комиссий добираются до них с помощью авиационного, водного и автомобильного транспорта высокой проходимости.

Учитель. А как думаете, голосуют ли космонавты, находящиеся на орбите? Каким образом обеспечивается для них право и тайна голосования?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы детей). Голосование космонавтов является исключительным случаем. Общие нормы закона на такое голосование не распространяются. Космонавт заранее самостоятельно выбирает доверенное лицо, в день выборов в специально выделенной для соблюдения тайны голосования комнате в Центре управления полетами (ЦУП) во время сеанса прямой связи с МКС, космонавт оглашает свой выбор, а доверенное лицо заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования, который затем отправляется в территориальную избирательную комиссию.

Учитель. Ребята, уже из этих примеров становится очевидно, что выборы не ограничиваются одним действием – опусканием бюллетеней в ящик для голосования. Выборы – это сложный процесс, в нем задействовано множество участников – это и

избирательные комиссии на местах, и наблюдатели, и СМИ, и волонтеры. Во главе системы избирательных комиссий находится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, с председателем которой, Эллой Памфиловой, мы с вами познакомились в начале занятия.

В этом году ЦИК России исполняется 30 лет. Процедура выборов постоянно совершенствовалась и развивалась. За это время объективность, прозрачность, точность результатов выборов вышла на самый высокий уровень.

Новым явлением стало использование дистанционного электронного голосования (сокращенно ДЭГ). Эта система позволяет участвовать в выборах, используя технические устройства (ноутбук, компьютер и пр.).

Дополнительно учитель может продемонстрировать видеоролик «30 лет ЦИК России» (см. дополнительные материалы).

Часть 3. Заключение.

Учитель. Из всех участников, задействованных в процедуре выборов, самым главным является избиратель. Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель (резюмируя ответы детей). Действительно, потому что только от избирателей зависит, кто станет депутатом, главой региона или Президентом Российской Федерации. А ведь мы все хотим жить в благоустроенных городах и селах, ездить по отремонтированным дорогам, иметь во дворах современные детские площадки, гулять в парках и т. п., а решением этих вопросов занимаются люди, которых мы выбираем.

  1. этап игры «Выборы».

Учитель. Ребята, давайте представим, что, когда мы выбирали, что нужно построить в школе в следующем году, большая часть из вас поленилась и не пошла на выборы.

Учитель откладывает в сторону большую часть бюллетеней (желательно убрав те, в которых указан объект, набравший большее число голосов во втором этапе игры) и озвучивает результаты такого варианта голосования.

Учитель. Смотрите, результаты наших выборов существенно изменились, большинство из вас хотели бы, чтобы в нашей школе появился (например, бассейн), но если бы на выборы «пришли» не все, то было бы принято решение об открытии (например, шахматного клуба).

Какие эмоции сейчас испытали те, кто голосовал за (например, бассейн)? Хотелось бы вам, чтобы решения, касающиеся вашего будущего, принимались без вашего участия?

Ответы обучающихся.

Учитель. Часто можно слышать такое мнение «От одного моего голоса ничего не зависит». Согласны? Можете привести контраргументы?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть небольшой ролик.

Демонстрация видеоролика «Твой голос может быть решающим».

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами убедились в том, что участвовать в выборах, значит проявлять настоящую гражданскую позицию, поскольку это означает, что будущее страны и ее жителей для человека важно и ценно. Я уверена, что когда вы достигнете 18 лет, то не допустите, чтобы важные решения на уровне страны, региона, города, села принимались без вашего участия.

Более подробно с избирательной системой Российской Федерации вы познакомитесь при изучении предмета «Обществознание» в старших классах. А кому уже сейчас хочется больше узнать об этом, то всю актуальную и достоверную информацию вы сможете найти на сайте ЦИК России http://www.cikrf.ru/ и на сайте Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России https://www.rcoit.ru/.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Участие школьников во Всероссийской олимпиаде по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

  • Обсуждение результатов единого дня голосования в регионе (муниципальном районе).

  • Участие школьников в выборах кандидатов в органы школьного самоуправления, организация выборов старосты класса.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

История: работа с информацией об избирательном праве в истории России, цензах, правах населения в разные эпохи.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: http://www.cikrf.ru/contact/

  2. Избирательная система в России: история и современность (литература, учебный фильм «Азбука избирателя»). Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. Электронный ресурс: https://www.prlib.ru/collections/467235.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Уважение к истории России, ценностям демократии, к выбору народа.


БЛАГОДАРНОСТЬ

Государству за возможность выразить свое мнение и сделать выбор, за уважительное отношение к выбору народа нашей страны.


































Методические рекомендации

Избирательная система России

(30 лет ЦИК)

5–7 классы








25 сентября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»


Цель занятия: изучение специфики избирательной системы Российской Федерации; формирование уважения к конституционным правам граждан Российской Федерации; формирование ответственного отношения к избирательному праву, воспитание гордости за совершенствование избирательной системы Российской Федерации.


Формирующиеся ценности: гражданственность (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)


Основные выводы: Выборы – это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.


Партнер занятия: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, http://www.cikrf.ru/.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: деловая игра, беседа, демонстрация видеороликов.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается с беседы о прошедших выборах, так как, возможно, обучающиеся присутствовали в день выборов вместе с родителями на избирательном участке и были зрителями или участниками различных культурных мероприятий,

которые проводятся в этот день. Такой вариант беседы акцентирует внимание на непосредственном участии в выборах и формирует интерес обучающихся к ним.

Видеообращение Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э. А. Памфиловой, которое сделано специально для занятия, способствует повышению мотивации обучающихся к дальнейшему обсуждению темы занятия.


Часть 2. Основная.

Основная часть начинается с игры «Выборы», которая проходит в 3 этапа.

Этап 1

Учитель предлагает обучающимся представить ситуацию, что им нужно выбрать, что будет построено в школе в следующем году1:

    • библиотека (ещё одна библиотека);

    • баскетбольная площадка (волейбольная, футбольная площадка);

    • бассейн (ещё один бассейн);

    • шахматный клуб.


Учитель выводит на экран название объектов школьной инфраструктуры и предлагает ученикам хором назвать тот, который они хотели бы, чтобы появился в школе.


При подведении итогов такого голосования учитель поясняет, что провести верный подсчёт голосов при таком способе голосования практически невозможно. Такое голосование применялось в древности, в результате выборы выигрывал кандидат, имевший самых голосистых сторонников.

Этап 2

Проведение выборов с использованием избирательных бюллетеней и счётной комиссии.

Учитель выбирает двух человек – наблюдателей и выдаёт им карточку, в которой зафиксированы следующие принципы демократических выборов2:

  • равенство – все люди равны, каждый избиратель имеет право на один голос;

  • альтернативность – выборы должны быть конкурентными, минимум два кандидата;




1 Учитель может подобрать свои варианты в зависимости от имеющейся инфраструктуры школы.

2 Методический комментарий: 2 этап игры возможен без наблюдателей, их функцию может выполнить учитель.

  • тайное голосование – исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан;

  • свобода волеизъявления – каждый самостоятельно делает свой выбор;

  • всеобщность – голосовать имеют право все жители страны старше 18 лет.


Учитель раздает обучающимся избирательные бюллетени, предлагает проголосовать, поставив любую отметку в одном из квадратов, соответствующих выбранному объекту школьной инфраструктуры.

После того как все обучающиеся определились с выбором, учитель выбирает счётную комиссию из 3 учеников, просит собрать по рядам бюллетени, провести подсчёт голосов, внести их в протокол и объявить результаты голосования.

Наблюдатели озвучивают каждый пункт, дают оценку соответствия/несоответствия, учитель в случае необходимости обращается к классу с просьбой дополнить или уточнить позицию наблюдателей. Если дети не обозначили, что на выборах тайность голосования обеспечивается кабинками и урнами для голосования, то учитель сам сообщает эту информацию учащимся.


Дальнейшее обсуждение уточняет знания обучающихся о выборах.


Часть 3. Заключение.

В заключение занятия проводится 3-й этап деловой игры «Выборы».

Этап 3

Учитель откладывает в сторону большую часть бюллетеней (желательно убрав те, в которых указан объект, набравший большее число голосов во втором этапе игры) и озвучивает результаты такого варианта голосования.

Вопрос: каковы будут результаты выборов, если часть избирателей не придёт голосовать?

Дальнейшее обсуждение мнения «От одного моего голоса ничего не зависит» приводит обучающихся к тому, что участвовать в выборах, значит проявлять настоящую гражданскую позицию, поскольку это означает, что будущее страны и её жителей для человека важно и ценно.

Общий вывод, полученный в ходе итоговой беседы, заключается в том, что на выборах у нас есть возможность проголосовать за тех людей-кандидатов, которые в дальнейшем будут выполнять наказы избирателей по улучшению жизни в нашей стране, поэтому принять участие в выборах, это значит проявить заботу о своём будущем и будущем своей страны.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Участие школьников во Всероссийской олимпиаде по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

  • Обсуждение результатов единого дня голосования в регионе (муниципальном районе).

  • Участие школьников в выборах кандидатов в органы школьного самоуправления, организация выборов старосты класса.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

История: работа с информацией об избирательном праве в истории России, цензах, правах населения в разные эпохи.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: http://www.cikrf.ru/contact/

  2. Избирательная система в России: история и современность (литература, учебный фильм «Азбука избирателя»). Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. Электронный ресурс: https://www.prlib.ru/collections/467235.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Уважение к истории России, ценностям демократии, к выбору народа.


БЛАГОДАРНОСТЬ

Государству за возможность выразить своё мнение и сделать выбор, за уважительное отношение к выбору народа нашей страны.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!