СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 1-2 класс 25 сентября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 1-2 класс 25 сентября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)» 1-2 класс 25 сентября 2023 г.»




Сценарий занятия

Избирательная система России

(30 лет ЦИК)

1–4 классы








25 сентября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–4 классов по теме

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»


Цель занятия: формировать общие представления обучающихся о правах и обязанностях гражданина в современном обществе; раскрыть особенности избирательной системы в России, способствовать осознанию значения выборов в жизни человека (право гражданина избирать и быть выбранными), создание условий для активного познания социальной действительности, воспитание правовой культуры.


Формирующиеся ценности: гражданственность.

Основные смыслы: выборы – это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.


Планируемые результаты. Личностные:
  • понимать для чего проводятся выборы, кто может принимать в них участие и их важность для каждого человека и для страны в целом;

  • иметь общее представление о принципах проведения выборов.


Метапредметные:
  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.


Партнёр занятия: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, http://www.cikrf.ru/


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить принятие обучающимися активного участия в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания.

Часть 2. Основная

В основной части педагог предлагает задания, целью которых является ознакомление с особенностями избирательной системы РФ, система бесед, игра, работа с видео и иллюстративным материалом подводит детей к пониманию: что такое избирательная система, какое значение имеют выборы для жизни каждого гражданина и развития общества в целом.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия подводится итог разговора о значении выборов в реализации активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, совсем недавно в нашей стране прошёл единый день голосования. Кто из вас знает, что это за день? Что в этот день происходит?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! В это день проходят выборы. А как вы думаете, зачем нужны выборы? Кого мы выбираем? Почему это важно?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы детей). Выборы – это способ, с помощью которого мы решаем, кто будет принимать важные решения для нас – жителей России.

Давайте представим, что нужно выбрать капитана школьной команды по футболу.

Если кто-то из нас просто решит, кто будет капитаном, будет ли это справедливо?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как было бы справедливо выбрать капитана команды?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, справедливо будет тогда, когда каждый игрок проголосует за того, кто, по его мнению, будет хорошим капитаном, и капитаном станет тот, кого выберет большинство. Справедливо это потому, что решение мы приняли все вместе, а не один или несколько человек. Согласны?

Ответы обучающихся.

Учитель. Точно так же устроены выборы в нашей стране. Мы все вместе выбираем людей, которые будут принимать важные решения для всех нас, например, какие законы нужно принять или как управлять страной.

Поэтому единый день голосования – очень важный день в жизни страны, поскольку это день, когда каждый гражданин нашей страны, которому исполнилось 18 лет, имеет право и возможность повлиять на будущее нашей страны.


Учитель. Ребята, а знает кто-то из вас, как называется организация, ответственная за проведение выборов в нашей стране?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ответственность за организацию выборов возложена на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, сокращённо ЦИК России.

ЦИК России представляет собой большую команду, которая следит за тем, чтобы выборы проходили честно и справедливо, и чтобы все россияне имели возможность проголосовать. Руководит этой командой Элла Александровна Памфилова. Давайте послушаем её видеообращение, которое сделано специально для нашего занятия.

Демонстрация выступления федерального спикера. Э. А. Памфиловой


Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, Элла Александровна в своём выступлении подчеркнула, что если мы не хотим, чтобы за нас решения принимал кто-то другой, то важно не только участвовать в выборах, но и учиться делать правильный, осознанный выбор.

Как вы думаете, ребята, а почему дети не могут принимать участие в голосовании?

Почему избирателем можно стать только в 18 лет?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, голосование – это большая ответственность, поэтому в выборах участвуют взрослые люди, голосующие за тех кандидатов, которые наилучшим образом будут представлять интересы страны.

Когда вы вырастите и станете взрослыми, то тоже сможете участвовать в выборах, а пока я хочу предложить вам поиграть в выборы и попробовать себя в роли настоящих избирателей.

Для этого представим себя жителями сказочной страны-государства.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были сказочные герои. Со временем они стали ссориться, никак не могли договориться между собой, поэтому все жители сказочного государства собрались и решили выбрать среди своих жителей самого главного, кто принимал бы решения – своего президента. Давайте поможем сказочным героям с выборами!

Учитель. Познакомимся с кандидатами сказочной страны.

Игра «Выборы в сказочной стране» (1 часть: знакомство с кандидатами).

Материал для проведения деловой игры: презентация, избирательные бюллетени с изображением сказочных героев по числу обучающихся плюс несколько запасных экземпляров, протокол итогов голосования.

Краткое описание игры: используя презентацию, обучающиеся вместе с учителем обсуждают каждого из кандидатов. Учитель предлагает классу выбрать того из сказочных героев, который наиболее симпатичен ученикам.

Демонстрация презентации «Кандидаты в президенты». Карабас-Барабас

Голосуйте за меня! Я всё смогу, я всё сделаю! Мне никто не страшен. Всё в моих руках. Жизнь – это большой кукольный театр, в котором у каждой куклы своё место, своё назначение. Я организую вам большую сцену и хорошую зарплату.

Золушка

Я думаю, что, если каждый из нас будет трудиться, помогать другим, то наша жизнь станет лучше. Голосуйте за меня, и мы своим трудом преобразим нашу жизнь: семейный очаг должен согревать каждую семью.

Лиса Алиса

Меня выберите! Я вам построю идеальный город, у вас будут самые умненькие и благоразумненькие, весёлые учителя. По всей стране будут созданы поля чудес, а там игровые автоматы, в которых вы сможете увеличить свой капитал во много раз. Долой тяжёлый труд, мы живём, чтобы отдыхать.

Баба-яга

Вы не смотрите, что я старая и страшная. Подумаешь, нос крючком! Зато не сую его везде, как некоторые. А я старше, опытнее. Я и лешего заставлю работать, а здоровое питание у нас будет, благодаря волшебной печке и молочной речке с кисельными берегами, а также пряничному домику и яблоне. Голосуйте за меня, волшебство в каждый дом!

Винни-Пух

У меня отличные друзья и, в целом, мы дружная команда: Пятачок, умная Сова, Кролик и все-все. Я всё достану, со всеми договорюсь, всё для вас сделаю. Горшочек с мёдом и воздушный шарик каждому избирателю. И главное, к тому, кто «ходит в гости» придёт и удача, и благополучие.

Учитель. Мы познакомились с кандидатами, и теперь нам необходимо проголосовать за того или иного кандидата.

Кто из вас ходил с родителями на выборы? Видели, как проходит голосование? Как называется бланк для голосования? Для чего на избирательном участке стоят кабинки? Как проголосовать, что значит «отдать» свой голос?

Ответы обучающихся.

Примерный иллюстративный материал:



Учитель. Ребята, теперь мы знаем, как происходит голосование, поэтому предлагаю вам сделать выбор за того или иного сказочного героя.



Деловая игра «Выборы президента сказочной страны» (2-я часть: голосование).

Затем учитель предлагает проголосовать за одного из героев с помощью бюллетеня, поставив любую отметку в одном из квадратов, соответствующих выбранному герою.

После того как все обучающиеся определились с выбором, учитель вместе со счётной комиссией из 2–3 учеников проводит подсчёт голосов и определяет результат голосования.

Учитель. Ребята, мы провели голосование и знаем теперь, кто станет президентом в сказочной стране. Ответьте на вопрос: как будут дальше жить сказочные герои, как будет жить сказочная страна? Каким будет руководителем выбранный большинством ваших голосов президент?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как сложилась бы жизнь сказочной страны без выборов?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как вы, ребята, решали для себя – кто будет президентом? Можете объяснить, почему вы сделали такой выбор? Что для вас было главным, почему именно этот герой должен был стать президентом, по вашему мнению? Какими качествами он должен обладать?

Ответы обучающихся.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот мы и помогли жителям сказочного государства. Почему же так важно участвовать в выборах? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. История выборов в России имеет глубокие корни. Наиболее известным примером является Новгородское вече. А сейчас выборы - это настоящая возможность принять участие в управлении государством и повлиять на то, каким будет наше общее будущее.

Я уверена, что когда вы достигнете избирательного возраста, то не допустите, чтобы важные решения на уровне страны, региона, города, села принимались без вашего участия.

ПОСТРАЗГОВОР

Выставка рисунков «Я с родителями иду на выборы».

Совместное посещение со взрослыми избирательного участка на выборах. Составление буклета «Азбука выборов».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: бюллетень для голосования, кандидатура, голосование, избиратель, депутат.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.

Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.

Изобразительное искусство: изготовление плаката для избирательного участка.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»: http://kids.kremlin.ru/lessons/president-elections/.

Конвенция о правах ребёнка.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность государству за возможность выразить своё мнение и сделать выбор, за уважительное отношение к выбору народа нашей страны.

















Методические рекомендации

Избирательная система России

(30 лет ЦИК)

1–4 классы








25 сентября 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–4 классов по теме

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»


Цель занятия: формировать общие представления обучающихся о правах и обязанностях гражданина в современном обществе; раскрыть особенности избирательной системы в России, способствовать осознанию значения выборов в жизни человека (право гражданина избирать и быть выбранными), создание условий для активного познания социальной действительности, воспитание правовой культуры.


Формирующиеся ценности: гражданственность (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)

Основные смыслы: Выборы – это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.


Планируемые результаты. Личностные:
  • понимать, для чего проводятся выборы, кто может принимать в них участие и их важность для каждого человека и для страны в целом;

  • иметь общее представление о принципах проведения выборов.


Метапредметные:
  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.

Партнёр занятия: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, http://www.cikrf.ru/.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается с беседы о прошедших выборах, так как, возможно, обучающиеся присутствовали в день выборов вместе с родителями на избирательном участке и были зрителями или участниками различных культурных мероприятий, которые проводятся в этот день. Такой вариант беседы акцентирует внимание на непосредственном участии в выборах и формирует интерес обучающихся к ним. Но следует отметить, что, в целом, тема данного занятия «Разговоры о важном» затруднительна для учащихся 1–2 класса. Безусловно, они слышали слова «выборы»,

«избирательный участок», но все эти понятия лежат в сфере формального запоминания слова без понимания его сущности. Поэтому на данном занятии можно формировать только общее представление об избирательной системе в России, опираясь на её роль в развитии общества, удовлетворении потребностей каждого гражданина в благополучной жизни. Исходя из этого, в мотивационной части важно выделить значительное время для рассматривания конкретных примеров заботы государства об образовании, здоровье, культуре граждан страны, чтобы дети смогли сделать вывод о том, что выборы в России – это реальная возможность повлиять на улучшение жизни всего общества. Конечно, для организации беседы важно учитывать региональные особенности, формируя личностный мотив обсуждения предлагаемой темы. В этой части учитель также может, по своему желанию и с учётом знаний и интересов детей, выбрать и рассказать о некоторых депутатах, инициативы которых реализованы в конкретных проектах, направленных на развитие страны и улучшение жизни её граждан.

Обучающиеся 3–4 классов имеют некоторые разрозненные представления об избирательной системе в нашей стране, о выборах, многие в день выборов посещали вместе с родителями избирательные участки, но конкретные знания об особенностях избирательной системы у них пока отсутствуют. Поэтому занятие, посвящённое этой теме, должно систематизировать имеющийся у ребят стихийный опыт и целенаправленно уточнить, и конкретизировать знания на основе обсуждения и оценки конкретных ситуаций. Это обеспечит решение главной задачи: осознания детьми отдельных принципиальных особенностей избирательной системы в России. Подчеркнём, что при составлении сценария занятия планируется достижение личностных и метапредметных результатов. Предметные результаты в данном виде воспитательной деятельности не планируются. Безусловно, в процессе разговора о важной социальной проблеме дети расширяют свои знания, конкретизируют и уточняют свои представления в обсуждаемой области, но формирование знаний в данном случае есть средство достижения воспитательного результата, а не самоцель занятия. Это очень важно учитывать при организации любого воспитательного мероприятия, чтобы не превратить его в урок, где обязательно нужно что-то запомнить, что-то формировать. Главная задача: создать условия для осознания важности рассматриваемой проблемы, положительное отношение к её обсуждению, оценке и активное участие в созидательной коллективной деятельности. Это ни в коем случае нельзя делать формально, нужно, чтобы каждое задание обеспечивало эмоциональный отклик ребёнка.


Часть 2. Основная.

Основная часть начинается с игры «Выборы в сказочной стране». Пока для обучающихся 1–4 классов – это весьма общий взгляд, без раскрытия деталей, но для детей этого возраста достаточный для понимания общих особенностей избирательной системы в России.

Для проведения игры «Выборы в сказочной стране» необходимо использовать презентацию с представлением сказочных героев, кандидатов в депутаты, избирательные бюллетени с изображением сказочных героев по числу обучающихся плюс несколько запасных экземпляров (см. дополнительные материалы) и протокол голосования. Ход игры: используя презентацию, обучающиеся вместе с учителем обсуждают каждого из кандидатов. Затем учитель предлагает обучающимся выбрать/проголосовать за того сказочного героя, который наиболее важен с их точки зрения. Сама процедура голосования может быть организована по-разному, с учётом возможностей класса. Первый вариант: в классе устанавливаются прототип кабинок для голосования, в которые заходят ребята, ставят отметку в своём бланке, а потом опускают его в урну для голосования. Второй вариант не предполагает

дополнительной организации кабинок для голосования, и ребята делают свои отметки в бланках, находясь за своими партами. После того как все обучающиеся определились с выбором, и все бюллетени сданы, учитель вместе со счётной комиссией из 2–3 учеников проводит подсчёт голосов и определяет результат голосования.

Уточняются и расширяются знания детей о выборах и в процессе выполнения задания: «Расскажите избирателю: где ему нужно получить бюллетень? Что такое бюллетень и как его заполнять? Для чего в избирательном зале стоят кабинки?». Это задание позволит познакомиться с работой членов избирательной комиссии как существенной части акта выборов.

Часть 3. Заключение.

В заключение занятия обучающиеся формулируют общий вывод, отвечая на вопросы: почему важно принимать участие в выборах, какое значение выборы имеют для граждан страны.

Прежде всего, дети должны понять, что выборы – это основа для успешной жизни нашей страны, забота о её будущем. Лучше всего это показать и обсудить, рассмотрев, детские рисунки. Оценка сюжетов плакатов даст возможность сформулировать, что входит в понятие «будущее страны», «наказ избирателей». Ученики первых и вторых классов смогут обсудить эти вопросы с помощью учителя. Третьеклассники и особенно четвероклассники, конечно, выскажут суждения. Например: «Чтобы все дети учились!», «Чтобы в любом уголке страны работали врачи, которые заботятся о здоровье всех граждан», «Все хотят, чтобы в нашей стране было много хлеба, овощей и фруктов, чтобы каждый ребёнок, каждый человек хорошо питался» и т. д.

Общий вывод, полученный в ходе итоговой беседы, заключается в том, что на выборах у нас есть возможность проголосовать за тех людей-кандидатов, которые в дальнейшем будут выполнять наказы избирателей по улучшению жизни в нашей стране, поэтому принять участие в выборах, это значит проявить заботу о своём будущем и будущем своей страны.


ПОСТРАЗГОВОР

Выставка рисунков «Я с родителями иду на выборы». Совместное посещение со взрослыми избирательного участка. Составление буклета «Азбука выборов».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: бюллетень для голосования, кандидатура, голосование, избиратель, депутат.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.

Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.

Изобразительное искусство: изготовление плаката для избирательного участка.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»: http://kids.kremlin.ru/lessons/president-elections/.

  2. Конвенция о правах ребёнка.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность государству за проявление заботы о мирной жизни страны и обеспечение благосостояния её граждан.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!