СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разговор о жизненных ценностях»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  коррекционно-развивающего занятия. Цель: содействовать становлению позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы.

 

Просмотр содержимого документа
««Разговор о жизненных ценностях»»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Орловское специальное учебно – воспитательное учреждение для обучающихся

с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа».







Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия


«Разговор о жизненных ценностях»



Шалагинова Марина Вениаминовна

социальный педагог Орловского СУВУ.











г. Орлов, 2021

Целевая группаподростки 15-17 лет, в количестве 4-х человек.

Тема занятия: «Разговор о жизненных ценностях».

Тип занятия: групповое занятие в малой группе (в занятие включены упражнения, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем участникам поделиться своими чувствами), а также для удобства работы.

Цель: содействовать становлению позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы.

 Задачи:

1.Образовательная: актуализировать знания учащихся по теме; дать представление о понятии «жизненные ценности»; работать над формированием переносного смысла через проведение эксперимента (работа с притчей «Жизненные ценности»)


2. Коррекционно - развивающая: активизировать навыки самопознания через построение и корректировку собственной иерархии жизненных ценностей, осознание их влияния на жизнь; формировать коммуникативную компетентность через проблемно-ценностное общение, актуализировать внутренние ресурсы для успешной самореализации в жизни.

3. Воспитательная: формировать ценностное отношение к собственной личности, к выбору жизненного пути; воспитывать внимательное отношение к своим и чужим ценностям; формировать приоритет духовных ценностей над материальными.


Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.


Методы и приемы:

Психокоррекционные методы: элементы тренинга.

Психотерапевтические методы: психотерапевтические упражнения («Список ценностей»), упражнения – активаторы («Стакан», «Жизненные ценности»)

Методы воспитания: разъяснение, этическая беседа, пример.

Методы обучения: проблемного изложения материала.


Приёмы стимулирования развития эмоциональной сферы воспитанника: игровое эмоциональное регулирование, приёмы словесной подгруппы (анализ проблемных вопросов, ситуаций из жизни, разбор содержания афоризмов), аудиовизуальные приёмы (показ презентации, видеоролика, манипуляция с предметами, музыка)


Продолжительность – 45 мин.


Условия проведения и оборудование:

  1. Кабинет социального педагога.

  2. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

  3. Презентация к занятию.

  4. Раздаточный материал: карточки с набором ценностей, бланк с набором ценностей,


Ход занятия.



Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии.

Приветствие.

Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.

Регулятивные - готовность к работе.

2. Целеполагание и мотивация.

Цель этапа: Подвести воспитанников к обозначению темы занятия, цели; Стимулировать познавательную активность и интерес воспитанников через просмотр видеоролика.




Перед тем, как мы начнем занятие, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

слайд 1 Демонстрация видеоролика

слайд 2

- Где вы могли слышать это?

- Что Вы думаете о жизни этого парня?

- О чем заставляет задуматься его рассказ?

- На какие понятия он опирается, описывая свою жизнь? О чем рассказывает?

- А это что такое? Можно ли эти понятия отнести к какой-то категории? Объединить одним словом?

слайд 3

Да, мы сегодня поведем разговор о Жизненных ценностях.

- А что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)

слайд 4

Определение понятия

Цель нашего занятия – понять, как ценности влияют на качество жизни. Выделим важные моменты, главные мысли, тезисы, касаемые жизненных ценностей человека.

Просмотр видеоролика.

Осмысление содержания ролика.

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют тему занятия.

Осознание цели.



Регулятивные – оценка, выделение главного, осознание материала. Волевая саморегуляция.


Коммуникативные – умение вступать в контакт с педагогом; умение услышать и понять цель предстоящей работы.

3. Основной этап.

Цель этапа:

Оценить исходный уровень информированности группы.

Актуализация проблемы.

Обеспечение восприятия, осмысления и усвоения новых знаний, расширение информации о собственной личности, анализ и оценка собственной жизни.







































































































































слайд 5

Упражнение «Список ценностей».

(приложение 1)

- Можно ли поинтересоваться, какие ценности важны подросткам 21 века? - познакомьте окружающих со списком ваших ценностей.

- Я обратила внимание, что многие ценности совпали, но есть и различия, а вообще так может быть?

слайд 6

Вывод 1 - у каждого человека - своя система ценностей.


продолжение упражнения

Попробуйте проранжировать эти ценности – распределите их по степени важности для вас, где самая важная ценность будет лежат внизу стопки, а менее ценная – сверху.

Отметьте ваш выбор на бланке с ценностями.

- А это было ли легко делать?

продолжение упражнения

Обсуждение:

- Какие эмоции сопровождали вас при выполнении упражнения?

- Что чувствовали, теряя ценности?

- Что чувствовали, возвращая их?

- Изменилась ли ваша иерархия ценностей?

- Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит?

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения, даже трагические события заставляют порой переосмыслить свою жизнь.

слайд 7

Вывод 2 Ценности могут меняться со временем.

- Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки?

Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и как события могут развиваться дальше.

(приложение 2)

- Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?

Обычно результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным.

слайд 8

Вывод: ценности проявляются в поведении, в поступках людей, в серьезных ситуациях.

- Влияют ли ценности на успех в жизни? Есть ли между ними связь?

слайд 9

Вывод: от ценностей зависит успех человека.

Упражнение «Стакан»

(приложение 3)

- Что вы сейчас почувствовали? Что хочется сделать?

- Что я сделала? Разрушила, уничтожила ваши ценности.

- Бывают ли в жизни моменты, когда мы без зазрения совести покушаемся на ценности других людей?

Чему учит упражнение?

слайд 10

Вывод: Ценности других людей требуют бережного отношения.

Существуют разные классификации ценностей, но чаще всего ценности делят на 2 категории – материальные и духовные.

слайд 11

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека.



- Что вам кажется более ценным? Почему?


Работа с притчей (приложение 4)


- добился ли своей цели отец?


Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. – сегодня есть, а завтра Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

слайд 12

Вывод: Только духовные ценности – истинны!

Обратить внимание на слайд - что получилось в итоге, что важное отметили!


Выполняют упражнение, работают с карточками, выстраивают собственную иерархию ценностей.

Слушают педагога, вступают в диалог, рассуждают, отвечают на вопросы, делают вывод.










Выполняют упражнение, отмечают свой выбор на бланке, выполняют задания педагога, отвечают на вопросы, анализируют полученный результат, делают следующий вывод.

































Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта.

Слушают предложенные ситуации, определяют ведущую ценность, прогнозируют дальнейшие действия героя.



Отвечают на вопросы, делают вывод











Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта, делают следующий вывод.







Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта, делают следующий вывод.




























Отвечают на вопрос, аргументируют ответы.




Отвечают на вопрос, аргументируют ответы, делают следующий вывод по занятию.














р

4. Систематизация и обобщение.

Цель этапа: Систематизировать и обобщить новые знания, актуализировать внутренние ресурсы для успешной самореализации в жизни.

слайд 13

Подведение итогов работы через проведение эксперимента.

(приложение 5)



Слушают педагога, наблюдают за его действиями, отвечают на вопросы, аргументируют ответы.
















Личностные -

умение давать верную оценку своей деятельности;

умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные

уметь оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, делать прогноз; формировать умение понимать причины успеха/ неуспеха в жизни. Познавательные

умение ориентироваться в новой системе знаний.

Коммуникативные – мение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.


5. Заключительный этап.

Цель этапа: Оценка

работоспособности учащихся, психологического состояния, результативности работы.













Рефлексия

Наше занятие подходит к концу, ребята, всем спасибо за активную работу, искренность.

И по традиции предлагаю оценить сегодняшнее занятие. Раз сегодня мы говорили о высоких вещах, о жизненных ценностях! То уместным будет предложить вам для оценки своего состояния крылатые выражения:

Для начала, разберемся, что они обозначают…

слайд 14

1. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Было трудно, не интересно, не понятно)

2. Повторение – мать ученье. (Всё знал, сегодня только повторил)

3. Если за день ничему не научился – зря прожил день. (Рад, что присутствовал на занятии, многому научился, многое понял)

 Выберите крылатое выражение, которое по ощущениям вам подходит, и рядом с ним наклейте красный круг.

Но перед тем этим хочу сделать вам подарок - блокноты для записи умных мыслей! Надеюсь, что первая запись будет относительно темы нашего занятия.

Желаю вам успехов, удачи в жизни, всего доброго!

До свидания!



Оценивают результат своей работы на занятии, совместно с педагогом формулируют вывод.

Личностные

осознание практической и личностной значимости изученного материала,

оценивание эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу.


Познавательные

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при разрешении конфликтных ситуаций.


Регулятивные – давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.


Коммуникативные –

умение координировать свои действия и действия партнера; умение выражать свои мысли, строить высказывания, формулировать простейшие выводы.


Приложение 1

Упражнение «Список ценностей».

Перед вами лежат конверты – там вы найдете основной набор жизненных ценностей. Куда входят:

  • Интересная учёба, развитие (некоторым людям важно постоянно учиться, не стоять на месте, совершенствоваться)

  • Работа, карьера

  • Признание со стороны других – иметь влияние в обществе, популярность, уважение

  • Деньги, личное имущество, финансовые накопления (материальные блага)

  • Семья

  • Друзья

  • Удовольствия, развлечения, отдых, путешествия

  • Любовь

  • Здоровье

  • Доброта, помощь нуждающимся, благотворительность

  • Честность, порядочность, чистая совесть

  • Творчество (увлечения, хобби)

  • Свобода – желание жить так, как хочу

  • Вера в Бога

Подумайте и решите, какие ценности, из предложенного набора для вас особенно важны, а какие можно отодвинуть на второй план. Но есть одно условие. Необходимо выбрать лишь 6 наиболее важных для вас ценностей. Если вы не нашли в наборе то, что для вас действительно важно, то на пустом бланке можете написать свою ценность, но в итоге ценностей все равно должно остаться 6.

Проранжируйте эти ценности – распределить их по степени важности для вас, где самая важная ценность будет лежат внизу стопки, а менее ценная – сверху. Отметьте ваш выбор на бланке с ценностями.

Посмотрите еще раз на ваш набор ценностей. Представьте свою жизнь, в котором все эти ценности присутствуют…

- Как вам живется? Как вы себя ощущаете?

Сделайте глубокий вдох…

Это ваше богатство, это то, чем вы по-настоящему дорожите.

Но жизнь проходит не всегда так, как мы мечтаем, от наших ли действий, либо по причинам совершенно независящих от нас, порой происходят события, которые круто меняют жизнь человека.

  • А теперь представьте себе, что в вашей жизни случилось что-то непоправимое и вы должны отказаться от ценности, которая лежит у вас сверху. Отложите ценность в сторону.

- Закройте глаза, и попробуйте осознать, как вам живется без этой ценности? Как протекает ваша жизнь, что в ней поменялось? Как вы чувствуете себя при этом…. (пауза 20 секунд)

  • Жизнь продолжается… Порой с судьбой бороться бесполезно и из нее исчезает ещё одна ценность. Уберите следующую ценность, отложите ее в сторону.

- Постарайтесь представить себе, как живется вам без этих ценностей…? Что меняется в вашей жизни, как вы себя чувствуете? (пауза 15 секунд)

  • Черная полоса не прекращается… пришло время лишиться еще одной ценности. Отложите ее в сторону.

- Что вы чувствуете теперь? Что поменялось? Посмотрите, что происходит с вами и вашим окружением…. (пауза 15 секунд)

  • Идет время и вам предстоит сделать еще один непростой выбор. Уберите следующую ценность.

- Что изменилось…? Какие чувства переполняют вас? Как вам живётся без ваших ценностей? (пауза 15 секунд)

  • Страшные события не уходят из вашей жизни. Вы вынуждены отказаться еще от одной ценности.

- Обратите внимание на свое внутреннее состояние, как вы живете без потерянных ценностей? Какие ощущения возникают? (пауза 15 секунд).

  • Время идёт, и из вашей жизни уходит последняя ценность.

Закройте глаза… Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, имеет ли она смысл?

( пауза 20 секунд)


А сейчас представьте себе, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть в вашу жизнь одну из потерянных ценностей. Верните ту ценность, которую захотите. Что вы почувствовали? (пауза 10 секунд)

  • Чудо продолжается, в вашу жизнь возвращается следующая ценность. Выберите любую из потерянных ценностей и верните её в свою жизнь. Как вам живётся сейчас? (пауза 10 секунд)

  • Светлая полоса продолжается, и появилась возможность вернуть себе еще одну из потерянных ценностей. Верните ее в свою жизнь. Что теперь происходит в вашей жизни, что вы чувствуете при этом?

(пауза 10 секунд)

  • Проходит время и у вас появляется возможность вернуть еще одну ценность в свою жизнь. Верните ее. Что меняется вокруг вас? Как меняетесь вы? Какие эмоции переполняют вас?

(пауза 10 секунд)

  • Жизнь дарит вам подарок. У вас есть возможность вернуть еще одну ценность. Попробуйте представить себе свою жизнь с вернувшимися ценностями. Что нового в ней? Прислушайтесь к себе? Что вы чувствуете при этом?

(пауза 10 секунд)

  • Чудо продолжается и к вам возвращается последняя ценность.

Выдохните… Все хорошо!



Приложение 2

Ситуации:

Алексей увлекается историей, знает почти всех военачальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учится, тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)

Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает слушать «семейные предания (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)

Настя активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. Она фанат правильного питания и полезных продуктов. Парень, который ей нравится, приглашает ее в Макдональдс. Как она поступит? (ценность отношения к физическому Я – важно выглядеть хорошо)



Приложение 3

Упражнение «Стаканчик».

Представьте, что в этом стакане собраны ваши ценности, помимо главных, вы можете туда добавить и другие, чтобы ваша жизнь стала более полной и насыщенной. Здесь собрано все, чем вы дорожите.

Далее ведущий сминает безжалостно пластиковый стакан. Идет обсуждение.





Приложение 4

Притча


Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.

По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.

А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».

Отец мальчика застыл в онемении.

И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».


- добился ли своей цели отец?


Вывод: Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок. Автор на примере отца показал ту часть общества, для которой приоритетными являются материальные ценности, а на примере сына – духовные.



Приложение 5

Притча-эксперимент:


Банка заполняется теннисными мячиками.

-Заполнена ли банка?

-Да!

Заполнение камешками.

-Была ли банка полная? А сейчас она полна ли?

-Да!

Заполнение песком.

-А сейчас, полна ли банка?


-Я хочу, чтобы вы представили, что этот сосуд – ваша жизнь. Мячи — это главные ценности: семья, любовь, здоровье, вера, друзья. Даже если все остальное потеряно, но остались эти ценности, ваша жизнь все равно будет полной, именно эти ценности будут вас поддерживать в трудные минуты. Камешки — это вещи, которые тоже важны для, но в чуть меньшей степени. Это могут быть, например, материальные блага, увлечения. Песок – это все остальное, это мелочи: сиюминутные желания, человеческие слабости, вредные привычки, развлечения, в общем все то, что и ценностью то назвать можно с трудом…


Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней.

То же самое относится и к жизни.

Если вы потратите все свое время и энергию на мелочи, несущественные дела, у вас никогда не будет места для ценностей, которые действительно важны для человека, вы не достигнете успеха в жизни. Задумайтесь над этим и выставьте правильные приоритеты.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!