СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии в 7 классе специальной (коррекционной) школы

Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.»

Тема: Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.


Цель: формирование представления о растительном и животном мире зоны арктических пустынь, о взаимосвязи жизни растений и животных и климатических условий.

Задачи

Образовательные:

  1. сформировать представление о животном мире и растительном мире зоны арктических пустынь (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни в условиях Арктики);

  2. закрепить представления о климате зоны арктических пустынь и о зависимости растительного и животного мира от климата.

Коррекционные:

  1. развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)

  2. развитие мышления (анализа, синтеза, обобщения) и внимания (на материале урока)

Воспитательные:

  1. формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины с растительным и животным миром зоны арктических пустынь, таблички со словарными словами.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Все красиво дружно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Посмотрели на гостей,

Поздоровались прилично,

Чтоб учиться на “отлично”,

Тихо сели за свой стол,

И начнём на разговор

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на уроке географии. Посмотрите, друг на друга улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов на уроке.


2. Фронтальный опрос.

- Скажите, с какой природной зоной России мы начали знакомиться?

(зона арктических пустынь)

- Как называется этот край по – другому? Для этого необходимо собрать название из букв.

А, А, Т, К, Р, И, К

Какое слово получилось? (Арктика)

- Что же такое – Арктика? (+ район Северного Ледовитого океана, его берега и острова). Царство холода и льда. Почему зона арктических пустынь получила такое название? (От греч. «арктос» - медведь, земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы)

Где находится Арктика? (На Северном полюсе)

- Пользуясь картой, назовите острова зоны арктических пустынь.

- Покажите их на карте.

- Какие острова Арктики вы знаете?

(+ Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля и Новосибирские острова).


- Сколько морей образует Северный Ледовитый океан? (6)

- Назовите моря Северного Ледовитого океана?

+ Белое море (- Самое южное из морей) , Баренцево море (по имени капитана Баренца. В это море проникает тёплое течение, поэтому часть его не замерзает) , Карское море, море Лаптевых (- Это море назвали в честь двоюродных братьев, которые исследовали его), Восточно – Сибирское море, Чукотское море (по имени народа чукчей, живущих на его брегах).

В Арктике необычные день и ночь. Сколько по времени длятся день и ночь вы узнаете, если правильно решите пример. Ночь и день длятся:

600 : 10 – 7 * 2 – 5 * 8 = 6 месяцев

Решите тест. Из букв – правильных ответов составьте слово.

  1. Зима в зоне арктических пустынь

от) короткая, часто идут дожди со снегом

к л) долгая, часто бывают метели и сильные ветры

  1. Во время полярной ночи наблюдается красивейшее природной явление

и) северное сияние

ч) солнечное затмение

  1. Температура воздуха зимой в зоне арктических пустынь

ту) от 0 до +5 градусов

ма) опускается до – 40 градусов

  1. Летом Лед в Арктике

п) успевает полностью растаять

т) не успевает растаять ни летом, ни зимой

КЛИМАТ.



А как вы думаете, от чего зависит климат в разных уголках Земли?

- Оказывается, что всё зависит от Солнца. Солнце - источник тепла и света для всего живого на Земле. Оно не одинаково освещает и нагревает разные участки Земли.

Чем ближе к полюсам, тем холоднее. Так как Арктика расположена близко к северному полюсу, ей достаётся очень мало солнечных лучей. Солнце светит, но не греет. Зима долгая и холодная, а летом часто бывают заморозки Климат зоны арктических пустынь называется АРКТИЧЕСКИЙ.

Беседа с учащимися о климате Арктики.

  • Какой климат в зоне арктических пустынь? Используя несколько прилагательных, дайте характеристику климата зоны арктических пустынь. (Суровый, холодный, морозный, арктический)

  • Что зависит от климата? (Растительный и животный мир)

климат

растительный мир животный мир

Запись темы учащимися в тетради.

Тема нашего урока: «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь». Откройте тетради и запишите тему урока.



Работать будем по плану:



  1. Растения.

  2. Рыбы и морские животные.

  3. Крупные хищники.

  4. Птицы.

Растительный мир

Животный мир

Растения

Морские животные

Рыбы

Крупные хищники

Птицы

Мхи, лишайники, водоросли

Тюлени и моржи

треска, сельдь, камбала, морской окунь


белый медведь

кайры, гаги, гагары, тупики, чайки

1. Работа по учебнику (выборочное чтение) стр. 41 – 43.

  1. Объяснение нового материала.

• Назовите первый пункт плана? (+ растения)

а) Растительный мир Арктики (работа с гербарием)

  • Что необходимо растениям для роста? (Свет, тепло, влага)

  • - Все обитатели приспособились к суровым климатическим условиям. Острова, расположенные в зоне арктических пустынь, заняты льдом и снегом. Некоторые из них покрыты тонким слоем почвы. За короткое лето снег не везде успевает растаять. В таких условиях могут расти только мхи и лишайники. Каковы по размеру мхи и лишайники? (Мхи и лишайники – низкорослые растения).

  • Какие корни и листочки у мхов и лишайников? (Корни короткие, а листочки мелкие). Как вы думаете, почему эти растения имеют короткие корни? (Земля промерзает, летом оттаивает лишь небольшой слой земли)

  • Что вы можете сказать о растительном мире зоны арктических пустынь? (Все обитатели приспособились к суровым климатическим условиям. Растительный мир беден).



А на дне полярных морей тоже есть растения. Это водоросли.

Перед вами на партах лежат иллюстрации. Здесь как будто другой сказочный мир.

– Скажите, что вы видите на картинке? (+ звезду, необычные кусты и т.д.)

-Да, всё это растёт на дне моря. Кроме водорослей есть планктон (словарное слово) – это плавающие водные растения и животные.

И так, какие растения растут в Арктике? (+ лишайники, мхи, водоросли, планктон).


Переходим ко 2 пункту плана «морские животные». Животный мир Арктики не богат.

Кто сказал, что единорогов не существует?

Холодные воды, арктические льды – стихия китов нарвалов На первый взгляд нарвал не очень-то похож на единорога в нашем привычном представлении. Но давайте присмотримся к нему внимательнее. Очень крупные самцы весят в среднем 1,5 тонны. В длину нарвалы могут вырастать до 6 м. У нарвалов только два верхних зуба, из которых левый развивается в длинный, закрученный спиралью бивень.

Интересно, что эти бивни очень прочные и гибкие. Бивни нужны нарвалам не для нападения и не для пробивания ледяной корки, ее нарвал пробивает головой. Так для чего же они предназначены? Ученые пока достоверно не могут ответить на этот вопрос. Предполагается, что нарвалы с их помощью привлекают самок и отвоевывают право на первенство среди других самцов. Кроме того, бивень является чувствительным органом, определяющим изменение давления и температуры.

Еще в средние века нарвалов добывали ради бивней. Русские купцы продавали их европейским чернокнижникам за большие деньги. Они стоили гораздо дороже золота, покупку целого рога мог позволить себе не каждый. Уже тогда легенды о единорогах приписывали бивням этих животных магическую силу. Считалось, что, если бросить его в чашу с ядом, рог изменяет свой цвет. И только по прошествии нескольких столетий, когда выяснилось, что рога фантастического единорога принадлежали нарвалам, «бизнес» начал угасать и истребление животных в таких больших количествах приостановилось. Сейчас нарвалы занесены в Красную книгу.


Белухи– крупные шестиметровые киты белого цвета, без спинного плавника. Свое название они получили за белый цвет кожи. Белуха относится к зубатым китам. У нее есть зубы, которыми она хватает рыбу. Как и другие северные животные, белуха наделена толстым слоем подкожного жира, который защищает ее от переохлаждения. Белуха может «разговаривать». Она издает различные звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон. Ее прозвали «морской канарейкой».


Хочу обратить ваше внимание на животных, у которых вместо ног – ласты, поэтому их называют ластоногими. Это тюлени и моржи.

- Давайте посмотрим на картинки. Скажите, чем они похожи? (+ ласты)

-Чем отличаются? (+ у моржа – клыки и он крупнее тюленя). Тюлени почти всегда живут в воде, выходят из неё только для размножения и линьки, тело тюленя покрыто толстым слоем жира. Жир помогает плавать и предохраняет от холода. На отдых морские животные выбираются на берег большими стадами. Такие скопления ластоногих называют лежбищем. Детёныш тюленей - белёк. В арктических морях живут разные виды тюленей, среди них морские котики.


  • Такое строение тела позволяет хорошо плавать и нырять.

  • Эти животные постоянно живут в воде. На сушу они выходят только для размножения и линьки. Почему эти животные не мерзнут в ледяной воде? (Тела этих животных покрыты толстым слоем жира. Жир предохраняет животных от замерзания).

  • Как вы думаете, чем питаются эти морские животные? (Рыбой и моллюсками)

Итак, скажите, какие животные обитают в морях Северного Ледовитого океана? (+ моржи и тюлени). Почему эти животные называются ластоногие? (+ т.к. у них вместо ног ласты).

Белухи, нарвалы, тюлени и моржи – это морские животные.


  • В Баренцевом и Белом морях обитает много рыбы. Задумывались ли вы когда – нибудь, что в витринах магазинов находится рыба именно оттуда. Посмотрите – ка: треска, сельдь, морской окунь, камбала.

Итак, какие рыбы водятся в морях Северного Ледовитого океана?

(+треска, сельдь, камбала, морской окунь).


  • Переходим пункту плана «Крупные хищники».


Среди льдов Северного Ледовитого океана живёт крупный хищник – белый медведь.

Боятся медведя моржи и тюлени

Медведь ловит рыбу в холодной воде

На холоде зимнем ему не до лени

Заботиться нужно о вкусной еде.


- Чем питается белый медведь? (+ рыбой). Да, медведь хороший рыбак, он отлично плавает и ныряет. Медведь охотится на тюленей. Как приспособлен медведь к жизни в арктической пустыне? (Белая густая шерсть помогает хорошо маскироваться среди бескрайних снегов. Шерстинки белого медведя внутри пустые. Это позволяет удерживать в шерсти дополнительный воздух, поэтому медведю тепло в своей шубе. Кроме того, под шубой имеется толстый слой жира). К сожалению белых медведей осталось немного. Они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу.

- Назовите крупного хищника зоны арктических пустынь? (+ белый медведь).


Назовите 5-й пункт плана? (+ птицы)


Каждое лето в арктические пустыни прилетает множество птиц, которые питаются рыбой: чистики, кайры, тупики, чайки, бакланы и другие. Все они находят себе пищу в море. Гнездятся птицы на островах, среди скал, а в щелях между камнями они откладывают яйца и выводят птенцов. Гнёзд эти птицы не вьют, вместо них они делают подстилку из сухой травы. Гаги выщипывают у себя на груди пух, делает из него подстилку для яиц. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу.
Тысячи птиц шумными стаями вьются у скалистых берегов, садятся на скалы и кричат, хлопают крыльями. Такие скопления называются птичьими базарами.

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб.

Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Рассказ о заповеднике на острове Врангеля

В 1976 году на острове Врангеля был создан Государственный природный заповедник Территория острова Врангеля сохранилась с давних времен в своем естественном состоянии. Но самое главное, остров Врангеля - место обитания многих исключительно редких и исчезающих видов животных.

На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют “родильным домом” белых медведей.

На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки.

В заповеднике самое крупное скопление моржей.

На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера.

Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: «Заповедными тропами».


Пример острова Врангеля показывает, что животные могут приспособиться даже к самым суровым климатическим условиям.


Приспособление к жизни в Арктике

Толстый слой подкожного жира

Белая,

светлая окраска Густой мех, животных,

плотное оперение птиц



  1. Работа по учебнику (выборочное чтение) стр. 41 – 43.

  2. Итог:

- С какой новой темой вы сегодня познакомились на уроке?

Четвертый лишний.

  • Мхи, береза, лишайники, водоросли.

  • Белый медведь, тюлень, панда, морж.

  • Кайра, гагара, гага, попугай.

  • Птичий базар, лежбище тюленей, птичий рынок, семья белых медведей.


8. Д /з. стр. 41 – 44 (ответы на вопросы).







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!