СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Зона арктический пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели:

Познавательные:

- сформировать представление  о природной  зоне арктических пустынь;

- сформировать представление об особенностях природы, о  растительном и животном мире этой зоны.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

А) анализа - при выделении приспособлений каждого вида растений и каждого вида животных;

Б) синтеза – при выделении общих особенностей растительного и животного мира;

В) обобщения при формулировки вывода.

2) Развитие самостоятельности

3.) Развитие речи.

Воспитательные:

1.Воспитание познавательного интереса;

2.Воспитание умения слушать друг друга и работать в парах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зона арктический пустынь"»

Тема: «Зона арктический пустынь»

разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.

МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги


Цели:

Познавательные:

- сформировать представление о природной зоне арктических пустынь;

- сформировать представление об особенностях природы, о растительном и животном мире этой зоны.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

А) анализа - при выделении приспособлений каждого вида растений и каждого вида животных;

Б) синтеза – при выделении общих особенностей растительного и животного мира;

В) обобщения при формулировки вывода.

2) Развитие самостоятельности

3.) Развитие речи.

Воспитательные:

1.Воспитание познавательного интереса;

2.Воспитание умения слушать друг друга и работать в парах.

Оборудование:

Для учителя: иллюстрации растений и животных, карточки с описанием видов, карта «Природные зоны нашей страны», мультимедийный проетор, презентация к уроку.

Для ученика: учебник, раздаточный материал

Подготовительная работа

подготовка карточек с дополнительным материалом для каждой группы – раздаточный материал.

Презентация к уроку:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация имеющихся знаний

- Какую тему изучали?

- В каких местах Земля получает больше тепла?


- Как изменяется природа нашей страны? Почему?




- Закройте глаза, представьте, что мы попали на Крайний Север.

3.Создание проблемной ситуации


- Посмотрите, в какую зону мы с вами попали?

- Почему она так называется? Кто знает, как еще называют эту зону?

4.Формирование новых знаний и умений.

Сегодня мы будем путешествовать по этой природной зоне, познакомимся с особенностями этой зоны.

На каждом столе лежат иллюстрации и раздаточный материал, который вы должны изучить по своему вопросу и подготовить рассказ. По своему вопросу прочитайте заметки в учебнике. Работать будете в группах. На это у вас 10 минут.

Самостоятельная работа в группах

1группа изучает географическое положение

2 группа изучает климат и почвы

3 группа изучает растительный мир

4 группа изучает животный мир

5группа экологические проблемы Арктики.

После самостоятельной работы каждая группа докладывает по своей теме


1группа

- Где находится ледяная зона? Покажите на карте.

- Как ее найти?

- Каким цветом эта зона показана на карте?

- Какова ее площадь?

- Одинакова ли степень ледовитости и почему?

- Что можно увидеть у крутых каменистых берегов?

2группа

- Сколько длится полярная ночь?

- Что можете сказать о погоде?

- Какова температура летом, зимой

- Объясните, почему в зоне арктических пустынь всегда холодно?

- Количество осадков? С чем связано низкое количество осадков? Виды осадков?

- Что можно сказать о почвах? Тип почв?

- Количество питательных веществ в почвах этой зоны?

3 группа

- Перечислите группы растений этой зоны? Характерные виды

- Почему растительный мир неразнообразен?

- Выделите общие особенности растений, которые позволили приспособиться им к суровым условиям жизни?

4 группа

- Перечислите животных этой зоны?

- Характерные группы животных?

- Выделите общие особенности животных, которые позволили приспособиться им к суровым условиям жизни?

5группа

- Назовите причины, по которым можно утверждать, что ледяная зона привлекает к себе внимание многих ученых, путешественников?

- В каком году был проложен Северный морской путь?

- Каково его значение для народного хозяйства?

- Расскажите, какие экологические проблемы возникли в зоне Арктики?



Отчет групп

6.Закрепление изученного материала

- Где находится ледяная зона? Покажите на карте. Как ее найти?

- В каком поясе Земли находится?

- Объясните, почему в зоне арктических пустынь всегда холодно?

- Что можно сказать о почвах?

- Назовите общие особенности растений?

- Почему растительный мир так малочислен?

- Отгадай растение по описанию…?

- Назовите постоянных обитателей?

- Назовите общие особенности животных?

- Какие экологические проблемы возникли в зоне Арктики?

Индивидуальная работа 2мин.

- Вам дано описание белого медведя, внимательно прочитайте и одной чертой подчеркните признаки необходимые, двумя – признаки достаточные. Используя все выделенные признаки, составьте загадку об этом животном.

- У кого загадка получилась более удачной? Почему?

- Составьте цепь питания



Моделирование

Солнце водоросли рачки рыбы птицы

Солнце водоросли рачки рыбы тюлени

Солнце Рыбы тюлени белые медведи



7.Домашнее задание

С. 78-86, ответь на вопросы

Познакомиться с географическим положением, климатом, растительным и животным миром тундры

Придумать название команды и девиз, эмблему и приветствие командам соперников.

8. Рефлексия





Больше тепла от Солнца Земля получает на экваторе, меньше на полюсах. Экватор самое теплое место на Земле

С севера на юг. Северная часть получает меньше тепла, Солнце низко поднимается над линией горизонта, его лучи мало приносят тепла. Южная часть страны находится ближе к экватору, чем северная. Т.е. связано с изменением количества тепла и влаги



Ответы детей


Арктика, ледяная зона

























Подготовка групп






На западе под влиянием теплого атлантического течения Гольфстрим Баренцево море не имеет постоянных льдов. На востоке Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море в течение всего года покрыты льдами



Солнце поднимается низко, оно светит, но не греет, дуют суровые ветры, а лучи Солнца проскальзывают

Сообщение: о полярном сиянии







Альпийский мак, купальница, калужница





Многолетние растения, растут группами, низкорослые растения, мелкие листья




Морж, тюлень, чистик, кайра…

Толстый слой жира, плотный волосяной покров, у птиц – сильное пуховое оперение, образуют птичьи базары




Учебник с.83-84


















Многолетние растения, растут группами, низкорослые растения, мелкие листья

Низкая температура, недостаток света, мало осадков


Толстый слой жира, плотный волосяной покров, у птиц – сильное пуховое оперение, образуют птичьи базары




Дети работают, а потом зачитывают загадки


Приложение

Текст 1.

Ледяная зона расположена к северу от экватора, в северном холодном поясе, на островах Северного Ледовитого океана. Крайний Север нашей страны находится в пределах Северного Ледовитого океана, его окрестных морей и островов. Общая площадь Северного Ледовитого океана составляет 13млн. км. Большая часть его поверхности покрыта сплошными льдами или дрейфующими льдами. Степень ледовитости в разных частях океана неодинаково. На западе под влиянием теплого атлантического течения Гольфстрим Баранцево море не имеет постоянных льдов, на востоке Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море в течение всего года покрыты льдами. На невообразимых ледяных просторах Крайнего Севера возвышаются местами мощные торсы высотой 3-5м. Чистая вода сохраняется только на незамерзающих и разводьях. У побережий окраинных морей вода зимой скована ледяным припаем, толщиной 2-2,5м. Весной припай взламывается, образуя плавучие льдины и битый лед. С крутых каменистых берегов океанических островов сползают в воду ледники, их края часто обрываются и сползают в виде айсбергов, затем перемещаются в открытое пространство.

Текст 2.

В пределах ледяной зоны 179 суток длится полярная ночь, температура которой несколько оживляется мерцанием звезд, вспышками северного сияния и слабым светом луны. Погода зимой крайне неустойчивая. Температура опускается до- 30С, - 40С, самая низкая -69С. С материка на океан всю зиму дуют сильные ветры, которые при низкой температуре воздуха приносят низовые метели, пургу, поземки и туман. Полярная ночь постепенно сменяется полярным днем. Наступает короткое полярное лето с низким положением Солнца над линией горизонта. Воздух прогревается медленно, т.к. много тепла уходит на таяние льдов и снега. Средняя температура воздуха в июле +5С, +9С, а иногда достигает до ), +2С. Погода летом ясная, но холодная. Среднее количество осадков за год выпадает самое минимальное. Это связано с низким уровнем испарения влаги в условиях холодного климата. Огромная протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток определяет большое разнообразие типов почв, происхождение которых теснейшим образом связано с климатом и строением поверхности. На Крайнем Севере вечная мерзлота.

Текст 3.

Полярный мак – многолетнее растение, 5-20 см высотой. Листья перистые, сизовато-зеленые, иногда опушенные, по 1-3 шт на стебле. Цветки желтые или белые, реже красные, одиночные на длинном безлистном цветоносе. Плоды коробочки с мелкими семенами. Цветет в июле-августе.

Калужница – многолетнее растение 15-30см высотой, с мясистым стеблем. Нижние листья у растения черешковые, сердцевито-почковидные, верхние стеблеобразные. Цветки немногочисленны по 1 на цветоносе. Плод многолистовка. Цветет в апреле-мае.

Купальница - многолетнее растение от30-60см.Листья рассеченные, пальчатые. Цветки из 10-20 желтых крупных чашелистиков и мелких лепестков-нектарников. Цветки одиночные на длинных цветоносах. Плод- многолистовка. Цветет в мае-июне.

Текст 4

Белый медведь – типичный хищник. Основное меню – кольчатая нерпа, морской заяц, гренландский тюлень и др. ластоногие. Чутье у него замечательное. Он ловко подкрадывается к добыче, искусно маскируясь среди ледяных нгромождений. Охотится в ледяной зоне, но не замерзает, т.к. шуба густая и теплая греет пока сухая, а воде она быстро намокает и вода касается кожи. Поэтому на берегу долго и с силой отряхивается, прижимается к льдинам, как бы выжимая воду из меха, чтобы не обмерзнуть. Сухая шуба – хорошая защита от деда-мороза, но когда он не холоднее

-30С, а полярный дед-мороз может морозить до -40С, -45С, а и в воде плавать не жарко. Нередко уплывает в открытые пространства на десятки км. Природа наделила его второй шубой – жировой. Она находится под кожей, имея толщину несколько см. она и служит надежной защитой организма от переохлаждения. Не боится холода и кожа, под ней располагается слой жира.

Морж –принадлежит к числу крупных ластоногих. С виду он неуклюж, но способен к проворным действиям в воде и на суше. Толстая кожа покрыта редкими, жесткими волосами, рыжеватого цвета. Ласты на внутренней стороне кистей и ступней лишены волос. Причем задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогать отталкиваться от поверхности льда и земли. В воде ласты служат органами плавания и погружения. Не боится холода, так как тело предохраняется от охлаждения толстым слоем жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка соединенного с глоткой. Питается ракообразными, рыхля дно моря клыками.

Тюлень – приспособлен к водному образу жизни и перенесению низких температур. Конечности превратились в ласты и служат для плавания. Передние ласты действуют как весла, задние - как руль. Шесть состоит из коротких, жестких и редких волос, не имеет подшерстка и не может предохранять тело от охлаждения. Эту функцию выполняет толстый слой подкожного жира, который снижает удельный вес тела и облегчает плавание.

Чистик – морская птица, хорошо приспособленная к плаванию и нырянию. Туловище узкое и вытянутое в длину, шея короткая, но подвижная, крылья короткие, хвост тоже. Ноги далеко отставлены назад, передние 3 пальца соединены плавательной перепонкой. Клюв небольшой. Оперение плотное, густое, особенно на нижней стороне, хорошо предохраняет тело от потери тепла, что особенно важно при жизни в холодных водах ледяной зоны.

Кайра- окраска оперения сверху шиферно-черная, бока головы, подбородок и горло шоколадно-бурые. Грудь и брюхо белые, бока туловища со слабо выраженными сероватыми штрихами. Селится на прибрежных скалах, на плоских островах, образуя птичьи базары. Питается мелкой рыбой: треской, мойвой, сельдью. Оперение плоское и густое.

Сообщение: Полярное сияние

В долгую полярную ночь только луна и звезды освещают ледяные просторы, но иногда можно увидеть северное, полярное сияние. Формы их разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зеленые лучи-стрелы, а то бесформенные цветные пятна на небе. Небо полыхает. Краски то бледнеют, то разгораются огненными языками. Проходят часы, сияние гаснет, настает темнота. Первым объяснил природу северного сияния русский ученый М.В. Ломоносов. Он говорил о свечение воздуха над землей. Северное сияние – это свечение верхних слоев атмосферы на высоте обычно от80 до 1000км. Свечение происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц, излучаемых Солнцем.

Задание для групп

1группа

- Где находится ледяная зона? Покажите на карте.

- Как ее найти?

- Каким цветом показана на карте?

- Какова ее площадь?

- Одинакова ли степень ледовитости и почему?

- Что можно увидеть у крутых каменистых берегов?

2группа

- Сколько длится полярная ночь?

- Что можете сказать о погоде?

- Какова температура летом, зимой

- Объясните, почему в зоне арктических пустынь всегда холодно?

- Количество осадков? С чем связано низкое количество осадков? Виды осадков?

- Что можно сказать о почвах? Тип почв?

- Количество питательных веществ в почвах этой зоны?

3 группа

- Перечислите группы растений этой зоны? Характерные виды

- Почему растительный мир неразнообразен?

- Выделите общие особенности растений, которые позволили приспособиться им к суровым условиям жизни?

4 группа

- Перечислите животных этой зоны?

- Характерные группы животных?

- Выделите общие особенности животных, которые позволили приспособиться им к суровым условиям жизни?

5группа

- Назовите причины, по которым можно утверждать, что ледяная зона привлекает к себе внимание многих ученых, путешественников?

- В каком году был проложен Северный морской путь?

- Каково его значение для народного хозяйства?

- Расскажите, какие экологические проблемы возникли в зоне Арктики?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!