СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работы моих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была представлена на ученической конференции и занала 2 место

Просмотр содержимого документа
«Работы моих детей»

Фестиваль научно- исследовательских работ старшеклассников

«От старины до современности»







Номинация «От картуза до лаптей»


Тюбетейка – элемент мусульманского костюма.















Автор работы: Коновалова Ирина

11 класс МБОУ «СОШ №7», г. Троицк

Научный руководитель: Хуснутдинова Л.Р.

учитель технологии МБОУ «СОШ №7»














2015 г.





Содержание

Введение………………………………………………….3.

1.Головной убор-тюбетейка…………………………………6.

1.1.История появления тюбетейки…………………………..6.

1.2. Разновидности тюбетеек…………………………………9.

1.3. Орнаментирование татарских тюбетеек…………………18.

2. Популярность тюбетеек……………………………………..20

3. Носят ли тюбетейки в нашем городе.

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………..





































Введение

Наша школа, как и наш город многонациональна. Учатся у нас русские и казахи, белорусы и татары, армяне и азербайджанцы, башкиры и украинцы, узбеки и таджики. Много ребят из мусульманских семей. И мне было интересно узнать историю возникновения и создания головного убора всех мусульман-тюбетейки.

Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям мусульман. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает.

Рассматривая одежду мусульман разных народов, я обратила внимание, что у каждого из этих народов есть головной убор. Мне захотелось изучить и описать историю этих головных уборов.

Объектом моего исследования является традиционный головной убор мусульман – тюбетейка

Предмет моего исследования – история и традиции головного убора.

Цель моей работы: провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение тюбетейки для мусульман.

Задачи:

  • изучить историю появления тюбетейки;

  • выделить особенности и разновидности тюбетейки;

  • выяснить, носят ли тюбетейки жители нашего города.

В настоящем исследовании использовались следующие основные методы:

Теоретические:

  • Анализ литературы по теме исследования.

Эмпирические:

  • Изучение истории появления, разновидности, популярности и роли тюбетейки в жизни мусульман.

  • Социологический опрос.

  • Беседа.

Исследовать работу я начала с изучения истории тюбетейки. Из книги «Этнография татарского народа», в которой представлены исследования материальной и духовной культуры, общественных отношений и семейного быта, я узнала о том, какую одежду и какие головные уборы носили татары.



1.Головной убор – тюбетейка.

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец).

1.1. История  появления тюбетейки

«Тюбетейка украшает всех - и седины мудреца, и косы невесты», - говорили на Востоке. Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается. 

 Сегодняшние тюбетейки тоже несут в себе информацию, только уже не все в ней разбираются. Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей. Древние считали, что таким образом тюбетейка помогает сохранить от злой энергии, так называемый третий глаз. Кроме того, в прошлые времена конусообразную тюбетейку считали неким проводником между человеком и Космосом.

Когда в Среднюю Азию пришел Ислам, тюбетейка сохранила свою важность, но в несколько ином виде. Дело в том, что правоверным мусульманам не положено выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением восточного костюма.

Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина»

Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка. Были детские тюбетейки – обереги. Как правило, их надевали на долгожданных, особенных детей. Эти тюбетейки имели конусообразную форму, а с верхушки вниз свисал «хвост» из тесемки, на его конце – яркая кисточка. Под этой тюбетейкой часто скрывали длинную косичку мальчика, которая тоже означала принадлежность ребенка к особенным детям.

Самая распространенная мужская тюбетейка – черная с белой вышивкой узоров в форме миндаля. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца «каламфур». В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также  представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Потому что эти символы предназначены для того, чтобы охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью – мужчине желают иметь 16 детей.

Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например, часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее отряхивать. Считается, что таким образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей. По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона страны является ее обладатель.

Некоторые исследователи считают, что, тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания. Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.

К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Что в истории появления и символике тюбетейки – правда, каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор играет важную роль в жизни мусульманина - несомненный факт.






1.2. Разновидности тюбетеек

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:

- мужские;

- женские;

- для детей;

- стариков.

По форме различаются:

- островерхие и конусообразные;

- полусферические и четырехгранные;

- круглые и купольные.

По территориальному признаку делятся на:

- татарские;

- казахские;

- туркменские;

- таджикские;

- узбекские и т.д.

Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "чужой" головной убор.

Познакомимся поближе с разными видами тюбетеек.

Татарские тюбетейки.

Татарские мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (тубятай) (Приложение), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа). Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные — старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у татар.
Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. В центре верха некоторых тюбетеек, чаше детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебряного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях. Изготовлялись подобные головные уборы зачастую руками невесты для жениха и являлись свадебным подарком. Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).


Узбекские тюбетейки

В Узбекистане говорят: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Узбекская тюбетейка (Приложение) справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого - середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках.

В Ферганской долине тюбетейки принято называть дуппи, они даже по своей форме резко различаются от тюбетеек других регионов Средней Азии. В Ферганской долине производят два вида тюбетеек:

- Чуст-дуппи (достаточно высокие);

- Маргилан-дуппи (модели, полностью облегающие голову).

Также тюбетейки отличаются не только по особенностям орнамента и внешнего вида, но и качеству изготовления, что сказывается и на последующей стоимости изделия. Самой дорогой считается «Тожик», а самой дешевой – «Анжан». Стоимость тюбетейки, выполненной по индивидуальному заказу, будет в разы дороже рыночной модели.

Определить качество тюбетейки, можно только близко рассмотрев изделие, однако некоторые знатоки, чаще всего мастера по изготовлению дуппи, могут определить качество даже на расстоянии.

До сих пор бытует в узбекском народе старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке.

Башкирские тюбетейки

Тубэтей   носят  башкиры. Роль   повседневного   головного   убора    у   башкир    принадлежала    тюбетейке – небольшой   плотно   облегающей    голову    тканевой    шапочке    на  подкладке. Ее    называли   тубэтей. Тубэтей  пожилых   были  черными, молодых – цветными: из  красного, зеленого, синего   бархата. Праздничные   тюбэтеи    молодых   мужчин    украшали бисером, вышивали   тамбурными   узорами.


Туркменские тюбетейки

 Туркменские тюбетейки (Приложение) называются «тахья».

Тахья занимают особое место в традиционной туркменской одежде. С одной стороны они  служат для защиты головы от палящего солнца, с другой стороны – украшают её. Но есть и третья сторона: когда-то эти разноцветные шапочки имели обереговое, магическое значение. В стародавние времена люди полагали, что тахья оберегает хозяина от всяческих неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла того, кто её носит. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать.

По форме тахья разделяются на круглые, овальные, полусферические, низкие и высокие. Шили и шьют их, как правило, из различных тканей, как дорогих, - бархата, сукна, шелка, так и простых – сатина и ситца.

В туркменском народном костюме существует четкое разграничение девичьих и женских головных уборов. Девочкам и девушкам-невестам надевают мягкую, расшитую цветными шелковыми нитками тахью с серебряными подвесками и небольшим серебряным куполом.

Расставалась девушка с тахьей после свадьбы, во время проведения обряда «башсалма»: в доме жениха с невесты снимали девичий головной убор, четыре косы переплетали в две и закидывали за спину, скрепляя их между собой красивой серебряной сердцевидной подвеской «асык».

Обряду смены головного убора в день замужества придавалось особое значение. Голову невесты покрывают большим белым платком, подаренным почтенной многодетной женщиной, а тахью передают младшей сестре жениха. Смысл старинного обряда состоит в том, что по древним поверьям благодать носительницы тахьи должна перейти к другой девушке, и она тоже благополучно выйдет замуж, родит много детей, ведь главное предназначение женщины – быть женой, матерью, продолжательницей рода. Передавали тахью с пожеланиями: «Санада той этмек несип этсин!» («Пусть и у тебя будет свадьба!»).

По всей поверхности мужской тахьи, в несколько ярусов проходят полосы из мелких треугольников, тесно соседствующих друг с другом. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.

Казахские тюбетейки

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись  еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей  территории Казахстана. Девушки носили головные  уборы двух типов: тюбетейку (такыя). Такыя, как правило, украшалась. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке – пришивалась  широкая  лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Постоянным головным убором казахов была  тюбетейка, которую надевали на бритую голову,  а поверх нее – другие головные уборы. Шили  тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна,  одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и  подкладом закладывали картон или плотную  бумагу. Тюбетейки издавна украшались вышивкой,  узорными строчками. Пожилые люди  носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке (Приложение).

Кирзизские тюбетейки

Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением (Приложение). Киргизские девушки до замужества не носят головного платка, а после замужества повязывают голову разноцветными платками. Пожилые женщины часто закрывают лицо белой шелковой паранджой. Национальным символом страны является шляпа "ак-калпак" из тонкого белого войлока с загнутыми вверх черными отворотами. Также носят тюбетейки и меховые национальные шапочки, отороченные мехом и украшенные перьями - "тебетей".

Таджикские тюбетейки

Таджикская пословица гласит: «Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю».

Самым выразительным предметом в костюме среднеазиатских народов была тюбетейка. В Южном Таджикистане тюбетейки называются токи, они очень ярки и различны по цвету и орнаменту, невозможно найти юношу или мужчину, который не одевал бы на голову это замечательное художественное творение. Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные.

Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке, околыш оформляется тесьмой ручного вязания. Орнамент тюбетеек всегда связан со всей системой декоративно-прикладного искусства горного Таджикистана, их узорные композиции просматриваются в вышивках платьев, бытовых изделий, в резьбе и росписях жилищ. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розетты и пальметты, розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги.

1.3. Орнаментирование тюбетеек

Тюбетейки орнаментировались двумя способами: стёжкой и вышивкой. Для вышивки использовались яркие сочные цвета, хороши контрастирующие с фоном, роль которого играет ткань. Характер узоров – растительный.

Практически все орнаменты, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными орнаментами  украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних – симметричный орнамент с центральным крупным цветком – принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции. 

2. Популярность тюбетейки

В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере, в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, ученые, инженеры, студенты, школьники. Рабочие и крестьяне же почти не носили тюбетейку. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.

Насколько популярна тюбетейка, можно судить по её изображению на почтовых марках (Приложение), в кино (Приложение), в литературе и т.д.

В Татарстане дорогим гостям принято дарить этот головной убор. Есть в Казани ресторан под названием «Тюбетейка». Гостеприимные хозяйки стряпают торт «Тюбетейка» и медовую коврижку «Каляпуш». Татары поют народную песню «Түбәтәй» и рассказывают притчу о тюбетейках

2.1. Носят ли тюбетейку в нашем городе?

В этом вопросе мне помог фильм «Троицк многонациональный» и встреча с представителями разных национальностей.

В нашем городе мужчины – мусульмане надевают тюбетейки  в определённых случаях: в дни священных праздников, во время молитвы (Приложение). Даже у маленьких мальчиков есть тюбетейки (Приложение). Мулла рассказал, что в Казани, есть мечеть, жители называют её сердце города – мечеть Кул-Шариф. В мечети есть музей, в котором хранятся старинные книги на арабском языке, Кораны, фотографии, костюмы татар 19 века, головные уборы (Приложение). Повсеместно расположены сувенирные лавки, в каждой из которых можно приобрести себе тюбетейки.

Проведя опрос, я убедилась, что у многих мужчин-мусульман нашего города  есть тюбетейка (Приложение). Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имя наречение, во время пятничной молитвы в мечети.

Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина.

Заключение

 Традиционная культура как плодородный слой земли формируется тысячелетиями. За ней эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь народа, ее породившего. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый народ. Она должна быть активно включена в систему ценностей, определяющих истинную духовную суть общества.

В процессе работы я убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего посёлка. Элемент мусульманского народного костюма – тюбетейка – сохранился до сих пор.

В ходе данной работы я поняла, что тюбетейка - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания тюбетейки, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания тюбетеек используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком.

Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя».


Беседа с представителями каждой национальности города Троицка.

1. Фарит Якупов председатель центра татаро – башкирской культурыкультуры.

2. Галия Сарсенбаева руководитель центра Башкирской культуры «Арман»

3. Фархат Джураев руководитель узбекской диаспоры.

4. Тахир Насибов – руководитель азербайджанского культурного центра.

5. Муфтий Ринат Раев – председатель регионального национального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей России. (видео)

Каждый из представителей своего народа с гордостью рассказал о своих традициях, показали музыкальные инструменты, вещи быта и конечно же национальные костюмы, в которых имеется головной убор тюбетейка. Ими были сказаны слова о важности сохранения традиций своего народа, каждый стремиться передать свои традиции подрастающему поколению






























Список источников и литературы:

1. Интервью с  Мухамадеевым А.М.

2. Ахметзянов Ю. “Татарская кухня”. – Казань, Татарское книжное издательство, 1975.

3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000

4. Буреева Ф.М. Орнамент тарских татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.

5. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004

6. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.

7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань:  Магариф, 2004.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюбетейка





Приложение

Беседа с представителями каждой национальности города Троицка.

1. Фарит Якупов председатель центра татаро – башкирской культурыкультуры.

2. Галия Сарсенбаева руководитель центра Башкирской культуры «Арман»

3. Фархат Джураев руководитель узбекской диаспоры.

4. Тахир Насибов – руководитель азербайджанского культурного центра.

5. Муфтий Ринат Раев – председатель регионального национального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей России. (видео)

Каждый из представителей своего народа с гордостью рассказал о своих традициях, показали музыкальные инструменты, вещи быта и конечно же национальные костюмы, в которых имеется головной убор тюбетейка. Ими были сказаны слова о важности сохранения традиций своего народа, каждый стремиться передать свои традиции подрастающему поколению



























Татарские тюбетейки





















Узбекские тюбетейки













Башкирские тюбетейки

















Туркменские тюбетейки



















Казахские тюбетейки

















Киргизские тюбетейки











Таджикские тюбетейки



















Популярность тюбетейки













































Песня

Тюбетейка моя - златом вышитая,

Нет прекрасней тебя! Нет дороже тебя!

И узбек, и таджик, и кыргыз, и казах,

И туркмен, и башкир, и афганец

Надевают тебя, уважая, любя,

Уйгур, татарин, турок, иранец.

Твой орнамент пришел к нам из древних времен

Он поведать о многом нам может.

Украшали тебя златом и серебром

Руки нежные женщин Востока.

Ты- свод неба, ты - купол мечетей

Ты, как юрта, в которой собрались народы.

Ты не просто защита от палящего солнца

Ты - есть символ любви, дружбы, братства, свободы!

























Притча

Я махатмы Ганди вспомнил строки,

Что народ Земли и Бог- едины,

Я хочу, чтоб мир был на Востоке,

Чтоб дружил Израиль с Палестиной.

Где б найти мне тюбетейку,

Чтоб орнамент был арабский-

Я б ее надел и сразу

Говорить стал по-татарски.

Где б найти мне тюбетейку-

Месяц, крест, звезда, Путь Млечный,

Я б ее надел и сразу,

Понимать стал все наречья.

Не нужны нам взрывы ни в Белфасте,

Ни в горах Чечни, ни в Чили,

Лишь любви должны взрываться страсти,

Я хочу, чтоб люди мирно жили.

Я б сказал арабу и еврею,

Я б сказал абхазу и грузину,

Помиритесь, люди, поскорее,

Мир и Бог, друзья ,мы все –едины.

Тюбетейка мне такая снится.

И в ней смысл всей этой песни.

Ведь наш герб: две головы у птицы,

Русская со всеми вместе.







25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!