Из выступления на заседании методического объединения учителей природоведческих дисциплин МБОУ «Профильная гимназия №122 города Донецка»
Работа с одаренными детьми при изучении химии, через вовлечение одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создание условий для реализации их возможностей; использование различных форм и методов работы с одаренными детьми в урочной деятельности, а так же во внеурочной деятельности
Необходимо на уроках для детей высоко мотивированных на обучение создавать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
1) личностно-ориентированного обучения;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технологию исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
Исследовательская деятельность учащихся. Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникационных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры; творческие и нестандартные задания).
В урочной деятельности применяю: задания на выявление причинно-следственных связей; задания повышенной трудности по развитию логического мышления; индивидуальные домашние задания повышенного уровня, творческого и поискового характера.
Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочное время.
Возможности и способности творчески одаренных учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Невозможно только средствами урока развивать творческий потенциал личности. Наряду с урочной деятельностью способствует выявлению и развитию одаренных детей система внеурочной работы. Это работа кружков, факультативов, спецкурсов, НОУ, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам, участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах различного уровня, конференциях по защите исследовательских работ.
Другой вариант внеклассной работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Детям высоко мотивированными на обучение предлагаю проходить онлайн тестирование, участвовать в конкурсах, дистанционных олимпиадах. Внеурочная деятельность по химии предполагает подготовку к олимпиадам разного уровня.
Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.
Принимая участие в комиссии по проверке олимпиадных работ, я систематизирую и анализирую материалы олимпиад различного уровня.
Рекомендации участнику олимпиады:
1. Внимательно изучи текст предложенных задач.
2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.
3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!
4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.
5. Решили задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет вам проверить логику и освободить мысли для других задач.
6. Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.
7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредствам которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Для работы с одаренными детьми разбиваю задачи на три уровня: простой, средний, сложный. Это даёт возможность приобрести навыки в решении задач определённого уровня сложности. Владение стандартными алгоритмами и логикой (достигается на уроках) позволяет уверенно решать подавляющее большинство задач по химии, включая очень сложные. Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем.