СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 9 КЛАСС ФГОС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской.

Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, (электронная версия).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 9 КЛАСС ФГОС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


РАССМОТРЕНО

на заседании городского МО

Руководитель городского методического объединения

Э.Х.Хамитова ___________

Протокол №5

от «19»июня2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

М.В.Пивоварова

___________


«_____»___________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

В.А.Виноходов

_____________

Приказ №_____


от «_____»________2015 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСКУССТВУ

9 КЛАСС ФГОС

2015-2016 учебный год


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ









Разработчик программы:

Чикалова Ирина Ивановна учитель МХК,

старший учитель,СЗД

 

















г. Армянск – 2015 г.


Пояснительная записка

Адресность программы: тип (общеобразовательное, специальное и др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

  • Рабочая программа учебного курса по искусству для 9 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по искусству (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта (для 6-11 класса), а для 1-5 класса (с учетом требований ФГОС НОО или ООО)

  • объём программы;

  • данная программа рассчитана на 34часа,1час в неделю.

Пояснительная записка

Адресность программы:

Рабочая программа учебного курса по искусству для 8 класса «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по искусству (базовый уровень), с учетом требований ФКГОС НОО.

Объём программы:

данная программа рассчитана на 34 часа,1час в неделю.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Конституция Российской Федерации от 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)


  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;


3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014№ 08-548 «О федеральном перечне учебников»;


4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;


5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;


6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;


8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

9.Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);


10.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;


Региональный уровень:

1.Закон Республики Крым от 06.07.2015 года №131-ЗРК-2015 « Об образовании в Республике Крым».Принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015 года. Вступает в силу 01.01.2016 года.


2. Решение коллеги Министерства образования, науки и молодежи Крым от 22.04.2015г. №2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях».


3.Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015-2016 учебный год от 11.06.2015 года №555;


4. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждений. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.


5. Инструктивно-методические рекомендации « Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;


Муниципальный уровень:

1. Приказ Отдела образования города Армянска от 10.06.2015 г. № 429 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных организаций г. Армянска»


Школьный уровень:

1.Основная образовательная программа основного общего образования «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска Республики Крым, утвержденная педагогическим советом №1 от 27.08.2015г.


Цели и задачи учебного предмета

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Образовательные:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.



Характеристика учебного курса, его место в учебном плане;

    • Объем всего курса рассчитан на 34 часа, с разбивкой их по разделам и темам.

    • Часы на курс отводятся за счет федерального (и, или регионального, компонента общеобразовательного учреждения) учебного плана.


Новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование);

  • внесены изменения в содержание программы в связи с тем, что в переходный период учащиеся не имели возможности получить знания по основам искусства и культуры заложенные в программах с 5 по 7 классы Федеральных государственных образовательных стандартов.

  • Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.


УМК:

«Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской. Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, ., (электронная версия)

Технологии:

  • Технология проектного обучения

  • Информационные  технологии 

  • Технология педагогического общения

  • УУД

В рамках преподавания курса искусства могут быть освоены и эффективно использованы современные информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического и творческого мышления.

Используемые педагогические технологии:


Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятель-

ной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов

различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа;

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в

команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения

темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MSPowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное

взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».


Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;

  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);

  • выполнение проектных работ;

  • осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";

  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;

  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;

  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с испоьзованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);

  • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы:

  • урочная;

  • внеурочная;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая

  • наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование.

  • Дифференцированный


Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа для 9 класса разработана на основе программы образовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской: Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 4-е издание. Москва, Просвещение, 2011 год.


Цели учебного предмета «Искусство»:


  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства;

  • развитие культурно-познавательной, коммуника­тивной, социально-эстетической компетентности и опыта эмоционально-ценно­стного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;


Задачи учебного предмета «Искусство»: актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование учений и навыков художественного самообразования.


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, обучение работе с тестовыми заданиями, применение компьютерных технологий, творческие проекты.

Преобладающие формы контроля: наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование. Контроль дифференцированный, индивидуальный.

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

с другими предметами

С Историей и литературой-

Раздел 1.Воздействующая сила искусства8ч:

Урок №1 «Искусство и власть»;

Раздел 2.Искусство предвосхищает будущее.

Урок№11 «Предсказания в искусстве»;

Урок№12 «Художественное мышление в авангарде науки»

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция.

Урок№20 «Специфика изображений в полиграфии»

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя.

Урок№30-33 «Литературные страницы»

«Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

«Исследовательский проект «Пушкин в Крыму»

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы:

Предмет «Искусство» объединяет в единую образовательную структуру познавательную и практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах, в музыке.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение предмета «Искусство» в основной школе – это продол­жение художественно-эстетического образования учащих­ся, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью изучения предмета «Искусство» в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. А так же метапредметные связи с математикой, историей, географией, литературой, биологией, физикой, технологии, информатикой.

Годовое количество часов, отведённых на изучение данного учебного предмета - 34 часа, недельное количество – 1 час.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, основной образовательной программой образовательного учреждения:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2)осозна­ние своей принадлежности к малой Родине Крыму, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

3)усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества и других народов мира;

4)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих правовых и этических норм;

6) эстетическое отношение к миру.

7)формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

8)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению






1)умение самостоятельно определять цели задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;

6)формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.



1)формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; 2)развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; 3)развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 4) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 5)освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 6)воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 7)развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; 8)осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.




Требования к уровню подготовки:


Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники основной школы научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.


Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • реализовывать творческий потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • вести диалог, аргументировать свою позицию.

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.


Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года:

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» :

  • формирование у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.


Содержание учебного курса:

Программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения – 9 классах.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 – 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме - творческие домашние задания (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8класса:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Содержание программы 9 класса (35 часов)

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (8часов )


Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.). Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке. Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов )


Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 часов )


Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства. Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.



Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя ( 8 часов)


Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

Тематический план

раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть

1

Воздействующая сила искусства

8

Творческие задания

2

Искусство предвосхищает будущее.

7

Творческие задания

3

Дар созидания. Практическая функция.

12

Творческие задания

4

Искусство и открытие мира для себя.

7

Творческие задания


Итого:

34часа




Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Дата проведения

Практическая часть: творческие домашние задания

план

факт

1.Воздействующая сила искусства8ч.


1

Искусство и власть.

2



Зарисовка эпизодов ВОВ.



2

Искусство и власть.




Зарисовка рекламных плакатов.

Просмотр мультфильмов с изображением стилизованных животных. Зарисовка героев мультфильмов.


3

Какими средствами воздействует искусство?

2



4

Какими средствами воздействует искусство?




5

Храмовый синтез искусств

2



Выполнение эскиза Архитектурного строения по выбору

6

Храмовый синтез искусств




7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2



Нарисовать театральную и кино афиши

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.




2.Искусство предвосхищает будущее.7ч.

7 ч.

9

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

2



Чтение «Слово о полку Игореве» найти в тексте эпизоды созвучные с оперой «Слово о полку Игореве».


10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?




11

Предсказания в искусстве.

1



Вспомнить сказки, народные предания, легенды. Написать эссе о каком либо заинтересовавшем явлении искусства (кино, театр, ИЗО, музыка

12

Художественное мышление в авангарде науки

2



Просмотр фрагмента фильма «Андрей Рублёв».

(режиссёр А.Тарковский, композитор В.Овчинников)

Зарисовка картины «Новая планета»


13

Художественное мышление в авангарде науки




Вспомнить произведения писателей о будущем.

Зарисовка «Полёт на Луну» (Авангард)


14

. Художник и ученый

2



Подготовить информацию художниках-ученых

15

Художник и ученый




3. Дар созидания. Практическая функция.12ч.


16

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1



Подбор стихов, посвящённых архитектурным достопримечательностям

17

Архитектура исторического города.

2



18

Архитектура исторического города.




19

Архитектура современного города.

1



Эскиз- проект ландшафтного дизайна

1вариант: Проект детской площадки.

2 вариант: дизайн интерьера школьных коридоров, музея, столовой.

20

Специфика изображений в полиграфии.

1



Подбор из журналов различных интерьеров.

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1



Подготовить информацию об истории одного из известных народных промыслов. (презентация, альбом, реферат)

22

Декоративно-прикладное искусство.

1




23

Музыка в быту.

1



Слушание современной, народной, классической музыки.

1урок: Составление компьютерной презентации «Классическая музыка в

24

Массовые, общедоступные искусства.

1



25

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2



современной обработке».

2 урок: Оформление спортивного праздника, плакаты.

Просмотр фрагментов фильма «Летят журавли» (гибель Бориса, бомбёжка, сцена с ребёнком)

1 урок: зарисовка афиши к этому фильму.

2 урок: просмотр фильма «Гамлет» зарисовка афиши любимого фильма. Конкурс песен из кинофильмов.

Слушание Т.Альбинони – Р.Джацотто «Адажио». И просмотр фильма Г.Бардина «Адажио».

Сформулировать вопросы на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»Зарисовка Адажио из мультфильма.

)

26

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.




27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1




4. Искусство и открытие мира для себя.7ч.




28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2



Просмотр картин известных художников.

Декоративная композиция «Прилетели птицы» (использовать перья, цв. бумагу, крупы, яичную шелуху

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.




30

Литературные страницы.

1



Презентации, рефераты и выступления. Подтемы

- «Театр А.С.Пушкина»

- «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации»,

-«Пушкинские музеи- заповедники, музеи- квартиры, музеи- усадьбы»,

-«Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина»,

- «Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей»

Конкурс песен и стихов по творчеству А.С.Пушкина.

31

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1



32

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» Пушкин в Крыму

1



33

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» Пушкин на картинах художников

1



34

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» Иллюстрации.

1





Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 9 класса:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • - осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • - воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • - личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • - перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Нормы оценивания знаний учащихся:

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

Ведение конспекта способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала и оценивается следующим способом:

  • отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;

  • отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;

  • отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;

  • отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию, а также за невыполнение задания.

Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, оцениваются следующим способом:

  • отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;

  • отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание;

  • отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника, без осмысления и отсутствия собственной позиции;

  • отметка «2» ставится за невыполнение задания.


Учебно-методические средства обучения


1. Учебно-методический комплект

  • Электронный учебник «Искусство 8-9 классы». Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2011

  • CD диск с музыкальным, изобразительным материалом


2. Методическая литература

  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  • Беседы о музыке. Программа для 5-8 классов. Составитель Е.А.Финченко. Владимир, 1995

  • Библиотека учителя музыки. Воспитание музыкой. Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М., Просвещение, 1991

  • Библиотека учителя музыки. Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? М., Просвещение, 1989

  • Библиотека учителя музыки. Из истории музыкального воспитания., сост. О.А.Апраксина. М.,Просвещение, 1990

  • Бурая Л.В.Резервы урока искусства. Старый Оскол, 1995

  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  • Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008

  • История мировой культуры. Справочник школьника. Филологическое общество «Слово» АСТ Ключ-С. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ. М.1997.

  • Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Сборник научных трудов. Владимир, 1990

  • Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,Владос, 2006

  • Рябцев Ю.С. Методическое пособие для учителя по курсу «История русской культуры XX-XXI в.в.». М.:Владос, 2002

  • Словарь музыкальных терминов

  • Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития. 2006.

  • Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М., Просвещение, 1991

. Художественная культура народов России 5-8 классы. Русская художественная 10-11 классы. Программа. М., Просвещение, 2002

  • «Шедевры архитектуры», М.: Вече, 2002

  • Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005

3.Техническое оснащение:

  • Фортепиано

  • Компьютер.

  • Мультимедийное оборудование (по необходимости).

Фонотека-Фонохрестоматия к программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.

Наглядные пособия:

  • Портреты художников

  • Портреты композиторов

  • Репродукции картин русских и зарубежных художников


Электронные мультимедийные пособия - Презентации к урокам

http://pedsovet.org/, http://1september.ru/, http://music.edu.ru/, http://www.russianculture.ru/, http://www.artclassic.edu.ru/, http://www.prosv.ru, http://musicandi.ru/, www.megabook.ru/, http://www.km.ru, www.prosv.ru, www.school.edu.ru, http://viki.rdf.ru/ www.school-collection.edu.ru, http://school-russia.prosv.ru, http://www.classic-music.ru.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!