Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «30» августа 2017 г. Руководитель МО _____________ И. В. Лобова | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР _______________И. В. Побережник от «31» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБОУ школы № 19 ____________Н. Ю. Аулова от «01» сентябрь 2017 г. Приказ № 477 |
Рабочая учебная программа
Наименование учебного предмета: Основы светской этики
Класс:4-А класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель: Коваль Светлана Леонидовна
Срок реализации программы, учебный год: 2017/2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: Всего 34 часа в год: в неделю 1 час
Рабочая программа составлено на основе: Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко и др.] – М.: Просвещение, 2014. – 153 с.
Учебник: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе –М.: Просвещение, 2014. - 98 с.
Рабочую учебную программу составила _______________________________________________ Светлана Леонидовна Коваль
Феодосия, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для 4-го класса составлена на основе следующих законодательных и нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
Методические рекомендации об организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым в 2017/2018 учебном году
Положение о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) МБОУ «Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым».
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым» на 2017/2018 учебный год.
Годовой календарный учебный график МБОУ «Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым» на 2017/2018 учебный год. Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС ОНОО) 1-4 классы МБОУ «Школа № 19 г. Феодосия Республики Крым».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения данного предмета должны быть следующие умения школьников:
-Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
-Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
-Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
-Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения предмета должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Содержание учебного предмета
Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 час). Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Этика общения (4 часа).
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей (1 час). Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех (1 час). Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки (1 час). Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен (1 час). Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Этикет (4 часа).
Тема 1. Премудрости этикета (1 час). Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета (1 час). Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета (1 час). Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи (1 час). Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Этика человеческих отношений (4 часа).
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души (1 час). Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию (1 час). Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины (1 час). Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей (1 час). Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Этика отношений в коллективе (4 часа).
Тема 1. Чтобы быть коллективом (1 час). Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня (1 час). Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья (1 час). Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Ежели душевны вы и к этике не глухи (1 час). Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 часа).
Тема 1. Жизнь священна (1 час). Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра (1 час). Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни (1 час). Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим (1 час). Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Душа обязана трудиться (4 часа).
Тема 1. Следовать нравственной установке (1 час). Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей (1 час). Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить (1 час). Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков (1 час). Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 часа).
Тема 1. Общение и источники преодоления обид (1 час). Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения (1 час). Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение (1 час). Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со» (1 час). Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Судьба и Родина едины (4 часа).
Тема 1. С чего начинается Родина (1 час). Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин (1 час). Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века (1 час). Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе (1 час).
Итоговое творческое сочинение (1 час).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
1. | Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека. | 1 |
2. | Этика общения | 4 |
3. | Этикет | 4 |
4. | Этика человеческих отношений | 4 |
5. | Этика отношений в коллективе | 4 |
6. | Простые нравственные истины | 4 |
7. | Душа обязана трудиться | 4 |
8. | Посеешь поступок- пожнешь характер | 4 |
9. | Судьба и Родина едины | 4 |
10. | Итоговое творческое сочинение | 1 |
| Итого: | 34 |