СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Выбор профессии" 9 класс 17 часов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Выбор профессии" 9 класс 17 часов»

Оглавление

Нормативно-правовая база……………………………………………….……………………..3

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ……………...……3

Раздел II. Содержание учебного предмета, курса…………………….…………………..……4

Раздел III. Тематическое планирование ………………………………………..…….…………6

Приложение

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование. Список используемой литературы и источников…………………………………………………………………………………………9

Приложение 2. Оценочные материалы: контрольные работы, тесты и т. п. ……………...15

Приложение 3. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся……….23

Приложение 4. Примерный список тем для проектной деятельности для каждой параллели классов……………………………………………………………………………..........................24








































Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Программа предпрофильной подготовки «Выбор профессии с модулем черчение» имеет психолого-педагогическую направленность с модулем черчение. Идея создания программы заключается, прежде всего, в том, чтобы:

1) помочь учащимся избежать ошибок в выборе профессии (исходящих от незнания: мира профессий, самих себя и правил выбора профессии)

2) быть успешным в выборе профессии (что обеспечивается созданием некоторых психологических тылов)

3) быть уверенным в себе, своих возможностях и способностях и знающим, что делать в критических ситуациях и пр.

Современное общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации Российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной системы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Школа, вводя профильное обучение, пытается вернуть себе образовательную функцию – чтобы ребята не были вынуждены искать удовлетворения своих познавательных потребностей не за стенами школы, а школа, не превращаясь в повинность, обузу, а, напротив, находили ответы на свои запросы, возможности проявить себя – в школе. Для того чтобы выбор профиля был обоснованным, необходимо помочь учащимся в осознании их реальных возможностей и образовательных потребностей.

Программа курса «Мой выбор с модулем черчение» предназначена для учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы. На занятиях по программе «Мой выбор» учащиеся изучают свои психологические особенности посредством психодиагностических методик, оценивают эффективность различных моделей поведения.

Программа рассчитана на 34 часа: 17 ч. – модуль «Выбор профессии», где рассматриваются психология и профессия; 17 ч. – модуль «Черчение», учащиеся изучают основы предмета «Черчение».

На основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале у девятиклассников формируется психологическая готовность к выбору профиля обучения.

Современная программа профессионального самоопределения рассказывает «технологии выбора» и учит ответственности за реализованный выбор.

Написание программы «Выбор профессии» стало возможным благодаря трудам Г.В.Резапкиной, Л.Н.Митиной, С.Н.Чистяковой.

В результате перехода к профильному обучению в 10-11-ых классах образование части детей (в нашем случае – больше половины) ограничится девятью классами. Нынешние ученики покинут школу в том возрасте, когда им особенно необходимы жизненные ориентиры; выйдя из школы, они встают перед выбором профессионального образовательного учреждения. Другая часть подростков также столкнется с проблемой – проблемой выбора профиля обучения.

Хочется отметить, что профильное обучение в школе существует уже давно, но с разных точек зрения, при отсутствии системы предпрофильной подготовки, введение профильных классов является неправомерным.

Программа профессионального самовоспитания (предпрофильной подготовки) базируется на «трех китах» – учет личностных целей и ценностей (профессиональные интересы и склонности), проблема человеческих возможностей (физиологических, психологических) и потребности рынка труда (пути и средства достижения цели).


Цель: создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора:

- профиля будущего обучения в 10-11-ых классах;

- образовательного учреждения среднего профессионального образования

Задачи:

  • формировать готовность выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля (учреждения среднего профессионального образования), соответствующего их способностям и интересам;

  • обеспечивать учащихся информацией о возможных путях продолжения образования;

  • формировать высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

  • обеспечивать преемственность между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

  • расширять возможности социализации учащихся.


Продуктивная реализация программы возможна посредством следующих форм работы:

  • психодиагностика

  • тренинги

  • мозговой штурм

  • ролевые игры

  • беседы

  • конференции

  • портфолио

  • семинары

  • диспуты

  • уроки


Оценку эффективности работы позволяют произвести определенные формы контроля:

        • тесты для самопроверки (на понимание темы)

        • устные опросы

        • рефлексия

        • индивидуальные и подгрупповые задания

        • обобщающие уроки

        • итоговые/сводные таблицы

        • контрольные работы

        • творческий проект

        • портфолио


От реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Информационная готовность

информированность школьников:

- о возможных способах получения желаемого профиля образования;

- о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования;

- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;

- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования.

  • Практическая готовность

- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям;

- наличие у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых для продолжения образования;

- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

  • Психологическая готовность

- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.


Важность подготовки к ответственному выбору профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.





Планируемые результаты освоения предмета


В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

-​ влияние технологий на общественное развитие;

-​ составляющие современного производства товаров или услуг;

-​ способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

-​ способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

- основные этапы проектной деятельности;

-​ источники получения информации о путях получения профессионального образования и

трудоустройства;

уметь:

-​ оценивать потребительские качества товаров и услуг;

-​ изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

-​ составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

-​ использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

-​ проектировать материальный объект или услугу;

-​ оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

-​ организовывать рабочие места;

-​ выбирать средства и методы реализации проекта;

-​ выполнять изученные технологические операции;

-​ планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

-​ уточнять и корректировать профессиональные намерения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-​ проектирования материальных объектов или услуг;

-​ повышения эффективности своей практической деятельности;

- организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

-​ решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

-​ самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

-​ рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

-​ составления резюме и проведения самопрезентации.

Девочки должны

знать:

-​ цели и задачи домашней экономики;

-​ общие правила ведения домашнего хозяйства;

-​ составляющие семейного бюджета и источники его дохода;

-​ элементы семейного маркетинга;

-​ место предпринимательства в экономической структуре общества, принципы и формы

предпринимательства, источники его финансирования;

-​ историю развития возможности техники вязания;

-​ материалы и технологию изготовления швейных изделий;

уметь:

-​ анализировать семейный бюджет;

-​ определять прожиточный минимум семьи, расходы учащегося;

-​ анализировать рекламу потребительских товаров;

-​ выдвигать деловые идеи;

-​ подбирать материалы для вязания;

-​ выполнять основные машинные швы;

-​ вплетать в узоры декоративные элементы в технике макраме;

-​ определять длину нити.





Содержание учебной программы


РАЗДЕЛ 1. Мир профессий, или Какую дверь открыть

ТЕМА 1 Введение. Выбор профессионального пути - начало жизненного успеха.

Профессиональная ориентация. Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности.

Цель: познакомить учащихся с задачами курса, раскрыть значение понятия «Профориентация».


ТЕМА 2. Цели, задачи курса, пути освоения профессии.

Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии.

Цель: Познакомить учащихся с видами профессий и характеристиками..


ТЕМА 3. Ситуация выбора профессии

Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основами выбора профессии.


ТЕМА 4 Типичные ошибки при выборе профессии .

Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление о типичных ошибках при выборе профессии.


ТЕМА 5.Отрасли экономики. Классификация профессий

Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.

Цель: Познакомить учащихся с разными типами профессий и их квалификацией.


РАЗДЕЛ 2. Секреты выбора профессии


ТЕМА 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Как можно лучше узнать себя, Слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями самоисследования и роли этих знаний в выборе профессии.


ТЕМА 2. Самооценка и ее роль в профессиональном самопределении.

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.

ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.


ТЕМА 3. Природные свойства нервной системы

Что мешает человеку выбрать профессию? Особенности профессии. Профессиональная проба сил. Специализация.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть приемы управления своим выбором.


ТЕМА 4. Темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности

Характеристики нервных процессов: подвижность, уравновешенность, скорость реакции. Темперамент: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик


РАЗДЕЛ 3. Мои таланты – мое богатство


ТЕМА 1. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации».

Классификация мотивов деятельности


ТЕМА 2. Профессиональная деятельность в социальной сфере


РАЗДЕЛ 4. Начало профессиональной жизни.


ТЕМА 1. Проблемы общения в трудовом коллективе.

Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть некоторые из проблем, возникающие при вхождении в трудовой коллектив.


ТЕМА 2. Способы реагирования в конфликте

Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями формирования психологической атмосферы в коллективе.


ТЕМА 3. Изменения личности в профессии.

Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф.деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость.

ЦЕЛЬ: Повысить уровень культуры учащихся в сфере знаний о профессиональных особенностях личности.

РАЗДЕЛ 5. Профессиональная пригодность


ТЕМА 1.Профессиональное самоопределение.

Что такое профессиональная пригодность? Профессионально-важные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств, тест « КОС».

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с видами профессионально-важных качеств и их значением в каждом типе профессий.


ТЕМА 2. Личный профессиональный план

Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с личным профессиональным планом и научить строить его для каждой, выбранной профессии.


ТЕМА 3. Профессии, специальности, должности. Как достичь успеха в профессии

Профориентационные игры.

ЦЕЛЬ: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.


Тематическое планирование


Наименование разделов

Кол-во часов

1


Мир профессий, или Какую дверь открыть


5

2

Секреты выбора профессии


4

3


Мои таланты – мое богатство


2

4

Начало профессиональной жизни.


3

5


Профессиональная пригодность

3


Всего

17


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование



п\п


Содержание учебного материала. (Технология 9 класс В.Д. Симоненко)

Дата 9А

Дата 9Б

план

факт

план

факт


Раздел 1. Мир профессий, или Какую дверь открыть 5ч





Вводное занятие. Основы профессионального самоопределения





Цели, задачи курса, пути освоения профессии





Ситуация выбора профессии





Ошибки и затруднения при выборе профессии.





Отрасли экономики. Классификация профессий.






Раздел 2. Секреты выбора профессии 4ч





Внутренний мир человека и система представлений о себе.





Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности.





Природные свойства нервной системы.





Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.






Раздел 3. Мои таланты – мое богатство 2ч





Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации».





Профессиональная деятельность в социальной сфере






Раздел 4. Начало профессиональной жизни 3ч





Проблемы общения в трудовом коллективе





Способы реагирования в конфликте





Изменения личности в профессии






Раздел 5. Профессиональная пригодность 3ч






Профессиональное самоопределение. Здоровье и выбор профессии.





Личный профессиональный план.





Профессии, специальности, должности. Как достичь успеха в профессии



























Список используемой литературы и источников



  1. Программа по направлению «Технология. 5-8 класс» под редакцией А.Т. Тищенко Н.В. Синица - М.:, Вентана - Граф, 2012. 144 стр

  2. Алгоритм успеха. Технология: программа 5-8 класс/авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф, 2012. - 148 с.

  3. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 96 с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Технология: программа 5-8 класс / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф, 2012. - 148 с.

  6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- 2-е изд.- М: Просвещение, 2011.- 23с. - (Стандарты второго поколения).
































Приложение 2

Оценочные материалы: контрольные работы, тесты и т. п


Проверочная работа№1


Расписать схему профессиограммы:


  • Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

  • Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

  • Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

  • Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

  • Необходимые общие и специальные знания и умения;

  • Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;

  • Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

  • Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п. ); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.);

  • Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).


Проверочная работа№2

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента

Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?

  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

  3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?

  4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?

  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?

  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

  10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

  11. Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

  12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

  13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

  14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

  16. Вас легко обидеть?

  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

  19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

  20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?

  21. Часто ли Вы мечтаете?

  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

  23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?

  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

  25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

  26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

  28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?

  29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?

  30. Вы иногда сплетничаете?

  31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?

  32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

  34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

  35. Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?

  36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

  37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

  38. Вы раздражительны?

  39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

  40. Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

  41. Вы ходите медленно и неторопливо?

  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?

  43. Часто ли Вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

  45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

  46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

  49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

  50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

  51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

  53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

  56. Любите ли Вы подшутить над другими?

  57. Страдает ли Вы от бессонницы?

Обработка теста ("ключ").

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала лжи.

Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.

Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала экстраверсии.

Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Сосчитайте сумму.

Шкала эмоциональной устойчивости.

Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Сосчитайте сумму.

Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.

Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии Вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.


П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Критерий

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Тип нервной системы

Сильный неуравновешенный

Сильный уравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный инертный

Слабый

Активность

Активен. Человек быстрый, порывистый.

Человек живой, подвижный, быс-тро отзывающий-ся на окружаю-щие события.

Медлительный, невозмутимый человек.

Настороженность во взгляде, позе.

Поведение в обществе

Лидер, легко уста-навливает контак-ты, но с трудом поддерживает. Им-пульсивен, скло-нен к конфликтам.

В центре внима-ния, пользуются уважением, легко устанавливают контакты

С трудом устанавливает, но легко поддерживает знакомство.

Предпочитает быть в стороне.

Настроение

Склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Неуравновешен.

Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.

Слабое внешнее выражение ду-шевного состоя-ния. Более или менее постоян-ное настроение.

Легко ранимый человек, склонен глубоко пережи-вать даже незна-чительные неуда-чи, но внешне сдержан.

Работа

Способен отдава-ться делу с исключительной страстностью. Быстро включает-ся в работу.

В работу включа-ется быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Предпочитает все новое.

Медленно включается в работу, но зато способен выдерживать значительные нагрузки.

Быстро переуто-мляется. Харак-терно тщатель-ное планирова-ние и самоконт-роль, поэтому в его работе мало ошибок.

Речь

Громкая, резкая, бывает грубой.

Живая, эмоциональная.

Спокойная, размеренная, с паузами.

Тихая, может снижаться до шепота.

Память

Быстро запоминает, быстро забывает.

Хорошая, схватывает на лету.

Запоминает медленно, помнит долго.

Запоминает быстро за счет высокой спо-собности к ана-лизу.

Внимание

Развито переклю-чение, быстро сосредотачивается.

Развиты переклю-чение, распреде-ление, быстро сосредотачивается

Развита устойчивость.

Познавательная сфера может развиваться.


Проверочная работа №3


1. Двое или более лиц, взаимодействующих и имеют взаимное влияние друг на друга — это:
а) Коллектив.
б) группа. +
в) Трудовой коллектив.
г) Все ответы не является верными.
2. Форма социальной организации, которая формируется на основе совместной работы и в рамках которой реализуются основные функции личности — это:
а) группа.
б) Коллектив.
в) Трудовой коллектив. +
г) Все ответы не является верными.

3. К основным функциям личности, реализуемых в трудовом коллективе, относятся:
а) Трудовая функция.
б) Познавательная функция.
в) Общественная функция.
г) Все ответы верны. +

4. По стадиям развития трудовые коллективы бывают:
а) коллективов, формируется.
б) стабильный коллектив.
в) коллектив, распадаются.
г) Все ответы верны. +

5. По степени подчиненности трудовые коллективы бывают:
а) производственными и непроизводственными.
б) Постоянными и временными.
в) первичные и вторичные. +
г) коллектив, формируются и стабильными.

6. Информационное и эмоциональное сплочение коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения. +
в) В коммуникативную функцию.
г) В регулятивную функцию.

7. Влияние на представителей трудового коллектива и координировать поведение индивида заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию.
г) В регулятивную функцию. +

8. Формирование общеколлективного эмоционального состояния представителей трудового коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию. +
г) В регулятивную функцию.

9. К внешним факторам, которые обуславливают динамику трудового коллектива относятся:
а) Организационные изменения.
б) Изменение качественных характеристик представителей трудового коллектива.
в) Материальную базу предприятия.
г) Верные ответы «а» и «в».+

10. Условия, влияющие на развитие трудового коллектива:
а) Уровень взаимодействия с другими коллективами.
б) Сходство состава трудового коллектива.
в) Количество участников трудового коллектива.
г) Все ответы верны. +

11. Социально-психологический климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий пра-ков коллектива. +
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

12. Социальный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач. +
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

13. Моральный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива. +
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

14. Психологический климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе. +

15. Типы социально-психологического климата бывают:
а) Благоприятный и неблагоприятный. +
б) Благоприятный и неустойчивый.
в) Неустойчивый и неблагоприятный.
г) Все три типа.

16. Какая из социальных позиций личности направлена на удовлетворение личностных интересов при безразличии к общественному или даже с возможностью ущерба для них:
а) Позиция социальной активности.
б) Позиция социальной инертности.
в) Потребительская позиция. +
г) Антиобщественная позиция.

17. Какая из социальных позиций личности характеризуется слабым чувством коллективизма, ответственности
а) Позиция социальной активности.
б) Позиция социальной инертности. +
в) Потребительская позиция.
г) Антиобщественная позиция.

18. Организованность, как параметр оценки развития коллектива, определяет:
а) Цель деятельности трудового коллектива, а также коллективистскую или эгоистическую позицию его представителей.
б) Способность сохранять целостность трудового коллектива. +
в) Общность межличностных отношений, позитивный характер эмоциональных установок.
г) Все ответы не является верными.

19. Совокупность групп, формируемых по определенным признакам (пол, возраст, стаж) — это:
а) Производственно-функциональная структура трудового коллектива.
б) Социально-организационная структура трудового коллектива.
в) Социально-демографическая структура трудового коллектива. +
г) Социально-психологическая структура трудового коллектива.

20. Трудовая адаптация бывает:
а) Первичной.
б) Вторичной.
в) Прерывистой.
г) Верные ответы «а» и «б».+

21. Психофизиологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллектива.
б) Принадлежность к определенному уровню овладения профессиональными навыками и умениями.
в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиями организации труда. +
г) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей профессии.

22. Социально-психологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллективу . +
б) Принадлежность к определенному уровню овладения профессиональными навыками и умениями.
в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиям организации труда.
г) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей профессии.

23. Хронология осуществления стадий трудовой адаптации работников является следующей:
а) 1 — стадии ассимиляции; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадия приспособления.
б) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадии ассимиляции; 3 — стадия приспособления.
в) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадия приспособления; 3 — стадии ассимиляции. +
г) 1 — стадия приспособления; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадии ассимиляции.

24. Идентификация личности и трудового коллектива происходит на стадии:
а) Ассимиляции. +
б) Ознакомление.
в) Приспособление.
г) Всех стадиях.

25. На стадии приспособления наблюдается:
а) Получение информации о нормах поведения и о ситуации в трудовом коллективе в целом.
б) Идентификация личности и трудового коллектива.
в) Переориентация, то есть признание многих элементов новой системы ценностей, при сохранении своих установок. +
г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия.

26. На стадии ознакомления наблюдается:
а) Получение информации о нормах поведения и о ситуации в трудовом коллективе в целом.
б) Идентификация личности и трудового коллектива.
в) Переориентация, то есть признание многих элементов новой системы ценностей, при сохранении своих установок. +
г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия

27. Основными предпосылками успешной трудовой адаптации являются:
а) Профессиональная ориентация. +
б) Профессиональный отбор.
в) Престиж и привлекательность профессии.
г) Все ответы верны.

28. К социально-демографических личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя.
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса.
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства. +

29. Социологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя.
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса. +
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

30. К психологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя. +
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса.
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.



Проверочная работа№4

http://tests1001.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E/1/

Проверочная работа №5

http://tests1001.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E/4/



Приложение 4

Примерный список

тем для проектной деятельности для каждой параллели классов (9класс)

1. Социальный проект «Твой выбор»

2. Творческий проект «Ступени к будущей профессии»

3. Проект «Твой путь- твой выбор»








Приложение 3

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!