СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ» для 6 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный географ" для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ» для 6 класса.»

МБОУ Татарско - Сайманская средняя школа

Утверждаю

Директор школы ________

Приказ № от г



Программа внеурочной деятельности

«Юный географ» для 6 класса.

срок реализации учебный год



Рабочая программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области.





Разработчик программы: Булатова Гульсиня Ряшитовна

учитель географии высшей квалификационной категории







Рассмотрена Согласована

На заседании ТМГ гуманитарного цикла Зам. директора по УВР

Протокол № от г.

Руководитель ____________ .

Рабочая программа составлена на основании

 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»

 Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области.

• основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Татарско – Сайманская СШ

• учебного плана МБОУ Татарско – Сайманская СШ


Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Программа внеурочной деятельности «Юный географ» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является внеурочная деятельность.

Она позволяет всем участникам получить прочные знания по предмету.

Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

Предложенная программа внеурочной деятельности подготовлена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа (один час в неделю).

1.Цели и задачи программы:

внеурочной деятельности «Юный географ» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре

Важным моментом этой деятельности является формирование у школьников первоначальных знаний о природе своего края.

2.Основные направления и содержание деятельности.

Программа внеурочного курса «Юный географ» для учащихся 6 класса является расширением предмета «География». География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но количество часов отведенных на предмет «география» в 5-6 классах, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа внеурочной деятельности «
Юный географ» поможет получить более глубокие и прочные знания по географии

По этим причинам тематика внеурочной деятельности составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных географических объектов. Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также использовать свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.

3.Содержание курса внеурочной деятельности. Формы организации и виды деятельности

Тема 1. Введение

- знакомство с задачами внеурочной деятельности, планирование.

-беседа по технике безопасности

Тема 2. Великие имена и великие открытия

- история географических открытий

- путешествие по карте

Тема 3.Земля –планета Солнечной системы

-Земля – шар?

-Солнечная система

-соседи Земли

-гипотезы происхождения нашей планеты

Тема 4. Ориентирование на местности

- ориентирование по местным признакам

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

Тема 5. Карта – язык географии

- наш помощник карта

-карта помогла открыть остров

-карта помогает медицинским работникам

-географические открытия в картографии

- географическое положение Ульяновской области

Тема 6 . Жизнь земной коры.

- горячие источники и гейзеры

- рождение вулкана

- рельеф своей местности.

Тема 7. Красотою славится наша Земля

- памятники природы своего края

- легенды своего края

- река Волга (экология)

- топонимика Ульяновской области

Тема 8. Воды суши.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

-кристаллизация

- воды суши своего края.



Тема 9. Атмосфера Земли.

- торнадо

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

-наблюдения

- климат своей местности.

Тема 10. Организмы на Земле

- рекорды живой природы

- животный мир своего края

Тема11. В мире неизведанного

- самые известные пустыни мира

- удивительные горы

- полярное сияние

- Озера Белое и Светлое

4.Планируемые результаты внеурочной деятельности

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области

4. создание образного представления о природном богатстве родного края, воспитание бережного отношения к природе своего края

5. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

6. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

воспитание любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов.

Личностными результатами изучения курса являются следующие:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;

  • осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметным результатом изучения курса кружка «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • управлять своей познавательной деятельностью;

  • организовывать свою деятельность;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы;

  • составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • анализировать, структурировать информацию, факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих умений:

объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;

  • показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • объяснять значение ключевых понятий.

5.Тематическое планирование

урока

Дата

по

плану

Дата

факти

ческая

Наименование разделов / тем уроков

Кол – во часов




Введение.

1 час

1


 

Знакомство с задачами, с содержанием внеурочной деятельностью, планирование. Т.Б.

1




Великие имена и великие открытия.

2 часа

2


 

Развитие географических знаний о Земле

1

3

 

 

«Путешествие по карте (игра)

1


 

 

Земля –планета Солнечной системы

2 часа

4

 

 

Как устроена Солнечная система

1

5


 

Какие космические тела образуют Солнечную систему? (географический КВН)

1


 

 

Ориентирование на местности

2 часа

6



Умение ориентироваться

1

7


 

Работа с топографическим словарем

1


 

 

Карта – язык географии

3 часа

8

 

 

Наш помощник - карта

1

9

 

 

Географическое положение Ульяновской области и своего административного района

1

10

 

 

Урок- игра «Юные искатели приключений»

1


 

 

Жизнь земной коры

4 часа

11

 

 

Беспокойная планета

1

12

 

 

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России

1

13

 

 

Рельеф полезные ископаемые Нижегородской области и своего края

1

14

 

 

Географо-краеведческий практикум

1


 

 

Красотою славится наша Земля

4 часа

15

 

 

Легенды родного края

1

16

 

 

Памятники природы Ульяновской области

1

17

 

 

Река Волга (в литературных произведениях, современное состояние реки)

1

18

 

 

Урок- игра «Топонимика нашего края»

1


 

 

Воды суши

4 часа

19

 

 

Эти удивительные озера

1

20

 

 

В мире падающей воды

1

21



Особенности вод своей местности

1

22


 

Географо - краеведческий практикум «Малые реки – красота и гордость Ульяновского края».

1


 

 

Атмосфера Земли

4 часа

23

 

 

Атмосферные явления – обычные и необычные

1

24

 

 

Опасные атмосферные явления

1

25


 

Климат Ульяновской области

1

26

 

 

Викторина « Опасные природные явления»

1


 

 

Организмы на Земле

3 часа

27

 

 

«Самый, самая ,самое».

1

28

 

 

Животный мир Ульяновской области

1

29

 

 

Географо – краеведческий практикум «Охраняемые природные территории Ульяновской области»

1




В мире неизведанного

5 часов

30



Звенящие и поющие камни. Вашкский камень


31



Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.


32



Полярные сияния. Гало и другие видения


33



Озера Белое и Светлое.


34



Подведение итогов работы.




























Лист корректировки рабочей программы



Класс


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения

по факту














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!