Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАСМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАННО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2021г. | УТВЕРЖДЕННО: Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2021г. |
Рабочая программа учителя
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся
5-7классов
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Бейдик А.В.
Донецк 2022 г.
Пояснительная записка
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования») и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования»).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Место учебного предмета «биология» в учебном плане
В соответствии с ГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 34-35 часов из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю,. В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
Содержание учебного предмета
5 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
| Биология – наука о живой природе | 5 |
| Методы изучения живой природы | 4 |
| Организмы – тела живой природы | 7 |
| Организмы и среда обитания | 4 |
| Природные сообщества | 7 |
| Живая природа и человек | 5 |
6 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
| Растительный организм | 7 |
| Строение и жизнедеятельность растительного организма | 27 |
| Питание растений | 8 |
| Дыхание растения | 2 |
| Транспорт веществ в растении | 5 |
| Рост растения | 4 |
| Размножение растения | 6 |
| Развитие растения | 1 |
7 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
| Классификация растений | 2 |
| Низшие растения. Водоросли | 3 |
| Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи) | 4 |
| Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники) | 4 |
| Высшие семенные растения. Голосеменные | 4 |
| Покрытосеменные (цветковые) растения | 2 |
| Живая природа и человек | 2 |
| Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. | 5 |
| Развитие растительного мира на Земле | 2 |
| Растения в природных сообществах | 2 |
| Растения и человек. | 4 |
| Грибы. Лишайники. Бактерии | 3 |
Перечень проверочных работ:
| 5 класс | 6 класс | 7 класс |
Лабораторные работы | 4 | 4 | 4 |
Практические работы | 4 | 3 | 3 |
Контрольные работы | 4 | 4 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю)
«Биология» (5 класс)
№ | Название раздела | Дата | примечание |
план | факт |
Тема№1 Биология – наука о живой природе (5 ч.) |
| Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) | 05.09 | | |
| Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое. | 12.09 | | |
| Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Практическая работа Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты) | 19.09 | | |
| Основные разделы биологии . Профессии, связанные с биологией. | | | |
| Биологические термины, понятия, символы. | 03.10 | | |
Тема№2Методы изучения живой природы (4 ч) |
| Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука». | 10.10 | | |
| Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Лабораторная работа №1 Ознакомление с растительными и животными клетками | 17.10 | | |
| Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). | 24.10 | | |
| Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии Видеоэкскурсия Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом | 07.11 | | |
Тема№3 Организмы – тела живой природы (7 ч) |
| Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. | 14.11 | | |
| Клетка и её открытие. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Лабораторная работа №2 Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). | 21.11 | | |
| Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. | 28.11 | | |
| Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | 05.12 | | |
| Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность | 12.12 | | |
| Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. | 19.12 | | |
| Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека | 26.12 | | |
Тема №4 Организмы и среда обитания (4 ч) |
| Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. | 09.01 | | |
| Представители сред обитания. Практическая работа : Наблюдение за потреблением воды растением. | 16.01 | | |
| Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания Лабораторная работа №3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). | 23.01 | | |
| Сезонные изменения в жизни организмов Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение). | 30.01 | | |
Тема №5 Природные сообщества (7ч) |
| Понятие о природном сообществе. | 06.02 | | |
| Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания | 13.02 | | |
| Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. | 20.02 | | |
| Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). | 27.02 | | |
| Искусственные сообщества. Лабораторная работа №4 Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). | 06.03 | | |
| Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. | 13.03 | | |
| Ландшафты: природные и культурные | 27.03 | | |
Тема №6 Живая природа и человек (5 ч) |
| Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. | 03.04 | | |
| Влияние человека на живую природу с ходом истории. | 10.04 | | |
| Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Практическая работа Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории. | 24.04 | | |
| Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга. Осознание жизни как великой ценности | 15.05 | | |
| Итоговый урок | 22.05 | | |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю)
«Биология» (6 класс)
№ | Название раздела | Дата | примечание |
план | факт |
Раздел №1 Растительный организм (7 ч.) Тема№1 Растительный организм(7 ч.) |
| Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. | 06.09 | | |
| Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения | 13.09 | | |
| Споровые и семенные растения. | 20.09 | | |
| Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом Лабораторная работа №1 1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи. | 04.10 | | |
| Растительные ткани. Функции растительных тканей | 11.10 | | |
| Органы и системы органов растений. | 18.10 | | |
| Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой Экскурсии или видеоэкскурсии Ознакомление в природе с цветковыми растениями. | 25.10 | | |
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма (27 ч) Тема№2 Питание растений (8 ч). |
| Корень – орган почвенного (минерального) питания. Лабораторная работа №2 Изучение микропрепарата клеток корня. | 08.11 | | |
| Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживание проростков, полива для жизни культурных растений | 15.11 | | |
| Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа | 22.11 | | |
| Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. | 29.11 | | |
| Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями | 06.12 | | |
| Лист – орган воздушного питания. Практическая работа Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях). | 13.12 | | |
| Фотосинтез | 20.12 | | |
| Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека | 27.12 | | |
Тема №3 Дыхание растения (2 ч). |
| Раскрытие сущности биологического понятия «дыхание»; Практическая работа Изучение роли рыхления для дыхания корней | 10.01 | | |
| Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза; | 17.01 | | |
Тема №4 Транспорт веществ в растении (5 ч). |
| Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. | 24.01 | | |
| Стебель – ось побега | 31.01 | | |
| Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении.. | 07.02 | | |
| Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. | 14.02 | | |
| Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица, их строение; биологическое и хозяйственное значение Лабораторная работа №3 Исследование строения корневища, клубня, луковицы. | 21.02 | | |
Тема №5 Рост растения (4 ч). |
| Образовательные ткани. | 28.02 | | |
| Образование годичных колец у древесных растений. Практическая работа Определение возраста дерева по спилу. | 07.03 | | |
| . Влияние фитогормонов на рост растения. | 14.03 | | |
| Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов | 28.03 | | |
Тема №6 Размножение растения (6 ч). |
| Вегетативное размножение цветковых растений в природе | 04.04 | | |
| Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Лабораторная работа №4 Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.). | 11.04 | | |
| Семенное (генеративное) размножение растений | 18.04 | | |
| Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. | 25.04 | | |
| Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. | 16.05 | | |
| Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков Практическая работа Определение условий прорастания семян | | | |
Тема №7 Развитие растения (1 ч). |
| Развитие цветкового растения. Периоды его развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений | 23.05 | | |
| Итоговый урок | | | |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю)
«Биология» (7 класс)
№ | Название раздела | Дата | примечание |
план | факт |
Тема №1 Классификация растений (2 ч). |
| Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. | 01.09 | | |
| Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии. | 08.09 | | |
Тема №2 Низшие растения. Водоросли (3 ч). |
| Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). | 15.09 | | |
| Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность. | 22.09 | | |
| Значение водорослей в природе и жизни человека Лабораторная работа №1 Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса). | 29.09 | | |
Тема №4 Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи) (4 ч). |
| Характеристика мхов. Строение зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах. | 06.10 | | |
| Цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. | 13.10 | | |
| Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека. | 20.10 | | |
| Практическая работа Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). | 27.10 | | |
Тема №5 Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники) (4 ч). |
| Характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению со мхами Практическая работа Изучение внешнего строения папоротника или хвоща. | 10.11 | | |
| Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников | 17.11 | | |
| Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. | 24.11 | | |
| Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека. | 01.12 | | |
Тема №6 Высшие семенные растения. Голосеменные (2 ч). |
| Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Практическая работа Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы). | 08.12 | | |
| Значение хвойных растений в природе и жизни человека. | 15.12 | | |
Тема №7 Покрытосеменные (цветковые) растения (2 ч) |
| Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества. | 22.12 | | |
| Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные | 29.12 | | |
Тема №8 Живая природа и человек (2 ч) |
| Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле | 12.01 | | |
| Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения. | 19.01 | | |
Тема №9 Семейства покрытосеменных (цветковых) растений(5 ч). |
| Характерные признаки семейств класса Двудольные | 26.01 | | |
| Характерные признаки семейств класса Двудольные | 02.02 | | |
| Однодольные Лабораторная работа №2 Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек. | 09.02 | | |
| Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. | 16.02 | | |
| Культурные представители семейств, их использование человеком. | 02.03 | | |
Тема №10 Развитие растительного мира на Земле (2 ч) |
| Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства Экскурсии или видеоэкскурсии Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей). | 09.03 | | |
| Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения | 16.03 | | |
Тема №11 Растения в природных сообществах (2 ч) |
| Растения и среда обитания. Экологические факторы. | 30.03 | | |
| Растительные сообщества | 06.03 | | |
Тема №12 Растения и человек (4 ч) |
| Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений | 13.04 | | |
| Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Экскурсии или видеоэкскурсии Изучение сорных растений региона. | 20.04 | | |
| Растения города, особенность городской флоры. Комнатные растения, комнатное цветоводство | 27.04 | | |
| Охрана растительного мира. | | | |
Тема №13 Грибы. Лишайники. Бактерии (3 ч) |
| Грибы Лабораторная работа №3 Лабораторные и практические работы 1. Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов. | 04.05 | | |
| Лишайники – комплексные организмы | 18.05 | | |
| Бактерии – доядерные организмы. Лабораторная работа №4 Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах). | | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО учебно-методическоМУ и материально-техническОМУ обеспечениЮ образовательной деятельности ПО ПРЕДМЕТУ
Учебно – методическое обеспечение.
Электронные образовательные ресурсы:
http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний
http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей
http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы
http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению