СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования») и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология»»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»



РАСМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАННО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2021г.


УТВЕРЖДЕННО:

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2021г.









Рабочая программа учителя

по учебному предмету

«Биология»

для обучающихся

5-7классов

на 2022-2023 учебный год






Составитель рабочей программы:

Бейдик А.В.
















Донецк 2022 г.


Пояснительная записка


Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования») и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования»).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

 формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

 формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

 формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

 формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

 формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

 формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

 приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

 овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

 освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

 воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.


Место учебного предмета «биология» в учебном плане

В соответствии с ГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 34-35 часов из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю,. В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.


Содержание учебного предмета

5 класс


Название раздела

Количество

часов

Биология – наука о живой природе

5

Методы изучения живой природы

4

Организмы – тела живой природы

7

Организмы и среда обитания

4

Природные сообщества

7

Живая природа и человек

5













6 класс


Название раздела

Количество

часов


Растительный организм

7


Строение и жизнедеятельность растительного организма

27

Питание растений

8

Дыхание растения

2

Транспорт веществ в растении

5

Рост растения

4

Размножение растения

6

Развитие растения

1


7 класс

Название раздела

Количество

часов

Классификация растений

2

Низшие растения. Водоросли

3

Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи)

4

Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники)

4

Высшие семенные растения. Голосеменные

4

Покрытосеменные (цветковые) растения

2

Живая природа и человек

2

Семейства покрытосеменных (цветковых) растений.

5

Развитие растительного мира на Земле

2

Растения в природных сообществах

2

Растения и человек.

4

Грибы. Лишайники. Бактерии

3

Перечень проверочных работ:


5 класс

6 класс

7 класс

Лабораторные работы

4

4

4

Практические работы

4

3

3

Контрольные работы

4

4

4

Календарно – тематическое планирование

(1 час в неделю)

«Биология» (5 класс)

Название раздела

Дата

примечание

план

факт

Тема№1 Биология – наука о живой природе (5 ч.)

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.)

05.09



Объекты живой и неживой природы, их сравнение.

Живая и неживая природа – единое целое.

12.09



Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

Практическая работа

Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты)

19.09



Основные разделы биологии . Профессии, связанные с биологией.




Биологические термины, понятия, символы.

03.10



Тема№2Методы изучения живой природы (4 ч)

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация

Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука».

10.10




Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Лабораторная работа №1

Ознакомление с растительными и животными клетками

17.10




Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения).

24.10




Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии

Видеоэкскурсия

Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом

07.11




Тема№3 Организмы – тела живой природы (7 ч)

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.

14.11




Клетка и её открытие. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

Лабораторная работа №2

Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).

21.11




Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов.

28.11




Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

05.12




Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность

12.12



Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды.

19.12



Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека

26.12



Тема №4 Организмы и среда обитания (4 ч)

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.

09.01



Представители сред обитания.

Практическая работа : Наблюдение за потреблением воды растением.

16.01



Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания

Лабораторная работа №3

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

23.01



Сезонные изменения в жизни организмов

Экскурсии или видеоэкскурсии

Растительный и животный мир родного края (краеведение).

30.01



Тема №5 Природные сообщества (7ч)

Понятие о природном сообществе.

06.02



Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания

13.02



Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах.

20.02



Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

27.02



Искусственные сообщества.

Лабораторная работа №4

Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).

06.03



Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.

13.03



Ландшафты: природные и культурные

27.03



Тема №6 Живая природа и человек (5 ч)

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения.

03.04



Влияние человека на живую природу с ходом истории.

10.04



Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия.

Практическая работа

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.

24.04



Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга. Осознание жизни как великой ценности

15.05



Итоговый урок

22.05






Календарно – тематическое планирование

(1 час в неделю)

«Биология» (6 класс)

Название раздела

Дата

примечание

план

факт

Раздел №1 Растительный организм (7 ч.)

Тема№1 Растительный организм(7 ч.)

Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой.

06.09



Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения

13.09



Споровые и семенные растения.

20.09



Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом Лабораторная работа №1

1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.

04.10



Растительные ткани. Функции растительных тканей

11.10



Органы и системы органов растений.

18.10



Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой

Экскурсии или видеоэкскурсии

Ознакомление в природе с цветковыми растениями.

25.10



Раздел 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма (27 ч)

Тема№2 Питание растений (8 ч).

Корень – орган почвенного (минерального) питания.

Лабораторная работа №2

Изучение микропрепарата клеток корня.

08.11



Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживание проростков, полива для жизни культурных растений

15.11



Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа

22.11



Простые и сложные листья. Видоизменения листьев.


29.11



Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями

06.12



Лист – орган воздушного питания. Практическая работа

Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).

13.12



Фотосинтез

20.12



Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека

27.12



Тема №3 Дыхание растения (2 ч).

Раскрытие сущности биологического понятия «дыхание»;

Практическая работа

Изучение роли рыхления для дыхания корней


10.01



Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза;

17.01



Тема №4 Транспорт веществ в растении (5 ч).

Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения.

24.01



Стебель – ось побега

31.01



Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении..

07.02



Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток.

14.02



Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица, их строение; биологическое и хозяйственное значение

Лабораторная работа №3

Исследование строения корневища, клубня, луковицы.

21.02



Тема №5 Рост растения (4 ч).

Образовательные ткани.

28.02



Образование годичных колец у древесных растений.

Практическая работа

Определение возраста дерева по спилу.

07.03



. Влияние фитогормонов на рост растения.

14.03



Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов

28.03



Тема №6 Размножение растения (6 ч).

Вегетативное размножение цветковых растений в природе

04.04



Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

Лабораторная работа №4

Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.).

11.04



Семенное (генеративное) размножение растений

18.04



Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений.

25.04



Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.

16.05



Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков

Практическая работа

Определение условий прорастания семян




Тема №7 Развитие растения (1 ч).

Развитие цветкового растения. Периоды его развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений


23.05



Итоговый урок







Календарно – тематическое планирование

(1 час в неделю)

«Биология» (7 класс)

Название раздела

Дата

примечание

план

факт

Тема №1 Классификация растений (2 ч).

Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира.

01.09



Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.


08.09



Тема №2 Низшие растения. Водоросли (3 ч).

Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое).


15.09



Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность.


22.09



Значение водорослей в природе и жизни человека

Лабораторная работа №1

Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса).

29.09



Тема №4 Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи) (4 ч).

Характеристика мхов. Строение зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах.

06.10



Цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён.


13.10



Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.

20.10



Практическая работа

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

27.10



Тема №5 Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники) (4 ч).

Характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению со мхами

Практическая работа

Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.

10.11



Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников

17.11



Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника.

24.11



Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.

01.12



Тема №6 Высшие семенные растения. Голосеменные (2 ч).

Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны.

Практическая работа

Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы).

08.12



Значение хвойных растений в природе и жизни человека.

15.12



Тема №7 Покрытосеменные (цветковые) растения (2 ч)

Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества.

22.12



Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные

29.12



Тема №8 Живая природа и человек (2 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле

12.01



Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.

19.01



Тема №9 Семейства покрытосеменных (цветковых) растений(5 ч).

Характерные признаки семейств класса Двудольные

26.01



Характерные признаки семейств класса Двудольные

02.02



Однодольные

Лабораторная работа №2

Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.

09.02



Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств.

16.02



Культурные представители семейств, их использование человеком.

02.03



Тема №10 Развитие растительного мира на Земле (2 ч)

Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства

Экскурсии или видеоэкскурсии

Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей).

09.03



Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения


16.03



Тема №11 Растения в природных сообществах (2 ч)

Растения и среда обитания. Экологические факторы.

30.03



Растительные сообщества

06.03



Тема №12 Растения и человек (4 ч)

Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений

13.04



Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые.

Экскурсии или видеоэкскурсии

Изучение сорных растений региона.

20.04



Растения города, особенность городской флоры. Комнатные растения, комнатное цветоводство

27.04



Охрана растительного мира.




Тема №13 Грибы. Лишайники. Бактерии (3 ч)

Грибы

Лабораторная работа №3

Лабораторные и практические работы

1. Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов.

04.05



Лишайники – комплексные организмы

18.05



Бактерии – доядерные организмы.

Лабораторная работа №4

Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).































РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  учебно-методическоМУ и материально-техническОМУ обеспечениЮ образовательной деятельности ПО ПРЕДМЕТУ

Учебно – методическое обеспечение.





































Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал

  2. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний

  3. http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей

  4. http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы

  5. http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!