СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя биологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя биологии»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022- 2023 учебный год




Предмет: Краеведение (экология)


Учитель: Новичихина Евгения Ивановна


Класс(ы): 6 «А», 6 «Б»


Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год












Рассмотрена













I. Пояснительная записка

Содержание программы, цели изучения курса, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения содержания курса краеведение (экология) 6 класса; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение представлено в основной образовательной программе ООО.

II. Структура курса.


№ темы

Тема

Кол-во часов

1

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

2

Абиотические факторы в жизни растений

15

3

Взаимосвязи растений

5

4

Изменения в жизни растений

6

5

Растительные сообщества

6

6

Итоговое повторение

1

Итого


35

Календарно-тематическое планирование по краеведению (экология) 6 класс

1 час в неделю, 35 уроков за год


урока

Сроки

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Планируемые предметные

результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Примечание

Дата план

Дата факт

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч)

1



Экология как наука.

1

Урок изучения нового

Называть цели и задачи курса. Объяснять значение экологии растений в жизни и деятельности людей.


работать с текстом, выделять в нем главное,

проводить элементарные исследования,

работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


2



Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

1

Комбинированный

Рассмотреть основные отличия растений и животных и их связи со средой, чтобы понять особенности их взаимодействия.

работать с текстом, выделять в нем главное,

проводить элементарные исследования,

работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


Тема 2. Абиотические факторы в жизни растений (15 ч)

3



Свет и фотосинтез.


1

Комбинированный

Определять понятие свет и фотосинтез, его роль в жизни растений. Определять растения длинного дня, растения короткого дня.

давать определения понятиям, классифицировать объекты.

организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


4



Свет как экологический фактор.

1

Комбинированный

Объяснять экологическое значение света. Выделить главную роль света в жизни растений, говорить о разнообразие условий освещения.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

умение работать в составе творческих групп


5



Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

1

Комбинированный

Определять растения светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.


работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

е организовать выполнение заданий учителя.

строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Соблюдать правила работы с гербарием.


6



Тепло как необходимое условие жизни растений.

1

Комбинированный

Объяснять экологическое значение тепла. Выделить главную роль тепла в жизни растений, говорить о разнообразие температурных условий и прорастание семян. Выявлять значение тепла для цветения растений. Определять какое тепло используют растения. Объяснять длительность вегетативного периода в зависимости от климатического пояса Земли.

работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


7



Экологические группы растений по отношению к теплу.

1

Комбинированный

Классифицировать растения по отношению к теплу и холоду. Выявлять приспособления растений к высоким и низким температурам.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


8



Выделение тепла растениями.

1

Комбинированный

Выявлять зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды. Характеризовать температуру разных органов растения. Объяснять различие температуры надземных и подземных органов растений.

работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


9



Вода как необходимое условие жизни растений.

1

Комбинированный

Определять понятия эпифиты, воздушные корни, внекорневая подкормка, суккуленты.

работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


10



Влажность как экологический фактор

1

Комбинированный

Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к воде.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).


11



Приспособление растений к различным условиям влажности.

1

Комбинированный

Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к воде.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


12



Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

1

Комбинированный

Определять понятия воздуха и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

Выявлять причинно-следственные связи между регулированием человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

давать определения понятиям, классифицировать объекты.

организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


13



Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.

1

Комбинированный

Определять значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Объяснять значение некоторых примесей в воздухе.


Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании.


14



Приспособление растений к опылению и распространению ветром.


1

Комбинированный

Определять значение ветра в жизни растений. Выявлять приспособления растений к опылению и распространению ветром.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


15



Почва как необходимое условие жизни растений.

1

Комбинированный

Определять понятие почв и ее состав, значение почвы как среды обитания.

Характеризовать почву как субстрат для закрепления растений, источник минерального питания и воды, как убежище, значение запаса семян в почве.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


16



Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

Комбинированный

Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к почве, делать выводы.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


17



Действия человека, влияющие на качество почв


1

Комбинированный

Объяснять способы улучшения почв человеком и способы защиты от пыльных бурь, последствия умеренного полива, водная и овражная эрозия,

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


Тема 3. Взаимосвязи растений (5 ч)

18



Взаимное влияние животных и растений.

1

Комбинированный

Определять понятия: опылители, похитители нектара, соплодия, сверх дальние расселения.

Объяснять способы привлечения цветков к опылению, сколько опылителей бывает у растений, практическое значение опыления.

Различать способы распространения плодов и семян.


выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


19



Значение растений для животных. Растения-хищники.


1

Комбинированный

Определять понятия: растительноядные животные, пастьба (выпас), луговые сорняки, луговая ветошь.

Объяснять разнообразие растительноядных животных, выпас и его роль в жизни растений, результаты выпаса.

Виды растений-хищников

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).


20



Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями

1

Комбинированный

Определять понятия прямые влияния, растения полупаразиты, растения-паразиты, фитоклимат, конкуренция, корневая конкуренция.

Выделять с помощью гербарных экземпляров, приспособления лиан, обеспечивающее им преимущество в выживание.


Делать выводы на основе сравнения.

Соблюдать правила работы с гербарными экземплярами.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


21



Роль грибов и бактерий в жизни растений. Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков.

1

Комбинированный

Определять понятия сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза.

Выявлять взаимосвязи между способами питания грибов и бактерий, роли микоризы в жизни растений, значение бактериальных клубеньков, роль зеленого удобрения.


Наглядно определять грибные заболевания злаков по гербарным экземплярам.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп



22



Бактериальные и грибные болезни растений.


1

Комбинированный

Определять понятия фитофтороз, фитофтора.

Выделять существенные признаки грибных болезней сельскохозяйственных растений и распространения грибных болезней.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Делать выводы на основе анализа полученных данных.


Тема 4. Изменения в жизни растений (6 ч)

23



Приспособленность растений к сезонам года.

1

Комбинированный

Определять понятия лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники. Познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.

работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.


24



Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

1

Комбинированный

Определять понятия фенология, фенологические фазы.

Уметь определять фенологические фазы растений. Выявлять влияние климата и погоды на фенологические фазы.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).


25



Периоды жизни и возрастные состояния растений.

1

Комбинированный

Определять понятия периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Уметь определять периоды жизни и возрастные состояния растений, значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний, причины покоя семян, условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

организовать выполнение заданий учителя.

строить эффективное взаимодействие с одноклассниками


26



Разнообразие условий существования растений

1

Комбинированный

Определять понятия условия существования, широкая и узкая приспособленность.

Выделять, как различаются растения по разнообразию условий их существования и как условия существования влияют на растения.

Прослеживать практически влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.


выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


27



Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.

1

Комбинированный

Определять понятия жизненное состояния, вторичный покой.

Знать, жизненные состояния сельскохозяйственных растений.

Уметь приводить примеры уровней жизненного состояния растений.

работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


28



Разнообразие жизненных форм растений.

1

Комбинированный

Определять понятия широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Изучить классификацию жизненных форм растений. Определить их жизненное состояние.

Практически изучать особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делать выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


Тема 5 Растительные сообщества (6часов)

29



Растительные сообщества, их видовой состав.

1

Комбинированный

Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Определять взаимосвязи живых организмов в растительном сообществе.


работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

организовать выполнение заданий учителя.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками


30



Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

1

Комбинированный

Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.


выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Практически обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и выясняется степень антропогенного влияния на растения.


31



Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность.

1

Комбинированный

Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Уметь отличать человека от животных. Знать, как влияет деятельность человека на окружающие растительные сообщества среду.


выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп

Строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Опытным путем определять строение растительного сообщества.


32



Обеднение видового разнообразия растений.

1

Комбинированный

Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп



33



Охраняемые территории.

1

Комбинированный

Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Называть и знать расположение заповедников, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы.

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


34



Редкие и охраняемые растения Воронежской области.

1

Комбинированный

Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Определять растения занесенные в красную книгу.


выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

работать в составе творческих групп


35



Итоговое повторение

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Систематизировать и обобщать знания по темам курса экологического краеведения 6 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!