Содержание программы, цели изучения курса, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения содержания курса краеведение (экология) 6 класса; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение представлено в основной образовательной программе ООО.
№ урока | Сроки | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Примечание |
Дата план | Дата факт |
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч) |
1 | | | Экология как наука. | 1 | Урок изучения нового | Называть цели и задачи курса. Объяснять значение экологии растений в жизни и деятельности людей. | работать с текстом, выделять в нем главное, проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
2 | | | Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | 1 | Комбинированный | Рассмотреть основные отличия растений и животных и их связи со средой, чтобы понять особенности их взаимодействия. | работать с текстом, выделять в нем главное, проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
Тема 2. Абиотические факторы в жизни растений (15 ч) |
3 | | | Свет и фотосинтез. | 1 | Комбинированный | Определять понятие свет и фотосинтез, его роль в жизни растений. Определять растения длинного дня, растения короткого дня. | давать определения понятиям, классифицировать объекты. организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | |
4 | | | Свет как экологический фактор. | 1 | Комбинированный | Объяснять экологическое значение света. Выделить главную роль света в жизни растений, говорить о разнообразие условий освещения. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. умение работать в составе творческих групп | |
5 | | | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | 1 | Комбинированный | Определять растения светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения. | работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. е организовать выполнение заданий учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Соблюдать правила работы с гербарием. | |
6 | | | Тепло как необходимое условие жизни растений. | 1 | Комбинированный | Объяснять экологическое значение тепла. Выделить главную роль тепла в жизни растений, говорить о разнообразие температурных условий и прорастание семян. Выявлять значение тепла для цветения растений. Определять какое тепло используют растения. Объяснять длительность вегетативного периода в зависимости от климатического пояса Земли. | работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
7 | | | Экологические группы растений по отношению к теплу. | 1 | Комбинированный | Классифицировать растения по отношению к теплу и холоду. Выявлять приспособления растений к высоким и низким температурам. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | |
8 | | | Выделение тепла растениями. | 1 | Комбинированный | Выявлять зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды. Характеризовать температуру разных органов растения. Объяснять различие температуры надземных и подземных органов растений. | работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
9 | | | Вода как необходимое условие жизни растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия эпифиты, воздушные корни, внекорневая подкормка, суккуленты. | работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
10 | | | Влажность как экологический фактор | 1 | Комбинированный | Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к воде. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). | |
11 | | | Приспособление растений к различным условиям влажности. | 1 | Комбинированный | Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к воде. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
12 | | | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия воздуха и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Выявлять причинно-следственные связи между регулированием человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | давать определения понятиям, классифицировать объекты. организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | |
13 | | | Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. | 1 | Комбинированный | Определять значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Объяснять значение некоторых примесей в воздухе. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | |
14 | | | Приспособление растений к опылению и распространению ветром. | 1 | Комбинированный | Определять значение ветра в жизни растений. Выявлять приспособления растений к опылению и распространению ветром. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
15 | | | Почва как необходимое условие жизни растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятие почв и ее состав, значение почвы как среды обитания. Характеризовать почву как субстрат для закрепления растений, источник минерального питания и воды, как убежище, значение запаса семян в почве. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
16 | | | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | Комбинированный | Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к почве, делать выводы. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
17 | | | Действия человека, влияющие на качество почв | 1 | Комбинированный | Объяснять способы улучшения почв человеком и способы защиты от пыльных бурь, последствия умеренного полива, водная и овражная эрозия, | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
Тема 3. Взаимосвязи растений (5 ч) |
18 | | | Взаимное влияние животных и растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия: опылители, похитители нектара, соплодия, сверх дальние расселения. Объяснять способы привлечения цветков к опылению, сколько опылителей бывает у растений, практическое значение опыления. Различать способы распространения плодов и семян. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | |
19 | | | Значение растений для животных. Растения-хищники. | 1 | Комбинированный | Определять понятия: растительноядные животные, пастьба (выпас), луговые сорняки, луговая ветошь. Объяснять разнообразие растительноядных животных, выпас и его роль в жизни растений, результаты выпаса. Виды растений-хищников | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). | |
20 | | | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями | 1 | Комбинированный | Определять понятия прямые влияния, растения полупаразиты, растения-паразиты, фитоклимат, конкуренция, корневая конкуренция. Выделять с помощью гербарных экземпляров, приспособления лиан, обеспечивающее им преимущество в выживание. | Делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы с гербарными экземплярами. выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
21 | | | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. | 1 | Комбинированный | Определять понятия сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза. Выявлять взаимосвязи между способами питания грибов и бактерий, роли микоризы в жизни растений, значение бактериальных клубеньков, роль зеленого удобрения. | Наглядно определять грибные заболевания злаков по гербарным экземплярам. выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
22 | | | Бактериальные и грибные болезни растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия фитофтороз, фитофтора. Выделять существенные признаки грибных болезней сельскохозяйственных растений и распространения грибных болезней. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Делать выводы на основе анализа полученных данных. | |
Тема 4. Изменения в жизни растений (6 ч) |
23 | | | Приспособленность растений к сезонам года. | 1 | Комбинированный | Определять понятия лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники. Познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений. | работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. | |
24 | | | Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | 1 | Комбинированный | Определять понятия фенология, фенологические фазы. Уметь определять фенологические фазы растений. Выявлять влияние климата и погоды на фенологические фазы. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). | |
25 | | | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости. Уметь определять периоды жизни и возрастные состояния растений, значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний, причины покоя семян, условия обитания и длительность возрастных состояний растений. | работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. организовать выполнение заданий учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | |
26 | | | Разнообразие условий существования растений | 1 | Комбинированный | Определять понятия условия существования, широкая и узкая приспособленность. Выделять, как различаются растения по разнообразию условий их существования и как условия существования влияют на растения. Прослеживать практически влияние человека на растительность на разных этапах развития общества. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
27 | | | Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. | 1 | Комбинированный | Определять понятия жизненное состояния, вторичный покой. Знать, жизненные состояния сельскохозяйственных растений. Уметь приводить примеры уровней жизненного состояния растений. | работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | |
28 | | | Разнообразие жизненных форм растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи. Изучить классификацию жизненных форм растений. Определить их жизненное состояние. Практически изучать особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делать выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
Тема 5 Растительные сообщества (6часов) |
29 | | | Растительные сообщества, их видовой состав. | 1 | Комбинированный | Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ. Определять взаимосвязи живых организмов в растительном сообществе. | работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. организовать выполнение заданий учителя. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | |
30 | | | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | 1 | Комбинированный | Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Практически обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и выясняется степень антропогенного влияния на растения. | |
31 | | | Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. | 1 | Комбинированный | Определять понятия растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ. Уметь отличать человека от животных. Знать, как влияет деятельность человека на окружающие растительные сообщества среду. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп Строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Опытным путем определять строение растительного сообщества. | |
32 | | | Обеднение видового разнообразия растений. | 1 | Комбинированный | Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории. Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
33 | | | Охраняемые территории. | 1 | Комбинированный | Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории. Называть и знать расположение заповедников, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
34 | | | Редкие и охраняемые растения Воронежской области. | 1 | Комбинированный | Определять понятия редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории. Определять растения занесенные в красную книгу. | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. работать в составе творческих групп | |
35 | | | Итоговое повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | | Систематизировать и обобщать знания по темам курса экологического краеведения 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов | |