СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс. ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа учителя биологии и химии (по совместительству учителя информатики 5-6 классах).

Рабочая программа по биологии для 6 класса (ФГОС). Учебник: Пасечник. Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс. ФГОС»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

_____ / Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»

Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _______/А. В. Серебренников/

от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №_____

от «___» августа 2017г.









Рабочая программа



Наименование учебного предмета: Биология



Образовательная область: естествознание

Класс: 6



Уровень общего образования: базовый

Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018



Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна



Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС ООО и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6-го класса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» авторов В. В. Пасечника.: Дрофа, 2006

Учебник: Пасечник В. В. Биология. 6 кл. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для общеобразовател. учеб.заведений.-5-е изд.,дораб.- М.:Дрофа, 2017-141с.















с. Коргон, 2017 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Настоящая программам по биологии для 6 класса создана на основе следующих документов:

-Примерной программы по биологии для 6 класса, разработанной в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования;

- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-9 классов (авторы В. В. Пасечник);

- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»

Учебно-методический комплект

- Пасечник, В. В. 6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2016 г.

Вклад учебного предмета «Биология» в общее образование

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели учебного предмета «Биология»

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- Освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Особенности класса

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.

В 6 классе 7 человек. В конце 5 класса результат коэффициента обученности 5 класса за 2016-2017 учебный год по биологии – 71,42%, а качество - 40%.

Наблюдения показали, что обучающиеся 6 класса активные на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга.

Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Планируемые результаты учебного предмета «Биология».

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

-формирование личностных представлений о целостности природы,

-формирование толерантности и миролюбия;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

-учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

-формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-выделение существенных признаков биологических объектов;

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Перечень контрольно-измерительных материалов

Пасечник В. В., Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». – М.:Дрофа, 2016.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных /проектных работ

Количество лабораторных работ

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

1/0

14

2

Жизнь растений

11

0/1

1

3

Классификация растений

5

0/1


4

Природные сообщества

4

1/1


Перечень контрольных работ

п/п

урока

в теме

Тема контрольных / проектных работ

Дата

1

2

входная диагностика(к/р)


2

8

Влияние факторов среда на строение листа.


3

15

Строение и многообразие покрытосеменных растений


4

26

Жизнь растений


5

31

Культурные растения


6

34

Охрана растений


Перечень лабораторных работ

Тема лабораторных работ

1

Изучение строения семян двудольных растений

2

Изучение строения семян однодольных растений

3

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

4

Корневой чехлик и корневые волоски

5

Строение почек. Расположение почек на стебле

6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

7

Строение кожицы листа. Клеточное строение листа

8

Внутреннее строение ветки дерева

9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

10

Изучение строения цветка

11

Ознакомление с различными видами соцветий

12

Ознакомление с сухими и сочными плодами

13

Передвижение веществ по побегу растения

14

Определение всхожести семян растений и их посев

15

Вегетативное размножение комнатных растений

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

(№ урока

в теме)

Дата по плану

Кол-во часов

Тема урока

Основы

учебно-исследовательской деятельности

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Д\З

По факту

предметные

метапредметные

УУД

личностные


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

1/1

04.09

1

Строение семян


Лабораторная работа №1-2

Строение семян

Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»

умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение организовать выполнение лабораторной работы

умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Прочитать §1, выписать новые понятия в тетрадь


2/2

11.09

1

Виды корней и типы корневых систем

/ входная диагностика(к/р)

Лабораторная работа №3 Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает

Прочитать §2, выполнить задания самост. работы


3/3

18.09

1

Зоны (участки) корня

Лабораторная работа №4

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы

Анализируют строение клеток коря

умение работать в составе групп

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

Прочитать §3


4/4

25.09

1

Условия произрастания и видоизменения корней


Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

умение работать с различными источниками информации,

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассника

Прочитать §4


5/5

02.10

1

Побег и почки

Лабораторная работа №5

Строение почек. Расположение почек на стебле


Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка»,

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях,

Прочитать§5, зарисовать рис. 22 с. 31


6/6

09.10

1

Внешнее строение листа

Лабораторная работа №6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист»,

Устанавливают цели лабораторной работы

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Эстетическое восприятие природы

Прочитать §6, выполнить тест


7/7

16.10

1

Клеточное строение листа.

Лабораторные работы №7-8

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды»

Устанавливают цели лабораторной работы

Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

умеют слушать и слышать друг друга

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Прочитать §7, выписать новые понятия в тетрадь


8/8

23.10

1

Влияние факторов среда на строение листа. Тестирование


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка»

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

формирование бережного отношения к окружающей природе

Прочитать §8 -9 подготовить сообщение по теме: «кактусы – растения пустыни», выполнить тест


9/9

06.11


Строение стебля

Лабораторная работа №9

Внутреннее строение ветки дерева



10/10

13.11

1

Видоизменение побегов

Лабораторная работа №10-11

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

Прочитать §10, подготовить сообщения «Декоративные луковичные»«Луковичные лекарственные растения»


11/11

20.11

1

Цветок

Лабораторная работа №12

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой

умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Эстетическое восприятие природы

Прочитать §11, заполнить таблицу


12/12

27.11

1

Соцветия

Лабораторная работа №13

Соцветия



Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий

Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Эстетическое восприятие природы

Прочитать §12, заполнить таблицу


13/13

04.12

1

Плоды

Лабораторная работа №14

Классификация плодов

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды»

Знакомятся с классификацией плодов

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья

Прочитать §13


14/14

11.12

1

Распространение плодов и семян



Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

прочитать§14, повторить

§1-14


15/15

18.12

1

Контрольная работа по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Учатся применять полученные на уроке знания на практике





Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

16/1

25.12

1

Минеральное питание растений



Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Выделяют существенные признаки почвенного питания растений.

Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Прочитать §15



17/2

15.01

1

Фотосинтез


Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Прочитать §16


18/3

22.01

1

Дыхание растений


Дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания

Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.


Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Повторить §17


19/4

29.01

1

Испарение воды растениями. Листопад



Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Повторить §18


20/5

05.02

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа №15

Передвижение веществ по стеблю

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля.

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

Прочитать §19


21/6

12.02

1

Прорастание семян


Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

Объясняют роль семян в жизни растений

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Прочитать §20


22/7

19.02

1

Способы размножения растений


Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий


Представление о размножении как главном свойстве живого

Прочитать §21, выписать новые термины в тетрадь


23/8

26.02

1

Размножение споровых растений


Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

Прочитать §22


24/9

05.03

1

Размножение голосеменных растений


Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение»

Сравнивают различные способы опыления и их роли.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода

прочитать§23, выписать новые понятия в тетрадь


25/10

12.03


Половое размножение покрытосеменных растений




Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Составляют план и последовательность действий

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы


Прочитать §24,




Прочитать §25

подготовить сообщения

26/11

19.03

1

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Защита проектов «Жизнь растений»

Защита проектов «Жизнь растений»


Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

27/1

02.04

1

Основы систематики растений


Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Сформирован.

познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

Повторить §26 выписать новые понятия в тетрадь


28/2

09.04

1

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Знакомятся с определительными карточками

Определяют растения по карточкам

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов;


Прочитать §27


29/3

16.04

1

Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные


Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Определяют растения по карточкам

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов;


Прочитать §28, подготовить сообщения по темам


30/4

23.04

1

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.


Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Определяют растения по карточкам

умение работать в со­ставе творческих групп

Работать с гербариями, определять растения различных классов;


Прочитать §29, подобрать пословицы о луке и пшенице


31/5

30.04

1

Культурные растения

Защита проектов


Защита проектов


Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,

Прочитать

§30


Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

32/1

07.05

1

Растительные сообщества


Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Устанавливают причинно-следственные связи

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

формирование личностных представлений о целостности природы

Прочитать §31

33/2

14.05

1

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

Обсуждают отчет по экскурсии

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;


Прочитать §32

Подготовиться к защите проектов


34/3

21.05

1

Охрана растений

Защита проектов


35/4

28.05

1

Итоговый урок за курс биологии








  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Контрольно-измерительные и дидактические материалы

- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 80с.

Информационно-методическое пособие

- Пасечник, В. В. 6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 г.;

Методические пособия для учителя

- Козлова Т. А., Кучменко В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.:Дрофа, 2000. – 240с.

- Парамонов Е. Г. Рассказы о деревьях и кустарниках. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. – 104с.

- Собчак Р. О., Папина О. Н. Анатомия растений: Практикум. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – 200с. Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.

Наглядные пособия:

- Микроскопы, микропрепараты, гербарный материал

- Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение растений, строение цветка, листа, семейства растений

- Модели строения шляпочных грибов

Экранно-звуковые пособия

- В помощь учителю. Биология. 6-11 классы

- Интерактивное пособие по биологии. Виртуальный живой уголок.

Электронные ресурсы:

- www.biouroki.ru/test/ - проверочные тесты по биологии

- http://biologiya.na-uroke.com/ - сайт по биологии

- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии

- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!