Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ / Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _______/А. В. Серебренников/
от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №_____
от «___» августа 2017г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Биология
Образовательная область: естествознание
Класс: 6
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС ООО и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6-го класса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» авторов В. В. Пасечника.: Дрофа, 2006
Учебник: Пасечник В. В. Биология. 6 кл. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для общеобразовател. учеб.заведений.-5-е изд.,дораб.- М.:Дрофа, 2017-141с.
с. Коргон, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программам по биологии для 6 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по биологии для 6 класса, разработанной в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования;
- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-9 классов (авторы В. В. Пасечник);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Пасечник, В. В. 6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2016 г.
Вклад учебного предмета «Биология» в общее образование
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели учебного предмета «Биология»
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Особенности класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
В 6 классе 7 человек. В конце 5 класса результат коэффициента обученности 5 класса за 2016-2017 учебный год по биологии – 71,42%, а качество - 40%.
Наблюдения показали, что обучающиеся 6 класса активные на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга.
Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Планируемые результаты учебного предмета «Биология».
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о целостности природы,
-формирование толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
-учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
-формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-выделение существенных признаков биологических объектов;
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Перечень контрольно-измерительных материалов
Пасечник В. В., Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». – М.:Дрофа, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных /проектных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 1/0 | 14 |
2 | Жизнь растений | 11 | 0/1 | 1 |
3 | Классификация растений | 5 | 0/1 | |
4 | Природные сообщества | 4 | 1/1 | |
Перечень контрольных работ
№ п/п | № урока в теме | Тема контрольных / проектных работ | Дата |
1 | 2 | входная диагностика(к/р) | |
2 | 8 | Влияние факторов среда на строение листа. | |
3 | 15 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | |
4 | 26 | Жизнь растений | |
5 | 31 | Культурные растения | |
6 | 34 | Охрана растений | |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема лабораторных работ |
1 | Изучение строения семян двудольных растений |
2 | Изучение строения семян однодольных растений |
3 | Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы |
4 | Корневой чехлик и корневые волоски |
5 | Строение почек. Расположение почек на стебле |
6 | Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение |
7 | Строение кожицы листа. Клеточное строение листа |
8 | Внутреннее строение ветки дерева |
9 | Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) |
10 | Изучение строения цветка |
11 | Ознакомление с различными видами соцветий |
12 | Ознакомление с сухими и сочными плодами |
13 | Передвижение веществ по побегу растения |
14 | Определение всхожести семян растений и их посев |
15 | Вегетативное размножение комнатных растений |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п (№ урока в теме) | Дата по плану | Кол-во часов | Тема урока | Основы учебно-исследовательской деятельности | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Д\З |
По факту | предметные | метапредметные УУД | личностные | |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов) |
1/1 | 04.09 | 1 | Строение семян | Лабораторная работа №1-2 Строение семян | Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле» | умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение организовать выполнение лабораторной работы умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Прочитать §1, выписать новые понятия в тетрадь |
|
2/2 | 11.09 | 1 | Виды корней и типы корневых систем / входная диагностика(к/р) | Лабораторная работа №3 Стержневые и мочковатые корневые системы | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. | Анализируют виды корней и типы корневых систем Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает | Прочитать §2, выполнить задания самост. работы |
|
3/3 | 18.09 | 1 | Зоны (участки) корня | Лабораторная работа №4 Корневой чехлик и корневые волоски | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». | умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы Анализируют строение клеток коря умение работать в составе групп | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Прочитать §3 |
|
4/4 | 25.09 | 1 | Условия произрастания и видоизменения корней | | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | умение работать с различными источниками информации, умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассника | Прочитать §4 |
|
5/5 | 02.10 | 1 | Побег и почки | Лабораторная работа №5 Строение почек. Расположение почек на стебле | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», | умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, | Прочитать§5, зарисовать рис. 22 с. 31 |
|
6/6 | 09.10 | 1 | Внешнее строение листа | Лабораторная работа №6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», | Устанавливают цели лабораторной работы Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Эстетическое восприятие природы | Прочитать §6, выполнить тест |
|
7/7 | 16.10 | 1 | Клеточное строение листа. | Лабораторные работы №7-8 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды» | Устанавливают цели лабораторной работы Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты умеют слушать и слышать друг друга | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Прочитать §7, выписать новые понятия в тетрадь |
|
8/8 | 23.10 | 1 | Влияние факторов среда на строение листа. Тестирование | | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка» | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | формирование бережного отношения к окружающей природе | Прочитать §8 -9 подготовить сообщение по теме: «кактусы – растения пустыни», выполнить тест |
|
9/9 | 06.11 | | Строение стебля | Лабораторная работа №9 Внутреннее строение ветки дерева |
|
10/10 | 13.11 | 1 | Видоизменение побегов | Лабораторная работа №10-11 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Прочитать §10, подготовить сообщения «Декоративные луковичные»«Луковичные лекарственные растения» |
|
11/11 | 20.11 | 1 | Цветок | Лабораторная работа №12 Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. | Эстетическое восприятие природы | Прочитать §11, заполнить таблицу |
|
12/12 | 27.11 | 1 | Соцветия | Лабораторная работа №13 Соцветия | | Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Эстетическое восприятие природы | Прочитать §12, заполнить таблицу |
|
13/13 | 04.12 | 1 | Плоды | Лабораторная работа №14 Классификация плодов | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды» | Знакомятся с классификацией плодов Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | Прочитать §13 |
|
14/14 | 11.12 | 1 | Распространение плодов и семян | | | Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | прочитать§14, повторить §1-14 |
|
15/15 | 18.12 | 1 | Контрольная работа по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами | Учатся применять полученные на уроке знания на практике | |
|
| Раздел 2. Жизнь растений (11 часов) |
16/1 | 25.12 | 1 | Минеральное питание растений | | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». | Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Прочитать §15 |
| |
17/2 | 15.01 | 1 | Фотосинтез | | Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. | Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Прочитать §16 |
|
18/3 | 22.01 | 1 | Дыхание растений | | Дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Выделяют существенные признаки дыхания Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. | Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Повторить §17 |
|
19/4 | 29.01 | 1 | Испарение воды растениями. Листопад | | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | Повторить §18 |
|
20/5 | 05.02 | 1 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | Лабораторная работа №15 Передвижение веществ по стеблю | Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | Прочитать §19 |
|
21/6 | 12.02 | 1 | Прорастание семян | | Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков | Объясняют роль семян в жизни растений Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | Прочитать §20 |
|
22/7 | 19.02 | 1 | Способы размножения растений | | Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Представление о размножении как главном свойстве живого | Прочитать §21, выписать новые термины в тетрадь |
|
23/8 | 26.02 | 1 | Размножение споровых растений | | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений | Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету | Прочитать §22 |
|
24/9 | 05.03 | 1 | Размножение голосеменных растений | | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение» | Сравнивают различные способы опыления и их роли. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | прочитать§23, выписать новые понятия в тетрадь |
|
25/10 | 12.03 | | Половое размножение покрытосеменных растений | | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». | Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Составляют план и последовательность действий Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы | Прочитать §24, |
| Прочитать §25 подготовить сообщения |
26/11 | 19.03 | 1 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Защита проектов «Жизнь растений» | Защита проектов «Жизнь растений» |
|
Раздел 3. Классификация растений (5 часов) |
27/1 | 02.04 | 1 | Основы систематики растений | | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Сформирован. познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | Повторить §26 выписать новые понятия в тетрадь |
|
28/2 | 09.04 | 1 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные | Знакомятся с определительными карточками Определяют растения по карточкам знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, определять растения различных классов; | Прочитать §27 |
|
29/3 | 16.04 | 1 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные | | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые | сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Определяют растения по карточкам знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, определять растения различных классов; | Прочитать §28, подготовить сообщения по темам |
|
30/4 | 23.04 | 1 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. | | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные | сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Определяют растения по карточкам умение работать в составе творческих групп | Работать с гербариями, определять растения различных классов; | Прочитать §29, подобрать пословицы о луке и пшенице |
|
31/5 | 30.04 | 1 | Культурные растения Защита проектов | Защита проектов | | Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями, Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, | Прочитать §30 |
|
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа) |
32/1 | 07.05 | 1 | Растительные сообщества | | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». | Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Устанавливают причинно-следственные связи Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | Прочитать §31 |
33/2 | 14.05 | 1 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | Обсуждают отчет по экскурсии Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; | Прочитать §32 Подготовиться к защите проектов |
|
34/3 | 21.05 | 1 | Охрана растений | Защита проектов |
|
35/4 | 28.05 | 1 | Итоговый урок за курс биологии | |
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 80с.
Информационно-методическое пособие
- Пасечник, В. В. 6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 г.;
Методические пособия для учителя
- Козлова Т. А., Кучменко В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.:Дрофа, 2000. – 240с.
- Парамонов Е. Г. Рассказы о деревьях и кустарниках. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. – 104с.
- Собчак Р. О., Папина О. Н. Анатомия растений: Практикум. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – 200с. Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
Наглядные пособия:
- Микроскопы, микропрепараты, гербарный материал
- Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение растений, строение цветка, листа, семейства растений
- Модели строения шляпочных грибов
Экранно-звуковые пособия
- В помощь учителю. Биология. 6-11 классы
- Интерактивное пособие по биологии. Виртуальный живой уголок.
Электронные ресурсы:
- www.biouroki.ru/test/ - проверочные тесты по биологии
- http://biologiya.na-uroke.com/ - сайт по биологии
- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии
- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам