СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

6 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель географии и биологии




2023/2024 учебный год

г. Белебей

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12

V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..44





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».

Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Задачи обучения:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:

  • формирование правильного понимания природных явлений;

  • формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

  • формирование и отработка практических навыков и умений.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.

При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".

Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);

  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

  • частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);

  • проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;

  • проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).

  • выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

      • дидактические игры (классификация, разрезные картинки).


Содержание разделов


п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

1.

Введение

1

1


2.

Растительный мир

17

1


3.


Животный мир

35

1

4


Человек

11


1


Итого:

64

4





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

  • формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

  • овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);

  • называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);

  • называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;

  • соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

  • соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнять несложные задания под контролем учителя;

  • адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);

  • называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;

  • выделять существенные признаки групп объектов;

  • знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

  • участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:

  • соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

  • осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:

  • даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;

  • грамотно строит предложения;

  • адекватно использует терминологию;

  • умеет подводить итоги.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если:

  • при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

  • допускает незначительные речевые ошибки;

  • частично использует терминологию;

  • подводит итоги с незначительной помощью учителя.

Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:

  • при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;

  • в речи не использует изученную терминологию;

  • подводит итоги только при максимальной помощи учителя.

Оценка «2» - не ставится.

Оценка письменных ответов.

Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.

Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.

Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.

Оценка «2» - не ставится.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Дата проведения урока

планируемая

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час

1

Живая природа: растения, животные, человек

1

Формирование представлений о предметах и явлениях живой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу

Узнают объекты живой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят к объектам живой или неживой природе.

Называют изученные объекты.

В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов

Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой.

Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов

04.09

Растительный мир – 17 часов


2

Разнообразие растительного мира


1

Формирование представлений о многообразии растительного мира. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Значение растений

Узнают растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты; рассказывают о значении растений.

Дописывают в тетрадь определения, используя текст учебника: дикорастущие, культурные.

Зарисовывают в тетрадь овощи и фрукты

Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают о значении растений и их роли в окружающем мире.

В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и дикорастущих растений

08.09

3

Среда обитания растений

1

Формирование представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира. Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютики). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки). Растения полей, садов, огородов (пшеница, рожь, овощи, фрукты)

Узнают растения леса, водоемов, садов, огородов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов).

Выполняют задание в рабочей тетради: продолжи предложения. Записывают среду обитания растений


Знают места произрастания растений, узнают и называют 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов. Заполняют схему «Среда обитания растений», рассказывают, где встречаются эти растения


11.09

4

Строение растений

1

Формирование представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение

Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений.

Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради, соединяют части растения и его название, используя помощь учителя

Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения.

Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название

15.09

5

Деревья, кустарники, травы

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах

Узнают деревья, кустарники, травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам – деревьям, кустарникам, травам, называют представителей разных групп растений.

Дописывают предложения в рабочей тетради: о каких деревьях говорится в предложениях

Выполняют классификацию растений и признаки разных групп, относят растения к разным группам на основании основных признаков.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, приводят примеры растений (деревья, кустарники, травы) своей местности


18.09

6

Лиственные деревья

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад.

Дикорастущие и культурные лиственные деревья

Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя).

В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках


Знают классификацию растений, знают признаки лиственных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное).

Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по описанию. Соединяют описание с названием дерева

22.09

7

Хвойные деревья

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях.

Признаки хвойных деревьев. Хвойный лес. Тайга

Узнают хвойные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют хвойные деревья (по 2 представителя).

На рисунках подписывают названия хвойных деревьев. Записывают в тетрадь ответ на вопрос: как называется хвойный лес, используя рисунок


Знают признаки хвойных растений, относят растения к хвойным на основании основных признаков. Называют представителей хвойных растений (3 представителя).

Относят хвойные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее).

В рабочей тетради на рисунках подписывают названия хвойных деревьев; сравнивают ель и сосну.

Называют сходство и различия

25.09

8

Дикорастущие кустарники

1

Формирование представлений о дикорастущих кустарниках

Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники

(2 представителя).

В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне дикорастущих растений

Узнают и называют дикорастущие кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам

(кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации.

В тетради подписывают на рисунке части кустарника.

29.09

9

Культурные кустарники

1

Формирование представлений о культурных кустарниках

Знают классификацию растений, признаки кустарников. Узнают культурные кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют культурные кустарники (2–3 представителя), имеют представление о значении культурных кустарников.

Выполняют в тетради задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне культурных растений

Узнают и называют культурные кустарники

(не менее 3), выделяют существенные признаки культурных кустарников, относят изученные растения к различным группам

(кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации.

Составляют рассказ о целебных свойствах ягод, растущих в саду на кустарниках


02.10

10

Травы

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах.

Формирование представлений о дикорастущих и культурных травах.

Использование человеком культурных растений

Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации.

Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы


Знают классификацию растений, признаки трав. Узнают дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы

(подорожник, ромашка, укроп, петрушка).

В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает человек на огороде, как использует

06.10

11

Декоративные растения

1

Формирование представлений о декоративных растениях

Узнают декоративные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты (2–3), относят растения к изучаемой группе, называют декоративные растения, рассказывают о значении лекарственных растений.

Выполняют задание в рабочей тетради: выписывают буквы с одинаковых лепестков и составляют названия цветов; рисуют букет для мамы, используя предложенные рисунки цветов

Узнают и называют декоративные растения

(не менее 5), выделяют существенные признаки декоративных растений. Используя текст учебника, дописывают в рабочую тетрадь определение декоративных растений. В тетради заполняют таблицу, используя слова для справок: выписывают названия декоративных цветов, кустарников, деревьев


09.10

12

Лекарственные растения

1

Формирование представлений о лекарственных растениях. Лечебные свойства. Правила их использования

Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней аптечки

Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации.

Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни

13.10

13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными растениями

Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя

Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями


16.10

14

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция

1

Формирование представлений о многообразии комнатных растений, формирование умение ухаживать за комнатными растениями

Узнают герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты,

выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради: узнают на рисунках комнатные растения и подписывают их названия, используя слова для справок

Узнают и называют изученные комнатные растения, выделяют существенные признаки комнатных растений, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение.

Выполняют задание в рабочей тетради: рассмотри рисунки, напиши на стрелках, что необходимо для роста растений.

Напиши в рабочей тетради, как надо ухаживать за комнатными растениями

20.10

15

Растительный мир разных районов Земли

1

Формирование представлений о разнообразии растительного мира Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания

Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения), выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.

Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом

Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом.

В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом

23.10

16

Растения нашей страны

1

Формирование представлений о многообразии растительного мира России

Узнают и называют различные районы нашей страны (тундра, леса, степь, пустыня) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения, произрастающие в нашей стране.

Описывают одно из деревьев своей местности по плану, используя опорные слова

Узнают и называют изученные растения (по 2–3 растения), выделяют существенные признаки растений разных районов России, называют растения, произрастающие в России, известные из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.

Описывают одно из деревьев своей местности по плану

27.10

17

Растения своей местности: дикорастущие и культурные

1

Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о растениях своей местности, формирование представлений о растительном мире своего края

Узнают растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты. Относят изученные растения к разным группам, называют растения своей местности.

Описывают один из кустарников по плану, используя помощь учителя


Называют растения, произрастающие в своей местности. Относят растения своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные).

Описывают один из кустарников по плану

10.11

18

Красная книга России и своей области (края)

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы (растительного мира), знакомство с Красной книгой

Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности, рассказывают о

значении Красной книги


Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия

13.11

Животный мир – 35 часов


19

Разнообразие животного мира

1

Формирование представлений о многообразии животного мира

Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации

(размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) с опорой на учебник.

Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем


Называют представителей животного мира, выделяют признаки животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации

(размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства).

Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану; заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения

17.11

20

Среда обитания животных

1

Формирование представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира

Узнают животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы).

Выполняют задание в рабочей тетради: соедини стрелками рисунок с местом обитания животных



Узнают и называют представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называют животных, известных из других источников, объясняют свое решение.

Сравнивают по рисункам животных разных мест обитания, делают вывод о разных способах приспособления к местам обитания. Пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу о местах обитания животных

20.11

21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

1

Формирование представлений о многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний

Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название животного с названием группы.

Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных.

Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя иллюстрации и рисунки.

24.11

22

Насекомые

1

Формирование представлений о многообразии насекомых

Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе.

Раскрашивают рисунки с изображением насекомых


Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых.

Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях насекомых

27.11

23

Бабочки, стрекозы, жуки

1

Уточнение и расширение представлений о бабочках, стрекозах, жуках

Узнают жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, относят жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называют изученные объекты, имеют представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе.

Рассказывают по рисункам, что общего у всех насекомых. Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности каждой группы насекомых

Узнают и называют представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, рисунках; выделяют существенные признаки насекомых, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире.

Описывают особенности внешнего вида одного из насекомых по плану и иллюстрациям. Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности каждой группы насекомых, обосновывают свой выбор

01.12

24

Кузнечики, муравьи, пчелы

1

Уточнение и расширение представлений о кузнечиках, муравьях, пчелах

Узнают кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят к изученной группе животных, имеют представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе.

Рисуют муравейник, рассказывают о жизни обитателей муравейника

Узнают и называют насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки насекомых, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

Описывают внешний вид кузнечика по плану

04.12

25

Рыбы

1

Уточнение и расширение представлений о рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении рыб в природе.

Называют части тела рыбы по рисунку



Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб


08.12

26

Морские и речные рыбы

1

Формирование представлений о морских и речных рыбах

Узнают морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят сельдь, треску, камбалу, лосося, карася, окуня, сома, щуку к изученной группе животных. Относят изученных рыб к морским и пресноводным.

Составляют рассказ об одной из рыб по плану и опорным предложениям. В рабочей тетради обводят рисунок самой крупной пресноводной рыбы и называют ее.

Узнают и называют морских и речных рыб (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки морских и речных рыб, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; относят рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации (пресноводные, морские, хищные).

Заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, название пресноводных и морских рыб

Составляют рассказ об одной из рыб по плану

11.12

27

Земноводные. Лягушки. Жабы

1

Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и жаб – на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лягушек и жаб к изученной группе животных, имеют представление о значении жаб и лягушек в природе

Узнают и называют земноводных, выделяют существенные признаки земноводных – жаб и лягушек; имеют представления о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради соединяют линией описание с названием животных

15.12

28

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы

1

Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов

Узнают пресмыкающихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, имеют представление о значении пресмыкающихся в природе.

Выполняют задание в рабочей тетради: зачеркивают в каждом ряду названий групп животных лишнее слово, пишут обобщающее слово для остальных названий животных

Выделяют существенные признаки пресмыкающихся, выделяют существенные признаки змей, ящериц, крокодилов; имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради соединяют линией описание с названием групп животных; подписывают представителей

18.12

29

Птицы

1

Уточнение и расширение представлений о птицах. Места обитания. Значение птиц в природе

Узнают птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе.

Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок

Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка). Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие.

Подписывают на рисунках в рабочих тетрадях части тела птицы

22.12

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о ласточках, скворцах, снегирях, орлах

Узнают птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты, относят ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим.

Выполняют задание на карточке: заканчивают предложение об особенностях внешнего вида птиц

Узнают и называют птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы). Выделяют существенные признаки птиц. Рассказывают о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, хищные.

В рабочих тетрадях подписывают рисунки с изображением птиц, соединяют изображения птиц с местами их обитания

25.12

31

Лебеди, журавли, чайки

1

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках

Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты. Выделяют существенные признаки птиц с помощью учителя. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим.

Подписывают название птиц на рисунках в рабочей тетради.


Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки). Выделяют существенные признаки птиц, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, водоплавающие. Называют морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников.

Соединяют в рабочей тетради изображения птиц с местами их обитания; объясняют свой выбор

29.12

32

Птицы своего края. Охрана птиц

1

Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности. Типичные птицы своего края. Охрана птиц

Называют птиц, обитающих в своей местности. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные –зимующие, водоплавающие (с помощью учителя). Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

Рисуют в тетради рядом с кормушкой одну из зимующих птиц

Называют птиц, обитающих в своей местности, выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные –зимующие, водоплавающие. Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия.

Выписывают в тетрадь названия птиц своего края

12.01

33

Млекопитающие

1

Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся представлений: признаки, внешний вид, детеныши, среда обитания (суша и вода)

Узнают и называют млекопитающих на иллюстрациям и фотографиям. Относят млекопитающих к разным группам, имеют представление о значении млекопитающих в природе.

Дополняют предложения в рабочей тетради об отличительных особенностях млекопитающих, используя иллюстрации и опорные понятия



Узнают и называют млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки млекопитающих. Называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников. Относят млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации: обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Различия по способу питания», используя словарь для справок

15.01

34

Млекопитающие суши

1

Формирование представлений о млекопитающих суши на основе имеющихся знаний. Животные лесов, степей, пустынь

Узнают млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты. Узнают животных суши на рисунках в рабочей тетради, по контуру соединяют линиями с местами их обитания


Узнают и называют (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают слова, которые подходят для рассказа о разных млекопитающих суши

19.01

35

Млекопитающие морей и океанов

1

Формирование представлений о млекопитающих морей и океанов: признаки, внешний вид

Узнают млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют млекопитающих морей и океанов.

Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособился организм млекопитающих животных к обитанию в морях и океанах


Узнают и называют млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире. Называют млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объясняют свой выбор.

Подчеркивают в тексте рабочей тетради отличительные особенности водных млекопитающих; называют признаки сходства; чем морские млекопитающие отличаются от сухопутных

22.01

36

Домашние животные в городе и деревне

1

Расширение и уточнение представлений о домашних животных: признаки, внешний вид

Узнают домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют домашних животных, относят домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие), имеют представление о значении домашних животных.

Выписывают в таблицу рабочей тетради названия диких и домашних животных из стихотворения

Узнают и называют домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки домашних животных, называют домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объясняют свой выбор.

Выписывают в таблицу рабочей тетради, используя свои примеры, названия диких и домашних животных

26.01

37

Сельскохозяйственные животные: лошади

1

Расширение и уточнение представлений о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных: внешний вид, питание, использование человеком

Узнают лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним животным, имеют представление о значении лошадей.

Включаются в дидактическую игру «Где чей детеныш?»


Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).Сформированы представления к самостоятельной жизни.

Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей

29.01

38

Сельскохозяйственные животные: коровы

1

Расширение и уточнение представлений о коровах. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных: внешний вид, питание, использование человеком, уход и содержание

Узнают коров на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят коров к домашним животным, имеют представление о значении коров в жизни человека.

Описывают внешний вид коровы по плану и опорным словам


Узнают и называют коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки коров, относят коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные).

Описывают внешний вид коровы по плану

02.02

39

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи

1

Расширение и уточнение представлений о козах, овцах, свиньях.

Формирование представлений о сельскохозяйственных животных

Узнают и называют коз, овец, свиньях на иллюстрациях и фотографиях, относят коз, овец, свиней к домашним животным, имеют представление о значении коз, овец, свиней.

Рассказывают об одном из животных с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Узнают и называют коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных.

Составляют рассказ об одном из животных по плану



05.02

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

Расширение и уточнение представлений о курах, утках, индюках.

Формирование представлений о сельскохозяйственных птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание

Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют представление о значении кур, уток, индюков.

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия.

Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие).

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду

09.02

41

Уход за животными в живом уголке или дома

1

Формирование представлений о «живом уголке», правилах ухода за животными в «живом уголке».

Общие правила ухода за животными в «живом уголке» или дома

Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за животными в «живом уголке» под руководством учителя, имеют представление о значении «живого уголка».

В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в живом уголке


Узнают и называют животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знают о правилах по уходу за животными в «живом уголке», выполняют доступные возрасту действия по уходу за животными.

В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в «живом уголке» Обосновывают свой выбор

12.02

42

Аквариумные рыбки

1

Формирование представлений об аквариумных рыбах на основе имеющихся знаний. Правила содержания и ухода за аквариумными рыбками

Узнают аквариумных рыбок на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя.

В рабочей тетради узнают на рисунках аквариумных рыбок и подписывают их названия; зачеркивают лишнюю рыбку, используя помощь учителя

Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки аквариумных рыбок, знают правила ухода и содержания за аквариумными рыбами.

В рабочей тетради подписывают рисунки аквариумных рыбок; зачеркивают лишнюю рыбку

16.02

43

Канарейки, попугаи

1

Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на основе имеющихся знаний: внешний вид, правила содержания и ухода дома или в «живом уголке»

Узнают певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют известные учащимся певчих и декоративных птиц, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и декоративными птицами под руководством учителя.

В рабочей тетради узнают на рисунках птиц и подписывают их названия, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц, используя помощь учителя

Узнают и называют певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки певчих и декоративных птиц. Называют певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны обучающимся из других источников, знают правила ухода и содержания певчих и декоративных птиц.

В рабочей тетради подписывают рисунки названиями птиц, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц. Отвечают на вопрос: каких птиц называют певчими

19.02

44

Морские свинки, хомяки, черепахи

1

Формирование представлений о морских свинках, хомяках и черепахах: внешний вид, правила ухода

Узнают морских свинок, хомяков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомяками, черепахами под руководством учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради: отвечают на вопросы (кого чем кормить) и выбирают правильные ответы соотнося их с названиями животных, используя помощь учителя

Узнают и называют животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки морских свинок, хомяков, черепах, знают правила ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками и их содержания.

Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить) и записывают их рядом с названием животного

26.02

45

Домашние кошки

1

Расширение и уточнение представлений о домашних кошках: внешний вид, правила ухода и содержания кошек в доме

Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные)

Знают правила ухода и содержания кошек.

Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают в тексте слова, относящиеся к кошке; показывают на рисунке стрелками еду, которую ест кошка

Узнают кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, имеют представление о значении кошек в жизни человека.

Записывают в рабочую тетрадь советы, как необходимо ухаживать за котенком

01.03

46

Собаки

1

Расширение и уточнение представлений о собаках: внешний вид, виды собак, правила ухода за собаками и содержания их в доме.

Узнают и называют собак на иллюстрациях и фотографиях, относят собак к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, имеют представление о значении собак в жизни человека.

Рассматривают рисунки в рабочих тетрадях; заполняют схему «Группы собак»

Выделяют существенные признаки собак, относят собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знают правила ухода и содержания собак.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Породы собак», используя слова для справок. Составляют памятку об уходе за собакой, живущей в доме

04.03

47

Животные холодных районов Земли

1

Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных холодных районов, зависимости внешнего вида и образа жизни животных от среды обитания

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях. Относят животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы.

Описывают отличительные признаки внешнего вида животных, обитающих на севере

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки животных холодных районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания. Относят изученных животных к определенным группам: млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов.

Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособились животные к жизни в суровых условиях

11.03

48

Животные умеренного пояса

1

Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных умеренного пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни

Узнают животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы.

В рабочей тетради узнают на животных умеренного пояса нашей страны и подписывают их названия, используя помощь учителя


Узнают и называют животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных умеренного пояса Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы; травоядные, хищники.

Выписывают в тетрадь название животных, обитающих в умеренном поясе нашей страны

15.03

49

Животные жарких районов Земли

1

Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни

Узнают животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы.

Рассказывают об особенностях внешнего вида одного из животных жарких районов Земли по плану и опорным предложениям

Узнают и называют животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных жарких районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных – травоядные, хищники.

По рисункам и иллюстрациям называют особенности внешнего вида животных жарких районов Земли

18.03

50

Животный мир нашей страны

1

Формирование представлений о многообразии животного мира России: взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы

Узнают животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных, обитающих в нашей стране, относят животных России к разным группам (птицы, млекопитающие)


Узнают и называют животных разных районов нашей страны (по 2–3 животных), выделяют существенные признаки животных разных районов России, называют животных, обитающих в России, известных из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, относят животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные)

22.03

51

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы (животного мира), знакомство с Красной книгой: заповедники, заказники.

Зоопарки

Узнают животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о

значении Красной книги.

В рабочей тетради узнают на рисунках животных, охраняемых в заповедниках, и подписывают их названия, раскрашивают их карандашами разных цветов, используя помощь учителя

Узнают и называют животных, включенных в Красную книгу России, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

В рабочей тетради подписывают рисунки животных, охраняемых в заповедниках, раскрашивают их карандашами разных цветов

01.04

52

Животные вашей местности. Красная книга области (края)





1

Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о животных своей местности, формирование представления о животном мире своего края

Узнают животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие)

Называют животных, обитающих в своей местности, относят животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные)

05.04

Человек – 11 часов


53

Как устроен наш организм

1

Расширение и уточнение представлений о строении тела человека.

Формирование представлений об организме человека

Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя.

В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках

Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах.

В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала. Внутренние органы человека», используя слова для справок

08.04

54

Как работает наш организм

1

Формирование представлений о внутренних органах человека и их взаимодействии: Формирование представлений о пищеварительной системе, дыхательной системе, кровеносной системе, выделительной системе, нервной системе; о согласованной работе организма человека

Называют системы органов с опорой на учебник и иллюстрации. Рассказывают о значении систем органов в организме человека с помощью учителя.

В рабочей тетради подписывают названия внутренних органов человека

Имеют представления о взаимосвязях между органами организма человека. Называют системы органов. Рассказывают о значении систем органов в организме человек и их работе.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают названия отдельных органов в соответствии с названными системами; соединяют линией рисунки с изображением внутренних органов человека с их значением и функциями

12.04

55

Здоровый образ жизни человека

1

Формирование представлений о здоровом образе жизни: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого).

Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Составляют свой режим дня.

Записывают в тетрадь правила здорового образа жизни, используя опорные слова

15.04

56

Осанка

1

Уточнение и расширение представлений о правильной осанке. Профилактика нарушения осанки

Узнают правильную осанку на иллюстрациях и фотографиях.

Знают и соблюдают правила здорового жизни, понимают его значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого).

Дорисовывают на рисунке в рабочей тетради, как надо сидеть правильно

Имеют представление о влиянии осанки на здоровье человека.

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Подчеркивают в тексте карточки те условия, при которых осанка будет правильной

19.04

57

Органы чувств

1

Расширение и уточнение представлений об органах чувств человека

Узнают органы чувств (глаза, уши, нос, язык) на иллюстрациях и схемах, называют изученные органы, имеют представление о значении органов чувств.

В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств, используя помощь учителя



Узнают и называют изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывают их на рисунках, схемах, макетах.

Относят зрение, слух, осязание, вкус к органам чувств, имеют представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении.

В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств

22.04

58

Правила гигиены и охрана органов чувств

1

Формирование знаний о правилах гигиены органов чувств

Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимают их значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого)

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Составляют правила гигиены органов чувств, записывают в тетрадь

26.04

59

Здоровое питание

1

Формирование представлений о здоровом питании. расширение и уточнение знаний о продуктах питания

Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя



Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что полезно для организма

03.05

60

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания

Узнают и называют органы дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, имеют представление о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила личной гигиены.

В рабочей тетради на рисунках находят органы дыхания и подписывают их


Узнают и называют изученные органы (нос, легкие), показывают их на рисунках, схемах, макетах.

Относят нос, легкие к органам дыхания, имеют представление о взаимосвязи органов и систем в организме и их значении. Знают и соблюдают правил здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

На рисунках в рабочей тетради находят органы дыхания и подписывают их; дополняют рассказ о значении носа для организма человека, вставляя пропущенные слова в текст карточки

06.05

61

Оказание первой медицинской помощи

1

Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания.

Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого).

Знают и соблюдают правила безопасного поведения.

Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи.

Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при повреждениях кожи


13.05

62

Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской помощью

1

Формирование представлений о простудных заболеваниях и мерах, принимаемых для профилактики и лечения.

Профилактика простудных заболеваний

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, правила личной гигиены, понимают их значения в жизни человека, выполняют несложные задания по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого).

По рисункам в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания, используя помощь учителя

Знают и соблюдают правила поведения при простудных заболеваниях, знают и соблюдают правила профилактики простудных заболеваний, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи.

Используя рисунки в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания

17.05

63

Специализация врачей

1

Формирование представлений о специализации врачей и необходимости при заболевании обращаться к врачу

Узнают врачей на иллюстрациях, фотографиях, называют специализации врачей.

Выписывают названия специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания, используя слова для справок

Называют специализацию врачей (педиатр, терапевт, лор, окулист), соотносят заболевания внутренних органов и специализацию врача.

Выписывают в тетрадь названия врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания

20.05

64

Медицинские учреждения нашего города

1

Уточнение и расширение представлений о медицинских учреждениях своего города и их специализации

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях

24.05























  1. ЛИТЕРАТУРА

Основной список

  1. Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  2. Природоведение. 5 класс: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017.- 176 с.

  3. Природоведение. Рабочая тетрадь.5 класс: учеб. Пособие для учащихся специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида, / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017

Дополнительный список

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  8. Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!