СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

5 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель географии и биологии



2023/2024 учебный год

г. Белебей

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12

V. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..36




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».

Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Задачи обучения:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие задачи:

  • формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках;

  • формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);

  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

  • частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);

  • проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;

  • проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря);

  • работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);

  • выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;

    • заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

  • дидактические игры (классификация, разрезные картинки).


Содержание разделов

п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

1.

Введение


2


2.

Вселенная


6

1

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

Наш дом-Земля:

Воздух

Полезные ископаемые

Вода

Поверхность суши. Почва


8

14

16

6


1

1

1

1

4.


Есть на земле страна Россия


12


1


Итого:

64

6


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;

  • овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня;

  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

        • отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Устный ответ:

Оценка «5» ставится за:

  • полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:

  • правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников знаний,

  • самостоятельный ответ, с опорой на ранее приобретенные знания;

  • соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ;

Оценка «4» ставится обучающемуся, если:

  • знание всего учебного программного материала;

  • умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;

Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:

  • знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

  • умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

  • наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» - не ставится

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

предмета

Кол-во часов

Программное содержание


Дифференциация видов деятельности

Дата проведения урока

планируемая

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 2 часа

1

Вводный урок

Что такое природоведение?


1

Знакомство с учебным предметом «Природоведение». Формирование

представлений о предметах и явлениях, которые изучаются на уроках природоведения

Узнают природные явления на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют природные предметы и явления


Выделяют существенные признаков объектов природы, относят предметы к природе, называют природные явления

04.09

2

Предметы и явления неживой и живой природы

1

Знакомство с предметами и явлениями живой и неживой природы.

Формирование умения дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы

Узнают объекты неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют изученные объекты живой и неживой природы

Дописывают слова, обозначающие явления природы, в тетради


Выделяют существенные признаки объектов живой и неживой природы, относят объекты к живой или неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой.

Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу «Предметы и явления живой и неживой природы»

08.09

Вселенная - 6 часов


3

Небесные тела: планеты, звезды

1

Знакомство с небесными телами: звёзды, Солнце, планеты.

Называют изученные небесные тела. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков с помощью учителя


Называют

изученные небесные тела (звезды, Солнце, планеты) и их признаки. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков

11.09

4

Солнечная система. Солнце

1

Формирование представления о Солнце как центре Солнечной системы, о значении Солнца для жизни на Земле. Формирование умения давать краткую характеристику планетам Солнечной системы

Называют изученные небесные тела – Солнце, планеты, планета Земля, Солнечная система – и их основные признаки. Рассматривают на рисунке строение Солнечной системы. Выписывают названия планет


Называют изученные небесные тела – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3 другие планеты Солнечной системы – и их признаки; называют объекты, которые входят в состав Солнечной системы. Сравнивают небесные тела, делают вывод, чем звезды отличаются от планет, записывают в таблицу

15.09

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса и их значением для человечества

Узнают искусственные спутники и космические корабли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты

Узнают и называют искусственные спутники и космические корабли, называют их назначение. Показывают на картинках и называют какие приборы люди используют для исследования космоса

18.09

6

Полеты в космос

1

Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса, формирование представления о полетах человека в космос и первых космонавтах

Называют первого космонавта Ю. А. Гагарина, первую женщину-космонавта В.В. Терешкову, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях

Называют фамилии первых космонавтов

(Ю. А. Гагарин,

В. В. Терешкова), имеют представления о современных полетах в космос и их значении, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях; подбирают проверочные слова к новым терминам

22.09

7

Смена дня и ночи

1

Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи.

Называют части суток. Перечисляют причины смены дня и ночи (с опорой на учебник); выбирают и подчеркивают правильный ответ в рабочей тетради; подписывают на рисунках время суток

Называют части суток, их признаки и причины смены дня и ночи.

Подчеркивают название частей суток, подбирают обобщающее слово в рабочих тетрадях

25.09

8

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

1

Формирование представлений о годовом движении Земли вокруг Солнца, смене времен года

Определяют времена года на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные времена года и их основные признаки.

Подписывают на рисунках названия месяцев


Называют признаки времен года, осуществляют классификацию времен года на основании основных признаков.

Называют причины смены времен года.

В рабочих тетрадях показывают стрелками в какие время года происходят природные явления

29.09

Наш дом - Земля - 44 часа


9

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Закрепление знаний о Солнечной системе. Формирование представления о Земле как планете, отличие Земли от других планет Солнечной системы

Называют планету Земля и ее основные оболочки – вода, суша, воздух.

Вставляют в текст в рабочей тетради пропущенные слова, используя слова для справок


Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Называют спутники Земли. Описывают форму Земли и называют основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная).

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Чем образованы оболочки Земли?»

02.10

10.

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле

1

Формирование представлений о воздухе. Уточнение и обобщение знаний о значении воздуха для человека, животных и растений

Формирование представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха

Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха


Называют газы, которые входят в состав воздуха и рассказывают о его значении, о

мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха.

Проводят опыты «Как почувствовать и увидеть воздух?»

06.09

11

Свойства воздуха

1

Формирование в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту

Называют свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов.

Записывают свойства воздуха в рабочую тетрадь, используя слова для справок

Узнают и называют свойства воздуха после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знают свойства воздуха и использование их в быту.

Рассматривают рисунок в рабочей тетради и составляют рассказ, используя опорные слова

09.10

12.

Давление и движение воздуха

1

Формирование представления о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха

Составляют рассказ по картинкам об использовании свойств воздуха в быту

(накачивание шин, матрасов, игрушек).

Выполняют задание в рабочей тетради: «Составить и записать предложения из перепутанных слов»

Описывают свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается);

называют свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умеют использовать свойства воздуха в быту.

Проводят опыт и отвечают на вопрос: как определить движение воздуха?

13.10

13

Температура воздуха. Термометр

1

Формирование представления о термометре и его устройстве, формирование умения измерять температуру воздуха, читать показания термометра

Узнают термометр на иллюстрациях и фотографиях, читают записанную температуру воздуха;

понимают положительные (со знаком плюс) и отрицательные (со знаком минус) показания температуры.

Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают, какую температуру показывают термометры

Узнают термометр в естественных условиях, имеют представление о назначении термометра; умеют читать показание термометра;

умеют использовать показание термометра в повседневной жизни (одежда – температура воздуха).

Записывают в тетрадь с помощью цифр и знаков показания термометра


16.10

14.

Движение воздуха в природе. Ветер

1

Формирование представлений о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком

Узнают ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях;

называют ветра (ураган); имеют представления об использовании силы ветра человеком.

В рабочей тетради отвечают на вопрос: что может ветер? Вставляют недостающие слова

Рассказывают о движении воздуха разной силы

(ветер, ураган, шторм), называют причины появления ветер.

Выписывают из словаря в учебнике определения слов «ветер», «ураган»


20.10

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах: значение кислорода, свойства кислорода

Называют свойства кислорода, относят кислород к газам, входящим в состав воздуха;

знают значение кислорода для человека, животных и растений.

Заполняют схему «Состав воздуха», используя помощь учителя

Называют газы, входящие в состав воздуха; знают свойства кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности.

Заполняют схему «Состав воздуха»

23.10

16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1

Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах

Называют газы, входящие в состав воздуха (углекислый газ, азот), относят углекислый газа и азот к газам, входящим в состав воздуха.

Рассматривают диаграмму «Состав воздуха» и подписывают названия газов, используя предложенный текст

Называют газы, входящие в состав воздуха, знают свойства углекислого газа, роль углекислого газа в жизни растений и имеют представления об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства газов»

27.10

17

Значение и охрана воздуха

1

Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха

Имеют представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты.

Составляют рассказ по рисункам «Как человек использует воздух»


Рассказывают о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.

Выполняют задание в рабочей тетради: дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?»

10.11

18

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана

1

Обобщение и систематизация понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных

Имеют представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты



Рассказывают о составе воздуха, свойствах воздуха, роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают

(с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знают и соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни

13.11

19

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

1

Формирование представления о полезных ископаемых, их видах и значении

Имеют представление о назначении полезных ископаемых.

Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради


Называют полезные ископаемые; выделяют признаки полезных ископаемых; относят полезные ископаемые к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие).

Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради. Приводят примеры

17.11

20

Гранит, известняк

1

Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – граните, известняке

Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называют изученные полезные ископаемые; относят полезные ископаемые к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемы.

Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелкой название полезного ископаемого с его характеристикой

Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников, объясняют свое решение.

Показывают в коллекции полезные ископаемые: гранит, известняк; зачитывают их описание на карточках

20.11

21

Песок, глина

1

Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – песке, глине

Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина);

называют изученные полезные ископаемые; относя полезные ископаемых к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемых.

Рассматривают рисунки и рассказывают, что производят из песка и глины; дописывают предложения

Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников;

объясняют свое решение.

Заполняют таблицу. Сравнивают между собой песок и глину

24.11

22

Горючие полезные ископаемые. Торф

1

Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о торфе

Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называют изученные полезные ископаемые, относят торф к группе полезных ископаемых; имеют представление о назначении торфа.

Составляют рассказ по плакату «Что получают из торфа»

Узнают и называют представителей горючих полезных ископаемых; выделяют признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относят торф к различным группам с учетом разных классификаций

(полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений).

В рабочей тетради заполняют схему «Горючие полезные ископаемые»

27.11

23

Каменный уголь.

1

Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о каменном угле

Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называют изученные полезные ископаемые; относят каменный угль к группе полезных ископаемых. Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный угль;

выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.

Используя текст учебника, записывают свойства каменного угля в рабочую тетрадь

Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный уголь; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.

Рассматривают образец каменного угля. Записывают в рабочую тетрадь свойства каменного угля. Заполняют таблицу «Свойства каменного угля»

01.12

24

Добыча и использование каменного угля

1

Формирование представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля

Относят каменный уголь к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении каменного угля.

Подписывают на рисунках способы добычи каменного угля


Относят каменный уголь к различным группам; с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают способы добычи каменного угля.

Вставляют в текст пропущенные слова «Добыча каменного угля»

04.12

25

Нефть: внешний вид и свойства

1

Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о нефти

Называют изученные полезные ископаемые (нефть); относят нефть к группе полезных ископаемых.

Описывают свойства нефти: заполняют пропуски в тексте, используя слова для справок

Узнают и называют горючие полезные ископаемые; выделяют признаки нефти; относят нефть к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.

Рассматривают пробирку с нефтью и описывают ее свойства, используя слова для справок. Сравнивают каменный уголь и нефть, называют черты различия и сходства

08.12

26

Добыча и использование нефти

1

Формирование представления о нефти, способах добычи и значении нефти

Относят нефть к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении нефти.

Подчеркивают правильный ответ: в каком состоянии находится нефть


Относят нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); рассказывают о способах добычи нефти.

Выписывают из словаря в учебнике определения новых слов

11.12

27

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту

1

Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формирование умения соблюдать правила безопасного пользование газом в быту



Называют изученные полезные ископаемые (природный газ; относят газ к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении природного газа; называют (с помощью учителя) правила пользования газом в быту.

Подчеркивают на карточке названия горючих полезных ископаемых

Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа;

относят природный газ к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знают способы добычи газа.

Вставляют пропущенные слова «Запомни правила обращения с газом»

15.12

28

Черные металлы. Сталь. Чугун

1

Знакомство с черными металлами.

Формирование представления о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту

Называют черные металлы (сталь, чугун), имеют представление об использовании черных металлов.

Рассматривают рисунки, подчеркивают названия предметов, изготовленных из металлов, используя помощь учителя

Узнают и называют черные металлы – чугун и сталь;

знают способы получения черных металлов; выделяют признаки черных металлов, свойства стали и чугуна.

Используя рисунки, записывают в рабочую тетрадь названия предметов, сделанных из металлов

18.12

29

Цветные металлы

1

Знакомство с цветными металлами. Формирование представления об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту

Называют цветные металлы;

имеют представление об использовании цветных металлов.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, используя слова для справок: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы



Узнают и называют цветные металлы – алюминий, медь;

знают способы получения цветных металлов; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию цветных металлов (относят алюминий, медь к металлам и цветным металлам).

Заполняют таблицу в рабочей тетради: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы

22.12

30

Благородные (драгоценные) металлы

1

Формирование представления о благородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту

Называют благородные (драгоценные) металлы; имеют представление об использовании благородных (драгоценных) металлов.

Вставляют пропущенные буквы в слова с названиями благородных металлов, составляют предложения с этими словами


Узнают и называют благородные (драгоценные) металлы – золото, серебро, платину; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию драгоценных металлов (относят золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам).

Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками правильные ответы, где применяют драгоценные металлы

25.12

31

Охрана полезных ископаемых

1

Формирование представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых

Называют полезные ископаемые; знают о необходимости охраны полезных ископаемых.

Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения, предложенные учителем об охране полезных ископаемых

Узнают и называют полезные ископаемые; знают способы охраны полезных ископаемых.

Вставляют в текст карточки пропущенные слова, используя слова для справок


29.12

32

Полезные ископаемые

1

Обобщение и систематизация знаний обучающихся о свойствах полезных ископаемых.

Имеют представления о полезных ископаемых, их значении для людей.

Составляют устный рассказ ободном из полезных ископаемых по плану и опорным предложениям


Узнают и называют полезные ископаемые. Проводят классификацию полезных ископаемых.

Относят полезные ископаемые к различным группам, объясняют свой выбор;

знают свойства полезных ископаемых, знают меры по их охране.

Составляют устный рассказ об одном из полезных ископаемых по плану, используя статью учебника

12.01

33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

1

Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных

Рассказывают о воде в природе; о значении воды для растений, животных, человека.

Выполняют задание: рассматривают рисунки и подписывают, кому для жизни нужна вода


Узнают на рисунках и фотографиях и называют воду в разных формах существования в природе.

Подписывают рисунки, используя слова для справок: где встречается вода в природе; вставляют пропущенные слова в текст карточки

15.01

34

Свойства воды

1

Формирование представлений о свойствах воды.

Называют свойства воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов.

Заполняют схему «Основные свойства воды», используя слова для справок; подписывают рисунки, записывают выводы в тетрадь по проведенным опытам


Узнают и называют свойства воды после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воды; записывают выводы по проведенным опытам. знают свойства воды и использование этих свойств в быту.

Заполняют схему «Основные свойства воды»

19.01

35

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

1

Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах

Рассказывают о свойствах питьевой воды и растворах, называют растворы.

Описывают опыты, подписывают рисунки с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами


Называют растворимые и нерастворимые вещества; узнают растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называют их;

имеют представления о назначении растворов; выделяют существенные признаки питьевой воды, используют полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор).

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Растворимые и нерастворимые в воде вещества»

22.01

36

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды

1

Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды

Узнают чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды.

Выполняют задание: выбирают правильный ответ на вопрос и подчеркивают его


Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используют полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием).

Записывают предложения в правильном порядке по проведению опыта по очистке мутной воды

26.01

37

Три состояния воды. Температура и ее измерение

1

Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды: твердое, газообразное, жидкое. Переход воды из одного состояния в другое

Узнают воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках.

Заполняют схему, используя текст учебника «Состояние воды в природе».

Проводят опыты под руководством учителя по изучению свойств трех состояний воды, измеряют ее температуру с помощью термометра


Выделяют признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состоянием воды;

умеют использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды).

Проводят опыты по изучению свойств твердой, жидкой и газообразной воды; измеряют температуру воды термометром; записывают выводы в рабочую тетрадь

29.01

38

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании

1

Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры

Узнают и называют состояния воды при нагревании и охлаждении.

Подписывают рисунки, подчеркивают правильный ответ на вопрос: что происходит с водой при нагревании, охлаждении, замерзании


Узнают и называют состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделяют существенные признаки воды при замерзании и нагревании; умеют использовать полученные знания в быту.

Записывают выводы в рамку в рабочую тетрадь: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании

02.02

39

Свойства воды. Лабораторная работа

1

Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя

Выполняют лабораторные работы совместно с учителем;

называют свойства воды после проведения опыта


Выполняют лабораторные работы под контролем учителя;

прогнозируют результаты опытов, описывают результаты опытов; делают выводы о свойствах воды

05.02

40

Работа воды в природе

1

Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды

Узнают и называют последствия работы воды – оврагов, пещер, наводнений;

подписывают слова на рисунках


Устанавливают взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности); называют по рисункам и подписывают овраги, пещеры, ущелья

09.02

41

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве

1

Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды

Знают значения воды для жизни человека; называют (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран).

Составляют рассказ по картинкам «Как используют воду в сельском хозяйстве»

Рассказывают о мерах, принимаемых для охраны воды; применяют знания об охране воды на практике.

Вставляют пропущенные слова в текст карточки. Приводят свои примеры, используя слова- помощники. Пересказывают написанный текст

12.02

42

Вода в природе

1

Изучение значения воды в природе. Формирование представлений о круговороте воды в природе

Называют разные состояния воды; узнают их на иллюстрациях: дождь, пар, облака, тучи.

Рассматривают схему круговорота, вставляют в текст пропущенные слова


Составляют рассказ по картинкам о состоянии воды на разных этапах ее круговорота; устанавливают причинно-следственные зависимости.

По схеме называют изменения в природе во время круговорота; вставляют в текст пропущенные слова

16.02

43

Воды суши: ручьи, реки

1

Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках. Правила поведения у водоёмов

Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки с помощью учителя. Называют правила поведения у водоемов.

Подчеркивают правильный ответ в тексте; почему нельзя пить воду из водоемов




Рассказывают об образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки. Называют правила поведения у водоемов.

Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают правильный ответ в тексте «Воды суши»

19.02

44

Озера, болота, пруды

1

Формирование представлений о водах суши: озера, болота, пруды

Узнают озера, болота, пруды на иллюстрациях и фотографиях;

называют изученные объекты;

рассказывают об использовании изученных водоемов.

Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом. Записывают в тетрадь названия рыб, которые водятся в водоемах


Рассказывают о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.

Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом; обосновывают свой вывод. Сравнивают водоемы, называют отличительные их признаки. На основании сравнения заполняют таблицу

26.02

45

Моря и океаны

1

Формирование представлений о морях и океанах и их использовании

Узнают моря и океаны на иллюстрациях и фотографиях;

называют изученные объекты;

рассказывают об использовании изученных водоемов.

Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают названия морей и океанов

Рассказывают о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Использование воды человеком»; составляют рассказ по схеме «Значение моря для человека»

01.03

46

Охрана воды

1

Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов



Рассказывают об использовании воды; составляют предложения, используя опорные слова; раскрашивают опорные сигналы для плаката по охране воды


Составляют рассказ о мерах, принимаемых для охраны водоемов; применяют знания об охране воды на практике.

Составляют памятку «Правила поведения у водоемов»; рисуют в тетради опорные сигналы для плаката по охране водоемов

04.03

47

Равнины, холмы, овраги

1

Формирование представлений о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком

Узнают и называют формы поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях.

Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», используя помощь учителя

Выделяют существенные признаки изученных форм поверхности суши; называют холмы и овраги, известные из личного опыта.

Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», соединяют стрелками слова и предложения с описанием оврага

11.03

48

Горы

1

Формирование представлений о формах поверхности Земли. Горы: внешний вид, природа, жизнь и занятия людей в горах

Узнают и называют горы на иллюстрациях и фотографиях.

Называют занятия людей, живущих в горах.

Подписывают и раскрашивают рисунки, как люди используют горы

Выделяют существенные признаки гор. Рассказывают о занятиях людей в горах. Устанавливают простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения. Называют горы, известные из личного опыта.

Сравнивают горы и холмы, называю отличительные признаки; заполняют схему их строения

15.03

49

Почва – верхний слой земли. Состав почвы

1

Формирование представлений о почве, ее образовании. Знакомство с составом почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли.

Закрепление знания о роли почвы в жизни растений

Рассказывают о назначении почвы. Называют состав почвы, опираясь на схемы и иллюстрации. Рассказывают о роли почвы в жизни растений.

Отгадывают загадки о животных, которые обитают в почве; подписывают их на рисунках

Узнают и называют почвы в натуральном виде в

естественных условиях и на картинах. Называют вещества, входящие в состав почвы и их значение.

Заполняют схему в рабочей тетради «Состав почвы»


18.03

50

Разнообразие почв

1

Формирование представлений о видах почвы: черноземные, глинистые, песчаные.

Знакомство с особенностями почв.

Называют виды почв (не менее 2). Называют свойства одного вида почв.

Узнают по описанию и подписывают на рисунках виды почв


Называют виды почв и их основные признаки; выделяют существенные признаки разных видов почв; устанавливают связи между разными видами почв и растительностью; умеют применять эти знания на практике.

Выполняют задание: соединяют стрелкой название почвы с ее характеристикой

22.03

51

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы

1

Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении

Рассказывают об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая.

Подчеркивают в тексте рабочей тетради название основных частей почвы, которые необходимы для жизни растений


Называют способы обработки почвы в зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; умеют применять знания о сезонной обработке почвы на практике.

Делают вывод: почему черноземная почва самая плодородная

01.04

52

Охрана почвы

1

Закрепление представлений о значении почвы.

Охрана почв, меры, принимаемые для охраны почв

Рассказывают о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы.

Рассматривают рисунки в рабочей тетради. Обводят те, на которых показано, как человек заботиться о почве



Называют вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называют меры, принимаемые для охраны почв.

Обводят рисунки, на которых показано, как человек заботиться о почве, обосновывают свой выбор


05.04

Есть на Земле страна Россия- 14 часов


53

Место России на земном шаре. Знакомство с картой

1

Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе

Называют название своей страны. Рассказывают, какие формы поверхности есть в России.

Рисуют Государственный флаг России в тетради. Подчеркивают в стихотворении название государства, в котором живут, записывают его в клеточки


Называют особенности климата и рельефа России;

узнают на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливают причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом.

Записывают в тетради свой адрес

08.04

54

Моря и океаны, омывающие берега России

1

Знакомство с морями и океанами, омывающими берега России

Рассказывают, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называют основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж).

Вставляют в текст пропущенные слова с названием океанов

Называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют их основные признаки.

Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками название моря с его характеристикой

12.04

55

Горы и равнины на территории нашей страны

1

Формирование представления о формах поверхности России: равнины, горы

Узнают на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; рассказывают, что на территории России

находятся горы и равнины.

Подчеркивают слова, которые обозначают формы земной поверхности на карточке

Называют горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы. Рассказывают об их основных признаках.

Вставляют в текст карточки названия равнин и гор России, используя слова для справок

15.04

56

Реки и озера России

1

Знакомство с реками и озёрами России. Знакомство с крупнейшими реками России

Узнают на иллюстрациях реки;

рассказывают, что на территории России находятся реки и озера; называют 1–2 реки России.

Подбирают обобщающие слова к перечисленным названиям рек и озер

Называют реки и озера России: 3–4 названия, называют их основные признаки.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Реки и озера России»


19.04

57

Москва – столица России

1

Формирование представления о столице России – Москве: достопримечательности, стадионы, транспорт

Называют достопримечательности Москвы с опорой на иллюстрации.

Называют столицу России. Подписывают на рисунках герб России и герб Москвы


Называют достопримечательности Москвы. Называют основные виды транспорта Москвы.

Находят на картинках и подписывают достопримечательности Москвы

22.04

58

Санкт-Петербург

1

Формирование представления о городе Санкт-Петербург: достопримечательности, реки, разводные мосты

Узнают и называют достопримечательности Санкт-Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях

Узнают и называют Санкт-Петербург на картинках и иллюстрациях, рассказывают об его основных достопримечательностях

26.04

59

Ярославль. Владимир. Ростов. Города «Золотого кольца»

1

Знакомство с городами «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов: достопримечательности, народные промыслы

Называют города Золотого кольца: Ярославль, Владимир, Ростов. Рассказывают о достопримечательностях городов «Золотого кольца» с помощью учителя.

Выполняют задание: соединяют линиями, с именем каких великих людей связаны названия городов


Называют города «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов. Называют основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль.

Вписывают в таблицу названия некоторых достопримечательностей городов Золотого кольца

03.05

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

Формирование представления о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград: достопримечательности, промышленность

Называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Рассказывают о достопримечательностях с помощью учителя, опираясь на иллюстрации.

Находят на карте названия городов и выписывают их в тетрадь

Узнают и называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называют основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган);

называют города, известные из других источников.

Заполняют таблицу: по описанию определяют название городов

06.05

61

Новосибирск, Владивосток

1

Формирование представления о городах Новосибирск, Владивосток: достопримечательности, промышленность, порт

Называют города Новосибирск, Владивосток. Рассказывают о достопримечательностях городов; показывают их на карте

Узнают и называют города Новосибирск, Владивосток; называют основные достопримечательности городов; называют города, известные из других источников.

Составляют рассказ о городе Владивостоке, используя слова для справок


13.05

62

Население и народы России

1

Формирование представления о населении России и России как многонациональном государстве

Называют отдельных представителей народов России.

Называют места, где проживает население России. Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское население.

Заполняют схему «Население нашей страны», используя помощь учителя

Называют представителей народов России. Рассказывают о традициях, обычаях населения России; занятиях городского и сельского населения.

Заполняют схему «Население нашей страны»; определяют, какие рисунки подходят к стихотворениям

17.05

63


Ваш город. Важнейшие географические объекты региона

1

Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: поверхность, водоёмы, растительный и животный мир

Называют основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы с опорой на учебник. Называют представителей растительного и животного мира своего региона

Показывают на карте основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы. Рассказывают о представителях растительного и животного мира своего региона

20.05

64

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона

1

Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности.

Показывают на иллюстрациях достопримечательности своего города с помощью учителя. Называют промышленные предприятия своего региона

Рассказывают о достопримечательностях своего города. Называют промышленные предприятия и направления сельского хозяйства своего региона,
Рассказывают о населении своей местности, их традициях и обычаях

24.05

















V. ЛИТЕРАТУРА

Основной список

  1. Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  2. Природоведение. 5 класс: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017.- 176 с.

  3. Природоведение. Рабочая тетрадь.5 класс: учеб. Пособие для учащихся специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида, / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017

Дополнительный список

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  8. Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!