Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2018 № 97-ОД |
Рабочая программа
учебного предмета «Алгебра»
(базовый уровень)
для 8 класса
Составитель
Емельянова М.А.., учитель математики
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 39»;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38);
Программой формирования универсальных учебных действий МОУ «СОШ № 39» на основе авторской программы Т.А.Бурмистровой ( Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Москва, « Просвещение», 2016).
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №39» на изучение алгебры
в 8 классах отводится 4 часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 136 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса алгебры.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
коммуникативная компетентность, общение и сотрудничество со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ясно, точно, грамотно изложение своих мыслей в устной и письменной речи, понимание смысла поставленной задачи, выстраивание аргументации, приведение примеров и контрпримеров;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентацию на оценку результатов познавательной деятельности;
общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальную ориентацию в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств одноклассников, учителей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решении.
Познавательные.
Обучающийся научится:
осознанному владению логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формированию и развитию учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);
формированию первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
получит возможность научиться;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.
Предметные результаты изучения предмета «Алгебра».
Обучающийся научится:
построению и исследованию математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнению и самостоятельному составлению алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
выполнению расчётов практического характера;
использованию математических формул и самостоятельному составлению формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
проведению доказательных рассуждений, логическому обоснованию выводов, различению доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включению своих результатов в результаты работы группы, соотнесению своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников;
решению разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
ясному, точному, грамотному изложению своих мыслей в устной и письменной речи, использованию различных языков математики (словесного, символического, графического);
поиску, систематизации, анализу и классификации информации, использованию разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
значению математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широте и в то же время ограниченности применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значению практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
истории развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальному характеру законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности; вероятностному характеру различных процессов окружающего мира.
Обучающий получит возможность научиться:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;
находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информаций;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем;
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Обучающийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентной форме, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора.
Обучающийся получит возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемам вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Обучающийся научится:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Обучающийся научится:
владеть понятиями «тождество», «тождественные преобразования», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил над алгебраическими дробями.
Обучающийся получит возможность научиться:
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
УРАВНЕНИЯ
Обучающийся научится:
решать квадратные и дробные рациональные уравнения с одной переменной;
понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений.
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть специальными приемами решения уравнений, уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Обучающийся научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
применять аппарат неравенства для решения задач из различных разделов курса.
Обучающийся получит возможность научиться:
разнообразным приемам доказательства неравенства; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять координатную прямую для изображения множества решений линейного неравенства.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЯ,ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Обучающийся научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики функции.
Обучающийся получит возможность научиться:
исследование функции;
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Обучающийся научится:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результат
Содержание учебного предмета
Глава 1. Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график. Контрольная работа № 1 «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей». Контрольная работа № 2 «Тождественные преобразования рациональных выражений.
Глава 2. Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график. Контрольная работа № 3 «Квадратные корни». Контрольная работа № 4 «Применение свойств арифметического квадратного корня».
Глава 3. Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям. Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения». Дробные рациональные уравнения. Решение задач, приводящим простейшим рациональным уравнениям. Контрольная работа № 6 «Дробные рациональные уравнения».
Глава 4. Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Контрольная работа № 7 «Числовые неравенства и их свойства». Контрольная работа № 8 «Неравенства с одной переменной и их системы».
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований. Контрольная работа № 9 «Степень с целым показателем».
Повторение
Алгебраические дроби. Квадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства. Итоговая контрольная работа № 10.
Тематическое планирование.
№ | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Рациональные дроби. | 30 |
2 | Квадратные корни | 25 |
3 | Квадратные уравнения | 30 |
4 | Неравенства | 24 |
5 | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 13 |
6 | Повторение | 14 |
| Итого | 136 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Лобутева С.Ю./
«______» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «______» августа 2018 г.
Руководитель ШМО_____________ / Крец Н.А/