СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бельская средняя общеобразовательная школа

Тверской области




Согласовано на МО Утверждено

_______________________________ на основании приказа №_____

Протокол №____от «_____»_________2022 года от «_____»_________2022 года Директор МОУ БСОШ

_____________________Г.Н. Сухачева


Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения

Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»


Пояснительная записка

Срок реализации программы – 2022-2023 учебный год


Составитель:

Татьяна Альбертовна Стрелкова

педагог-психолог

первой квалификационной категории


РФ, г. Белый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании в РФ» (ФЗ –273);

2.Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (вступает в силу 1 сентября 2021 г.);

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый 06 октября 2010 г. № 373;

4.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5.Учебного плана МОУ «Бельская СОШ» 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на учащихся 5-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Цели и содержание программы:

Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).

В соответствии с целью сформулированы задачи:

• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

• формирование устойчивой учебной мотивации детей;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

• освоение детьми школьных правил;

• выработка норм и правил жизни класса;

• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Характеристика основных этапов работы

На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:

  1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013),

  2. Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2015

Предполагаемый результат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Принципы работы тренинговой группы:

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.

Структура занятия:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.

Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.


Список литературы:

1 Гилева Т. Адаптация пятиклассников. // Школьный психолог № 22, 2017

2 Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013

3 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2016

4 Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб. 2018 г.

5 Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных

руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2017

6 Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. – Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001

7 Руководство практического психолога // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 2015

8 Тренинг сказкотерапии: Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2017

9 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 2018












Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бельская средняя общеобразовательная школа

Тверской области




Согласовано на МО Утверждено

_______________________________ на основании приказа №_____

Протокол №____от «_____»_________2022 года от «_____»_________2022 года Директор МОУ БСОШ

_____________________Г.Н. Сухачева



Календарно-тематическое планирование психолого-педагогического сопровождения

Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»

на 2022-2023 учебный год


Составитель:

Татьяна Альбертовна Стрелкова

педагог-психолог

первой квалификационной категории


РФ, г. Белый



Календарно - тематическое планирование (35 учебных часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Решаемая проблема

Планируемые результаты

Дата

метапредметные результаты

личностные результаты

План

факт

1

Создание группы

1

Сформировать группу участников;

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- выяснить ожидания детей;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе,

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.




2

Здравствуй, пятый класс!

1

Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.


Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.


Формирование ответственного отношения к учению,

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.



3

Находим друзей

1

Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

- повысить самооценку детей.


Работать с метафорами,

- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.



4

Узнай свою школу

1

Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.


Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- основам коммуникативной рефлексии;

- устанавливать целевые приоритеты;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Формирование ответственного отношения к учению,

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.



5

Что поможет мне учиться?

1

Помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать формированию учебных навыков;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- планировать пути достижения целей;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.



6

Легко ли быть учеником?


1

Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности

Устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.




7

Чего я боюсь?


1

Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

— снизить школьную тревожность.

Устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- основам коммуникативной рефлексии;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.



8-9

Трудно ли быть настоящим учителем?

2

Расширение и обогащение навыков общения с учителями;

- формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

- коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые сообщества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



10-

11

Конфликт или взаимодействие?

2

Общение в конфликте конструктивное разрешения конфликтов;

умение свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности - формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.







12

Работа с негативными переживаниями

1

Повышение эмоциональной устойчивости детей;

- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

Работать с метафорами,

- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельности эстетического характера.



13

Кто Я, какой Я?

1

Способствовать осознанию своих качеств, повышение са­мооценки

Работать с метафорами

- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

К: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- основам коммуникативной рефлексии;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических ценностей российского общества;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.



14

Я могу!

1

Осознание своих качеств и повышение самооценки.


Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.




15

Я нужен!

1

Формирование позитивной Я-концепции

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.



16

Я мечтаю

1

Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.



17

Я - это мои цели!

1

Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков

Давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



18

Я – это мое детство

1

Формирование позитивной Я-концепции

Работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;



19

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее

1

Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.



20

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные.

1

Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

- способствовать адекватному самовыражению.

Работать с метафорами,

- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.




21

Стыдно ли бояться?

1

Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.



22

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.



23

Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по – своему.

1

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира

каждого человека


Работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.



24

Любой внутренний мир ценен и уникален

1

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- работать в группе

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.



25

Кто в ответе за мой внутренний мир. Чему меня могут научить трудные ситуации?

1

Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.













26

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется.

1

Научить находить и использовать психологические ресурсы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.




27

Я и ТЫ. Я и мои друзья

1

Обсудить проблемы подростковой дружбы.


Работать с метафорами

- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.







28

Я и мои «колючки».

1

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



29

Что такое одиночество?

1

Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.



30

Я не одинок в этом мире.

1

Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.



31

Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться?

1

Помочь подросткам осознать свои изменения


-Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



32

Самое важное – захотеть меняться

1

Мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.



33

Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия.

1

Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью

Устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



34

Агрессия со стороны. Как на нее реагировать?

1

Научиться контролировать собственное аг­рессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- основам коммуникативной рефлексии;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.



35

Учимся договариваться

1

Научиться контролировать собственное аг­рессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- включающее установление причинно-следственных связей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.









Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся 5 класса получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с психологом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью психолога.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Основные результаты

  • Низкий  уровень тревожности

  • Высокая и нормальная самооценка

  • Позитивное отношение к себе и своей личности

  • Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами

  • Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению

  • Средний и высокий уровень познавательных процессов.



Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им

  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами

  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы

  • Умение общения и достойного поведения с одноклассниками

  • Навыки коллективной деятельности.

 Формы контроля:

  • Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)

  • Наблюдение  и ведение индивидуальных карт.


Материально-техническое обеспечение курса


Для изучения курса «Психология», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);

-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;

-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-  хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;

-  энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);

-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.













Литература, электронные ресурсы.

Литература для обучающихся

  1. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.

  2. Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.

  3. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.- М. «Просвещение» 1991 г. .

  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.

  5. Леви В.Л. Вагон удачи. – М.: Метафора, 2003.

Литература для педагога-психолога:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.

  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.

  3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.

  4. Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002

  5. Микляева А.В. Я – Подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.

  6. Микляева А.В. Я – Подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.

  7. Микляева А.В. Я – Подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.

  8. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи – М, 2004

  9. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.

  10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.

  11. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.

  12. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.

  13. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

  14. Черникова Т.В., Сукачева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.

Электронные ресурсы

  1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/

  2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

  4. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library

  5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm

  6. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru

  7. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/

  8. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm

  9. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru

  10. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!