Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бельская средняя общеобразовательная школа
Тверской области
Согласовано на МО Утверждено
_______________________________ на основании приказа №_____
Протокол №____от «_____»_________2022 года от «_____»_________2022 года Директор МОУ БСОШ
_____________________Г.Н. Сухачева
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения
Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»
Пояснительная записка
Срок реализации программы – 2022-2023 учебный год
Составитель:
Татьяна Альбертовна Стрелкова
педагог-психолог
первой квалификационной категории
РФ, г. Белый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании в РФ» (ФЗ –273);
2.Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (вступает в силу 1 сентября 2021 г.);
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый 06 октября 2010 г. № 373;
4.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5.Учебного плана МОУ «Бельская СОШ» 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на учащихся 5-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы:
Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013),
Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2015
Предполагаемый результат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Принципы работы тренинговой группы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.
Список литературы:
1 Гилева Т. Адаптация пятиклассников. // Школьный психолог № 22, 2017
2 Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013
3 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2016
4 Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб. 2018 г.
5 Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных
руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2017
6 Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. – Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001
7 Руководство практического психолога // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 2015
8 Тренинг сказкотерапии: Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2017
9 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 2018
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бельская средняя общеобразовательная школа
Тверской области
Согласовано на МО Утверждено
_______________________________ на основании приказа №_____
Протокол №____от «_____»_________2022 года от «_____»_________2022 года Директор МОУ БСОШ
_____________________Г.Н. Сухачева
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогического сопровождения
Социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс»
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Татьяна Альбертовна Стрелкова
педагог-психолог
первой квалификационной категории
РФ, г. Белый
Календарно - тематическое планирование (35 учебных часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Решаемая проблема | Планируемые результаты | Дата |
метапредметные результаты | личностные результаты | План | факт |
1 | Создание группы | 1 | Сформировать группу участников; - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - выяснить ожидания детей; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе, - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности. | | |
2 | Здравствуй, пятый класс! | 1 | Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Формирование ответственного отношения к учению, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | | |
3 | Находим друзей | 1 | Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; - повысить самооценку детей. | Работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | | |
4 | Узнай свою школу | 1 | Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - основам коммуникативной рефлексии; - устанавливать целевые приоритеты; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Формирование ответственного отношения к учению, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | | |
5 | Что поможет мне учиться? | 1 | Помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать формированию учебных навыков; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - планировать пути достижения целей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | | |
6 | Легко ли быть учеником? | 1 | Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности | Устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | | |
7 | Чего я боюсь? | 1 | Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; — снизить школьную тревожность. | Устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - основам коммуникативной рефлексии; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. | | |
8-9 | Трудно ли быть настоящим учителем? | 2 | Расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые сообщества; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | | |
10- 11 | Конфликт или взаимодействие? | 2 | Общение в конфликте конструктивное разрешения конфликтов; умение свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | | |
12 | Работа с негативными переживаниями | 1 | Повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. | Работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - развитие эстетического сознания через творческую деятельности эстетического характера. | | |
13 | Кто Я, какой Я? | 1 | Способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки | Работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. К: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - основам коммуникативной рефлексии; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических ценностей российского общества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | | |
14 | Я могу! | 1 | Осознание своих качеств и повышение самооценки. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | | |
15 | Я нужен! | 1 | Формирование позитивной Я-концепции | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | | |
16 | Я мечтаю | 1 | Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | | |
17 | Я - это мои цели! | 1 | Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков | Давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | | |
18 | Я – это мое детство | 1 | Формирование позитивной Я-концепции | Работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | | |
19 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 1 | Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | | |
20 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. | 1 | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - способствовать адекватному самовыражению. | Работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - основам коммуникативной рефлексии; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | | |
21 | Стыдно ли бояться? | 1 | Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | | |
22 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | | |
23 | Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по – своему. | 1 | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | Работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | | |
24 | Любой внутренний мир ценен и уникален | 1 | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | | |
25 | Кто в ответе за мой внутренний мир. Чему меня могут научить трудные ситуации? | 1 | Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | | |
26 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется. | 1 | Научить находить и использовать психологические ресурсы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | | |
27 | Я и ТЫ. Я и мои друзья | 1 | Обсудить проблемы подростковой дружбы. | Работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | -Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | | |
28 | Я и мои «колючки». | 1 | Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. | Устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | | |
29 | Что такое одиночество? | 1 | Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | | |
30 | Я не одинок в этом мире. | 1 | Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | | |
31 | Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться? | 1 | Помочь подросткам осознать свои изменения | -Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | | |
32 | Самое важное – захотеть меняться | 1 | Мотивировать подростков к позитивному самоизменению. | Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | | |
33 | Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия. | 1 | Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью | Устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | | |
34 | Агрессия со стороны. Как на нее реагировать? | 1 | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - основам коммуникативной рефлексии; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. | | |
35 | Учимся договариваться | 1 | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. | | |
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся 5 класса получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с психологом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основные результаты
Низкий уровень тревожности
Высокая и нормальная самооценка
Позитивное отношение к себе и своей личности
Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению
Средний и высокий уровень познавательных процессов.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Психология», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Литература, электронные ресурсы.
Литература для обучающихся
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.- М. «Просвещение» 1991 г. .
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.
Леви В.Л. Вагон удачи. – М.: Метафора, 2003.
Литература для педагога-психолога:
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
Микляева А.В. Я – Подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
Микляева А.В. Я – Подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
Микляева А.В. Я – Подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи – М, 2004
Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Черникова Т.В., Сукачева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
«Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
28