РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ХИМИИ В 5-6 КЛАССЕ
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется с использованием учебника «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы» А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак. Авторы данного учебного курса стремятся пробудить в школьниках желание познавать и исследовать окружающий мир, встроить в систему своего мировосприятия физику и химию.
Курс направлен на ознакомление обучающихся 5-6 классов основной школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Цель курса – способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения. Курс рассчитан на 136 учебных часов по 68 часов в год (2 урока в неделю) в 5 и 6 классах. Предмет состоит из двух разделов «Физика» (1 час в неделю) и «Химия» (1 час в неделю) [2].
Известно, что пропедевтические курсы по химии способствуют развитию мышления обучающихся, повышают их интерес к предмету, готовят к углубленному восприятию материала на последующих этапах обучения. Кроме того, они позволяют решить ряд практических задач: первоначально знакомят школьников с теми веществами и процессами, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире, предоставляют возможность и время на отработку простейших навыков работы с химическим оборудованием и «умений работать руками» в химическом кабинете, а в будущем – в химической лаборатории. Раннее химическое образование младших школьников способствует их расширению кругозора, развитию природной любознательности, научного понимания и целостного видения окружающего мира. Содержание строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в умения и убеждения, становления ответственности как черты личности. Хорошее усвоение знаний по химии в средней школе – залог дальнейшего успеха в учебной деятельности и профессиональной карьере.
Однако для классов с углубленным изучением естественно-научных предметов материала по химии, представленного в учебниках естествознания, а также материалов для самостоятельных работ недостаточно, поэтому возникла необходимость разработать специальную программу для обучающихся Лицея. Так была разработана рабочая программа пропедевтического курса химии в 5-6 классах с использованием некоторых материалов по изучению химического содержания известного учебника под редакцией А.Е. Гуревича [3], написанного для общеобразовательных учреждений и используется во многих школах России. Разработанная программа не носит интегративный характер с курсом физики, так как важное значение в ней имеет усиление химического содержания программы.
Цель пропедевтического курса: формирование интереса к познанию окружающего мира веществ и химических реакций.
Задачи пропедевтического курса:
1) овладение конкретными химическими понятиями, необходимыми для изучения курса химии, для продолжения образования;
2) формирование естественно-научной картины мира, представлений о химии как науке о природе;
3) пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;
4) формирование элементарных исследовательских умений.
Методы и средства обучения
В курсе используются методы обучения по уровню познавательной самостоятельности школьников (по классификации И.Я. Лернера). В соответствии с целями курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимально на начальном этапе использовать объяснительно-иллюстративные методы и методы проблемного изложения нового материала, а затем важно использовать исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности обучающихся и её результатов.
Основной формой организации учебной деятельности школьников является самостоятельная работа на занятиях, которая в зависимости от цели занятия выполняется фронтально, в группах или парах, индивидуально.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• формирование мотивации к изучению химии;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
• формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметные результаты:
• освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т.п.);
• формирование приемов работы с информацией, представленной в различных формах (таблицы, графики, рисунки и т.д.) и различных носителях (книги, Интернет, периодические издания и т.д.);
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.).
Предметные результаты:
• освоение базовых химических понятий и закономерностей, необходимых для дальнейшего изучения химии на углубленном уровне (вещество, физические явления и химические реакции, химический элемент; химическая формула, химическое уравнение, молекулярно-кинетическая теория строения и состава вещества; строение атома; структура периодической системы; классификация веществ; разнообразие минеральных и органических веществ; основ химической технологии и процессов создания материалов);
• формирование элементарных исследовательских умений;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Знания в этом случае не передаются в готовом виде, а добываются обучающимися в процессе познавательной деятельности.
В таблице 1 представлена структура рабочей программы «Введение в химию», рассчитанной на 68 часов.
Таблица 1. Структура программы «Введение в химию» (68 ч)
№ п/п | Название разделов | Число теоретических занятий | Число лабораторных работ | Часы диагностических работ | Всего часов |
5 класс |
1 | Введение | 5 | 2 | - | 7 |
2 | Тела и вещества | 11 | 7 | 1 | 19 |
3 | Физические и химические явления | 4 | 3 | 1 | 8 |
Итого: | | | | 34 |
6 класс |
1 | Химические явления | 5 | 2 | 1 | 8 |
2 | Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ | 11 | 3 | 1 | 15 |
3 | Человек и природа | 7 | 3 | 1 | 11 |
Итого: | | | | 34 |
Всего: | 68 |
Содержание программы
5 класс
Введение (7 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Человек влияет на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Химия – наука о природе. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Лабораторные работы и опыты: 1) Тела и вещества. 2) Знакомство с лабораторным оборудованием. Навыки работы с простейшим химическим оборудованием.
Тела и вещества (19 ч)
Характеристика тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Температура. Термометры. Делимость веществ. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строение твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух – смесь газов. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Лабораторные работы и опыты: 1) Сравнение характеристик тел и веществ. Свойства вещества. 2) Делимость вещества. 3) Наблюдение различных состояний вещества. Измерение температуры воды и воздуха. 4) Наблюдение явления диффузии. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ. 5) Наблюдение горения. Обнаружение кислорода в составе воздуха. 6) Растворение веществ в воде. Вода как растворитель. 7) Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.
Физические и химические явления (8 ч)
Физические явления: механические, световые, электрические, звуковые, тепловые. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. Конденсация. Лабораторные работы и опыты: 1) Физические явления. 2) Нагревание стеклянной трубки. Наблюдение за плавлением снега. Наблюдение испарения и конденсации воды. Наблюдение кипения воды. 3) Растворение соли. От чего зависит скорость испарения жидкости.
6 класс
Химические явления (8 ч)
Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания. Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ и молекул на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Составление уравнений реакций соединения и разложения. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Лабораторные работы и опыты: 1) Наблюдение физических и химических явлений. 2) Признаки химических реакций. 3) Моделирование химических процессов
Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ (15 ч)
Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование. Кислоты. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Использование кислот в хозяйстве и быту. Правила обращения с кислотами. Распознавание кислот. Основания. Общие сведения об основаниях, растворимые основания – щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в народном хозяйстве, быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации. Понятие об индикаторах. Действие кислот и оснований на индикаторы. Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли, соды, медного купороса и др. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека. Распознавание некоторых белков, жиров, углеводов. Природный газ и нефть. Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников получения различных видов топлива и как важнейшего сырья для химической промышленности. Лабораторные работы и опыты: 1) Действие соды на кислоту. 2) Нейтрализация кислот и оснований. 3) Исследование растворов кислот и оснований. 4) Растворимость солей в воде. 5) Распознавание крахмала, растительных жиров, белка. 6) Исследование чипсов.
Человек и природа (11 ч)
Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Воспламеняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики и химии. Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, искусственные алмазы, жидкие кристаллы т. д. Сведения о способах выращивания искусственных кристаллов. Инструкция по проведению домашнего опыта по выращиванию кристалла. Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полистирол и другие пластмассы. Натуральные и химические волокна. Использование этих материалов в быту. Каучук и резина. Распознавание природных и химических волокон. Каучук, его свойства и получение. Вулканизация каучука, резина и эбонит. Загрязнение окружающей среды. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля за состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новой технологии. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней. Составление плана конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней школьной практики. Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Средства связи и передача информации: телефон, радиосвязь, телевидение. Лабораторные работы и опыты: 1) Лабораторный домашний эксперимент по выращиванию искусственных кристаллов. 2) Изменение формы полиэтилена при нагревании. 3) Распознавание природных и химических волокон. 4) Свойства веществ: физические и химические.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
Поурочно-тематическое планирование курса для 5 класса «Химия» (34 часа, 1 час в неделю)
Тема и номер урока | Содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая часть, применение ИКТ |
Введение (7 ч) |
1. Введение. Природа. Человек – часть природы. | Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Химия – наука о природе. | Работа с информацией (с иллюстрациями учебника и дополнительными иллюстративными материалами) | Демонстрации слайдов: лесной пейзаж, вид на реку, звездное небо, жилище древнего человека, современная улица, различные виды транспорта, исследование космоса и др. Презентация (естествознание, человек и окружающий мир, человек и природа, научная картина мира, гуманитарные и естественные науки) |
2. Что изучает химия. Тела и вещества. | Тела и вещества. Природные, искусственные и синтетические вещества. | Рассмотрение тел и веществ. Выполнение лабораторной работы. | Демонстрация тел, природных и синтетических веществ. Презентация (понятия тела и вещества, примеры, классификация веществ по происхождению) Лабораторная работа «Тела и вещества». |
3. Что изучает химия. Превращения веществ. | Химические явления, превращения веществ. | Определение химических явлений на основе демонстраций | Демонстрации. Нагревание сахара в пробирке, гашение соды уксусом и др. Презентация (явления окружающего мира: физические и химические) |
4. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. | Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. | Изучение правил техники безопасности с использованием иллюстративного материала и реальных объектов. | Демонстрации. Плакаты и иллюстрации правил техники безопасности. Презентация (правила проиллюстрированы и изложены в стихах) |
5. Методы исследования природы. | Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. | Определение методов исследования. Выбор метода исследования. Работа с информацией (методы химии). | Презентация (методы естествознания: общенаучные и предметные, примеры; эксперимент – важнейший химический метод, моделирование, модели знаковые и предметные, примеры). |
6. Лабораторное оборудование. Простейшее химическое оборудование. | Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы: измерительный цилиндр, мензурка, мерный цилиндр. | Рассмотрение лабораторного оборудования. Изображение шкалы с указанием цены деления. | Демонстрация лабораторного оборудования, измерительного оборудования. Правила пользования. |
7. Практическая работа «Навыки работы с простейшим химическим оборудованием». | Работа с простейшим лабораторным оборудованием (штативом, пробирками, ложечкой, пипеткой и др.) | Выполнение практической работы. Работа в группе /парах. | Лабораторные опыты: Измерение объема жидкости. Лабораторная работа «Навыки работы с простейшим химическим оборудованием» |
Тела и вещества (19 ч) |
8.(1). Характеристика тел и веществ. | Характеристики тел: форма, объем; характеристики веществ: цвет, запах… | Сравнение характеристик физических тел. Выполнение лабораторной работы. | Лабораторная работа «Сравнение характеристик тел и веществ. Свойства веществ» Демонстрации тела различные и одинаковые по форме, объему и цвету. |
9.(2). Состояния веществ. | Состояния (агрегатные) веществ. Процессы перехода состояний веществ. | Составление схема перехода состояний веществ. Решение качественных задач. Выполнение тестовой работы. | Демонстрации: плавление, кипение, конденсация и кристаллизация веществ. Лабораторный опыт: Состояния веществ. Измерение температуры воды и воздуха. |
10.(3). Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. | Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекул. | Рассматривание моделей молекул и атомов. Выполнение лабораторной работы. | Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества». Демонстрации. Делимость мела. Модели различных молекул и атомов. Презентация. (строение веществ: атомы, молекулы и ионы). |
11.(4). Движение частиц вещества. | Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Движение частиц и температура тел. Примеры диффузии в природе, технике, быту. | Наблюдение явлений диффузии в природе, технике, быту. Выполнение лабораторной работы | Лабораторная работа «Наблюдение явления диффузии». Демонстрации. Диффузия пахучего вещества (дезодорант, одеколон, эфир). «Модель броуновского движения», диффузия раствора медного купороса и воды. |
12.(5). Взаимодействие частиц вещества. | Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Доказательство существования отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строении вещества. | Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ. Выполнение лабораторной работы. | Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ». Демонстрации. Взаимодействие свинцовых цилиндров. Прилипание стекла к поверхности воды. Сваривание в пламени двух стеклянных трубок. Модели кристаллических решеток |
13-14. (6-7). Химические элементы | Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. | Работа с периодической таблицей химических элементов. Работа с текстовой информацией. | Презентация (химический диктант: химические символы и русские названия химических элементов). |
15.(8). Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева | Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева: группы, периоды, ряды. Порядковый номер химического элемента. Распространение различных химических элементов в природе. | Работа с периодической таблицей химических элементов. Изучение образцов химических веществ. | Демонстрации. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Образцы химических веществ в банках, на которых указаны химические формулы веществ |
16.(9). Простые вещества | Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента, - простые. Формулы химических веществ. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся простых веществ. Запись формул химических веществ. | Демонстрации. Образцы наиболее часто встречающихся простых веществ. |
17.(10). Сложные вещества. | Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, - сложные. Формулы химических веществ. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся сложных веществ. Запись формул химических веществ. | Демонстрации. Образцы наиболее часто встречающихся сложных веществ |
18.(11). Кислород – химический элемент. | Место кислорода в периодической таблице, его знак, номер. Кислород – самый распространенный на Земле химический элемент. | Изучение строения атома кислорода, химических соединений кислорода. | Демонстрации химических сложных веществ, в состав которых входит кислород. |
19.(12). Кислород – простое вещество. | Соединения кислорода и простое вещество – кислород, его свойства и значение для жизни на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде. | Изучение кислорода Определение значения кислорода для жизни на Земле. Выполнение лабораторной работы. | Лабораторная работа «Наблюдение горения». Демонстрации. Получение кислорода. Кислородная подушка. Горение в кислороде. Слайды с изображением тепловых двигателей и машин, для работы которых необходим кислород, где они используются; других примеров использования кислорода |
20.(13). Воздух. | Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Назначение частей воздух. Горение веществ на воздухе. | Изучение воздуха как смеси газов. Понятие смесей и компонентов смесей. Наблюдение опыта по изучению состава воздуха. | Демонстрации. Состав воздуха. Горение древесины и серы на воздухе. |
21.(14) Водород. | Место водорода в периодической таблице, его знак, номер. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение, свойства, распространение в природе, применение. Значение водорода как экологически чистого топлива. Соединения водорода. | Изучение водорода и его соединений. Наблюдение опыта по изучению водорода. | Демонстрации. Получение водорода с помощью аппарата Киппа. Техника безопасности при работе с газом водородом. |
22.(15). Вода. | Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве. Охрана водных ресурсов | Изображение молекулы воды, изучение свойств и значения воды для жизни человека, животных и растений. Осознание необходимости защиты окружающей среды. | Презентация. (Вода. Свойства воды, значение воды). Демонстрация видео «Водные ресурсы» |
23.(16). Растворы и взвеси. | Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Истинные растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе | Выполнение практической работы. Растворение различных веществ в воде. Наблюдение за приготовлением истинного раствора и взвеси. Работа в парах. | Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси. Лабораторная работа «Растворение веществ в воде. Вода как растворитель». |
24.(17). Лабораторная работа. «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием». | Практическая работа «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием» Фильтрование. | Выполнение практической работы. Растворение различных веществ в воде и фильтрование растворов. Работа в парах. | Лабораторная работа «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием» |
25.(18). Обобщающее повторение по теме: «Тела и вещества». | Повторение и обобщение знаний по теме «Тела и вещества». | Выполнение заданий и упражнений по теме «Тела и вещества» Фронтальный опрос. | Демонстрация обучающимися химической посуды, оборудования с комментариями о назначении и правилами пользования. Моделирование. |
26.(19). Диагностическая работа по теме «Тела и вещества». | Контрольная работа «Тела и вещества». | Выполнение заданий с развернутым ответом. Работа в парах. | |
Физические и химические явления (8 ч) |
27.(1). Физические явления. | Световые, звуковые, магнитные, электрические, механические виды физических явлений. | Восприятие нового материала. Составление схемы в тетради. Выполнение лабораторной работы. | Презентация (физические явления и их виды). Лабораторная работа «Физические явления» |
28.(2). Плавление и отвердевание. | Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. | Наблюдение за таянием льда. Выполнение лабораторных работ. Работа в группе. | Лабораторная работа «Нагревание стеклянной трубки». «Наблюдение за плавлением снега». «Наблюдение испарения и конденсации» Демонстрации. Таяние льда в воде (отмечается постоянная температура смеси) |
29.(3). Испарение и конденсация. | Процесс испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. | Наблюдение за процессами испарения и конденсации. Выдвижение гипотез объяснения этих явлений с точки зрения строения вещества. | Лабораторная работа «Растворение соли. От чего зависит скорость испарения жидкости.» |
30.(4). Химические явления. | Химические явления, классификация явлений на физические и химические. | Сравнение процессов окружающего мира с позиции физики и химии. | Демонстрации физических и химических процессов. |
31.(5). Признаки химических явлений | Признаки химических явлений: образование осадка, изменение окраски, выделение газа, выделение тепловой энергии. | Наблюдение за демонстрируемыми опытами. | Демонстрации. 1. Выпадение осадка нерастворимой соли. 2. Образование окрашенного соединения. 3. Выделение углекислого газа при действии уксусной кислоты на соду. 4. Выделение тепловой энергии при горении свечи |
32.(6). Обобщающее повторение по темам: «Тела и вещества», «Физические и химические явления» . | Выполнение заданий на повторение материала, составление обобщающих схем, анализ предложенных текстов, сравнение понятий. | Выполнение упражнений, индивидуальная работа. | |
33.(7). Диагностическая работа по темам «Тела и вещества», «Физические и химические явления». | Контрольная работа. | Решение качественных задач. Решение теста. Индивидуальная работа. | |
34.(8). Анализ диагностической работы. Подведение итогов года. | Анализ результатов итоговой контрольной работы. | Анализ результатов работы за первый учебный год. | |
Поурочно-тематическое планирование курса для 6 класса «Химия» (34 часа, 1 час в неделю)
Тема и номер урока | Содержание урока | Характеристика видов деятельности обучающихся | Экспериментальная часть, применение ИКТ |
Химические явления (8 ч) |
1. Химические явления | Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. | Изучение химических явлений, рассмотрение иллюстраций с различными явлениями, сотрудничество при выполнении лабораторных опытов. | Лабораторные опыты: Наблюдение физических и химических явлений. Презентация «Химические явления» |
2. Признаки химических реакций | Признаки химических явлений и условия их протекания. | Наблюдение признаков химических явлений, проведение эксперимента. | Лабораторные опыты: Признаки химических реакций. |
3. Закон сохранения массы | Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ и молекул на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях. | Наблюдение демонстрационного эксперимента, обобщение, формулировка выводов. Просмотр видеосюжета об истории открытия закона сохранения. | Демонстрации. Опыты с весами, с сохранением и нарушением равновесия. Презентация «Закон сохранения массы веществ в процессе протекания химических реакций». |
4. Уравнения химических реакций | Повторение знаков химических элементов, формул. Уравнения химических реакций. | Работа с Периодической таблицей, объяснение записи химической формулы, химического уравнения. | Лабораторная работа «Моделирование химических процессов». |
5. Реакции соединения и разложения | Реакции соединения и разложения. | Изучение двух типов химических реакций, наблюдение демонстрационных опытов, фронтальная беседа, заполнение таблицы «Реакции соединения и разложения». | Демонстрации. Разложение перекиси водорода, взаимодействие оксида кальция с водой. |
6. Составление уравнений реакций соединения | Составление уравнений реакций соединения. | Составление уравнений реакций соединения, выполнение заданий по расстановке коэффициентов, работа в парах, самопроверка. | |
7. Составление уравнений реакций разложения | Составление уравнений реакций разложения. | Составление уравнений реакций соединения, выполнение заданий по расстановке коэффициентов, работа в парах, самопроверка. | |
8. Диагностическая работа по теме «Химические явления» | Контрольная работа по теме «Химические явления» | Выполнение тестовых заданий и заданий с развернутым ответом. | |
Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ (15 ч) |
9.(1). Оксиды | Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся оксидов. Запись химических формул оксидов, их чтение и объяснение. | Демонстрации. Показ наиболее распространенных оксидов, коллекций образцов горных пород. Презентация «Оксиды». |
10.(2). Применение и распространение оксидов в природе | Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование. | Заполнение таблицы «Применение веществ-оксидов», обсуждение применения и распространенности различных оксидов. Самостоятельная работа. | Демонстрации. Слайды «Оксиды» или таблицы «Применение веществ-оксидов». |
11.(3). Кислоты | Кислоты. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся кислот. Запись химических формул кислот, их чтение и объяснение. | Презентация «Кислоты. Демонстрации. Растворение кислот в воде. Обугливание бумаги и лучинки концентрированной серной кислотой. |
12.(4). Правила обращения с кислотами. Некоторые свойства кислот | Использование кислот в хозяйстве и быту. Правила обращения с кислотами. Распознавание кислот. | Изучение свойств кислот, наблюдение демонстрационного эксперимента, формулировка выводов о правилах ТБ при обращении с кислотами. Самостоятельная работа. | Лабораторный опыт. Действие соды на кислоту. |
13.(5). Основания | Основания. Общие сведения об основаниях, растворимые основания – щелочи; известковая вода, гашеная известь. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся оснований. Запись химических формул оснований, их чтение и объяснение. | Демонстрации. Выделение тепла при растворении щелочей Презентация «Основания» |
14.(6). Правила обращения с основаниями. Нейтрализация кислот и щелочей | Применение оснований в народном хозяйстве, быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации. | Изучение свойств оснований, наблюдение демонстрационного эксперимента, формулировка выводов о правилах ТБ при обращении с основаниями. | Лабораторный опыт. Нейтрализация кислот и оснований |
15.(7). Индикаторы | Индикаторы. Природные индикаторы | Знакомство с индикаторами: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, природными индикаторами. | Презентация «Индикаторы». |
16.(8). Лабораторная работа «Исследование растворов кислот и оснований» | Лабораторная работа «Действие кислот и оснований на индикаторы». | Выполнение лабораторного эксперимента по изменению окраски индикаторов при действии на кислоты и основания. | Лабораторная работа «Исследование растворов кислот и оснований» |
17.(9). Соли | Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. | Изучение образцов наиболее часто встречающихся солей. Запись химических формул солей, их чтение и объяснение. | Демонстрации. Образцы солей. Презентация «Соли». |
18.(10). Некоторые свойства солей. Применение солей | Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли, соды, медного купороса и др. | Рассмотрение образцов солей, описание их свойств, проведение эксперимента по изучению их свойств. Самостоятельная работа. | Лабораторный опыт. Растворение солей в воде. |
19.(11). Белки, жиры и углеводы. Распознавание крахмала, растительных жиров, белка. | Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека. | Характеристика белков, жиров и углеводов как важнейших питательных веществ для организма человека. Обсуждение норм содержания этих веществ в продуктах питания. | Демонстрации. Образцы продуктовых упаковок, на которых указано содержание в продуктах белков, жиров и углеводов. Лабораторная работа «Распознавание крахмала, растительных жиров, белка». |
20.(12). Лабораторная работа «Исследование чипсов» | Распознавание некоторых белков, жиров, углеводов. | Проведение лабораторных опытов по распознаванию белков, жиров и углеводов. | Лабораторная работа. «Исследование состава чипсов». |
21.(13). Природный газ и нефть | Природный газ и нефть. Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников получения различных видов топлива и как важнейшего сырья для химической промышленности. | Наблюдение образцов нефти, нефтепродуктов, обсуждение наиболее крупных месторождений нефти и газа, работа с картами России, работа в группах по подготовке сообщения о значении нефти, угля и газа. | Демонстрации. Образцы нефти и нефтепродуктов, продуктов нефтепереработки и переработки газа. Презентация «Источники углеводородов в природе» |
22.(14). Урок повторения и подготовки к диагностической работе по теме «Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ» | Повторения понятий, выполнение заданий при подготовке к контрольной работе по теме «Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ» | Выполнение заданий, способствующих повторению и закреплению изученного материала по теме «Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ» . | |
23.(15). Диагностическая работа по теме «Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ» | Выполнение письменных заданий, выполнение практического задания в парах по проведению химического эксперимента. | Выполнение письменных заданий репродуктивного и творческого характера. | |
Человек и природа (11 ч) |
24.(1). Источники энергии | Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Воспламеняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. | Сообщение докладов о различных видах источников энергии. Рассуждение о роли источников топлива в жизни человека. | Демонстрации. Различные виды топлива. Выделение кислорода зелеными растениями на свету. Демонстрации видео. |
25.(2). Наука в жизни общества | Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области химии. | Работа с опорными конспектами, фронтальная беседа по теме урока. Детские сообщения о достижениях науки различных научных областей. | |
26.(3). Материалы для современной техники | Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, искусственные алмазы, жидкие кристаллы т. д. Сведения о способах выращивания искусственных кристаллов. | Рассуждения и выдвижение гипотез о необходимости создания искусственных материалов, отстаивание своих точек зрения, работа в парах. | Демонстрация видео «Современные материалы в технике». Инструкция для домашнего эксперимента по выращиванию кристаллов. |
27.(4). Полимеры и химические волокна | Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полистирол и другие пластмассы. Натуральные и химические волокна. Использование этих материалов в быту. | Наблюдение образцов волокон и полимеров. | Презентация «Полимеры». Демонстрации. Коллекция полимеров, коллекция волокон. Различные изделия из этих материалов. |
28.(5). Каучук и резина | Каучук и резина. Распознавание природных и химических волокон. Каучук, его свойства и получение. Вулканизация каучука, резина и эбонит. | Определение факторов, от которых зависит распознавание волокон. Рассмотрение качественных задач и вопросов. Выполнение лабораторных работ. Работа в группе. | Лабораторная работа «Распознавание природных и химических волокон» Демонстрации. Изделия из каучука, резины, эбонита |
29.(6). Загрязнение окружающей среды | Загрязнение окружающей среды. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля за состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. | Доклады по презентациям о различных факторах, загрязняющих окружающую среду. | Демонстрации. Фотографии, слайды по теме урока, видео. |
30.(7). Экономия ресурсов. Использование новых технологий | Необходимость экономии природных ресурсов и использования новой технологии. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней. Составление плана конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней школьной практики. | Работа с опорными конспектами, выполнение заданий по прочитанному тексту. | |
31.(8). Современная наука и производство. | Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Средства связи и передача информации: телефон, радиосвязь, телевидение | Работа с научным тестом: разделение текста на смысловые части, постановка вопросов к тесту научной статьи, поиск ответов на вопросы. | |
32.(9). Обобщение и повторение. | Повторение вопросов по темам курса: явления природы, химические явления, тела и вещества, вещества в природе, человек и природа. | Выполнение практических и теоретических заданий по следующим вопросам: явления природы, тела и вещества, химические явления, классы химических веществ. Выполнение тестовых заданий. | Лабораторная работа. Свойства веществ: физические и химические. |
33.(10). Итоговая диагностическая работа. | Диагностическая работа | Решение качественных задач. | |
34.(11). Анализ диагностической работы. | | Подведение итогов, награждение победителей, отличников обучения. | |