СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа пропедевтического курса "Здравствуй, физика!" для 5 класса (34 часа)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по выбору «Здравствуй, физика!» основана на авторской программе пропедевтического курса «Физика. Химия»  (Авторы программы:  А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак).  

Цель курса:

Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса) по программе А.Е. Гуревича, что является продолжением авторской линии. 

Задачи курса:

  • ознакомление учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • повышение интереса к познанию законов природы;
  • подготовка  к систематическому изучению курсов физики и химии в старших классах;
  • ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.

Методическое обоснование:

Введение данного курса позволяет восполнить пробел в знаниях у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, который образуется за 2 года между выходом из начального звена и изучением физики в 7 классе, а также помогает облегчить им адаптационный период. Всё это в свою очередь способствует осуществлению принципа преемственности.

Просмотр содержимого документа
«5 классТематическое и поурочное планирование курса»

Тематическое и поурочное планирование курса по выбору

«Здравствуй, физика!» по программе А.Е. Гуревича

для учащихся 5класса

(1 час в неделю, всего – 34 часа)

№ п/п

Название темы

Дата

1

Введение (5 ч.)


1/1

Введение. Природа. Человек – часть природы.


2/2

Тела, вещества, явления. Что изучает физика.


3/3

Что изучает химия. Методы исследования природы.


4/4

Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.

Лабораторная работа «Определение размеров и объёма тела»


5/5

Простейшие измерения.

Лабораторная работа «Измерение объёмов с помощью мензурки»


2

Тела и вещества (5 ч.)


6/1

Характеристики тел и веществ. Практическая работа «Сравнение характеристик различных тел»


7/2

Состояние вещества.

Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»


8/3

Масса. Весы. Правила работы с рычажными весами


9/4

Измерение массы.

Лабораторная работа «Измерение массы на рычажных весах»


10/5

Температура.

Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха»


3

Строение вещества. Строение атома(6ч.)


11/1

Строение вещества (молекулы, атомы, ионы). Движение частиц вещества. Лабораторная работа «Наблюдение диффузии»


12/2

Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях.


13/3

Плотность вещества. Связь между массой тела, его объёмом и плотностью. Решение задач на нахождение массы, плотности, объёма


14/4

Лабораторная работа «Измерение плотности вещества»


15/5

Строение атома. Ионы.


16/6

Обобщающее занятие по теме «Строение вещества»


4

Химические элементы (5ч.)


17/1

Химические элементы. Периодическая таблица Д.И. Менделеева


18/2

Простые и сложные вещества.


19/3

Кислород. Водород. Вода.


20/4

Растворы и взвеси.


21/5

Повторение и обобщение по теме «Химические элементы»


5

Взаимодействие тел. Силы природы (7ч.)


22/1

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Измерение сил.


23/2

Всемирное тяготение. Сила тяжести.


24/3

Деформации. Сила упругости.


25/4

Трение. Силы трения.

Лабораторная работа «Измерение силы трения»


26/5

Электрические силы. Электроскоп.

Лабораторная работа «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел»


27/6

Магнитное взаимодействие.

Лабораторная работа «Изучение магнитного взаимодействия»


28/7

Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел. Силы природы»


6

Давление (5ч.)


29/1

Давление. Задачи на вычисление давления.


30/2

Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.


31/3

Сообщающиеся сосуды.


32/4

Архимедова сила.


33/5

От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила? Условия плавания тел.





34/1

Обобщающее занятие







Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по выбору «Здравствуй, физика!» основана на авторской программе пропедевтического курса «Физика. Химия» (Авторы программы: А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак).

Цель курса:

Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса) по программе А.Е. Гуревича, что является продолжением авторской линии.

Задачи курса:

  • ознакомление учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • повышение интереса к познанию законов природы;

  • подготовка к систематическому изучению курсов физики и химии в старших классах;

  • ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.

Методическое обоснование:

Введение данного курса позволяет восполнить пробел в знаниях у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, который образуется за 2 года между выходом из начального звена и изучением физики в 7 классе, а также помогает облегчить им адаптационный период. Всё это в свою очередь способствует осуществлению принципа преемственности.

Объединение физики и химии в одном курсе продиктовано, во-первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во-вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь, что требует ознакомления учащихся с их основами уже в раннем школьном возрасте (10—11 лет).
Изложение материала курса имеет нетрадиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, поэтому одним из основных средств подачи учебного материала является рисунок. В этом возрасте дети ещё очень любознательны и пытливы, с удовольствием занимаются исследованиями и экспериментами, поэтому особое внимание уделено практической работе и работе с оборудованием кабинета физики. В процессе изучения курса учащиеся выполнят большое количество лабораторных работ, что в свою очередь должно способствовать лучшему запоминанию и пониманию изучаемых явлений. Проводимая на занятиях работа играет также профориентационную роль. Во время занятий даётся разъяснительный комментарий где, в какой профессии, специальности могут пригодится те или иные знания из области физики и химии.


Авторская программа рассчитана на 68 учебных часов (занятия по 2 ч. в неделю). Так как из школьного компонента на ведение данного курса выделен только один час в неделю, то общее число часов составляет – 34 (на 1 год). Программу пришлось сократить наполовину. Считаю целесообразным исключить главу «Земля – планета Солнечной системы», т. к. этот материал подробно рассматривается в курсе «Природоведение» 5 класса. Так же сокращено количество часов для изучения тем, которые подробно будут рассматриваться в курсе физики 7-8 классов (по разным причинам: иногда из-за сложности восприятия, иногда из-за невозможности производить необходимые расчеты (десятичные числа учащимися 5-го класса ещё не изучены)).




Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании курса учащиеся должны


знать:

  • различия между физическими и химическими явлениями

  • основные физические понятия (тело, вещество, явление)

  • основные виды физических явлений

  • основные характеристики тел и веществ

  • основные положения молекулярной теории

  • основные характеристики таблицы химических элементов Д.И. Менделеева

  • основные виды сил

  • перечень профессий, где могут быть применимы знания физики и химии


уметь:

  • пользоваться лабораторным оборудованием

  • определять цену деления прибора

  • проводить простейшие измерения с помощью линейки, мензурки, термометра, рычажных весов, динамометра

  • вычислять плотность, объём, массу, давление


иметь представления:

  • о законе Всемирного тяготения

  • о простых и сложных химических веществах

  • о явлениях: трение, деформация, электризация, магнетизм, плавание тел

  • о простых веществах, важнейших для жизни человека: кислород, водород, вода

  • о существовании Архимедовой силы

  • о возникновении экологических проблем и о путях их решения

  • о применении изучаемых приборов и явлений в различных отраслях народного хозяйства






УМК

- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие.

5-6 классы. – М.: Дрофа, 2006.


Просмотр содержимого документа
«тит. лист. 5 кл.»

Муниципальное образовательное учреждение

Слободская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Пономарёва


Согласовано

Руководитель школьной кафедры предметов естественно-математического цикла

________________________/О.Д. Семакова/

«______»________________20___г.

Принято

Педагогический совет МОУ Слободская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Пономарёва

Заседание №____

От «______»________________20___г.

Утверждаю Директор МОУ Слободской средней общеобразовательной школы им. Г.Н. Пономарёва

______________________ / З.С. Марагаева/

«______»________________20___г.











Рабочая программа курса по выбору

«Здравствуй, физика!»

для 5 класса

на 2009-2010 учебный год







В неделю – 1 час

Всего – 34 часа Учитель: Нечаева О.Г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!