ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я – гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опираемся на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для школьного креведческого музея, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического
воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины,
ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную
деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма
как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно - музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я – гражданин России» используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. «Я и я» - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама — самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. «Я и культура» - формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Маленькие Звёзды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. «Я и школа» - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. «Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости
за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. «Я и планета» - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду
как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на ланете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
ступень - 1 класс «Маленькие Россияне»;
ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»;
ступень — 3 класс «Россия — Родина моя»;
ступень - 4 класс «Я - гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Маленькие Россияне» - 34 ч
1.“Я и я”(4ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.
2.“Я и семья”(6ч)
Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.
3.“Я и культура”(5ч)
Дары природы. История моего города. Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей. Конкурс поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч)
Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.
5.“Я и мое Отечество”(6ч)
Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.
6.“Я и планета”(4ч).
Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.
Итоговый тест №1.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч.
1.“Я и я”(4ч)
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”(5ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».
3.“Я и культура”(4ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.
4.“Я и школа”(6ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.
6.“Я и планета”(6ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Итоговый тест №2.
3 класс «Россия — Родина моя» - 68ч
«Я и я» (5ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
2."Я и семья"(16ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощиодиноким пенсионерам.
3."Я и культура"(10 ч) - формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4."Я и школа"(10 ч) - формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество»(18ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (8 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 класс «Я - гражданин России» - 68 ч
«Я и я» (9 ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
«Я и семья"(9ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини — проект. Оформление фотовыставки.
«Я и культура» (9 ч) - формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
«Я и школа» (9 ч) - формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
«Я и мое Отечество"(20ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник — День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда — моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои. Конкурсы сочинений. Мини- проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (12 ч) - формирование гражданского отношения к планете
Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Маленькие Россияне» (33 ч.)
№ | Тема | Всего | По плану | По факту |
| 1.“Я и я”(4ч) | | | |
1 | Я, ты, мы. | 1 | | |
2 | Мой сосед по парте. | 1 | | |
3 | «Кто я? Какой я? Что такое личность?» | 1 | | |
4 | Правила поведения в школе. | 1 | | |
| 2.“Я и семья”(6ч) | | | |
5 | Моя семья – моя радость. | 1 | | |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | | |
7 | Семейные традиции. | 1 | | |
8 | Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | | |
9 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. | 1 | | |
10 | Папа, мама, я – дружная семья. | 1 | | |
| 3.“Я и культура”(5ч) | | | |
11 | Дары природы. | 1 | | |
12 | История моего города. | 1 | | |
13 | Встреча с творческими людьми. | 1 | | |
14 | Экскурсия в музей. | 1 | | |
15 | Конкурс поделок из природного материала. | 1 | | |
| 4.“Я и школа”(8ч) | | | |
16 | Беседа о школьном уставе. | 1 | | |
17 | Мои права и обязанности. | 1 | | |
18 | Конкурс рисунков «Моя школа». | 1 | | |
19 | Мой школьный дом. | 1 | | |
20 | Законы жизни в классе. | 1 | | |
21 | Школа вежливости. | 1 | | |
22 | Самое сильное звено. | 1 | | |
23 | Укрась территорию своей школы. | 1 | | |
| 5.“Я и мое Отечество”(6ч) | | | |
24 | Беседа о государственной символике страны, малой родины. | 1 | | |
25 | Маленькие герои большой войны. | 1 | | |
26 | Мои родные – защитники Родины. | 1 | | |
27 | Поклон тебе, солдат России. | 1 | | |
28 | С чего начинается Родина? | 1 | | |
29 | Конкурсы стихов и песен. | 1 | | |
| 6.“Я и планета”(4ч). | | | |
30 | Планета просит помощи. | 1 | | |
31 | Маленькая страна. | 1 | | |
32 | В гости к зеленой аптеке. | 1 | | |
33 | Я – житель планеты земля. | 1 | | |
34 | Итоговый тест №1. | 1 | | |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч.
№ | Тема | Всего | По плану | По факту |
| 1.“Я и я”(4ч) | | | |
1 | Я – ученик. | 1 | | |
2 | Мой портфель. | 1 | | |
3 | Подумай о других. | 1 | | |
4 | Игры на развитие произвольных процессов. | 1 | | |
| 2.“Я и семья”(5ч) | | | |
5 | Моя любимая мамочка. | 1 | | |
6 | Об отце говорю с уважением. | 1 | | |
7 | Мама, папа, я – дружная семья. | 1 | | |
8 | Здесь живет моя семья. | 1 | | |
9 | Конкурсы рисунков «Моя семья». | 1 | | |
| 3.“Я и культура”(4ч) | | | |
10 | Родной край в древности. | 1 | | |
11 | Поэты и писатели нашего города. | 1 | | |
12 | Что посеешь, то и пожнешь. | 1 | | |
13 | Экскурсия в музей. | 1 | | |
| 4.“Я и школа”(6ч). | | | |
14 | Обязанности ученика в школе. | 1 | | |
15 | Я люблю свою школу. | 1 | | |
16 | Самый уютный класс. | 1 | | |
17 | Школьная символика (гимн, герб, флаг). | 1 | | |
18 | По каким правилам мы живем в школе? | 1 | | |
19 | Конкурсы сочинений «Моя школа». | 1 | | |
| 5.“Я и мое Отечество”(9ч) | | | |
20 | Урок Мира. | 1 | | |
21 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | | |
22 | Мы и наши права. | 1 | | |
23 | Мой любимый город. | 1 | | |
24 | Наш город. | 1 | | |
25 | О чем шепчут названия улиц родного города. | 1 | | |
26 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 | | |
27 | Герои Советского союза – наши земляки. | 1 | | |
28 | Конкурсы рисунков. | 1 | | |
| 6.“Я и планета”(6ч) | | | |
29 | Осень в родном городе. | 1 | | |
30 | Знай и люби свой край. | 1 | | |
31 | Экология нашего города. | 1 | | |
32 | День добрых волшебников. | 1 | | |
33 | Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. | 1 | | |
34 | Итоговый тест №2. | 1 | | |
3 класс «Россия - Родина моя» - 68ч
№ | Тема | Всего | По плану | По факту |
1. | Урок милосердия и доброты. | 1 | | |
2. | Знакомства с символами Российского государства. | 1 | | |
3. | Мой класс - моя семья. Беседа. | 1 | | |
4. | Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | | |
5. | Ты и твои друзья. Игра. | 1 | | |
6. | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | | |
7. | Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | | |
8. | Наша страна - Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | | |
9. | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | 1 | | |
10. | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | | |
11. | Вежливая улица. Викторина. | 1 | | |
12. | Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | | |
13. | Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | | |
14. | Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | | |
15. | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | | |
16. | Сценки из школьной жизни. | 1 | | |
17. | Раз – словечко, два – словечко будет песенка. Конкурс песен под караоке. | 1 | | |
18. | Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 | | |
19. | Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | | |
20. | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | | |
21. | Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | | |
22. | Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | | |
23. | Пожилые люди - мудрые люди. Выставка. | 1 | | |
24. | Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | | |
25. | Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. | 1 | | |
26. | Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 | | |
27. | Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
28. | По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | | |
29. | Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
30. | Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | | |
31. | Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 | | |
32. | Новогодняя сказка. Праздник. | 1 | | |
33. | Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
34. | Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | | |
35. | Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
36 | Животные — рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | | |
37. | Чем живет планета Земля? КВН | 1 | | |
38. | Наша республика. Интеллектуальный квест | 1 | | |
39. | Мастерская по изготовлению сувениров. | 1 | | |
40. | Операция «Сувенир». | 1 | | |
41. | Богатыри земли Русской. Урок - вернисаж. | 1 | | |
42. | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | | |
43. | Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | | |
44. | Честь имею. Игровая программа. | 1 | | |
45. | Мой папа - мастер на все руки. Презентация. | 1 | | |
46. | Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | | |
47. | О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | | |
48. | Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | | |
49. | У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | | |
50. | Быть человеком. Дискуссия. | 1 | | |
51. | Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | | |
52. | Спешите творить добро! Ситуативный практикум. | 1 | | |
53. | Музыкальная азбука. Викторина. | 1 | | |
54. | Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | | |
55. | Панорама добрых дел. Смотр - конкурс. | 1 | | |
56. | Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол. | 1 | | |
57. | Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 | | |
58. | День птиц. Викторина. | 1 | | |
59. | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | 1 | | |
60. | Дети войны. Литературное чтение. | 1 | | |
61. | История города в названиях улиц. Презентация. | 1 | | |
62. | История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | | |
63. | Вам, защитники Отечества! Акция. | 1 | | |
64. | Встреча с местными поэтами. | 1 | | |
65. | Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 | | |
66. | Сад на окошке. Акция. | 1 | | |
67. | Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 | | |
68. | Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 1 | | |
4 класс «Я - гражданин России» - 68ч
№ | Тема | Всего | По плану | По факту |
1. | Поговорим о толерантности. | 1 | | |
2. | Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | | |
3. | Символика России. | 1 | | |
4. | Символы нашего края. | 1 | | |
5. | Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. | 1 | | |
6. | Моя семья. Мини - проект. | 1 | | |
7. | Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | 1 | | |
8. | Десант чистоты и порядка. | 1 | | |
9. | В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. | 1 | | |
10. | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | 1 | | |
11. | Продолжаем изучать Школьный Устав. | 1 | | |
12. | Игры с младшим братом (сестрой). | 1 | | |
13. | Правила жизни. Беседа с элементами игры. | 1 | | |
14 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | 1 | | |
15. | Тест «Познай себя». | 1 | | |
16. | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 | | |
17. | От вершины к корням. Из истории появления законов. | 1 | | |
18. | Государственный праздник - День Согласия и примирения. | 1 | | |
19. | День пожилого человека. Акция «Доброта души». | 1 | | |
20. | Песни бабушек. Конкурс песен. | 1 | | |
21. | Правила счастливого человека. Психологический практикум. | 1 | | |
22. | Откуда я родом. Презентация. | 1 | | |
23. | Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | 1 | | |
24. | Мой город. Конкурс сочинений. | 1 | | |
25. | Путешествие в страну Законию. Викторина. | 1 | | |
26 | Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | 1 | | |
27. | Хочу и надо. Беседа с элементами игры. | 1 | | |
28. | Основной закон жизни нашего государства. Беседа. | 1 | | |
29. | Я и моя семья. Фотовыставка. | 1 | | |
30. | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 1 | | |
31. | Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. | 1 | | |
32. | Новый год шагает по планете. Презентация. | 1 | | |
33. | Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | | |
34. | Самое сильное звено. Игровая программа. | 1 | | |
35. | Панорама добрых дел. | 1 | | |
36. | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | | |
37. | Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
38. | Наша домашняя коллекция. Презентация. | 1 | | |
39. | «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. | 1 | | |
40. | Забота о родителях - дело совести каждого. | 1 | | |
41. | Природа в поэзии. Конкурс стихов. | 1 | | |
42. | Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | 1 | | |
43. | Герои России. Сообщения учащихся. | ] | | |
45. | О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | | |
46. | Образ русской женщины. Беседа – диалог. | 1 | | |
47. | О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут. | 1 | | |
48. | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. | 1 | | |
49. | Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
50. | Знаешь ли ты страны мира? Викторина. | 1 | | |
51. | Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | | |
52. | Семь чудес света. Просмотр видеоролика. | 1 | | |
53. | Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | 1 | | |
54. | Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | | |
55. | Геральдика- наука о гербах. Беседа. | 1 | | |
56. | Я – житель планеты Земля. Круглый стол. | 1 | | |
57 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | 1 | | |
58. | Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. | 1 | | |
59. | Победа деда - моя победа. Мини - проекты о своих героических родственниках. | 1 | | |
60. | Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. | 1 | | |
61. | Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. | 1 | | |
62. | Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | 1 | | |
63. | Города - герои. Оформление альбома. | 1 | | |
64. | Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. | 1 | | |
65. | Школьный двор. Защита проекта. | 1 | | |
66. | Школьный двор. Акция. | 1 | | |
67. | Мы - россияне. Анкетирование. | 1 | | |
68. | Я - гражданин России. Игра - викторина. | 1 | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб:
Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.:
Генезис, 2004.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.
- Новосибирск, 2003.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -
Режим доступа: konf// www.ipkps.bsu.edu.ru
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С.
Газман. - М: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. -
2009.-№17. - 9- 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. -
М.:Вако, 2007
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. - 2005. - №1. - 147с.
Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост.
И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
Приложение
Проверочный тест
Критерии оценки знаний учащихся
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________.
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
5. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:
8. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России?
Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:
а) поздороваешься и сядешь на место;
б) поздороваешься и извинишься за опоздание;
в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.
10. Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – День независимости России | |
12 апреля – День космонавтики | |
Тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьер-министр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:
Р ___________________
Ф ___________________
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. | |
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. | |
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. | |
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.
9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.
Тест №3
1. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?
а) с 14 лет; б) с 16 лет;
в) с 18 лет; г) с 20 лет.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
| | | | | |
6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России….
7. Выбери и обведи флаг России:
8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России….
11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… Напиши как должен был поступить Вася.
12. Если ты остался дома без взрослых:
а) Никому не откроешь двери;
б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;
в) Откроешь дверь только близким людям.