СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народаВ Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народаВ Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народаВ Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народаВ Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я – гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я – гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опираемся на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для школьного креведческого музея, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического
    воспитания школьников;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
    обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
    Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к
    культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через
    интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины,
    ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную
    деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
    пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма
    как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно - музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

  • Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я – гражданин России» используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. «Я и я» - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

- формировать уважение к членам семьи;

- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама — самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. «Я и культура» - формирование отношения к искусству.

Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Маленькие Звёзды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. «Я и школа» - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

5. «Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости
    за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

6. «Я и планета» - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду
как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на ланете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  • Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

  • Изучение самооценки личности младшего школьника;

  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  • Проектная методика «Автопортрет»;

  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

  • Социометрия;

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
    сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства,
    формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
    правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

  1. ступень - 1 класс «Маленькие Россияне»;

  2. ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»;

  3. ступень — 3 класс «Россия — Родина моя»;

  4. ступень - 4 класс «Я - гражданин России».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 класс «Маленькие Россияне» - 34 ч

1.“Я и я”(4ч) 

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч) 

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч) 

Дары природы.  История моего города.  Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей.  Конкурс поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) 

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа».  Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) 

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.


2 класс  «Моя Малая Родина» - 34 ч.


1.“Я и я”(4ч) 

Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) 

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч) 

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.        

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Итоговый тест №2.



3 класс «Россия — Родина моя» - 68ч

  1. «Я и я» (5ч) - формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.

2."Я и семья"(16ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощиодиноким пенсионерам.

3."Я и культура"(10 ч) - формирование отношения к искусству.

Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

4."Я и школа"(10 ч) - формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество»(18ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (8 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.


4 класс «Я - гражданин России» - 68 ч

  1. «Я и я» (9 ч) - формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

  1. «Я и семья"(9ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини — проект. Оформление фотовыставки.

  1. «Я и культура» (9 ч) - формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

  1. «Я и школа» (9 ч) - формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

  1. «Я и мое Отечество"(20ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник — День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда — моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои. Конкурсы сочинений. Мини- проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. «Я и планета» (12 ч) - формирование гражданского отношения к планете

Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс «Маленькие Россияне» (33 ч.)


Тема

Всего

По плану

По факту


1.“Я и я”(4ч) 




1

Я, ты, мы.

1



2

Мой сосед по парте.

1



3

«Кто я? Какой я? Что такое личность?»

1



4

Правила поведения в школе.

1




2.“Я и семья”(6ч) 




5

Моя семья – моя радость.

1



6

Забота о родителях – дело совести каждого.

1



7

Семейные традиции.

1



8

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

1



9

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

1



10

Папа, мама, я – дружная семья.

1




3.“Я и культура”(5ч) 




11

Дары природы.  

1



12

История моего города.  

1



13

Встреча с творческими людьми.

1



14

Экскурсия в музей.  

1



15

Конкурс поделок из природного материала.  

1




4.“Я и школа”(8ч) 




16

Беседа о школьном уставе.

1



17

Мои права и обязанности.

1



18

Конкурс рисунков «Моя школа».

1



19

Мой школьный дом.

1



20

Законы жизни в классе.

1



21

Школа вежливости.

1



22

Самое сильное звено.

1



23

Укрась территорию своей школы.

1




5.“Я и мое Отечество”(6ч) 




24

Беседа о государственной символике страны, малой родины.

1



25

Маленькие герои большой войны.

1



26

Мои родные – защитники Родины.

1



27

Поклон тебе, солдат России.

1



28

С чего начинается Родина?

1



29

Конкурсы стихов и песен.

1




6.“Я и планета”(4ч).




30

Планета просит помощи.

1



31

Маленькая страна.

1



32

В гости к зеленой аптеке.

1



33

Я – житель планеты земля.

1



34

Итоговый тест №1.

1




2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч.


Тема

Всего

По плану

По факту


1.“Я и я”(4ч) 




1

Я – ученик.

1



2

Мой портфель.

1



3

Подумай о других.

1



4

Игры на развитие произвольных процессов.

1




 2.“Я и семья”(5ч) 




5

Моя любимая мамочка.  

1



6

Об отце говорю с уважением.

1



7

Мама, папа, я – дружная семья.

1



8

Здесь живет моя семья.

1



9

Конкурсы рисунков «Моя семья».

1




3.“Я и культура”(4ч) 




10

Родной край в древности.

1



11

Поэты и писатели нашего города.

1



12

Что посеешь, то и пожнешь.

1



13

Экскурсия в музей.        

1




4.“Я и школа”(6ч).




14

Обязанности ученика в школе.

1



15

Я люблю свою школу.

1



16

Самый уютный класс.

1



17

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

1



18

По каким правилам мы живем в школе?

1



19

Конкурсы сочинений «Моя школа».

1




5.“Я и мое Отечество”(9ч)




20

Урок Мира.

1



21

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1



22

Мы и наши права.

1



23

Мой любимый город.

1



24

Наш город.

1



25

О чем шепчут названия улиц родного города.

1



26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1



27

Герои Советского союза – наши земляки.

1



28

Конкурсы рисунков.

1




6.“Я и планета”(6ч) 




29

Осень в родном городе.

1



30

Знай и люби свой край.

1



31

Экология нашего города.

1



32

День добрых волшебников.

1



33

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

1



34

Итоговый тест №2.

1





3 класс «Россия - Родина моя» - 68ч


Тема

Всего

По плану

По факту

1.

Урок милосердия и доброты.

1



2.

Знакомства с символами Российского государства.

1



3.

Мой класс - моя семья. Беседа.

1



4.

Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.

1



5.

Ты и твои друзья. Игра.

1



6.

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1



7.

Откуда я родом. Архивные раскопки.

1



8.

Наша страна - Россия. Путешествие по страницам журнала.

1



9.

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1



10.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1



11.

Вежливая улица. Викторина.

1



12.

Каков я в школе? Анкетирование.

1



13.

Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1



14.

Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1



15.

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1



16.

Сценки из школьной жизни.

1



17.

Раз – словечко, два – словечко будет песенка. Конкурс песен под караоке.

1



18.

Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1



19.

Мои любимые книги. Выставка книг.

1



20.

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1



21.

Почему меня так назвали. Презентация.

1



22.

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1



23.

Пожилые люди - мудрые люди. Выставка.

1



24.

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1



25.

Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.

1



26.

Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1



27.

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1



28.

По каким правилам мы живем. Игра.

1



29.

Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1



30.

Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1



31.

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.

1



32.

Новогодняя сказка. Праздник.

1



33.

Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1



34.

Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1



35.

Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1



36

Животные — рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1



37.

Чем живет планета Земля? КВН

1



38.

Наша республика. Интеллектуальный квест

1



39.

Мастерская по изготовлению сувениров.

1



40.

Операция «Сувенир».

1



41.

Богатыри земли Русской. Урок - вернисаж.

1



42.

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1



43.

Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1



44.

Честь имею. Игровая программа.

1



45.

Мой папа - мастер на все руки. Презентация.

1



46.

Мамины помощники. Ролевая игра.

1



47.

О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1



48.

Народный лечебник. Бабушкины советы.

1



49.

У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

1



50.

Быть человеком. Дискуссия.

1



51.

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1



52.

Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1



53.

Музыкальная азбука. Викторина.

1



54.

Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1



55.

Панорама добрых дел. Смотр - конкурс.

1



56.

Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол.

1



57.

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1



58.

День птиц. Викторина.

1



59.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

1



60.

Дети войны. Литературное чтение.

1



61.

История города в названиях улиц. Презентация.

1



62.

История Отечества. Аукцион знаний.

1



63.

Вам, защитники Отечества! Акция.

1



64.

Встреча с местными поэтами.

1



65.

Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1



66.

Сад на окошке. Акция.

1



67.

Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1



68.

Кто хочет стать знатоком истории. КВН

1




4 класс «Я - гражданин России» - 68ч


Тема

Всего

По плану

По факту

1.

Поговорим о толерантности.

1



2.

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1



3.

Символика России.

1



4.

Символы нашего края.

1



5.

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1



6.

Моя семья. Мини - проект.

1



7.

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

1



8.

Десант чистоты и порядка.

1



9.

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

1



10.

Я и мой класс. Конкурс рисунков.

1



11.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

1



12.

Игры с младшим братом (сестрой).

1



13.

Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1



14

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

1



15.

Тест «Познай себя».

1



16.

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1



17.

От вершины к корням. Из истории появления законов.

1



18.

Государственный праздник - День Согласия и примирения.

1



19.

День пожилого человека. Акция «Доброта души».

1



20.

Песни бабушек. Конкурс песен.

1



21.

Правила счастливого человека. Психологический практикум.

1



22.

Откуда я родом. Презентация.

1



23.

Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1



24.

Мой город. Конкурс сочинений.

1



25.

Путешествие в страну Законию. Викторина.

1



26

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

1



27.

Хочу и надо. Беседа с элементами игры.

1



28.

Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

1



29.

Я и моя семья. Фотовыставка.

1



30.

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1



31.

Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

1



32.

Новый год шагает по планете. Презентация.

1



33.

Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1



34.

Самое сильное звено. Игровая программа.

1



35.

Панорама добрых дел.

1



36.

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1



37.

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

1



38.

Наша домашняя коллекция. Презентация.

1



39.

«Можно» и «нельзя» в жизни. Игра –

упражнение.

1



40.

Забота о родителях - дело совести каждого.

1



41.

Природа в поэзии. Конкурс стихов.

1



42.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1



43.

Герои России. Сообщения учащихся.

]



45.

О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1



46.

Образ русской женщины. Беседа – диалог.

1



47.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

1



48.

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра.

1



49.

Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.

1



50.

Знаешь ли ты страны мира? Викторина.

1



51.

Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1



52.

Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

1



53.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

1



54.

Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1



55.

Геральдика- наука о гербах. Беседа.

1



56.

Я – житель планеты Земля. Круглый стол.

1



57

Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

1



58.

Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

1



59.

Победа деда - моя победа. Мини - проекты о своих героических родственниках.

1



60.

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.

1



61.

Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.

1



62.

Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.

1



63.

Города - герои. Оформление альбома.

1



64.

Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

1



65.

Школьный двор. Защита проекта.

1



66.

Школьный двор. Акция.

1



67.

Мы - россияне. Анкетирование.

1



68.

Я - гражданин России. Игра - викторина.

1



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб:
Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.

  1. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.:
    Генезис, 2004.

  2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.
    - Новосибирск, 2003.

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -
    Режим доступа: konf// www.ipkps.bsu.edu.ru

  2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С.
    Газман. - М: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

  3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. -
    2009.-№17. - 9- 13с.

  4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. -
    М.:Вако, 2007

  5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
    школьников. - 2005. - №1. - 147с.

  1. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
    [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.

  2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
    сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост.
И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.











Приложение

Проверочный тест

Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

Тест

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:  

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы


12 июня – День независимости России


12 апреля – День космонавтики





                                                   Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                


6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.


1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.


Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.


8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.



Тест №3

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

  а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь







6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!