СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Профориентация"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная рабочая программа направленая на выявление у учащихся 9 классов профессиональный  направленности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Профориентация"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, и направлена на то, чтобы способствовать их профессиональному самоопределению после окончания основной школы, а также помочь учащимся выбрать профильное направление для получения среднего общего образования.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель программы: формирование психологической готовности подростка к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

  • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

  • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.





Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);



Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

Предусмотрено безоценочное обучение.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы профессионального самоопределения» рассчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 30 часов и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.



















Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения программы предпрофильной подготовки:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.



Метапредметные результаты освоения программы должны отражать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.



Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.



Познавательные:

Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:



Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Предметные результаты:



  • знакомство учащихся с основами психологии личности;

  • ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии;

  • формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

  • выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека; выбор профиля обучения; построение индивидуального профессионального маршрута.


Учащиеся будут знать:


  • основы общей психологии, основные психологические термины;

  • особенности личности человека и свои собственные;

  • правила выбора профессии; требования к современному профессионалу;

  • потребности современного рыка труда.



Учащиеся будут уметь:

  • строить свои отношения с окружающими;

  • отстаивать свои права конструктивным способом;

  • на основе самодиагностики и знаний о мире профессий выбирать правильный профессиональный путь.



























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения (6 ч)

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения» (1 ч)

Цели и задачи курса. Что такое профориентация? Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе развития общества.

Практическая работа. Входное диагностическое тестирование по методике «Матрица выбора профессий»


Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека (1 ч)

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека.

Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

Практическая работа. Профориентационная игра «Эпитафия»


Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития (1 ч)

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление. Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Практическая работа. Эссе. Выписать в тетрадь и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет к твердо избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели — тогда удастся у тебя жизнь».



Значение, ситуация и правила выбора профессии (2 ч)

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Формула выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

Практическая работа. Выявление профессиональных интересов по методикам «Профиль», «Формула профессии»


Типичные ошибки при выборе профессии (1 ч)

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.

Практическая работа. Дорожная карта выбора профессии.



Раздел 2. Человек и профессия (10 ч)


Профессионально важные качества личности (1 ч)

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание.

Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Заполнить таблицу.


Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессии

Общие

Особенные

Специфические


Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии (1 ч)

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе

профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии:

социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч)

Ценностная ориентация как избирательное отношение человека к

материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентаций, виды ценностей.

Практическая работа. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».

Темперамент и выбор профессии (1 ч)

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. Положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.


Характер и выбор профессии (1 ч)

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».


Роль способностей в профессиональной деятельности (1 ч)

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.

Практическая работа. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».

Тип личности и выбор профессии (1 ч)

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.

Здоровье и выбор профессии (1 ч)

Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Профессиональная пригодность и самооценка (1 ч)

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ-Я» как система представлений о себе. Структура «Образ-Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей.

«Я-концепция» как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я-концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».


Диагностика по теме «Человек и профессия» (1 ч)

Практическая работа. Работа с тестами. Дидактические игры «Автопортрет», «Звездный час».

Раздел 3. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении ( 2 ч)


Профильное обучение, предпрофильная подготовка (1 ч)

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Пути получения профессионального образования (1 ч)

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Раздел 4. Мир труда и профессий ( 10 ч)


Профессия и специальность: происхождение и сущность (1 ч)

Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.

Практическая работа. . Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий».



Профессиональная деятельность и карьера человека (1 ч)

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное

мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Заполнение таблицы.



Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

Цель деятельности

Задачи деятельности

Предмет труда

Средства труда

Результаты труда

Требуемый уровень образования

Возможности профессионального

роста (разряд, класс, категория,

звание)

Возможная заработная плата

Рынок труда и его требования к профессионалу (1 ч)

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда города, региона, страны, мира.

Практическая работа. Провести аналитическую диагностику рынка труда своего города (региона, страны).

Классификация профессий. Формула профессии (1 ч)

Что такое «предмет труда» , пять основных типов профессий по предмету труда. Понятие «характер» труда. Профессии «творческие» и «алгоритмические», их особенности и значимость в обществе.

Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение учащимися формулы своей будущей профессии.


Профессии типа человек-человек. Описание и примеры профессий. (1 ч)

Предмет труда: люди, коллективы. Профессиональные требования к уровню коммуникативных склонностей. Способы выхода из конфликта.

Практическая работа. Тест Томаса на определение основных способов выхода из конфликтной ситуации (самодиагностика). Учет уровня коммуникативных склонностей при выборе профессии данного типа.

Профессии типа «человек техника». Описание профессий. (1 ч)

Предмет труда: машины, механизмы. Профессиональные требования к уровню логического мышления и координации. Определение склонности к данному типу профессий.

Практическая работа. Тест «Психогеометрия»(самодиагностика).

Профессии типа «человек - знаковая система». Описание профессий. (1 ч)

Предмет труда: знаки, тексты, символы. Профессиональные требования к уровню словесно- логического и математического мышления в разных профессиях.

Практическая работа. Оценка уровня логического мышления: методика «Числовые ряды»(самодиагностика уровня математического мышления) и «Выделение существенных признаков» (самодиагностика уровня словесно-логического мышления).


Профессии типа «человек-природа». Описание профессий. (1 ч)

Предмет труда: объекты природы. Профессиональные требования к уровню предметно-действенного мышления. Знакомство с современными профессиями. Необходимость изучения и защиты природы в современном мире.


Профессии типа «человек - художественный образ». Описание профессий. (1 ч)

Предмет труда: произведения искусства. Профессиональные требования к уровню креативных способностей. Область применения своих способностей в зависимости от уровня их развития.

Практическая работа. Оценка уровня креативности по проективному рисуночному тесту Уильямса (работа в группах).


Профессии типа «человек- бизнес». Описание профессии. (1 ч)

Предмет труда: организация процессов. Многообразие областей применения организаторских и лидерских способностей. Современные требования к профессионалу – руководителю. Особенности предпринимательской деятельности.


Раздел 5. Я и профессия (2 ч)


Мои профессиональные намерения. (1 ч)

Определения типа профессии по предмету и характеру труда в соответствии со своими склонностями и способностями.

Практическая работа. Анкета «Ориентация» (самодиагностика). Определение профессиональной направленности личности: тест Голанда (самодиагностика).



Итоговое занятие. Моя будущая профессия. (1 ч)

Заполнение итоговой таблицы. Принятие решения по направлению будущей профессиональной деятельности и построение индивидуального образовательного маршрута.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения


Основы жизненного и профессионального самоопределения (6 ч)

1/1

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»

1


2/2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека

1


3/3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

1


4/4

Значение, ситуация и правила выбора профессии.

1


5/5

Значение, ситуация и правила выбора профессии.

1


6/6

Типичные ошибки при выборе профессии.

1


Человек и профессия (10 ч)

7/1

Профессионально важные качества личности

1


8/2

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

1


9/3

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

1


10/4

Темперамент и выбор профессии.

1


11/5

Характер и выбор профессии.

1


12/6

Здоровье и выбор профессии.

1


13/7

Роль способностей в профессиональной деятельности.

1


14/8

Тип личности и выбор профессии.

1


15/9

Профессиональная пригодность и самооценка.

1


16/10

Диагностика по теме «Человек и профессия».

1



Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении ( 2 ч)

17/1

Профессия и специальность: происхождение и сущность.

1


18/2

Пути получения профессионального образования.

1



Мир труда и профессий ( 10 ч)

19/1

Профессия и специальность: происхождение и сущность.

1


20/2

Профессиональная деятельность и карьера человека.

1


21/3

Рынок труда и его требования к профессионалу.

1


22/4

Классификация профессий. Формула профессии.

1


23/5

Профессии типа человек-человек. Описание и примеры профессий.

1


24/6

Профессии типа «человек техника». Описание профессий.

1


25/7

Профессии типа «человек - знаковая система». Описание профессий.

1


26/8

Профессии типа «человек-природа». Описание профессий.

1


27/9

Профессии типа «человек - художественный образ». Описание профессий.

1


28/10

Профессии типа «человек- бизнес». Описание профессии.

1



Я и профессия (2 ч)

29/1

Мои профессиональные намерения.

1


30/2

Итоговое занятие. Моя будущая профессия.

1




Итого: 30 часов





































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.

3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.


5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.


6. Учебник: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.



7. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с.



8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).

9. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии).

10. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).



















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!