ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
развить самостоятельность;
оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Основы профессионального самоопределения (5)
Теоретические сведения. Понятие профессионального и жизненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.
Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:
Оказывают влияние на выбор профессии | Степень влияния на выбор (по пятибалльной системе) | Ваш идеал (по пятибалльной системе) |
Родители | | |
Родственники | | |
Учителя | | |
Друзья | | |
Литературные герои, киногерои | | |
Кто-то еще | | |
Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.
Тема 2. Человек и профессия (5)
Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.
Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.
Тема 3. Слагаемые выбора профессии (2)
Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?
Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:
Перечень факторов | Лпп0 | ЛПП1 | Лпп2 |
1. Профессия | | | |
2. Главная цель (что буду делать) | | | |
3. Мой идеал в жизни и деятельности | | | |
4. Путь получения профессии | | | |
5. Оценка своих возможностей: • склонности; • способности; • состояние здоровья; • необходимые качества личности | | | |
6. Запасной вариант | | | |
7. Что рекомендуют родители | | | |
8. Позиция товарищей | | | |
9. Рекомендации учителя | | | |
Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении (2)
Теоретический материал.Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.
Практическая работа.Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».
Тема 5. Творческий проект «Выбор профессии» (6)
Теоретический материал.Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.
Практическая работа.Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню усвоения учащимися материала элективного курса «Профессиональное самоопределение»
В результате изучения программы элективного курса «Профессиональное самоопределение» учащиеся получают возможность знать:
возможности личности в профессиональной деятельности
потребности рынка труда
социальные проблемы труда
свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии
классификацию профессий
понятие о профессиональной карьере
критерии профессиональной компетентности
специфику этапов профессионального самоопределения
Учащиеся получают возможность уметь:
составлять карту интересов
составлять формулы профессий
составлять собственное резюме
получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей
анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименованиераздела и тем | Часы учебного времени | Дата |
1 | Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий | 5 | |
1.1 | Основы профессиональногосамоопределения | 1 | |
1.2 | Правила выбора профессии | 1 | |
1.3 | Классификация профессий | 1 | |
1.4 | Понятие профессиограммы и психограммы | 1 | |
1.5 | Практическая работа Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии | 1 | |
2 | Человек и профессия | 5 | |
2.1 | Интересы, склонности, способности. | 1 | |
2.2 | Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей | 1 | |
2.3 | Здоровье и выбор профессии | 1 | |
2.4 | Сознательность и самостоятельность выбора профессии | 1 | |
2.5 | Самовоспитание и выбор профессии | 1 | |
3 | Слагаемые выбора профессии | 2 | |
3.1 | Жизненный и профессиональный планы | 1 | |
3.2 | Профессиональная пригодность | 1 | |
4 | Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении | 2 | |
4.1 | Понятие профессиональной пробы. | 1 | |
4.2 | Тест-опросник ОПГ | 1 | |
5 | Творческий проект «Выбор профессии» | 6 | |
5.1 | Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования | 1 | |
5.2 | Выбор и обоснование темы проекта | 1 | |
5.3 | Последовательность выполнения проекта. Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности | 4 | |
6 | Экскурсии по учебным заведениям. | 13 | |
| Итого | 33 | |