СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука экологии"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ предназначена для ведения внеурочной деятельности во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука экологии"»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ

(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)


начальное общее образование

(уровень образования: начальное общее образование,

основное общее образование, среднее общее образование)


(класс)


2022/2023

учебный год











Составитель:


Михайлова Елена Васильевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория











Планируемые результаты освоения учебного предмета

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической культуры личности (экологическое сознание, естественно-научное знание, экологическая компетентность, эмоционально-чувственный и нравственный компоненты, эстетическое отношение к окружающему миру, опыт экологической деятельности) на уровне начального общего образования позволяет определить планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о важнейшем элементе культурного опыта человечества;

- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

Среди результатов экологического образования также можно выделить формирование готовности защищать и оберегать природу, восприятие окружающего мира обучающимися как объекта их постоянной заботы. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием у детей способности к самоограничению своих потребностей на основе становления экологического мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.

На этапе начального общего образования на первое место выдвигается опыт применения формируемых при изучении учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания данного возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.



Содержание учебного предмета

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»

Основным источником формирования содержания учебного курса выступает экологическая культура как синтез научного знания, экологических норм.

Содержание учебного курса обеспечивает становление экологического сознания обучающегося, совокупности чувств, взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей в природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) – природа», о путях их оптимального решения в соответствии с социальными и природными возможностями. Данное направление содержания Программы базируется на естественно-научном и обществоведческом знании, формирующем у младших школьников взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нём. Содержание Программы также направлено на формирование экологической компетентности, которая проявляется в демонстрируемых обучающимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами. Экологическая компетентность предполагает грамотное и гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий для разрешения экологических проблем, соотнесение своих целей и способов жизнедеятельности с потребностями общества и природных сообществ.

Содержание Программы ориентировано на эмоционально-чувственный мир личности младшего школьника, формирование чувства меры, эстетического отношения к природному миру. Содержание Программы обеспечивает возможность накопления обучающимися опыта экологической деятельности, включающей все виды и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания.

Основу содержания Программы составляют базовые экологические понятия: наука экология (первоначальные представления); место обитания живых существ; условия существования живых существ; черты приспособленности живых существ к условиям жизни; взаимосвязи в природе; взаимоотношения живых существ между собой и с объектами неживой природы; цикличность природных процессов; биоразнообразие.

Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в том числе экосистем региона), биосферы, эволюции жизни, циклических природных процессов, преобразующей деятельности человека, современных экологических проблем локального и глобального уровня, путей их преодоления, места каждого человека в их решении.

Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к участию в международных исследованиях качества естественно-научного образования (например, TIMSS), предполагающих глубокие знания по ряду вопросов: история Земли, природные ресурсы, влияние условий окружающей среды на живые организмы, позитивное и негативное влияние людей на мир природы, виды взаимоотношений живых организмов в природных сообществах и др.

При составлении Программы использован концентрический принцип построения содержания. С 1 по 4 класс происходит расширение и углубление представлений обучающихся по темам программы. Младшие школьники учатся применять освоенные знания для решения экологоориентированных учебно-познавательных и учебно-практических задач, повседневных проблем, реализуют накопленный опыт при участии в акциях, конкурсах экологической направленности, издании листовок и т.д.


Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Экологические знания как основа изучения природных сообществ. Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.

Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто живёт на пришкольном участке, в парке, у реки. Растения и животные родного края. Наиболее характерные отличительные признаки схожих видов.

Места обитания и среды обитания растений и животных. Место Земли во Вселенной и Солнечной системе. Строение Земли. История развития жизни на Земле. Ископаемые останки.

Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты растений и животных, живущих в одной из сред обитания: наземно-воздушной, водной, почвенной.

Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды, света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений, животных. Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных условиях (миграция, зимняя спячка, гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов. Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство, юность, зрелость и старость). Продолжительность различных жизненных стадий и продолжительность жизни организмов.

Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений. Многообразие животных: группы животных. Грибы, их строение и питание. Разнообразие грибов.

Многообразие растений и животных в природных сообществах. Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.

Экологические связи в природе. Производство растениями питательных веществ под действием солнечного света. Выявление экологических связей в природе. Понятия «цепь питания», «пищевая сеть». Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий нарушения связей в природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки зрения экологической целесообразности. Составление экологических правил.

Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем. Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки.

Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Роль человека в сохранении экосистем.



п/п

Содержание курса

Формы организации образовательной

деятельности

Виды деятельности

1

Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Экологические знания как основа изучения природных сообществ. Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.

Тематические занятия, образовательные ситуационные, практические работы

Учебная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, моделирование

2

Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто живёт на пришкольном участке, в парке, у реки. Растения и животные родного края. Наиболее характерные отличительные признаки схожих видов.

Тематические занятия, экскурсии, практические занятия в ближайшем природном и социоприродном окружении, исследовательская работа

Учебно-исследовательская, художественно-творческая, образно­познавательная, регулятивная, общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми

3

Места обитания и среды обитания растений и животных. Место Земли во Вселенной и Солнечной системе. Строение Земли. История развития жизни на Земле. Ископаемые останки.

Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты растений и животных, живущих в одной из сред обитания: наземно-воздушной, водной, почвенной.

Тематические занятия, экскурсии, наблюдения и практические занятия в ближайшем природном и социоприродном окружении, фотовыставки


Учебно-исследовательская, проектная, образно­познавательная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, моделирование

4

Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды, света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений, животных. Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных условиях (миграция, зимняя спячка, гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов. Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство, юность, зрелость и старость). Продолжительность различных жизненных стадий и продолжительность жизни организмов.

Тематические занятия, наблюдения в природе, исследовательская работа

Коммуникация со сверстниками и взрослыми, рефлексивно­оценочная, учебно-исследовательская деятельность

5

Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений. Многообразие животных: группы животных. Грибы, их строение и питание. Разнообразие грибов.

Многообразие растений и животных в природных сообществах. Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.

Беседы, тематические занятия, исследовательская работа, проведение конкурсов, фотовыставок. практические работы

Учебно-исследовательская, креативная, игровая деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми

6

Экологические связи в природе. Производство растениями питательных веществ под действием солнечного света. Выявление экологических связей в природе. Понятия «цепь питания», «пищевая сеть». Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий нарушения связей в природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки зрения экологической целесообразности. Составление экологических правил.

Тематические занятия, исследовательская работа, мини­проекты, дискуссионные клубы, образовательные ситуационные игры, издание листовок


Тематические занятия, исследовательская работа, образовательные ситуационные игры

7

Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем. Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки.

Беседы, тематические занятия, образовательные ситуационные игры, экологические акции


Рефлексивно­оценочная, регулятивная, общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, издание листовок

8

Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Роль человека в сохранении экосистем.

Тематические занятия, беседы, самонаблюдения и наблюдения за деятельностью людей в ближайшем природном и социоприродном окружении

Учебно-исследовательская, проектная, рефлексивно­оценочная, регулятивная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми


Тематическое планирование


п/п

Название темы урока

Количество часов

Используемые

электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Наблюдение за жизнью природы.



2

Календарь природы. Практикум.



3

Создание книжки-малышки. Народные приметы.



4

Беседа «Прогулки в Природоград».



5

Практикум. Правила поведения в природе.

Экскурсия в природу.



6

Праздник «Дары осени».



7

Экологическая игра «Загадки природы».



8

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Круглый стол.



9

Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».



10

Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе.



11

Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе.



12

Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского «Мойдодыр».



13

Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы». Кроссворд «Вода».



14

Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я в гостях у природы».



15

Круглый стол «Птицы нашего края».

Встреча с орнитологом.



16

Экскурсия в парк.



17

Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?»



18

Конструирование кормушки для птиц. Практикум. Кормим пернатых.



19

Тематическая линейка «День птиц».



20

Экология и фольклор.

Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки.



21

Проводы зимы. Масленица.

Масленичные гуляния.



22

Ярмарка народного мастерства.

Экскурсия в музей народных промыслов.

Мастер-класс по изготовлению оберега.



23

Экскурсия «Встречаем красавицу весну».



24

Устный журнал «Здравствуй, весна!».



25

Мой любимый город.

Обзорная экскурсия по городу.

Моя улица и дом. Игра «Чей дом?».



26

Круглый стол «Экологическая ситуация в городе».



27

Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?»



28

Мини-сочинение «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»



29

Бытовые отходы. Конкурс поделок.



30

Мы – юные экологи.

Экскурсия в парк.



31

Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».



32

Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки «Береги природу».



33

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!».



31

Промежуточная аттестация (тестирование)






















Дополнение

к рабочей программе

по «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»

(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)


начальное общее образование

(уровень образования: начальное общее образование,

основное общее образование, среднее общее образование)


(класс)


2022/2023

учебный год





(Основание: Приказ _______________________________________________________________________

№ «____», от «___»______________ 20___ г.)





Корректировка

тематического планирования



№ урока

по плану

№ урока

в соответствии с изменениями

Название темы урока













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!