СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Экология"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая  рабочая  программа  внеурочной  деятельности  по  общеинтеллектуальному направлению «Экология»» для   8  класса разработана в соответствии с основными  положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ,  включенных в её структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Программа «Азбука живой природы» для учащихся 8 классов  (Текст): методические рекомендации для учителей биологии / Е.В. Спирина, М.Н. Карпова. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 32 с. – (Серия «Реализации ФГОС ООО»).
  • Родной  край (Природа  Ульяновской  области):  элективный   курс  /  М.Ю. Аксенова,  Е.В.  Храмова. – Ульяновск:  УИПКПРО,  2008.
  • Географическое  краеведение:  учебное  пособие  для  6-9  классов  общеобразовательного  учреждения  /  под    общ.  ред.  А.А. Баранова,  Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО,  «Корпорация   технологий  продвижения»,  2007.  
  • Организация  и проведение   экологического  практикума  со  школьниками  в  6-8  классах:  методические  рекомендации  /  В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  • Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. ред. В. В. Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 2001 г. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экология"»

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Экология»» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включенных в её структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Программа «Азбука живой природы» для учащихся 8 классов (Текст): методические рекомендации для учителей биологии / Е.В. Спирина, М.Н. Карпова. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 32 с. – (Серия «Реализации ФГОС ООО»).

  • Родной край (Природа Ульяновской области): элективный курс / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

  • Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательного учреждения / под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007.

  • Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.

  • Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. ред. В. В. Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 2001 г.

Виды деятельности:

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности:

экскурсии, конференции, диспуты, круглые столы, эстетические беседы, творческие проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, создание презентаций, проведение игр: дидактических, деловых, подвижных; просмотр документальных фильмов, встречи с интересными людьми, работа в библиотеках и интернет – сайтах.



Таблица распределения количества часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Тема 1. Введение


1

1

1

Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа. Природные особенности Ульяновской области.

1

1


Тема 2. Растения знакомые и не очень.

25

25

2

Адонис весенний. Астрагалы.

1

1

3

Берёза.

1

1

4

Василёк русский.

1

1

5

Грибы – друзья и враги.

1

1

6

«Берёзовая роща»

1

1

7

Ель европейская – украшение города.

1

1

8

Жизненные формы растений

1

1

9

Заказники на территории Ульяновской области.

1

1

10

Лесные памятники природы.

1

1

11

Копеечник крупноцветковый. Красная книга.

1

1

12

Леса. Лекарственные растения.

1

1

13

Мать-и мачеха. Водно-лесные памятники природы.

1

1

14

Нонея темно-бурая. Незабудка. Лесостепные памятники природы.

1

1

15

Одуванчик. Степные памятники природы.

1

1

16

Пион тонколистный. Папоротник. Болотные памятники природы.

1

1

17

Рябчик русский. Ряска малая. Водные памятники природы.

1

1

18

Сосна обыкновенная.

1

1

19

Викторина о растениях Ульяновской области.

1

1

20

Удивительные факты о растениях.

1

1

21

Чабрец. Черёмуха. Заповедные парки.

1

1

22

Шиповник. Шалфей.

1

1

23

Фотосинтез.

1

1

24

Луга Ульяновской области

1

1

25

Болотная растительность Ульяновской области.

1

1

26

Экологические группы растений. Эфедра.

1

1


Тема 3: Я – исследователь.

4

4

27-

28-

29

Особо охраняемые территории Ульяновской области.

3

3

30

Современное состояние и охрана растительности

1

1


Тема 4: Подведём итоги.

5

5

31

Современные проблемы охраны природы.

1

1

32

Экология и здоровье.

1

1

33

Игра: «Грибная карусель»

1

1

34

Экологическое ассорти.

1

1

35

Обобщающее повторение по всему курсу.

1

1

Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема 1. Введение 1 ч.

Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа. Природные особенности Ульяновской области.

Тема 2. Растения знакомые и не очень. 25 часов.

Растения редкие, требующие охраны. Адонис весенний. Астрагалы. Василёк русский. Рябчик русский. Чабрец. Шалфей поникающий. Эфедра.

Дендрофлора города Димитровграда. Берёза. «Берёзовая роща». Ель европейская. Сосна обыкновенная.

Это надо знать. Жизненные формы растений. Заказники на территории Ульяновской области. Экологические группы. Удивительные факты о растениях. Фотосинтез. Грибы – друзья и враги. Лесные памятники природы. Водно-лесные памятники природы. Лесостепные памятники природы. Степные памятники природы.

Тема 3: Я – исследователь. 4 часа.

Особо охраняемые территории Ульяновской области. Современное состояние и охрана растительности

Тема 4: Подведём итоги. 5 часов.

Современные проблемы охраны природы. Игра: «Грибная карусель» . Экология и здоровье. Экологическое ассорти. Обобщающее повторение по всему курсу.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог)

Второй уровень результатов: (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов: (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Форма организации

Вид деятельности

Примечание

По плану

По факту


Тема № 1 «Введение» (1 час)

Личностные:

Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные:

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П: навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


1.

Введение в курс. Знакомство с целями и задачами курса.

1



Вводная эвристическая беседа.

Участие в диалоге; формулирование учебных задач

Презентация

Тема № 2 «Растения знакомые и не очень» (25 часов)

Личностные:

Готовность и способность к образованию. Осознать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества; осознавать себя гражданином России. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину.

Метапредметные:

Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ

К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.

П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

2.

Адонис весенний.

Астрагалы.

1



Открытие новых знаний.

Участие в диалоге, формулирование и решение учебных задач.

Учебник «Географическое краеведение»

3.

Берёза.

1



Рисование с натуры.

Чтение стихов, рисование с натуры.

Фотоаппараты, альбомы для рисования, краски, карандаши, планшеты.


4.

Василёк русский.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и интернета. Рисование растения.

Красная книга Ульяновской области.

5.

Грибы – друзья и враги.

1



Изготовление памятки «Грибы – друзья и враги».

Изготовление памятки «Грибы – друзья и враги».

Атласы грибов, интернет-ресурсы.

6.

«Берёзовая роща»

1



Заочная экскурсия.

Запись данных, беседа.

Блокноты, определители растений.

7.

Ель европейская – украшение города.

1



Рисование с натуры.

Запись данных, беседа, зарисовки с натуры.

Блокноты, определители растений, альбомы для рисования.

8.

Жизненные формы растений.

1



Заочная экскурсия.

Запись данных, беседа.

Блокноты, определители растений.


9.

Заказники на территории Ульяновской области.

1



Приготовить презентации.

Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой.

Приготовить презентации.

10.

Лесные памятники природы.

1



Индивидуальное творчество.

Знакомство с художественными произведениями, с изображениями цветов. Рисование и представление рисунков, оценка по критериям.

Выставка рисунков.

11.

Копеечник крупноцветковый. Красная книга.

1



Индивидуальное творчество.

Восприятие информации по результатам индивидуального проекта, составление краткой записи.

Красная книга Ульяновской области.

12.

Леса. Лекарственные растения.

1



Работа с картой растительности Ульяновской области.

Работа с картой, выявление типов лесов в Ульяновской области. Составление перечня лекарственных растений.

Карта растительности Ульяновской области, книга «Лекарственные растения»

13.

Мать-и -мачеха.

Водно-лесные памятники природы.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»

Найти информацию о лекарственных свойствах растения

Книга «Лекарственные растения»

14.

Нонея темно-бурая. Незабудка.

Лесостепные памятники природы.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»

Представление рисунков, оценка по критериям.


Фотографии растений.

15.

Одуванчик.

Степные памятники природы.


1



Оформление страницы в «Азбуке…»

Знакомство с информацией об использовании одуванчиков.

Книга «Лекарственные растения»

16.

Пион тонколистный. Папоротник.

Болотные памятники природы.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»


Совершенствование навыка работы в группе.

Красная книга Ульяновской области.

17.

Рябчик русский. Ряска малая.

Водные памятники природы.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»



Представление рисунков, оценка по критериям.

Красная книга Ульяновской области.

18.

Сосна обыкновенная.

1



Работа с картой растительности Ульяновской области.

Заслушивание и обобщение информации.

Красная книга Ульяновской области.

19.

Викторина о растениях Ульяновской области.

1



Встреча с цветоводами.

Работа в микро-группах по обобщению знаний.

Красная книга Ульяновской области.

20.

Удивительные факты о растениях.

1



Групповой проект «Самые, самые – в области растения»

Реализация группового проекта «Самые, самые – в области растения»

Красная книга Ульяновской области.

21.

Чабрец. Черёмуха. Заповедные парки.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»


Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Справочная литература, ИКТ

22.

Шиповник. Шалфей.

1



Оформление страницы в «Азбуке…»


Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Красная книга Ульяновской области, «Лекарственные растения».

23

Фотосинтез.

1



Актуализация и творческое представление знаний

Инсценировка, рисование процесса и его значение.

Альбомы, цветные карандаши.

24.

Луга Ульяновской области

1



Актуализация знаний.

Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Справочная литература, ИКТ

25.

Болотная растительность Ульяновской области.

1



Актуализация знаний.

Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.


Справочная литература, ИКТ

26.

Экологические группы растений. Эфедра.

1



Актуализация знаний.

Работа в микро-группах по обобщению знаний.

Рисунки деревьев, кустарников, трав.

Тема № 3 «Я - исследователь» (4 часа)

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Метапредметные:

Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ

К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.

П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

27-28-29.

Особо охраняемые территории Ульяновской области.

3



Приготовить презентации

Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой.

Приготовить презентации.

30.

Современное состояние и охрана растительности.

1



Написать реферат.

Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Написать реферат.

Тема № 4 «Подведём итоги» (5 часов)

Личностные:

Развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Формирование уважительного отношения к природе малой Родины.

Метапредметные:

Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ

К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.

П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


31.

Современные проблемы охраны природы.

1



Приготовить сообщение.

Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Приготовить сообщение.

32.

Экология и здоровье.

1



Приготовить презентацию.

Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации.

Приготовить презентацию.

33.

Игра: «Грибная карусель»

1



Экологическая игра по вопросам.

Работа в микро-группах по обобщению знаний.

Выполнение заданий по условию игры.

34.

Экологическое ассорти.

1



Экологические вопросы, кроссворды, пословицы и поговорки, загадки.

Работа в микро-группах по обобщению знаний.

Выполнение заданий по условию игры.

35.

Обобщающее повторение по всему курсу.

1



Обобщение знаний.

Работа в микро-группах по обобщению знаний.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!