Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Экология»» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включенных в её структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность.
экскурсии, конференции, диспуты, круглые столы, эстетические беседы, творческие проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, создание презентаций, проведение игр: дидактических, деловых, подвижных; просмотр документальных фильмов, встречи с интересными людьми, работа в библиотеках и интернет – сайтах.
Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа. Природные особенности Ульяновской области.
Особо охраняемые территории Ульяновской области. Современное состояние и охрана растительности
Современные проблемы охраны природы. Игра: «Грибная карусель» . Экология и здоровье. Экологическое ассорти. Обобщающее повторение по всему курсу.
Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог)
Второй уровень результатов: (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов: (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.
п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Форма организации | Вид деятельности | Примечание |
По плану | По факту |
Тема № 1 «Введение» (1 час) Личностные: Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию. Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные: Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
1. | Введение в курс. Знакомство с целями и задачами курса. | 1 | | | Вводная эвристическая беседа. | Участие в диалоге; формулирование учебных задач | Презентация |
Тема № 2 «Растения знакомые и не очень» (25 часов) Личностные: Готовность и способность к образованию. Осознать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества; осознавать себя гражданином России. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину. Метапредметные: Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других. П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
2. | Адонис весенний. Астрагалы. | 1 | | | Открытие новых знаний. | Участие в диалоге, формулирование и решение учебных задач. | Учебник «Географическое краеведение» |
3. | Берёза. | 1 | | | Рисование с натуры. | Чтение стихов, рисование с натуры. | Фотоаппараты, альбомы для рисования, краски, карандаши, планшеты. |
4. | Василёк русский. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и интернета. Рисование растения. | Красная книга Ульяновской области. |
5. | Грибы – друзья и враги. | 1 | | | Изготовление памятки «Грибы – друзья и враги». | Изготовление памятки «Грибы – друзья и враги». | Атласы грибов, интернет-ресурсы. |
6. | «Берёзовая роща» | 1 | | | Заочная экскурсия. | Запись данных, беседа. | Блокноты, определители растений. |
7. | Ель европейская – украшение города. | 1 | | | Рисование с натуры. | Запись данных, беседа, зарисовки с натуры. | Блокноты, определители растений, альбомы для рисования. |
8. | Жизненные формы растений. | 1 | | | Заочная экскурсия. | Запись данных, беседа. | Блокноты, определители растений. |
9. | Заказники на территории Ульяновской области. | 1 | | | Приготовить презентации. | Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой. | Приготовить презентации. |
10. | Лесные памятники природы. | 1 | | | Индивидуальное творчество. | Знакомство с художественными произведениями, с изображениями цветов. Рисование и представление рисунков, оценка по критериям. | Выставка рисунков. |
11. | Копеечник крупноцветковый. Красная книга. | 1 | | | Индивидуальное творчество. | Восприятие информации по результатам индивидуального проекта, составление краткой записи. | Красная книга Ульяновской области. |
12. | Леса. Лекарственные растения. | 1 | | | Работа с картой растительности Ульяновской области. | Работа с картой, выявление типов лесов в Ульяновской области. Составление перечня лекарственных растений. | Карта растительности Ульяновской области, книга «Лекарственные растения» |
13. | Мать-и -мачеха. Водно-лесные памятники природы. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Найти информацию о лекарственных свойствах растения | Книга «Лекарственные растения» |
14. | Нонея темно-бурая. Незабудка. Лесостепные памятники природы. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Представление рисунков, оценка по критериям. | Фотографии растений. |
15. | Одуванчик. Степные памятники природы. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Знакомство с информацией об использовании одуванчиков. | Книга «Лекарственные растения» |
16. | Пион тонколистный. Папоротник. Болотные памятники природы. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Совершенствование навыка работы в группе. | Красная книга Ульяновской области. |
17. | Рябчик русский. Ряска малая. Водные памятники природы. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Представление рисунков, оценка по критериям. | Красная книга Ульяновской области. |
18. | Сосна обыкновенная. | 1 | | | Работа с картой растительности Ульяновской области. | Заслушивание и обобщение информации. | Красная книга Ульяновской области. |
19. | Викторина о растениях Ульяновской области. | 1 | | | Встреча с цветоводами. | Работа в микро-группах по обобщению знаний. | Красная книга Ульяновской области. |
20. | Удивительные факты о растениях. | 1 | | | Групповой проект «Самые, самые – в области растения» | Реализация группового проекта «Самые, самые – в области растения» | Красная книга Ульяновской области. |
21. | Чабрец. Черёмуха. Заповедные парки. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Справочная литература, ИКТ |
22. | Шиповник. Шалфей. | 1 | | | Оформление страницы в «Азбуке…» | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Красная книга Ульяновской области, «Лекарственные растения». |
23 | Фотосинтез. | 1 | | | Актуализация и творческое представление знаний | Инсценировка, рисование процесса и его значение. | Альбомы, цветные карандаши. |
24. | Луга Ульяновской области | 1 | | | Актуализация знаний. | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Справочная литература, ИКТ |
25. | Болотная растительность Ульяновской области. | 1 | | | Актуализация знаний. | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Справочная литература, ИКТ |
26. | Экологические группы растений. Эфедра. | 1 | | | Актуализация знаний. | Работа в микро-группах по обобщению знаний. | Рисунки деревьев, кустарников, трав. |
Тема № 3 «Я - исследователь» (4 часа) Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию Метапредметные: Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других. П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
27-28-29. | Особо охраняемые территории Ульяновской области. | 3 | | | Приготовить презентации | Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой. | Приготовить презентации. |
30. | Современное состояние и охрана растительности. | 1 | | | Написать реферат. | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Написать реферат. |
Тема № 4 «Подведём итоги» (5 часов) Личностные: Развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Формирование уважительного отношения к природе малой Родины. Метапредметные: Р: умение определять цели деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ К: готовность слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других. П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
31. | Современные проблемы охраны природы. | 1 | | | Приготовить сообщение. | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Приготовить сообщение. |
32. | Экология и здоровье. | 1 | | | Приготовить презентацию. | Работа со справочной литературой, ИКТ по поиску информации. | Приготовить презентацию. |
33. | Игра: «Грибная карусель» | 1 | | | Экологическая игра по вопросам. | Работа в микро-группах по обобщению знаний. | Выполнение заданий по условию игры. |
34. | Экологическое ассорти. | 1 | | | Экологические вопросы, кроссворды, пословицы и поговорки, загадки. | Работа в микро-группах по обобщению знаний. | Выполнение заданий по условию игры. |
35. | Обобщающее повторение по всему курсу. | 1 | | | Обобщение знаний. | Работа в микро-группах по обобщению знаний. | |