СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный зачет по Биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель дифференцированного зачёта: определение уровня знаний и умений обучающихся, полученных в процессе обучения на занятиях по дисциплине «Биология».

Форма дифференцированного зачёта: устный опрос и выполнение практических заданий

Продолжительность:  120   минут

Дифференцированный зачет содержит вопросы и задания по всем темам курса общей биологии.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный зачет по Биологии»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


ОБСУЖДЕНО:


Методическим объединением

__________________________

протокол №___

от «____» _________ 20____ г.



(подпись и ФИО председателя МО)

РАССМОТРЕНО:


Методическим советом _______________________

протокол №___

от «____» _____ 20____ г.



(подпись и ФИО председателя МО)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР/УР

___________ ____________

(ФИО)

«____»___________20_____ года








ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЗАЧЕТА, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА, КОМПЛЕКСНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА, КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА, ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПО

нужное подчеркнуть

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, МДК, ПМ

нужное подчеркнуть

БД.09 Биология


Для обучающихся _1 _ курса по специальности/профессии



35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.













Составил преподаватель Цыбикова М.Д_____ _______ _______

дата подпись



Пояснительная записка

Цель дифференцированного зачёта: определение уровня знаний и умений обучающихся, полученных в процессе обучения на занятиях по дисциплине «Биология».

Форма дифференцированного зачёта: устный опрос и выполнение практических заданий

Продолжительность: минут

Дифференцированный зачет содержит вопросы и задания по всем темам курса общей биологии.

В результате изучения курса биологии обучающиеся должны знать:

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения,

- сущность процессов митоза и мейоза, сравнивать эти процессы между собой,

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

- законы Г.Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование генов и хромосом,

- необходимость практической селекции и теоретической генетики для повышения сельскохозяйственных производств.

- закономерности изменчивости и наследственности,

- сущность действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, биологическую терминологию и символику;

В результате изучения курса биологии обучающиеся должны уметь:

- решать элементарные генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека

- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности

информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору

путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и

функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Критерии оценки устного ответа.

 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный. 

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. 

 Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. 

 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые он не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. 

Критерии оценки практического задания.

отметка «5»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно.

отметка «4»: Практическое задание выполнено обучающимся в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов задания.

отметка «3»: Практическое задание выполнено и оформлено обучающимся с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение задания затрачено много времени.

Отметка «2»: Выставляется в том случае, когда обучающихся оказался неподготовленным к выполнению задания. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающихся.






Примерные вопросы для дифференцированного зачёта.

1. Объясните явление наследственной изменчивости как движущей силы эволюции.

2. Дайте характеристику фотосинтезу и опишите его значение.

3. В чем заключается космическая роль зеленых растений.

4. Дайте характеристику химическому составу клетки.

5. Какова роль воды и неорганических соединений в жизнедеятельности клетки.

6. Расскажите о учении Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

7. Генетика как наука, дайте характеристику методам генетики.

8. Г.Мендель-основоположник генетики, 1 и 2 законы Г.Менделя.

9. Что относится к основным компонентам клетки, каковы их функции.

10. Расскажите о учении Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, дайте ему оценку.

11. Опишите основные положения клеточной теории.

12. Что такое биологический прогресс и биологический регресс, приведите их примеры в природе.

13. Расскажите о причинах вымирания видов.

14. Дайте характеристику наследственным болезням человека, каковы их причины и профилактика.

15. В чем проявляются причины устойчивости экосистем, их смена.

16. Дайте понятие об экологических проблемах, назовите пути их решения.

17. Расскажите о формах полового и бесполого размножения.

18. Опишите функциональные группы организмов в экосистеме и их роль.

19. Дайте характеристику уровням организации живой природы.

20. Охарактеризуйте основные признаки живого организма.

21.Опишите практическое значение селекции и её основные методы.

22. Каковы последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и бесконтрольного применения лекарственных средств на организм человека.

23. Дайте общую характеристику абиотическим факторам.

24. Что такое биология, какова её взаимосвязь с другими науками.













Примерные практические вопросы для дифференцированного зачёта

Задание 1. Укажите органоиды клетки, отмеченные цифрами 1,2, 3,4, 5,6,7,9,10,11,12,13, расскажите об их строении и функциях.





Задание 2. С помощью магнитной аппликации составьте модели растительной и животной клетки. Сравните строение, объясните отличия в строении.



Задание 3. Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом. Назовите основные детали микроскопа. Укажите правила техники безопасности при работе с микроскопом.



Задание 4. Сравните процессы митоза и мейоза

Признаки

Митоз

Мейоз

1.В каких клетках происходит



2.Количество делений



3.Изменяется ли набор хромосом



4.Фазы (перечислить )



5.Количество образовавшихся клеток



6.Число хромосом в образовавшихся клетках



7.Схема



8.Особенности процесса



9. Значение











Задание 5. Сравните половое и бесполое размножение

Признаки

Половое размножение

Бесполое размножение

1. Сколько родительских особей участвует?



2. Генотип родителей и потомков отличается или нет?



3. Какой способ деления клеток лежит в основе?



4. Образуются ли гаметы?



5. Для каких организмов характерно?



6. Скорость увеличения числа особей



7. Какими новыми свойствами обладают получившиеся особи?





Задание 6.

Запишите номера вопросов, напротив них - правильные ответы.

  1. Как называется бесполое размножение амебы?

  2. Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?

  3. Как осуществляется бесполое размножение папоротников и мхов?

  4. Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?

  5. Возможно ли бесполое размножение человека? Если да, то каким образом?

  6. Что характерно для генотипов дочерних особей, по сравнению с родительскими при половом размножении?

  7. Что характерно для генотипов дочерних особей, по сравнению с родительскими при бесполом размножении?

  8. Какое размножение дает преимущество при изменении условий среды обитания?

  9. Как осуществляется бесполое размножение дождевого червя, морской звезды?

  10. Каким образом осуществляется бесполое размножение клубники?

  11. Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?



Задание 7.

I. Назовите пропущенные термины:

1) Индивидуальное развитие организма – это…

2) Оплодотворенная яйцеклетка – это…

3) Ряд митотических делений следующих друг за другом - …

4) Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри - …

5) Двухслойный зародыш с полостью внутри - …

6) Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …

7) Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - …

8) Третий зародышевый листок – это…

9) Наука о зародышевом развитии – это…

10) Свойство живых организмов, изучаемое в данной теме…

II. Вставьте пропущенные слова:

1. Онтогенез состоит из ……. этапов, которые называются …….. и ……… .

2. Включите в схему этапы эмбрионального развития.

Зигота …. …… …. органогенез

3. Развитие организма животного, включающего стадии зиготы, бластулы, гаструлы,

нейрулы, органогенеза, называют ………… .

4. Гаструла - ….слойная стадия развития зародыша.

5. Бластула - …….. стадия развития зародыша.



Задание 8.

Задание А. Дайте определения следующих понятий:

Гомозигота-

Рецессивный признак –

Фенотип-

Задание Б. Вставьте пропущенные слова:

………. ………. – скрещивание двух организмов, отличающихся одной парой признаков

………. - способность организмов приобретать признаки

Задание В. Запишите символы, обозначающие:

А) родителей

Б) женский организм

В) поколение внуков

Задание Г. Используя буквы латинского алфавита (1.Nn 2. Ss. 3. Ее 4.Dd 5. Ff 6.Kk 7. Ll 8.Hh 9.Gg 10.Rr 11.Ww 12. Qq ) запишите следующее:

1. Доминантная гомозигота

2. Рецессивная гомозигота

3.Гетерозигота

4. Все гаметы, которые дает рецессивная гомозигота

5. Все гаметы, которые дает гетерозигота







Задание 9. Составьте схему семьи, где есть приемные дети. Вспомните сказку Ш. Перро «Золушка».

Отец Золушки женился второй раз на женщине, у которой было две дочери. Золушка и ее новые сестры называются сводными сестрами. Изобразите схему родословной этой семьи, используя условные обозначения. Объясните значение понятий: генеалогия, сибсы, пробанд.



Задание 10. Решите задачу: Определите потомство (генотип и фенотип), полученное в скрещивании доминантной гомозиготной коричневой самки норки и рецессивного серого самца норки. Сравните понятия: доминантный и рецессивный признак; генотип и фенотип.

Задание 11. С помощью магнитных аппликаций (кролики) составьте схемы скрещивания, иллюстрирующие первый закон Менделя, второй закон Менделя, анализирующее скрещивание.



Задание 12. Прокомментируйте график «кривая толерантности». Приведите пример, подобрав соответствующие объекты и факторы.

Задание 13. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Задание 14. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты покровной и фотосинтезирующей тканей листа. Выявите различия в их строении, назовите функции этих тканей в растительном организме.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!