Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей трудового обучения Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» О.Л. Комарова. приказом от _______ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Мураховский Р.Ю.
учитель трудового обучения первой квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Столярное дело» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Примерной и авторской программы основного общего образования по «Столярному делу» под редакцией Воронкова В.В.
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу. Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков. На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп.
I группа – умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда;
материалов, приспособлений, инструментов, инвентаря, необходимых для работы; видов соединения и способы скрепления деталей; последовательности обработки и порядка трудовых действий; определение размеров и форм изделия. II группа – умения обработки: приемы и способы ручной обработки материалов, их отделки; хватка инструмента и рабочая поза при работе; овладение приемами работы инструментами в приспособлениях, на станках и машинах; сборка, подгонка и монтаж изделия. III группа – умения контроля и самоконтроля: определение годности изделия (размеры, формы, точность, качество); проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов обработки; определение соответствия образцу. IV группа – организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места; экономное расходование материалов; уход за инструментами и инвентарем; умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в звене, в бригаде, в классе; умение работать безопасно, без нарушений правил; умение выполнять работу в срок и качественно. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы. Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся; - обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков ; - постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней; - систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков; - связь теоретических знаний с практической работой; - совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий; - повышение работоспособности и выносливости учеников; - раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию.
Данная программа рассчитана на профориентацию учащихся, целью которой является подготовка школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Межпредметные связи
На уроках столярного дела осуществляется связь с предметами: письмо, чтение, математика, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
-математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
-черчением (основы графической грамоты, построение чертежей изделий и шаблонов;
-естествознанием,
-ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания,
-историей (история возникновения декоративных изделий и т.д.);
-чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
-обществознанием (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, направленных на социализацию обучающихся в природе, в быту, в коллективе:
- способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарнее выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; - связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.
При оценивании работы учащегося учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения. Таким образом, программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Коррекционная работа | Оборудование |
1 | День знаний! | 2 | 01.09 | | |
2 | Вводное занятие. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. | 1 1 | 03.09 | 2,5,11,12,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
3 | Двойной нож: назначение, требование к заточке. | 1 | 04.09 | 2,5,11,12,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
4 | Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании. | 2 | 08.09 | 2,5,11,12,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
5 | Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. | 2 | 10.09 | 2,5,11,12,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
6 | Составление плана работы. Выбор материала для изготовления подкладной доски. Фугование кромок делянок. | 1 | 11.09 | 2,5,11,12,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
7 | Склеивание щита в приспособлении. | 2 | 15.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
8 | Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия. | 2 | 17.09 | 3,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
9 | Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. | 1 | 18.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
10 | Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. | 2 | 22.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
11 | Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. | 2 | 24.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
12 | Геометрический орнамент: виды последовательность действий при вырезании треугольников. | 1 | 25.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
13 | Выбор и разметка рисунка. | 2 | 29.09 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
14 | Нанесение рисунка на поверхность изделия. | 2 | 01.10 | 1,3,17,22, | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
15, 16 | Вырезание узора. | 1 2 | 02.10 06.10 | 1,3,17,22, | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
17 | Отделка изделий лакированием. | 2 | 08.10 | 1,3,17,22, | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
18 | Планирование работы на изготовление разделочной доски. Подбор и разметка материала. | 1 | 09.10 | 1,3,17,22, | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
19 | Выпиливание разделочной доски. Зачистка поверхности. | 2 | 13.10 | 1,3,17,22, | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
20 | Выбор и разметка рисунка. | 2 | 15.10 | 11, 18 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
21 | Нанесение рисунка на поверхность разделочной доски. | 1 | 16.10 | 2,3,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
22 23 | Вырезание узора. | 2 2 | 20.10 22.10 | 2,3,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
24 | Отделка изделия лакированием. Правила пожарной безопасности. | 1 | 23.10 | 2,3,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
25 | Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем, токарными работами. | 2 | 05.11 | 2,3,12,21 | |
26 | Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. | 1 | 06.11 | 1,4,11,22 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
27 | Шехебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. | 2 | 10.11 | 1,4,11,22 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
28 | Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила. | 2 | 12.11 | 1,4,11,22 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
29 | Соединение УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. | 1 | 13.11 | 1,4,11,22 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
30 | Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов. | 2 | 17.11 | 1,4,11,22 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
31 32 | Изготовление подставки для цветов: обработка чистовой заготовки, разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда, контроль долбления глухого гнезда. | 2 1 | 19.11 20.11 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
33 | Спиливание шипа на полутемок, сборка изделия без клея, сборка на клею. | 2 | 24.11 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
34 | Назначение непрозрачной отделки. Краски, их основные свойства. | 2 | 26.11 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
35 | Производственное нанесение красок. Шпатлевание. Правила безопасной работы при окраске. | 1 | 27.11 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
36 | Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Т.Б. | 2 | 01.12 | 11,16 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
37 | Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. | 2 | 03.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
38 | Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения, устройство, применение, правила безопасного применения. | 1 | 04.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
39 | Кронциркуль(штангенциркуль): назначение, применение. | 2 | 08.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
40 | Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. | 2 | 10.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
41 | Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкуркой в прихвате. Отрезание изделия резцом. | 1 | 11.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
42 | Составление плана работы. Предварительная обработка заготовки. | 2 | 15.12 | 10,13,19,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
43 | Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкуркой в прихвате. Отрезание изделия резцом. | 2 | 17.12 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
44 | Отделка изделия масляной краской. | 1 | 18.12 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
45 | Сталь. Резец столярного инструмента: угол заточки. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. | 2 | 22.12 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
46 | Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. | 2 | 24.12 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
47 | Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. | 1 2 | 25.12 28.12 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
48 | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами. | 2 | 12.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
49 | Обработка и отделка изделия наждачной бумагой. | 2 | 14.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
50 | Изготовление ручки для стамески. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание. | 1 | 15.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
51 | Обработка и отделка изделий. Насадка ручек. | 2 | 19.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
52 | Инструменты для строгания профильной поверхности. Применение бруска с профильной поверхностью. | 2 | 21.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
53 | Механическая обработка профильной поверхности. | 1 | 22.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
54 | Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Работа зензубелем, фольцгобелем. | 2 | 26.01 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
55 | Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. | 2 | 28.01 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
56 | Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем. | 1 | 29.01 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
57 | Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. | 2 | 02.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
58 | Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем. | 2 | 04.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
59 | Круглые лесоматериалы. Бревна, кряжи, чурки. Хранение круглых лесоматериалов. | 1 | 05.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
60 | Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а так же к растрескиванию. | 2 | 09.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
61 | Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Их вредное воздействие на организм человека. | 2 | 11.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
62 | Способы распиловки бревен. | 1 | 12.02 | 5,11,12,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
63 | Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. | 2 | 16.02 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
64 | Знакомство с изделием (табурет). Последовательность изготовления изделия. | 2 | 18.02 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
65 | Заготовка деталей. | 1 | 19.02 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
66 | Выстрагивание деталей по размерам. | 2 | 25.02 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
67 | Изготовление вставных шипов. | 1 | 26.02 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
68 | Выполнение отверстий в деталях табурета. | 2 | 02.03 | 4,5,11,21,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
69 | Склеивание боковых рамок. | 2 | 04.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
70 | Склеивание корпуса табурета. | 1 | 05.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
71 | Изготовление сиденья табурета. | 2 | 09.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
72 | Зачистка сиденья и корпуса табурета. | 2 | 11.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
73 | Соединение корпуса табурета с сиденьем. | 1 | 12.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
74 | Отделка изделия. | 2 | 16.03 | 11,15,22,30 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
75 | Малка и транспортир, устройство, применение. | 2 | 18.03 | 1,10,21,33 | |
76 | Угловое ящичное соединение: виды, конструкция, применение. | 1 | 19.03 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
77 | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при работе со сверлом. | 2 | 30.03 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
78 | Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Работа шпунтубелем. | 2 | 01.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
79 | Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. | 1 | 02.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
80 | Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов. | 2 2 | 06.04 08.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
81 | Изготовление аптечки. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. | 1 | 09.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
82 | Разметка шипов и проушин. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. | 2 | 13.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
83 | Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. | 2 | 15.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
84 | Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений. | 1 | 16.04 | 1,10,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
85 | Древесина. Основные механические и технологические свойства древесины. | 2 | 20.04 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
86 | Лабораторная работа. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины. | 2 | 22.04 | 3,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
87 | Выпуклая и вогнутая поверхности. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. | 1 | 23.04 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
88 | Сверло: виды, устройство. Заточка спирального сверла. | 2 | 27.04 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
89 | Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра. | 2 | 29.04 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
90 | Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. | 1 | 30.04 | 3,21,33 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
91 | Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. | 2 | 04.05 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
92 | Высверливание по контуру. | 2 | 06.05 | 3,4,15,21 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
93 | Обработка гнезд стамеской и напильником. | 1 | 07.05 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
94 95 | Определение размеров. Подбор материала. Выстрагивание и соединение заготовок на шипы. | 2 2 | 11.05 13.05 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
96 97 | Выстрагивание шпунта. Выпиливание дна, сборка картотеки без клея. | 1 2 | 14.05 18.05 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
98 | Отделка изделия | 2 | 20.05 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
99 100 101 102 | Склеивание изделия. Практическое повторение. Изготовление ручки для ножовки. | 1 2 2 1 | 21.05 25.05 27.05 28.05 | 1,2,21,23 | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, инструменты. |
Итого: | 170ч. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Лекция | Практическая, самостоя-тельная, контроль- ная работа. | Экскурсии | Примечание. |
1 | Вводное занятие. | 7 | 7 | | | |
2 | Фугование | 11 | 6 | | | |
3 | Хранение и сушка древесины | 4 | 4 | | | |
4 | Геометрическая резьба по дереву. | 11 | 3 | 12 | | |
5 | Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК- 4. | 14 | 7 | 5 | | |
6 | Непрозрачная отделка столярного изделия | 5 | 5 | | | |
7 | Токарные работы | 18 | 5 | 13 | | |
8 | Обработка деталей из древесины твердых пород | 5 | 1 | 4 | | |
9 | Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК -2 | 20 | 13 | 23 | | |
10 | Угловые ящечные соединения УЯ -1, УЯ-2 | 11 | 1 | 10 | | |
11 | Свойства основных пород древесины. | 2 | 2 | | | |
12 | Лабораторная работа. | 2 | 2 | | | |
13 | Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки | 26 | 2 | 24 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Список литературы.
Воронкова В.В. программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.
Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1988
Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1989
Мызников В.А. Столярное дело часть 1 учебное пособие для учащихся 4,5, 6 классов вспомогательной школы Издательство «Просвещение» Москва 1971
Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: учебник М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 5-6 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград
ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 7-9 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград
Приложение №1
Коррекционно-развивающая работа:
1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.
2. Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:
3. Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;
4. Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;
5.планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;
6. осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;
7.подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.
8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;
9.развивать умения работать с технологической картой;
10.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности(работа с картой, самостоятельное выполнение задания);
11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;
12. Корригировать и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;
13.развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;
14.учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;
15. развивать умение работать с иллюстрацией, картой;
16.развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
17. коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;
18. коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
19. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;
20. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;
21.коррекция мелкой моторики рук;
22. способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;
23.развитие устойчивого внимания;
24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;
25. развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из прочитанного текста;
26. развивать умение анализировать текст и рисунки;
27. формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями;
28.развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал(адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);
29.развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;
30.коррекция и развитие познавательной деятельности;
31. развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о ,внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
32.развивать умение чувствовать и понимать другого человека;
33.способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;
34.формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;
35. учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.
36. формировать умение связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,
Лист согласования.
Класс | Дата | Количество не проведенных уроков | Причина | Согласование с завучем по УВР |
| | | | |