Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновская СОШ _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 200__г. | | «Утверждено» Директор МОУ Козьмодемьяновская СОШ _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 200__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению (технический труд)
на уровне основного общего образования
для учащихся 5–9 класса,
обучающихся по адаптированной образовательной программе
для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью
Байда Сергея Геннадьевича
учителя высшей квалификационной категории
с. Козьмодемьяновка
2020–2021 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по техническому труду составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №2, под редакцией В.В. Воронковой. ВЛАДОС, 2000г.
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Учебного плана МОУ Козьмодемьяновской СОШ.
Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 189 г.Москва «Об утверждении СанПинов №2.4.2.328615 - 15 «Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
.
.
Программа содержит оптимальный объём технологических знаний и навыков, её цель : до профессиональная подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации 1 год.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Трудовое обучение» входит в предметную область «Трудовая подготовка» из обязательной части учебного плана АООП для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью. На изучение предмета «Трудовое обучение» в 5-9 классах учебный план МОУ Козьмодемьяновской СОШ предусматривает 4 часа в неделю, 136 часов в год в каждом классе. «Технический труд» – 68 часов, сельскохозяйственный труд – 68 часов (исходя из 34 учебных недели).
.
Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс.
Количество учебных часов не регламентируется – его определяет сам учитель исходя из уровня подготовленности учеников. По построению и объёму учебного материала программа является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает технический труд.
Учащиеся, которые занимаются по специальной (коррекционной) программе, выполняют проект по желанию и в простой форме.
Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей. Для обучения технологиям наиболее важны связи с биологией и химией.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
-развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи;
- обогащение словаря.
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение методами творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
способности планировать технологический процесс и процесс труда;
умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
навыки согласования своих возможностей и потребностей;
ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
владение методами моделирования и конструирования;
навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
способность к коллективному решению творческих задач;
желание и готовность прийти на помощь товарищу;
умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
развитие глазомера;
развитие осязания, вкуса, обоняния
Уровни достижений обучающихся и нормы оценки освоения учебного курса «Технология»
Оценка | Знание учебного материала | Точность обработки изделия | Норма времени выполнения | Правильность выполнения трудовых приемов | Организация рабочего места | Соблюдение правил безопасной работы (ПБР) |
Оценка «отлично» (отметка «5») | Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска | Норма времени меньше или равна установленной | Абсолютная правильность выполнения трудовых операций | Учащиеся показывают грамотное соблюдение правил организации рабочего места | Нарушений ПБР в процессе занятия учителем замечено не было |
оценка «хорошо» (отметка «4») | В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/2 поля допуска | Норма времени превышает установленное на 10-15 % | Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются | Имели место нарушения ПБР, которые после замечания учителя не повторяются |
оценка «удовлетворительно» (отметка «3») | В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска | Норма времени превышает установленную на 20% и более | Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова | Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова | Имели место нарушения ПБР, которые после замечания учителя повторялись снова |
оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») | Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Учащийся не справился с заданием за отведенное время урока | Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания | Почти весь урок наблюдались нарушения правил ТБ | Имели место многократные случаи нарушения ПБР |
»
5 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
Обработка древесины | 20 | 10 | 10 |
Обработка металлов | 20 | 10 | 10 |
Народные промыслы | 20 | 2 | 18 |
Проект | 8 | | 8 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
6 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
Обработка древесины | 20 | 10 | 10 |
Обработка металлов | 20 | 10 | 10 |
Народные промыслы | 20 | 2 | 18 |
Проект | 8 | | 8 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
7 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
Обработка древесины | 20 | 10 | 10 |
Обработка металлов | 20 | 10 | 10 |
Народные промыслы | 20 | 2 | 18 |
Проект | 8 | | 8 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
8 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
Обработка древесины | 20 | 10 | 10 |
Обработка металлов | 20 | 10 | 10 |
Ремонтные работы в быту | 4 | 2 | 2 |
Народные художественные промыслы | 20 | 10 | 10 |
Проект | 4 | | 4 |
Итого | 68 | 22 | 36 |
9 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
Основные деревообрабатывающие операции | 20 | 10 | 10 |
Столярные соединения применяемые в сельском строительстве | 20 | 10 | 10 |
Обустройство приусадебного хозяйства | 10 | 2 | 8 |
Электротехнические работы | 10 | 2 | 8 |
Проект | 8 | | 8 |
Итого | 68 | 24 | 44 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)
Организация труда. (2ч)
Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.
Практические работы.
№ 1 «Организация рабочего места для столярных работ»
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Нанесение размеров. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Приемы работы ручным инструментом. Гвозди, клей, их назначение и применение. Сборка изделий на гвоздях и на клею. Приемы выжигания, лакирование.
Практические работы.
№2«Выполнение технического рисунка детали из древесины»;
№3« Распознавание древесины и древесных материалов»;
№4«Разметка заготовок из древесины строгание и пиление заготовок»; №5 « Соединение деталей на клею и на гвоздях»
№ 6 « Приемы выжигания и морения».
Проектная деятельность. (4 часа)
Разделочные доски, швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными инструментами и материалами, знать что такое технический рисунок и чертеж, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу и дереву , токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (20ч)
Организация труда (2ч)
Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (18ч)
Основные теоретические сведения.
Чтение чертежа. Понятие о черных и цветных металлов. Инструмент для обработки металлов Назначение простейших слесарных инструментов. Приспособление для гибки тонколистового металла (оправки, шаблоны, гибочные приспособления).Виды проволоки и ее применение .Способы правки, гибки и резания проволоки. Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме, насечки и их назначение. Приемы резки ножовкой, опиливание напильником, рубки зубилом. Приемы сверления отверстий на сверлильном станке и дрелью. Устройство штангенциркуля и приемы измерения.
Практические работы.
№ 7 « Рабочее место слесаря устройство слесарного верстака и тисков»
№8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите. Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке.
Проектные работы.
Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.
Планируемые результаты.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной целию
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
-коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.
Ученик научится:
Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).
Основные теоретические сведения.
Краткие сведения из истории. Местные художественные промыслы, традиции и культура каждого народа. Выпиливание лобзиком как один из видов художественной обработки древесины. Устройство и назначение лобзика. Выпиливание по контуру. Художественное выжигание. Правила разметки, копирование рисунка, перевод по шаблону.
Практические работы.
№9 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания. Закрепление пилок в лобзике. Выжигание по контуру». Сборка изделий на гвоздях и клею. Отделка поверхностей изделий.
Проектные работы.(5часов). Подставка под карандаши . Игрушки, с
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.
- регулятивные: строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.
ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8 часов).
Примерные темы. Подарок на 8 марта. Подарок к дню Защитника
.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труд
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)
Организация труда. (2ч)
Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.
Практические работы.
№ 1 «Организация рабочего места для столярных работ »
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (20ч)
Основные теоретические сведения
Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электро лобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка( станина, передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения древесины. Измерительные инструменты( контроль циркуль, нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.
Практические работы.
№ 2 « Подбор древесины для токарной обработки »;
№ 3 « Подготовка заготовок для точения »;
№ 4 «Крепление на шпиндель » ;
№ 5 « Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями »
№ 6 « Приемы шлифования покрытие лаком и морения».
Проектная деятельность.
Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (20ч)
Организация труда (2ч)
Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (18ч)
Основные теоретические сведения.
Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы( медь, алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов(прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, возможность соединения пайков, свариваемость). Основные части напильника и ножовки. Виды напильников и формы насечек. Приемы разметки и работы по разметке, резанию ножовкой и опиливанию. Приемы работы зубилом. Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.
№ 7 « Рабочее место слесаря устройство слесарного верстака и тисков»
№8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите »
№9 « Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке »
Проектные работы.
Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.
Планируемые результаты.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели
Метапредметные:
познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.
Ученик научится:
Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).
Основные теоретические сведения.
Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком
Практические работы.
№10 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания»
№11 « Закрепление пилок в лобзике»
№ 12 « Выжигание по контуру».
№13 « Сборка изделий на гвоздях и клею»
№ 14 « Отделка поверхностей изделий »
№ 15 « Полировка и лакировка поверхности »
Проектные работы
Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры.
.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять
познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.
регулятивные: строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий
ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8 часов).
Примерные темы. Подарок на 8 марта. Подарок к дню Защитника Отечеcтва.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)
Организация труда. (2ч)
Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)
Основные теоретические сведения
Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка ( станина , передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения. Измерительные инструменты ( кронциркуль , нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.
Практические работы.
№ 1Определние плотности древесины.
№ 2Выполнение чертежа.
№ 3Составление технологической карты.
№4Заточка и развод зубьев.
№5Настройка стругов.
№6Расчет размеров шиповых соединений
№7Сборка шипового соединения.
№8Соединение шкантами.
№9Точение скалки.
№10Точение ручки.
Проектная деятельность.
Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ(10ч)
Организация рабочего места(2ч)
Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Технология изготовления изделия на токарном и фрезерном станке (18ч)
Основные теоретические сведения.
Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы ( медь , алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность ) Понятие о процессе резания на токарном станке .Виды токарных резцов. Виды фрез, конструкция зубьев фрезы.
№ 1Ознакомление с термической обработкой стали
№2Выполнение чертежа детали
№3Ознакомление с токарным станком
№4Управление токарным станком
№5Обтачивание наружной поверхности
№6Сверление и подрезание торца
№7Разработка операционной карты
№8Нарезание резьбы
Проектные работы.
Валики ,болты ,гайки ,шайбы и тд .
Планируемые результаты.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
-познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
-коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
-регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.
Ученик научится:
Работать на токарном станке и выполнять простейшие операции.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с токарным станком.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).
Основные теоретические сведения.
Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.
Практические работы.
№1Выпиливание по контуру
№2Перевод рисунка через копирку
№3Лакирование и морение
№4Выжигание рисунка.
№5 Технология ажурного выпиливания лобзиком
Проектные работы. Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять
познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.
регулятивные: строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.
ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8ч)
На усмотрение ученика.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)
Организация труда. (2ч)
Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)
Основные теоретические сведения
Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электро лобзика, электро фуганка. Основные узлы токарного станка ( станина , передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения. Измерительные инструменты ( кронциркуль , нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.
Практические работы.
№ 1Определние плотности древесины.
№ 2Выполнение чертежа.
№ 3Составление технологической карты.
№4Заточка и развод зубьев.
№5Настройка стругов.
№6Расчет размеров шиповых соединений
№7Сборка шипового соединения.
№8Соединение шкантами.
№9Точение скалки.
№10Точение ручки.
Проектная деятельность.
Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ(10ч)
Организация рабочего места(2ч)
Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Технология изготовления изделия на токарном и фрезерном станке (18ч)
Основные теоретические сведения.
Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы ( медь , алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность ) Понятие о процессе резания на токарном станке .Виды токарных резцов. Виды фрез, конструкция зубьев фрезы.
№ 1Ознакомление с термической обработкой стали
№2Выполнение чертежа детали
№3Ознакомление с токарным станком
№4Управление токарным станком
№5Обтачивание наружной поверхности
Проектные работы.
Валики ,болты ,гайки ,шайбы и тд .
Планируемые результаты.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.
Ученик научится:
Работать на токарном станке и выполнять простейшие операции.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с токарным станком.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).
Основные теоретические сведения.
Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.
Практические работы.
№1Выпиливание по контуру
№2Перевод рисунка через копирку
№3Лакирование и морение
№4Выжигание рисунка.
№5 Технология ажурного выпиливания лобзиком.
Проектные работы. Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять
познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.
регулятивные: строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4ч)
Основные теоретические сведения.
Правила безопасности труда при проведении электромонтажных работ. Электрическая схема.
№1 Составление принципиальных монтажных схем.
№2 Оконцевание и соединение проводов
ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (4ч)
На усмотрение ученика.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда
Содержание программы
по труду
9 класс
ОСНОВНЫЕ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ (20ч)
Основные теоретические сведения.
Разметка. Назначение и роль в плотничных работах. Разметочные и измерительные инструменты, разметка по чертежу, разметка по шаблону и образцу. Пиление. Назначение пил, разводка зубьев. Строгание. Устройство рубанка, фуганка и других инструментов для строгания. Заточка и правка строгальных ножей. Долбление, резание стамеской и сверление. Заточка и правка долот и стамесок. Углы резания и заточки. Сверление древесины. Инструменты для сверления и элементы сверла. Приемы сверления глухих и сквозных отверстий. Контроль за качеством сверления.
Практические работы.
№1 Подготовка ручных пил к работе
№2 Развод зубьев и заточение их вручную
№3 Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанками, фуганком
№4 Заточка ножей рубанков, фуганков инструментов для профильного строгания
№5 Сверление отверстий
Варианты объектов труда.
Киянка, табурет, подставка для обуви, вешалка для одежды, хозяйственный инвентарь.
СТОЛЯРНЫЕ СОЕДЕНЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (20 ч)
Основные теоретические сведения.
Понятие о врубках. Способы сращивания и наращивания бревен, брусьев. Инструменты и шаблоны, применяемые при разметке и изготовлении врубок. Сплачивание бревен и брусьев. Сплачивание пластин и досок. Виды, разметка и приемы выполнения угловых соединений в рубленых домах. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Ящичные соединения. Примеры применения и расчет основных размеров угловых серединных и ящичных соединений. Виды соединений, применяемых при изготовлении оконных и дверных блоков, столярных перегородок и встроенной мебели. Соединения на клею. Технологический процесс склеивания: подготовка древесных материалов и клея, нанесение клея на древесину, запрессовка склеиваемых деталей, выдержка.
Практические работы.
№1 Соединение брусков насухо, угловое, тавровое, кресцовое.
№2 Сплачивание досок и щитов кромками по ширине насухо
№3 Соединение шипов насухо
№4 Выдалбливание гнезд для вставок различной формы
№5Ящичные соединения.
Варианты объектов труда.
Портретная рамка. Книжная и кухонная навесные полки. Парниковая рама. Табуреты различной конструкции.
ОБУСТРОЙСТВО ПРИУСАДЕБНОГО ХОЗЯЙСТВА (10 ч)
Основные теоретические сведения.
Различные конструкции парников. Целесообразное расположение парников на участке. Деревянные и металлические элементы конструкций парников. Правила сборки и установки рамных конструкций парников. Способы монтажа прозрачных покрытий. Элементы автоматизации парников.
Практические работы.
№1 Различные конструкции парников
№2 Подготовка инструментов и заготовок
№3 Изготовление отдельных деталей парника
№4 Монтаж прозрачного покрытия
№5Способы монтажа прозрачных покрытий.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (10 ч)
Основные теоретические сведения.
Общие характеристики бытовых потребителей электроэнергии. Электронагревательные приборы: электроплиты, утюги, калориферы, водонагреватели. Характеристики нагревательных элементов. Устройство электрического утюга и электроплитки и порядок их обслуживания. Методика определения и устранении неисправностей.
Электрифицированный инструмент: электродрель, электро-рубанок, электрическая ручная дисковая пила поддереву. Устройство и обслуживание коллекторных электродвигателей.
Технические характеристики Бытовых электрических машин для обработки почвы, уборки урожая, ухода за животными (роторный электро-рыхлитель, электро-фреза, газонокосилки, измельчители кормов и др.)
Практические работы.
№1 Знакомство с устройством электронагревательных приборов
№2 Разработка и сборка электрического утюга и плитки
№3 Знакомство с устройством электроинструментов
№4 Разработка и сборка электродрели
№5 Обслуживание коллекторного двигателя
ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8ч)
На усмотрение ученик
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда
Требования к результатам освоения учебного предмета
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выпускник научится: проявлять познавательный интерес и активность в данной области технологической деятельности; выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; самооценке умственных и физических способностей. Выпускник получит возможность научиться: осознавать необходимость общественно-полезного труда; бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам; рациональному ведению домашнего хозяйства. | Выпускник научится: находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться: грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности. | Выпускник научится: осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов; разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов; осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии; планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы; составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет); осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики; организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; планировать профессиональную карьеру; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1 Технология. Технический труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.
2 Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.
3.Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.
4. Технология. Технический труд: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2009. – 208с.
5. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.
Оборудование
• Слесарные инструменты:( молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и тд.).
• Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель, плакаты.
• Столярные инструменты:( рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).
Дидактический материал
Инструкционные карты:
Самолет катапульта, катер с резино-мотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения
Список литературы (основной и дополнительной)
Основной
1. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-1
2. Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15.
3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. – 240с.
Дополнительной (для учителя)
1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .
2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для учителя .В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.
Дополнительной (для учащихся)
1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-8 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с.
2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/user
http://www/it-n.ru
http://eidos.ru
http://www.cnso.ru/tehn
http://files.school-collection.edu.ru
http://trud.rkc-74.ru http://tehnologia.59442
http://www.domovodstvo.fatal.ru
http://tehnologiya.narod.ru
http://new.teacher.fio