СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАбочая программа по технологии ОВЗ "Технический труд" 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит оптимальный объём технологических знаний и навыков, её цель : до профессиональная подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«РАбочая программа по технологии ОВЗ "Технический труд" 5-9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 200__г.





«Утверждено»

Директор МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 200__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по трудовому обучению (технический труд)

на уровне основного общего образования

для учащихся 5–9 класса,

обучающихся по адаптированной образовательной программе

для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью



Байда Сергея Геннадьевича

учителя высшей квалификационной категории





с. Козьмодемьяновка

2020–2021 год.



Пояснительная записка

  • Рабочая программа по техническому труду составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №2, под редакцией В.В. Воронковой. ВЛАДОС, 2000г.

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  • Учебного плана МОУ Козьмодемьяновской СОШ.

  • Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 189 г.Москва «Об утверждении СанПинов №2.4.2.328615 - 15 «Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

.

.



Программа содержит оптимальный объём технологических знаний и навыков, её цель : до профессиональная подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Срок реализации 1 год.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Трудовое обучение» входит в предметную область «Трудовая подготовка» из обязательной части учебного плана АООП для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью. На изучение предмета «Трудовое обучение» в 5-9 классах учебный план МОУ Козьмодемьяновской СОШ предусматривает 4 часа в неделю, 136 часов в год в каждом классе. «Технический труд» – 68 часов, сельскохозяйственный труд – 68 часов (исходя из 34 учебных недели).





.



Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс.



Количество учебных часов не регламентируется – его определяет сам учитель исходя из уровня подготовленности учеников. По построению и объёму учебного материала программа является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает технический труд.



Учащиеся, которые занимаются по специальной (коррекционной) программе, выполняют проект по желанию и в простой форме.

Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей. Для обучения технологиям наиболее важны связи с биологией и химией.





Коррекционная работа включает следующие направления.



Коррекция отдельных сторон психической деятельности:



- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.



Развитие различных видов мышления:


- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

-развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.




Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:


- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.




Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи;

- обогащение словаря.

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

  • желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

  • умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

  • умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

  • самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

  • способность моделировать планируемые процессы и объекты;

  • умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

  • способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

  • умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

  • умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

  • умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

  • способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

  • понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.


Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

  • ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

  • использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

  • навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

  • владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • владение методами творческой деятельности;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

  • способности планировать технологический процесс и процесс труда;

  • умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

  • умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

  • умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

  • умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

  • умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;

  • умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

  • умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

  • умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

  • навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

  • навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

  • навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

  • умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

  • способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

  • знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

  • ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

  • умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

  • готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

  • навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

  • навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • навыки согласования своих возможностей и потребностей;

  • ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

  • проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

  • экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

  • умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;

  • владение методами моделирования и конструирования;

  • навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

  • умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

  • композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

  • умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

  • способность бесконфликтного общения;

  • навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

  • способность к коллективному решению творческих задач;

  • желание и готовность прийти на помощь товарищу;

  • умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

  • достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

развитие глазомера;

развитие осязания, вкуса, обоняния


Уровни достижений обучающихся и нормы оценки освоения учебного курса «Технология»


Оценка

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего места

Соблюдение правил безопасной работы (ПБР)

Оценка

«отлично» (отметка «5»)

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащиеся показывают грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений ПБР в процессе занятия учителем замечено не было

оценка «хорошо» (отметка «4»)

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/2 поля допуска

Норма времени превышает установленное на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место нарушения ПБР, которые после замечания учителя не повторяются

оценка «удовлетворительно» (отметка «3»)

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения ПБР, которые после замечания учителя повторялись снова

оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»)

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием за отведенное время урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил ТБ

Имели место многократные случаи нарушения ПБР



»








5 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

20

10

10

Обработка металлов

20

10

10

Народные промыслы

20





2

18

Проект

8


8

Итого

68

22

46






6 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

20

10

10

Обработка металлов

20

10

10

Народные промыслы

20





2

18

Проект

8


8

Итого

68

22

46






7 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

20

10

10

Обработка металлов

20

10

10

Народные промыслы

20





2

18

Проект

8


8

Итого

68

22

46







8 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

20

10

10

Обработка металлов

20

10

10

Ремонтные работы в быту

4

2

2

Народные художественные промыслы

20

10

10

Проект

4


4

Итого

68

22

36








9 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Основные деревообрабатывающие операции

20

10

10

Столярные соединения применяемые в сельском строительстве

20

10

10

Обустройство приусадебного хозяйства

10

2

8

Электротехнические работы

10

2

8

Проект

8


8

Итого

68

24

44






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)

Организация труда. (2ч)

Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

Практические работы.

№ 1 «Организация рабочего места для столярных работ»


Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Нанесение размеров. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Приемы работы ручным инструментом. Гвозди, клей, их назначение и применение. Сборка изделий на гвоздях и на клею. Приемы выжигания, лакирование.


Практические работы.

№2«Выполнение технического рисунка детали из древесины»;

№3« Распознавание древесины и древесных материалов»;

№4«Разметка заготовок из древесины строгание и пиление заготовок»; №5 « Соединение деталей на клею и на гвоздях»

№ 6 « Приемы выжигания и морения».


Проектная деятельность. (4 часа)

Разделочные доски, швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.

Планируемые результаты.

Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.



Ученик научится:

Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными инструментами и материалами, знать что такое технический рисунок и чертеж, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

Ученик получит возможность научиться:

Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу и дереву , токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.


ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (20ч)

Организация труда (2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.


Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (18ч)

Основные теоретические сведения.

Чтение чертежа. Понятие о черных и цветных металлов. Инструмент для обработки металлов Назначение простейших слесарных инструментов. Приспособление для гибки тонколистового металла (оправки, шаблоны, гибочные приспособления).Виды проволоки и ее применение .Способы правки, гибки и резания проволоки. Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме, насечки и их назначение. Приемы резки ножовкой, опиливание напильником, рубки зубилом. Приемы сверления отверстий на сверлильном станке и дрелью. Устройство штангенциркуля и приемы измерения.


Практические работы.

№ 7 « Рабочее место слесаря устройство слесарного верстака и тисков»

№8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите. Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке.


Проектные работы.

Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.

Планируемые результаты.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной целию



Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

-коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.



Ученик научится:

Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.

Ученик получит возможность научиться:

определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.





НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).



Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории. Местные художественные промыслы, традиции и культура каждого народа. Выпиливание лобзиком как один из видов художественной обработки древесины. Устройство и назначение лобзика. Выпиливание по контуру. Художественное выжигание. Правила разметки, копирование рисунка, перевод по шаблону.


Практические работы.

№9 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания. Закрепление пилок в лобзике. Выжигание по контуру». Сборка изделий на гвоздях и клею. Отделка поверхностей изделий.

Проектные работы.(5часов). Подставка под карандаши . Игрушки, с



Планируемые результаты.


Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

 - регулятивные:  строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Ученик научится:

изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изде­лий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.




ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8 часов).

Примерные темы. Подарок на 8 марта. Подарок к дню Защитника

.

Выпускник научится:

 планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

 представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

 организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;

 осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труд

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс



ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)

Организация труда. (2ч)

Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

Практические работы.

№ 1 «Организация рабочего места для столярных работ »


Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (20ч)

Основные теоретические сведения

Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электро лобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка( станина, передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения древесины. Измерительные инструменты( контроль циркуль, нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

Практические работы.

№ 2 « Подбор древесины для токарной обработки »;

№ 3 « Подготовка заготовок для точения »;

№ 4 «Крепление на шпиндель » ;

№ 5 « Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями »

№ 6 « Приемы шлифования покрытие лаком и морения».

Проектная деятельность.

Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.

Планируемые результаты.

Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Ученик научится:

Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

Ученик получит возможность научиться:

Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.


ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (20ч)

Организация труда (2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.


Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (18ч)

Основные теоретические сведения.

Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы( медь, алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов(прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, возможность соединения пайков, свариваемость). Основные части напильника и ножовки. Виды напильников и формы насечек. Приемы разметки и работы по разметке, резанию ножовкой и опиливанию. Приемы работы зубилом. Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.


№ 7 « Рабочее место слесаря устройство слесарного верстака и тисков»

№8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите »

№9 « Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке »


Проектные работы.

Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.

Планируемые результаты.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели

Метапредметные:

познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.

Ученик научится:

Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.

Ученик получит возможность научиться:

определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком


Практические работы.

№10 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания»

№11 « Закрепление пилок в лобзике»

№ 12 « Выжигание по контуру».

№13 « Сборка изделий на гвоздях и клею»

№ 14 « Отделка поверхностей изделий »

№ 15 « Полировка и лакировка поверхности »


Проектные работы

Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры.

.





Планируемые результаты.


Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять


познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

 регулятивные:  строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Ученик научится:

изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изде­лий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.


Ученик получит возможность научиться:


выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий









ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8 часов).







Примерные темы. Подарок на 8 марта. Подарок к дню Защитника Отечеcтва.

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)

Организация труда. (2ч)

Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.


Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)

Основные теоретические сведения

Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка ( станина , передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения. Измерительные инструменты ( кронциркуль , нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

Практические работы.

№ 1Определние плотности древесины.

№ 2Выполнение чертежа.

№ 3Составление технологической карты.

№4Заточка и развод зубьев.

№5Настройка стругов.

№6Расчет размеров шиповых соединений

№7Сборка шипового соединения.

№8Соединение шкантами.

№9Точение скалки.

№10Точение ручки.

Проектная деятельность.

Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.



Планируемые результаты.

Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных  умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Ученик научится:

Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

Ученик получит возможность научиться:

Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ(10ч)


Организация рабочего места(2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.


Технология изготовления изделия на токарном и фрезерном станке (18ч)

Основные теоретические сведения.


Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы ( медь , алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность ) Понятие о процессе резания на токарном станке .Виды токарных резцов. Виды фрез, конструкция зубьев фрезы.

№ 1Ознакомление с термической обработкой стали

№2Выполнение чертежа детали

№3Ознакомление с токарным станком

№4Управление токарным станком

№5Обтачивание наружной поверхности

№6Сверление и подрезание торца

№7Разработка операционной карты

№8Нарезание резьбы

Проектные работы.

Валики ,болты ,гайки ,шайбы и тд .

Планируемые результаты.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

-познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

-коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

-регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.





Ученик научится:

Работать на токарном станке и выполнять простейшие операции.

Ученик получит возможность научиться:

определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с токарным станком.



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.

Практические работы.

№1Выпиливание по контуру

№2Перевод рисунка через копирку

№3Лакирование и морение

№4Выжигание рисунка.

№5 Технология ажурного выпиливания лобзиком


Проектные работы. Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры

Планируемые результаты.


Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять

познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

 регулятивные:  строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Ученик научится:

изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изде­лий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.



ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8ч)


На усмотрение ученика.

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

8 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (20ч)

Организация труда. (2ч)

Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (18ч)

Основные теоретические сведения

Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электро лобзика, электро фуганка. Основные узлы токарного станка ( станина , передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения. Измерительные инструменты ( кронциркуль , нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

Практические работы.

№ 1Определние плотности древесины.

№ 2Выполнение чертежа.

№ 3Составление технологической карты.

№4Заточка и развод зубьев.

№5Настройка стругов.

№6Расчет размеров шиповых соединений

№7Сборка шипового соединения.

№8Соединение шкантами.

№9Точение скалки.

№10Точение ручки.

Проектная деятельность.

Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.

Планируемые результаты.

Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

познавательные: осознавать важность освоения универсальных  умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Ученик научится:

Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

Ученик получит возможность научиться:

Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.


ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ(10ч)

Организация рабочего места(2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.


Технология изготовления изделия на токарном и фрезерном станке (18ч)

Основные теоретические сведения.


Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы ( медь , алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность ) Понятие о процессе резания на токарном станке .Виды токарных резцов. Виды фрез, конструкция зубьев фрезы.

№ 1Ознакомление с термической обработкой стали

№2Выполнение чертежа детали

№3Ознакомление с токарным станком

№4Управление токарным станком

№5Обтачивание наружной поверхности

Проектные работы.

Валики ,болты ,гайки ,шайбы и тд .

Планируемые результаты.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.

Ученик научится:

Работать на токарном станке и выполнять простейшие операции.

Ученик получит возможность научиться:

определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с токарным станком.



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч).

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.

Практические работы.

№1Выпиливание по контуру

№2Перевод рисунка через копирку

№3Лакирование и морение

№4Выжигание рисунка.

№5 Технология ажурного выпиливания лобзиком.

Проектные работы. Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры



Планируемые результаты.


Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять

познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

 регулятивные:  строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Ученик научится:

изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изде­лий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.


РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4ч)


Основные теоретические сведения.

Правила безопасности труда при проведении электромонтажных работ. Электрическая схема.

№1 Составление принципиальных монтажных схем.

№2 Оконцевание и соединение проводов




ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (4ч)


На усмотрение ученика.




Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда

Содержание программы

по труду


9 класс






ОСНОВНЫЕ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ (20ч)




Основные теоретические сведения.

Разметка. Назначение и роль в плотничных работах. Разметочные и измерительные инструменты, разметка по чертежу, разметка по шаблону и образцу. Пиление. Назначение пил, разводка зубьев. Строгание. Устройство рубанка, фуганка и других инструментов для строгания. Заточка и правка строгальных ножей. Долбление, резание стамеской и сверление. Заточка и правка долот и стамесок. Углы резания и заточки. Сверление древесины. Инструменты для сверления и элементы сверла. Приемы сверления глухих и сквозных отверстий. Контроль за качеством сверления.


Практические работы.


1 Подготовка ручных пил к работе

2 Развод зубьев и заточение их вручную

3 Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанками, фуганком

4 Заточка ножей рубанков, фуганков инструментов для профильного строгания

5 Сверление отверстий


Варианты объектов труда.

Киянка, табурет, подставка для обуви, вешалка для одежды, хозяйственный инвентарь.


СТОЛЯРНЫЕ СОЕДЕНЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (20 ч)


Основные теоретические сведения.

Понятие о врубках. Способы сращивания и наращивания бревен, брусьев. Инструменты и шаблоны, применяемые при разметке и изготовлении врубок. Сплачивание бревен и брусьев. Сплачивание пластин и досок. Виды, разметка и приемы выполнения угловых соединений в рубленых домах. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Ящичные соединения. Примеры применения и расчет основных размеров угловых серединных и ящичных соединений. Виды соединений, применяемых при изготовлении оконных и дверных блоков, столярных перегородок и встроенной мебели. Соединения на клею. Технологический процесс склеивания: подготовка древесных материалов и клея, нанесение клея на древесину, запрессовка склеиваемых деталей, выдержка.


Практические работы.


1 Соединение брусков насухо, угловое, тавровое, кресцовое.

2 Сплачивание досок и щитов кромками по ширине насухо

3 Соединение шипов насухо

4 Выдалбливание гнезд для вставок различной формы

5Ящичные соединения.

Варианты объектов труда.

Портретная рамка. Книжная и кухонная навесные полки. Парниковая рама. Табуреты различной конструкции.



ОБУСТРОЙСТВО ПРИУСАДЕБНОГО ХОЗЯЙСТВА (10 ч)


Основные теоретические сведения.

Различные конструкции парников. Целесообразное расположение парников на участке. Деревянные и металлические элементы конструкций парников. Правила сборки и установки рамных конструкций парников. Способы монтажа прозрачных покрытий. Элементы автоматизации парников.


Практические работы.


1 Различные конструкции парников

2 Подготовка инструментов и заготовок

3 Изготовление отдельных деталей парника

4 Монтаж прозрачного покрытия

5Способы монтажа прозрачных покрытий.


ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (10 ч)


Основные теоретические сведения.

Общие характеристики бытовых потребителей электроэнергии. Электронагревательные приборы: электроплиты, утюги, калориферы, водонагреватели. Характеристики нагревательных элементов. Устройство электрического утюга и электроплитки и порядок их обслуживания. Методика определения и устранении неисправностей.

Электрифицированный инструмент: электродрель, электро-рубанок, электрическая ручная дисковая пила поддереву. Устройство и обслуживание коллекторных электродвигателей.

Технические характеристики Бытовых электрических машин для обработки почвы, уборки урожая, ухода за животными (роторный электро-рыхлитель, электро-фреза, газонокосилки, измельчители кормов и др.)




Практические работы.


1 Знакомство с устройством электронагревательных приборов

2 Разработка и сборка электрического утюга и плитки

3 Знакомство с устройством электроинструментов

4 Разработка и сборка электродрели

5 Обслуживание коллекторного двигателя



ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (8ч)


На усмотрение ученик



Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведѐнного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда




Требования к результатам освоения учебного предмета



Предметные


Метапредметные


Личностные

Выпускник научится:

  • проявлять познавательный интерес и активность в данной области технологической деятельности;

  • выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

  • самооценке умственных и физических способностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать необходимость общественно-полезного труда;

  • бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам;

  • рациональному ведению домашнего хозяйства.

Выпускник научится:

  • находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

  • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

  • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

  • составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

  • выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс;

  • контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • готовить пояснительную записку к проекту;

  • оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

  • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

  • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

  • оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Выпускник научится:

  • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;

  • разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов;

  • осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии;

  • планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия;

  • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;

  • выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы;

  • составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

  • осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики;

  • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • планировать профессиональную карьеру;

  • ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.




Перечень учебно-методического обеспечения



1 Технология. Технический труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.

2 Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

3.Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.

4. Технология. Технический труд: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2009. – 208с.

5. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.





Оборудование

• Слесарные инструменты:( молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и тд.).

• Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель, плакаты.

• Столярные инструменты:( рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).

Дидактический материал



Инструкционные карты:

Самолет катапульта, катер с резино-мотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения

Список литературы (основной и дополнительной)

Основной

1. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-1

2. Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15.

3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. – 240с.



Дополнительной (для учителя)



1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .

2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для учителя .В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.







Дополнительной (для учащихся)



1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-8 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с.

2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .



Интернет-ресурсы:

http://www.openclass.ru/user

http://www/it-n.ru

http://eidos.ru

http://www.cnso.ru/tehn

http://files.school-collection.edu.ru

http://trud.rkc-74.ru http://tehnologia.59442

http://www.domovodstvo.fatal.ru

http://tehnologiya.narod.ru

http://new.teacher.fio










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!