Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дроновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ильи Кирилловича Хахерина
п.Дунаевский Карачевского района Брянской области
| Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _____ _______________ 2020 год | Согласовано Зам. директора по УР _________Антошина Л.В. _______________ 2020 год | Утверждаю Директор школы __________О.В. Бояркина _________________ 2020 год | |
Рабочая программа
по русскому языку
8 класс
на 2020-2021 учебный год
Количество часов за год: 3
Количество часов в неделю: 102
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы I категории
Антошина Людмила Валентиновна стаж работы 26 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897),
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»,
3. Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2013),
4. Устава МБОУ Дроновская СОШ им.И.К.Хахерина,
5. Основной образовательной программы МБОУ Дроновская СОШ им.И.К.Хахерина,
6. Учебного плана МБОУ Дроновская СОШ им.И.К.Хахерина на 2020-2021 учебный год,
7. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ Дроновская СОШ им.И.К.Хахерина.
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 102 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Планирование учебного материала
№ | Содержание тем | Количест- во часов | Контроль- ные работы | Работа по развитию речи | Практи- ческие работы | Лабора- торные работы | Проверочные работы | Проекты | Тести рова ние | | Прове- рочные работы | Проекты | Тестиро-вание |
Сочи- не- ние | Изло-же- ние |
1 | Повторение | 4 | 2 | | | | | | | | | | |
2 | Введение. Речь. Речевое общение. Текст | 10 | | 2 | | | | | | 1 | | | |
3 | Виды и средства синтаксической связи | 8 | | | 1 | | | | | | | | |
4 | Двусоставные предложения | 15 | 2 | 2 | | | | 2 | 2 | | | | |
5 | Односоставные предложения | 13 | 2 | | 1 | | | | 1 | | | | |
6 | Простое осложнённое предложение | 14 | 2 | 1 | 1 | | | | | | | | |
7 | Предложения с обособленными членами | | 4 | 2 | 1 | | | 1 | 2 | 1 |
8 | Способы передачи чужой речи | 8 | | | | | | | | 1 | | | |
Итого: | 102 | | | | | | | | | | | |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
| Повторение изученного | 4 (2+1) | |
1 | Повторение разделов русского языка | | |
2 | Повторение всех видов разбора | | Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный |
3 | Контрольный диктант №1с грамматическим заданием | | Входной контроль |
4 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | |
| Введение в курс 8 класса | 10 (7 + 3) | |
5 | Что такое культура речи (§1) | 1 | Мини-презентации «Качества речи». |
6-7 | Р/р Сочинение-рассуждение | 2 | |
8 | Текст и его структура (§2) | 1 | Презентация «Сжатие текста». |
9 | Средства и способы связи предложений в тексте (§2) | 1 | Презентация «Лексические и грамматические средства связи». |
10 | Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) | 1 | Презентация «Функциональные разновидности языка». |
11 | Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему | 1 | |
12 | Научный стиль (§4) | 1 | Видеоряд к упр. 32. |
13 | Тестирование в формате ОГЭ по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» | 1 | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (75 часов + 14 развития речи) | 75 + 14 | Видеоряд к упр. 43. |
14-15 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4) | | |
16 | Р/р Подробное изложение | | Видеоряд к упр. 48. |
17 | Словосочетание, его структура и виды (§6) | | Презентация «Словосочетание». |
18-19 | Типы связи слов в словосочетании (§7) | | Презентация «Словосочетание». |
20 | Синтаксический разбор словосочетаний (§8) | | Презентация «Словосочетание». |
21 | Понятие о предложении (§9) | | Видеоряд к упр. 64. |
| Двусоставные предложения | | Видеоряд к упр. 72. |
22 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10) | | |
23 | Р/р Сочинение-рассуждение | | |
24 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) | | Мини-проект «Виды сказуемого» (начало). |
25 | Составное глагольное сказуемое (§12) | | Мини-проект «Виды сказуемого» (продолжение). |
26 | Составное именное сказуемое (§13) | | Мини-проект «Виды сказуемого» (окончание) |
27-28 | Тире между подлежащим и сказуемым (§14) | | Проверочная работа |
29 | Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) | | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (начало). |
30 | Определение и его виды (§16) | | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (продолжение). |
31-32 | Дополнение и его виды (§17) | | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (продолжение). |
33 | Обстоятельство и его виды (§18) | 1 | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (окончание). |
34 | Р/р. Сочинение-описание картины | 1 | Картинка к упр. 127. |
35 | Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19) | 1 | Проверочная работа |
36-37 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | 1 | |
| Односоставные предложения | | Видеоряд к упр. 131. |
38 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20) | 1 | |
39 | Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) | 1 | Мини-проект «Односоставные предложения» (начало). |
40 | Определенно-личные предложения (§22) | 2 | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). |
41 | Р/р. Сжатое изложение | | |
42-43 | Неопределенно-личные предложения (§23) | 2 | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). |
44 | Обобщенно-личные предложения (§24) | 1 | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). |
45-46 | Безличные предложения (§25) | | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). |
47 | Назывные предложения (§26) | | Мини-проект «Односоставные предложения» (окончание). |
48 | Повторение темы «Односоставные предложения» (§27) | | Видеоряд к упр. 4. |
49-50 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | | |
| Простое осложненное предложение | | |
51 | Понятие о простом осложненном предложении (§28) | | Видеоряд к упр. 199. |
52 | Понятие об однородных членах предложения (§29) | | Видеоряд к упр. 208. |
53 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) | | Видеоряд к упр. 219. |
54-55 | Р/р. Сочинение-рассуждение | | Видеоряд к упр. 220. |
56-57 | Однородные и неоднородные определения (§31) | | Видеоряд к упр. 228. |
58-59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) | | Мини-проект «Обобщающие слова». |
60 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) | | |
61 | Р/р. Сжатое изложение | | |
62 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34) | | Видеоряд к у. 3. |
63-64 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками | | |
| Предложения с обособленными членами | | Мини-проект «Обособленные члены предложения (начало)». |
65-66 | Обособление определений (§35) | | |
67-68 | Обособление приложений (§36) | | Мини-проект «Обособленные члены предложения (продолжение)». |
69-70 | Обособление обстоятельств (§37) | | Мини-проект «Обособленные члены предложения (продолжение)». |
71-72 | Обособление дополнений (§38) | | Мини-проект «Обособленные члены предложения (окончание)». |
73-74 | Р/р Сочинение-рассуждение | | Видеоряд к у. 269. |
75-76 | Обособление уточняющих членов предложения (§39) | | |
77-78 | Р/р. Презентация проектных работ | | Презентации проектных работ. |
79-80 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40) | | Проверочная работа |
81-82 | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками | | |
83-84 | Предложения обращениями (§41) | | Мини-проект по упр. 290. |
85-86 | Р/р. Сочинение-рассуждение | | |
87 | Предложения с вводными конструкциями (§42) | | Видеоряд к упр. 303. |
88 | Р/р. Сжатое изложение. | | |
89 | Предложения со вставными конструкциями (§43) | | Видеоряд к упр. 308. |
90-91 | Р/р. Конференция «Другому как понять тебя» | | Презентации проектных работ. |
92 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) | | Тест |
93 | Подготовка к итоговой контрольной работе | | |
94 | Итоговая контрольная работа. | | |
95 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
| Способы передачи чужой речи | | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (начало). |
96-97 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) | | |
98 | Диалог (§46) | | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (продолжение). |
99 | Р/р Сочинение-рассуждение | | |
100 | Косвенная речь (§47) | | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (продолжение). |
101 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) | | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (окончание). |
102 | Повторение темы «Способы передачи прямой речи» (§49) | | Тест |